Неврозы как способ психологической самоактуализации личности
На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Неврозы как способ психологической самоактуализации личности
Неврозы как способ психологической самоактуализации личности |
Лекции и практикум по психологии — Возрастная психология | ||||||||||||||||||||||||||||||||
А.И.Захаров НЕВРОЗЫ КАК СПОСОБ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ (А.И.Захаров. Неврозы у детей и подростков. СПб., Союз, 1998. С. 87 — 90.) Взгляд на неврозы как нервно-психическое заболевание, неминуемо ведущее к деморализации личности, атавизму и регрессу, до сих пор имеет хождение среди ортодоксально настроенных психиатров, психоаналитиков и психотерапевтов. Однако уже в определении В.Н.Мясищевым неврозов как психогенных заболеваний личности подчеркнут их психотравмирующий генез, принципиальная функциональность и обратимость. Наш опыт психотерапии неврозов с начала 60-х годов подтвердил это положение, и постепенно мы пришли к убеждению, что невроз играет не только отрицательную, но и конструктивную роль в становлении личности как в детском, так и взрослом возрасте. Безусловно, позитивная роль неврозов не является аксиомой, и мы видим достаточно многочисленные случаи последующего развития неврозов характера и дезадаптивного поведения. Тем не менее, три независимых фактора могут переменить это положение: 1) эффективная психотерапия с проработкой-осознанием внутриличностных и межличностных проблем; 2) благоприятное стечение жизненных обстоятельств (в отличие от ранее неблагоприятных); 3) самостоятельное извлечение уроков из невротического опыта под влиянием социума и непосредственного окружения. Следует учесть еще три переменные, осложняющие или облегчающие выход из драматической жизненной ситуации и индивидуально взаимодействующие с вышеприведенными факторами. Это: 1) роль нарушенных или измененных прародительских отношений, оказывающих неблагоприятное влияние на формирование личности будущих супругов и родителей; 2) конституционально-генетические предпосылки появления эмоционально неустойчивых, интровертированных и тревожно-мнительных черт характера; 3) травмирующий опыт детства, искажающий нормальный, естественный ход формирования личности. Другими словами, чем более нарушены отношения в прародительской семье (конфликты, неполная семья), характерологически изменены родители и психологически осложнено развитие личности — тем труднее самостоятельный выход из невроза и приобретение позитивного опыта самореализации. Тем не менее, исключительная роль принадлежит активности и социальности личности, ее нравственно-этической направленности, стремлению жить с людьми в мире и согласии вместе с установкой на преодоление не разрешимых раньше и ведущих проблем при неврозах в области самореализации, личной безопасности и общения. Последнее подразумевает своевременное обращение за психологической и психотерапевтической помощью, установление контакта со специалистом, терпение и последовательность в реализации психологических программ адекватной саморегуляции, психической защиты и адаптивного взаимодействия с людьми. Несмотря на вероятность развития невроза без каких-либо заметных изменений характера, на что указывал и В.Н.Мясищев, мы можем отметить определенное своеобразие характера и личности, облегчающее появление невроза под влиянием психотравмирующих жизненных обстоятельств. Поэтому ниже мы отметим это исходное своеобразие, а также типичные психологические изменения при неврозах и пути последующей конструктивной самореализации личности.
Контрольные вопросы
|