На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Таблицы по педагогической психологии. Личностно ориентированное обучение
Таблицы по педагогической психологии. Личностно ориентированное обучение |
Лекции и практикум по психологии — Педагогическая психология |
Личностно ориентированный подход выражается в отношении к обучающемуся как целостной личности; обучение необходимо выстраивать с учетом интересов и потребностей воспитанников (И. С. Якиманская, С. Л. Братченко, А. Б. Орлов).
Отличия личностно ориентированной и когнитивно ориентированной (классической) образовательных парадигм
________________ (по С. Л. Братченко) ________________
Основания для различий
| Парадигмы
| Когнитивно ориентированная (классическая)
| Личностно ориентированная
| Основная миссия образования
| Подготовка к жизни и труду
| Обеспечение условий для самоопределения и самореализации
| Цель
| Дать знания, умения, навыки, обеспечить социализацию
| Способствовать личностному росту
| Ценности
| Нормативность, управляемость, одинаковость
| Личность, достоинство, свобода, творчество, индивидуальность
| Общая стратегия
| Формирование, вмешательство в жизнь ребенка
| Помощь, поддержка, сопровождение развития
| Личная значимость
| Содержание и процесс образования не связаны с реальными актуальными интересами и потребностями ребенка
| Содержание и процесс образования максимально осмысленны и индивидуально значимы
| Ведущая активность
| Принадлежит учителю — преподавание
| Принадлежит ученику — учение
| Познание
| Через вербальное объяснение, демонстрацию, предъявление готовых результатов
| Через собственный опыт, исследование, поиск, экспериментирование
| Роли участников образовательного процесса
| Ведущая роль принадлежит учителю — организатору, инструктору, судье, контролеру
| Равноценность, равноправие и сотрудничество взрослого и ребенка
| Принципы традиционной и гуманистической парадигм обучения
(по А. Б. Орлову)
Парадигма
| Традиционная
| Гуманистическая
| Принцип субординации: мир детей — часть мира взрослых
| Принцип равенства: мир взрослых и мир детей — равноправные части мира человека
| Принцип монологизма: мир детей — мир учеников и воспитанников, мир взрослых — мир учителей и воспитателей
| Принцип диалогизма: взаимодействие этих миров — диалогичный учебно-воспитательный процесс
| Принцип произвола: мир взрослых всегда навязывал свои законы миру детей
| Принцип сосуществования: оба мира поддерживают обоюдный суверенитет
| Принцип контроля как необходимый элемент обучения и воспитания со стороны взрослых
| Принцип свободы: мир взрослых должен предоставить миру детей выбирать свой путь
| Принцип взросления: развитие мира детей есть взросление, движение к миру взрослых
| Принцип соразвития: мир детей развивается параллельно миру взрослых
| Принцип инициации: существование границ между миром взрослых и детей
| Принцип единства: оба мира составляют единый мир людей
| Принцип деформации: мир детей всегда деформирован вторжением мира взрослых
| Принцип принятия: человек принимается другими таким, какой он есть, безотносительно взрослости и детскости
| Источник: Схемы по педагогической психологии : пособие для студентов, изучающих психологию и педагогику / сост. О. Г. Ксён-да. — Минск : БГУ, 2008. — 115 с. ISBN 978-985-485-975-0.
|