Взаимосвязь читаемой информации в Интернет-сети и развития полоролевой идентичности в подростковом и юношеском возрасте | Обучение и развитие детей

Взаимосвязь читаемой информации в Интернет-сети и развития полоролевой идентичности в подростковом и юношеском возрасте

На главную Подросток Личностное развитие Взаимосвязь читаемой информации в Интернет-сети и развития полоролевой идентичности в подростковом и юношеском возрасте
Взаимосвязь читаемой информации в Интернет-сети и развития полоролевой идентичности в подростковом и юношеском возрасте
Подросток — Личностное развитие
Взаимосвязь читаемой информации в Интернет-сети и развития полоролевой идентичности в подростковом и юношеском возрасте

Султанова А.А. ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»

(г. Москва, Россия)

Принятые в 2012-2013 годах ФЗ №139-ФЗ и №135-ФЗ о дополнениях к закону «О защите детей об информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» внесли новые нормы права, касающиеся ограничений информации в сети Интернет и пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений.

Исследования взаимосвязи развития полоролевой идентичности, на которое может воздействовать запрещенная информация, и СМИ рассматривали ее до 90-х годов, когда сеть Интернет начинала зарождаться.

Интернет как СМИ отличается от периодики, книг, радио- и телекоммуникаций активностью в выборе информации, возможностью менять эту информацию, привносить новую, расширяются географические рамки распространения информации. Некоторые исследователи отмечают, что сеть Интернет – это отдельная среда, в которой человек может удовлетворять потребности: в коммуникации, в отдыхе и досуге, в информации и др. (Плешаков В.А., 2010).

Целью исследования являлся анализ взаимосвязи когнитивной и эмоциональной составляющих полоролевой идентичности и качества проводимого времени в Интернете.

Выборку исследования составили подростки (13-14 лет) и юноши (15-17 лет) женского и мужского пола, учащиеся средней и старшей школы.

Методики исследования:

1. Методика «МиФ» в модификации Н.В. Дворянчикова, изучающая когнитивную составляющую полоролевой идентичности. (Дворянчиков Н.В., 2011).

2. Цветовой тест отношений Эткинда А.М в модификации Е. Г. Дозорцевой, направленный на изучение эмоционального компонента полоролевой идентичности. (Дворянчиков Н.В., 2011).

3. Анкета для оценки качества времени проведенного в сети Интернет, составленная нами. Анкета учитывала темы, на которые читают и общаются респонденты в сети Интернет, социальные сети, предпочитаемые подростками, а также функции Интернет-сети, используемые подростками (коммуникативная, развлекательная, информационная).

4. Опросник Кимберли Янг, адаптированный В.А. Буровой, направленный на выявление интернет-зависимости.

На основании результатов исследования мы сделали следующие выводы:

1.Интернет-зависимость взаимосвязана с содержанием когнитивного и эмоционального компонентов полоролевой идентичности мальчиков подросткового возраста. Интернет-зависимые мальчики меньше соотносят реальный образ себя и демонстрируемый образ девочкам, а также не соотносят реальный и идеальный образ себя с мужскими фигурами на эмоциональном уровне.

2.Девочки подросткового возраста, использующие сеть Instagram, оценивают фемининные качества как более ценные для себя, чем девочки, не пользующиеся этой сетью.

3.У девочек подросткового возраста, использующих сеть Instagram, образы чаще соотносятся с понятием референтной группы, а у не использующих данную сеть более соотносящийся с образами представителей своего пола, принятием себя, жизнеутверждающими категориями.

4.Девочки юношеского возраста, использующие сеть Instagram, имеют более дифференцированные представления о функциях и поведении, характеризующих представителей каждого пола, чем девочки не использующие эту сеть.

5.Чтение информации о похудении и диетах девочками-подростками, о спорте, бодибилдинге и автомобилях мальчиками-подростками, а также о спорте девочками юношеского возраста в сети Интернет взаимосвязана с различиями в эмоциональном и когнитивном компонентах полоролевой идентичности внутри каждой из групп.

Литература

1.Дворянчиков Н.В., Носов С.С., Саламова Д.К. Половое самосознание и методы его диагностики. М.: Наука, 2011. 216 с.

2.Плешаков В.А. Интеграция, киберсоциализация и социальное воспитание: студент и преподаватель в информационном пространстве // Педагогическое образование и наука. 2010. № 1. С. 27-31.

Источник: Коченовские чтения «Психология и право в современной России». Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. М.: МГППУ, 2016. 339 с.