Актуальные проблемы возрастной психологии
На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Актуальные проблемы возрастной психологии
Актуальные проблемы возрастной психологии |
Лекции и практикум по психологии — Возрастная психология | ||||||||||||||
Симферополь 2001 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение_________________________________ Глава 1. Формирование и развитие сознания в теории Выготского – Леонтьева – Лурии. Глава 2. Психологические особенности детей дошкольного возраста._____ 2.1. Общая характеристика психологических особенностей детей дошкольного возраста._________________________ 2.2. Игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.__________________ 2.3. Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста 2.4. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста 2.5. Влияние тревожности на самооценку ребенка и статусное положение ребенка в группе_____________________________________ Глава 3. Закономерности психического развития в подростковом возрасте.______________ Глава 4. Психологические особенности юношеского возраста_________________________ Глава 5. Основные закономерности психосексуального развития.______________________ Глава 6. Психологические особенности полоролевых различий._______________________ Глава 7.Проблема отклоняющихся форм поведения в подростковом и юношеском возрасте.______________________________________ 7.1. Психологические и патологические ситуационно-личностные реакции в подростковом и юношеском возрасте._______ 7.2. Расстройство личности: психиатрический и психологический аспекты. Особенности формирования психопатической личности в подростковом возрасте.________________________________________________ 7.3. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей. Причины формирования делинквентного поведения.______________________________________________ 7.4. Психологические причины виктимного поведения. Глава 8. Дисфункциональные семьи и их влияние на формирование личности ребенка (на примере наркофильных семей)________________________________________ Список рекомендуемой литературы_______________________________________________ Приложение Методические рекомендации «Оформление дипломных и курсовых работ» _____________ Введение Опыт преподавания психологии и руководства студенческими научно-исследовательскими работами показал какие из актуальных проблем возрастной психологии наиболее интересуют студентов, в связи с началом их деятельности в качестве практикантов-психологов дошкольных и школьных учреждений. Как известно, реальная практическая работа предполагает не только хорошее знание психологии, и ее методов, но и навыков проведения экспериментально-психологического исследования. Частые вопросы студентов по поводу проявлений у лиц подросткового и юношеского возраста различных форм отклоняющегося поведения, влияния семьи, в которой один из членов злоупотребляет алкоголем на формирование личности ребенка, заставили нас включить в данное учебное пособие главы, посвященные обзору данных проблем. В связи с кризисом, который переживает психология во всем мире в последнее десятилетие, все большую актуальность представляют методологические ориентиры, позволяющие не только правильно подобрать психодиагностический инструментарий, но и научно аргументировать полученные при помощи него результаты. К сожалению, на фоне переполненного зарубежной психологической литературой рынка, необоснованно затушевывается роль отечественных психологических школ, всегда отличавшихся хорошо проработанным понятийным аппаратом и методологией. В этой связи, помня, что студенты часто испытывают затруднения при освоении темы, посвященной теории формирования и развития сознания, мы уделили ей особое внимание, описав в первой главе представления отечественных классиков психологии: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии. Для того чтобы проиллюстрировать принципы проведения самостоятельной научно-исследовательской работы, в конце большинства глав приведено краткое содержание студенческих курсовых и дипломных работ по соответствующей тематике. Надеемся, что данный материал позволит избежать многих ошибок, характерных для начинающих исследователей. Для облегчения написания научных отчетов по результатам проведенных исследований в Приложении приводятся Методические рекомендации по оформлению дипломных и курсовых работ. Примечание: В Учебном пособии использованы фрагменты курсовых и дипломных работ студентов Таврического национального университета им. В.И. Вернадского и Крымского филиала Полтавского педагогического университета Предыдущая — Следующая >> |