Неврозы как способ психологической самоактуализации личности | Обучение и развитие детей

Неврозы как способ психологической самоактуализации личности

На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Неврозы как способ психологической самоактуализации личности
Неврозы как способ психологической самоактуализации личности
Лекции и практикум по психологии — Возрастная психология
А.И.Захаров

НЕВРОЗЫ КАК СПОСОБ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ (А.И.Захаров. Неврозы у детей и подростков. СПб., Союз, 1998. С. 87 — 90.)

Взгляд на неврозы как нервно-психическое заболевание, неминуемо ведущее к деморализации личности, атавизму и регрессу, до сих пор имеет хождение среди ортодоксально настроенных психиатров, психоаналитиков и психотерапевтов. Однако уже в определении В.Н.Мясищевым неврозов как психогенных заболеваний личности подчеркнут их психотравмирующий генез, принципиальная функциональность и обратимость.

Наш опыт психотерапии неврозов с начала 60-х годов подтвердил это положение, и постепенно мы пришли к убеждению, что невроз играет не только отрицательную, но и конструктивную роль в становлении личности как в детском, так и взрослом возрасте.

Безусловно, позитивная роль неврозов не является аксиомой, и мы видим достаточно многочисленные случаи последующего развития неврозов характера и дезадаптивного поведения. Тем не менее, три независимых фактора могут переменить это положение:

1) эффективная психотерапия с проработкой-осознанием внутриличностных и межличностных проблем;

2) благоприятное стечение жизненных обстоятельств (в отличие от ранее неблагоприятных);

3) самостоятельное извлечение уроков из невротического опыта под влиянием социума и непосредственного окружения.

Следует учесть еще три переменные, осложняющие или облегчающие выход из драматической жизненной ситуации и индивидуально взаимодействующие с вышеприведенными факторами. Это:

1) роль нарушенных или измененных прародительских отношений, оказывающих неблагоприятное влияние на формирование личности будущих супругов и родителей;

2) конституционально-генетические предпосылки появления эмоционально неустойчивых, интровертированных и тревожно-мнительных черт характера;

3) травмирующий опыт детства, искажающий нормальный, естественный ход формирования личности. Другими словами, чем более нарушены отношения в прародительской семье (конфликты, неполная семья), характерологически изменены родители и психологически осложнено развитие личности — тем труднее самостоятельный выход из невроза и приобретение позитивного опыта самореализации.

Тем не менее, исключительная роль принадлежит активности и социальности личности, ее нравственно-этической направленности, стремлению жить с людьми в мире и согласии вместе с установкой на преодоление не разрешимых раньше и ведущих проблем при неврозах в области самореализации, личной безопасности и общения. Последнее подразумевает своевременное обращение за психологической и психотерапевтической помощью, установление контакта со специалистом, терпение и последовательность в реализации психологических программ адекватной саморегуляции, психической защиты и адаптивного взаимодействия с людьми.

Несмотря на вероятность развития невроза без каких-либо заметных изменений характера, на что указывал и В.Н.Мясищев, мы можем отметить определенное своеобразие характера и личности, облегчающее появление невроза под влиянием психотравмирующих жизненных обстоятельств. Поэтому ниже мы отметим это исходное своеобразие, а также типичные психологические изменения при неврозах и пути последующей конструктивной самореализации личности.

 



 

До невроза

 

При неврозе

 

После невроза

1

Повышенная эмоциональная чувствительность, впечатлительность, наивность, спонтанность и внушаемость (правопо-лушарность)

Заостренная сензи-тивность, ранимость и импульсивность

Увеличение рациональности в восприятии и мышлении, большая критичность (левополушарность)

2

Эмоциональная лабильность, эмотивность

Преобладание подсознательных, иррациональных мотиваций поведения, аффективность,

неустойчивость настроения

Большая уравновешенность эмоций, лучший контроль чувств и желаний

3

Импрессивность (склонность к задержке эмоциональных ответов и накопление отрицательных эмоций)

Депрессивность мироощущения, нигилизм, уход в себя, в свои чувства и переживания

Нарастание экспрессивности и непосредственности в выражении чувств, более взвешенный и менее пессимистический взгляд на жизнь

4

Склонность к беспокойству

Большое количество страхов, опасений. Тревожность

Осторожность

5

Повышенная потребность в привязанности

Невротическая привязанность, зависимость и несамостоятельность

Большая самостоятельность

6

Отсутствие агрессивности

Беззащитность

Лучшая психологическая защита

7

Неопределенность «я», отсутствие внутренней опоры и единства

Неуверенность в себе. Нерешительность, мнительность

Большее принятие себя и возрастающая стабильность «я»

Перенесенный невроз не создает иммунитет к его повторению в сложных, драматических жизненных обстоятельствах, если не была проведена направленная психологическая работа по перестройке неадекватно сложившихся отношений и не были достигнуты достаточно устойчивые психотерапевтические результаты. Чем в более раннем возрасте оказывается психологическая помощь, тем лучшую отдачу мы видим во взрослом состоянии. Поэтому мы практически не имеем развернутых картин невроза и дезадаптивных реакций у тех взрослых, которые приобрели (совместно с родителями) психотерапевтический опыт решения психологических проблем развития в детском возрасте.

Контрольные вопросы

  1. Перечислите факторы, способствующие формированию неврозов у детей.
  2. Охарактеризуйте роль и психологическое содержание «травмирующего опыта детства».
  3. В чем состоят основные особенности психологического реагирования, предшествующие и сопутствующие невротическому расстройству личности?