Творческий подход в обучении математике
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Судакова Ольга Анатольевна
С давних пор математику принято считать «сухой» и строгой наукой. Большинство учащихся нередко заранее испытывают страх перед предметом, что приводит к целому ряду проблем: потери интереса к предмету, боязни ошибиться, хронической неуспеваемости, и т.п. Я как учитель математики постоянно сталкиваюсь с этой проблемой. Как сделать свой предмет увлекательным, интересным, понятным, дающим удовлетворение и ученику и учителю? Считаю, что реализация этих задач возможна только через творческий аспект. Творческий потенциал ребенка безграничен. Задача учителя помочь ученику раскрыть его более полно, направить на развитие способностей и возможностей, совершенствование учебных умений и навыков. Я работаю в лицее архитектуры и дизайна, поэтому изучение математики в нашем учебном заведении невозможно без творческой составляющей. Виды творческой деятельности в обучении многогранны и разнообразны. Приведу примеры некоторых мероприятий, которые провожу со своими учениками, при этом делая акцент на профиль лицея. На протяжении нескольких лет я руковожу секцией математики Научного общества учащихся лицея. В него входят учащиеся 8-11 классов. На первых заседаниях знакомлю детей с рядом тем, которые они могут выбрать для исследования. Например, «Архитектура и симметрия», « Золотая пропорция в архитектуре и искусстве», «Правильные многогранники», «Симметрия в архитектуре» и т.д. Выбрав тему, ребенок работает над ней в течение нескольких месяцев. На последующих заседаниях мы вместе обсуждаем накопленный материал, анализируем литературу, рассматриваем и решаем задачи по данным темам. Каждый ученик не ограничен рамками только своей работы. Ребята делятся друг с другом своими находками, сообща решают задачи, вместе готовят презентации. Такая работа как нельзя лучше связывает творческий компонент с исследовательской деятельностью. Она предусматривает самостоятельность мышления, включение учащихся в процесс открытия нового, формированию умений и навыков исследовательской деятельности, активную творческую позицию, а так же способствует формированию навыков общения и коллективной деятельности. В феврале начинаются предварительные отчеты о проделанной работе и подготовка к лицейской Научно — практической конференции. Каждый из членов Общества выступает с проектом своей работы. Затем ребята выступают на лицейской конференции. Жюри, состоящее из учителей и самих учеников, оценивает выступления, учитывая не только содержание, но и оформление работы, умение выступать публично и вести дискуссию, качество презентации. Ученик, занявший первое место, начинает подготовку к городской Научно – практической конференции школьников «Старт в науку». Конечно, не каждому ребенку под силу исследовательская деятельность на таком уровне. Разнообразные формы внеклассных мероприятий и уроков позволяют включить в творческий процесс всех учащихся. Так, на уроках по решению задач во всех классах даю такое задание: составить и решить задачу по теме «Строительство и архитектура». Затем я отбираю наиболее интересные из них. Мы решаем их вместе с детьми на уроке, а в конце года составляем «Сборник задач», который я могу использовать в своей дальнейшей работе. Приведу пример одной из задач, составленной учеником восьмого класса Кузовниковым Вячеславом: «Фронтон крыши имеет форму равнобедренного треугольника. Длина основания этого треугольника 5 метров, длина боковых сторон 6,5 метра. Сколько литров краски потребуется для окраски фронтона крыши, если на окраску одного квадратного метра фронтона необходимо 0,6 литра краски». В 5 -6 –х классах ребята делают еще и иллюстрации к своим задачам, а в старших могут представить свою работу и в виде презентации. Кроме этого, в своей работе не могу не учитывать и художественные способности наших учеников. Так, учащимся старших классов предлагаю составить сборники развивающих задач в картинках для начальной школы. Конечно, и здесь опять делается акцент на профиль лицея. Такие сборники нашли практическое применение в группах продленного дня. Широкие возможности для активного творчества предоставляет и проводимая ежегодно Неделя математики. Начинается она, по традиции, с выставки – конкурса математических газет. Вот где простор для воображения, фантазии, выдумки! Газета — «книга», газета – «школьная доска», газета – «древний свиток», и даже газета — «куб» — лишь немногое, что можно увидеть на этой выставке. Содержательные, красочные, яркие, они никого не оставляют равнодушным. В рамках недели проходит так же конкурс на лучшее наглядное пособие по математике. Ребята рисуют всевозможные плакаты по разным темам, делают макеты правильных многогранников, создают презентации к урокам. Не меньший интерес вызывает и конкурс на лучшую обложку к учебнику. Каждый класс представляет и защищает свой проект. Кроме общелицейских конкурсов проводятся мероприятия для каждой параллели. Для 5 – 6-х классов — «Математический поезд», 7-8-х — « Математическое ассорти», 9-х — «Математический бой», 10-11-х — «Конкурс эрудитов». Учащиеся 6-8-х классов готовят устный «Математический журнал» и выступают перед учениками начальных классов. В нем они рассказывают об интересных математических фактах, занимательных задачах, фактах биографии ученых-математиков. Заканчивается Неделя математики подведением итогов и награждением лучших. Награды получают не только самые умные и смекалистые, но и самые активные участники. Такая форма деятельности позволяет учить, давать детям новые знания играючи, в ненавязчивой форме. Здесь могут проявить себя ребята с самым разным уровнем математических знаний. Для учащихся, интересующихся математикой более глубоко, проводится ежегодная лицейская олимпиада по математике. Конечно, и здесь не обойтись без творческой составляющей. Кроме высокого интеллекта и хороших математических способностей, необходимо умение мыслить неординарно, видеть нестандартные способы решения задач, проявлять смекалку и даже фантазию. На протяжении всего учебного года мои ученики принимают участие и в других математических олимпиадах и конкурсах. Это городская олимпиада по математике, Международный математический конкурс «Кенгуру», Международная заочная олимпиада по основам наук, Всероссийская заочная олимпиада «Олимпус». Такое участие способствует не только развитию мыслительных способностей, но и помогает детям проверять свои знания в различных ситуациях, побуждает к изучению и поиску нового, формирует навыки тестовой работы, приучает к самостоятельному мышлению. Элементы соревнования, отсутствие строгих форм контроля, возможность самооценки – все это делает такую форму работы привлекательной для ребенка, создает у него положительную мотивацию к учебе, дает возможность проявить себя даже пассивным детям. Путь в математику не прост, но увлекателен. Задача учителя – пройти этот путь вместе с учеником преодолевая трудности, формируя устойчивый интерес к предмету, раскрывая все красоту и гармонию этой науки. Считаю, что решение этой задачи будет успешным, если взаимодействие учителя и ученика окрашено положительными эмоциями, носит характер сотрудничества и взаимопонимания, ориентировано на творческое начало. Только тогда учеба будет продуктивной, интересной, понятной и доступной ребенку, а деятельность педагога — эффективной и результативной.