Учебное задание по диагностике умственного развития ребенка
На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Учебное задание по диагностике умственного развития ребенка
Учебное задание по диагностике умственного развития ребенка |
Лекции и практикум по психологии — Возрастная психология |
УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ по диагностике умственного развития ребенка Задание 1. «СОХРАНЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ» (небольшой набор) Материал: 10 коричневых и 10 зеленых пуговиц. Экспериментатор выкладывает перед ребенком ряд из 7 коричневых пуговиц и просит ребенка выложить точно такой же ряд зеленых пуговиц: «Положи столько же пуговичек, сколько у меня, не больше и не меньше». В протоколе отмечается, к а к ребенок выкладывает свои пуговицы и с к о л ь к о он выложил. При необходимости оба ряда приводятся во взаимнооднозначное соответствие, чтобы экспериментатор мог убедиться, что ребенок понимает численную эквивалентность рядов. 1 ситуация: экспериментатор изменяет положение пуговиц, сдвигая один из рядов. Задается вопрос: «Здесь столько же зеленых пуговиц, сколько коричневых, или каких-то пуговиц больше? Почему ты так думаешь?» 2 ситуация: Тот ряд, который был короче, теперь раздвигается так, что он становится длиннее первого ряда. Задаются те же вопросы, что и в ситуации 1. Контр-внушение: Если ребенок дает правильный ответ, экспериментатор обращает его внимание на длину рядов: «Посмотри, как далеко идут эти пуговички, может быть, их здесь больше?», или «У меня был один мальчик, который сказал мне, что зеленых пуговичек больше, потому что их вот сколько (показывается длина ряда), а этих вот сколько (показывается длина другого ряда). Как ты думаешь, он правильно сказал или нет?». Если ответ ребенка неправилен, экспериментатор напоминает ему первоначальную эквивалентность двух рядов: «Ты помнишь, как мы вначале разложили пуговички: каждую зеленую против каждой коричневой — и еще говорили, что у нас одинаковое количество (поровну) зеленых и коричневых. А как сейчас?» Ответы ребенка.
В тех случаях, когда экспериментатор закрывает один ряд и просит ребенка пересчитать пуговицы в другом ряду, а затем задает вопрос: «А теперь ты можешь сказать, сколько я закрыла пуговичек?» — ребенок дает правильный ответ («Я думаю, вы закрыли 7 пуговичек, потому что тут тоже 7» — сохранение «квоты»). 3. Непонимание сохранения. Ребенок выставляет пуговицы либо наугад (1), либо правильно, используя попарное соответствие или пересчет (2). В обеих ситуациях, (1) и (2), ответы на сохранение неправильны:
СОХРАНЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ (большие наборы) Материал:
1 ситуация. Фасоль из стакана ребенка пересыпается в другой стакан, более узкий и высокий. Экспериментатор спрашивает: «А сейчас у нас с тобой фасолинок поровну или у тебя больше?» 2 ситуация. Фасоль из узкого стакана пересылается в стакан, шире и ниже эталонного. Задается тот же вопрос, что и в первой ситуации. Контр-внушение. Если ребенок отвечает правильно, то экспериментатор обращает его внимание на разницу в двух стаканах: «Но посмотри, в этом стакане вот как много, а в этом только вот сколько (показываются уровни), может быть, здесь не поровну фасоли?» Если ребенок отвечает неправильно, экспериментатор напоминает ему исходное равенство и способ, каким были наполнены стаканы: «А ты помнишь, как мы насыпали эти стаканы: брали по одной фасолинке и бросали — ты в свой стакан, а я в свой, и еще говорили, что у нас получилось поровну фасолинок. А как сейчас?» Ответы ребенка
начинает внушать неправильный ответ. В случае правильных ответов эти дети не могут дать полного и исчерпывающего обоснования.
СОХРАНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ТВЕРДОГО ВЕЩЕСТВА (пластилина) Материал: 2 шарика из пластилина одинакового размера и разного цвета. Испытуемому дается два шарика, и экспериментатор задает следующие два вопроса:
Один из шариков на глазах ребенка превращается в «сосиску». Экспериментатор задает следующие вопросы:
Колбаска превращается в «блин», и снова задаются те же вопросы, что в 1-ой ситуации. 3-я ситуация. Экспериментатор делает из «блина» несколько (4-6) маленьких шариков и снова задает те же вопросы, что в ситуации 1. Контр-внушение. Если ребенок дает правильный ответ, то экспериментатор обращает его внимание на длину или высоту трансформированного кусочка пластилина.
Если ребенок дает неправильный ответ, то экспериментатор обращает его внимание на другой параметр изменяемого объекта.
1. Понимание сохранения. Ребенок дает правильные ответы во всех трех ситуациях, не колеблется, когда экспериментатор внушает ему неправильный ответ: обосновывает своё мнение одним или несколькими аргументами:
3. Непонимание сохранения. Ребенок дает неправильные ответы во всех ситуациях:
Материал: тот же набор стаканов, что и при исследовании понимания сохранения численности, подкрашенная вода. 1-я ситуация: Экспериментатор выставляет перед ребенком два одинаковых стакана и наливает один из них до половины. «А теперь ты налей в свой стакан столько же воды, чтобы у нас было поровну», — просит экспериментатор ребенка. После того, как ребенок выполняет просьбу экспериментатора, тот задает ребенку два вопроса:
более узкий. Задаются те же вопросы, что в исходной ситуации. 3-я ситуация: Экспериментатор переливает воды из узкого стаканчика в стакан более широкий (по сравнению с эталонным). 4-ая ситуация: вода из широкого стакана переливается в три маленьких стаканчика. Снова задаются вопросы. Контр-внушение. Если ребенок дает правильный ответ, то экспериментатор обращает его внимание на различие в уровнях жидкости в стаканах: «У меня был один мальчик, который сказал мне, что здесь больше воды, потому что здесь выше, чем здесь» Если ребенок дает неправильный ответ, центрируясь только на одном аспекте ситуации, то экспериментатор обращает его внимание также и на другой аспект ситуации: «Здесь воды выше, но погляди, какой этот стаканчик узенький, а этот (показывает) стакан более широкий, может быть, в нем больше воды?» Если это не помогает, то экспериментатор напоминает ребенку первоначальное равенство воды в двух стаканах. Ответы ребенка 1. Понимание сохранения. Ребенок дает правильные ответы во всех ситуациях и обосновывает свое мнение одним или несколькими из следующих аргументов:
3. Непонимание сохранения. Дети дают неправильные ответы во всех трех ситуациях:
Материал: 2 гибкие проволочки длиной 10 и 15 см (разного цвета: красного и зеленого) Перед ребенком выкладывают две проволочки: «Давай проволочки будут у нас дорожками. Одинаковые они или нет? Одинаково долго ползти по этим дорожкам муравьям или по какой-то дольше?» 1 ситуация. Экспериментатор сгибает красную проволоку (более длинную) таким образом, чтобы ее концы совпадали с концами зеленой проволоки. «А теперь по этой дорожке муравьям будет ползти одинаково долго или кому-то дольше?» «Они устанут одинаково?» 2-ая ситуация. Экспериментатор сгибает красную проволоку еще сильнее, так что теперь концы зеленой (более короткой) проволоки выходят за концы красной. Вопросы те же, что и в первой ситуации. Феномены Пиаже |