На главную  Лекции и практикум по психологии  Педагогическая психология  Таблицы по педагогической психологии. Личностно ориентированное обучение       
  | Таблицы по педагогической психологии. Личностно ориентированное обучение | 
 
    | Лекции и практикум по психологии —   Педагогическая психология | 
     | Личностно ориентированный подход выражается в отношении к  обучающемуся как целостной личности; обучение необходимо выстраивать с учетом  интересов и потребностей воспитанников (И. С. Якиманская, С. Л. Братченко, А. Б. Орлов). 
 Отличия личностно ориентированной и когнитивно ориентированной (классической) образовательных парадигм
 
 ________________ (по С. Л. Братченко)           ________________
 
 
 
 
 
 
   Принципы традиционной и гуманистической парадигм обучения | Основания для различий 
 
 | Парадигмы 
 
 |   | Когнитивно ориентированная (классическая) 
 
 | Личностно    ориентированная 
 
 |   | Основная миссия образования 
 
 | Подготовка    к жизни и труду 
 
 | Обеспечение условий для самоопределения и самореализации 
 
 |   | Цель 
 
 | Дать знания, умения, навыки, обеспечить социализацию 
 
 | Способствовать личностному росту 
 
 |   | Ценности 
 
 | Нормативность, управляемость, одинаковость 
 
 | Личность, достоинство, свобода, творчество, индивидуальность 
 
 |   | Общая стратегия 
 
 | Формирование, вмешательство в жизнь ребенка 
 
 | Помощь, поддержка, сопровождение развития 
 
 |   | Личная значимость 
 
 | Содержание и процесс образования не связаны с реальными    актуальными интересами и потребностями ребенка 
 
 | Содержание и процесс образования максимально осмысленны и    индивидуально значимы 
 
 |   | Ведущая активность 
 
 | Принадлежит учителю — преподавание 
 
 | Принадлежит ученику — учение 
 
 |   | Познание 
 
 | Через вербальное объяснение, демонстрацию, предъявление    готовых результатов 
 
 | Через собственный опыт, исследование, поиск,    экспериментирование 
 
 |   | Роли участников образовательного процесса 
 
 | Ведущая роль принадлежит учителю — организатору, инструктору,    судье, контролеру 
 
 | Равноценность, равноправие и сотрудничество взрослого и    ребенка 
 
 |  
 (по А. Б.  Орлову)
 
 
   Источник: Схемы по педагогической психологии : пособие для студентов, изучающих психологию и педагогику / сост. О. Г. Ксён-да. — Минск : БГУ, 2008. — 115 с. ISBN 978-985-485-975-0. | Парадигма 
 
 |   | Традиционная 
 
 | Гуманистическая 
 
 |   | Принцип субординации: мир детей — часть мира взрослых 
 
 | Принцип    равенства: мир взрослых и мир детей — равноправные части мира человека 
 
 |   | Принцип монологизма: мир детей — мир учеников и воспитанников,    мир взрослых — мир учителей и воспитателей 
 
 | Принцип    диалогизма: взаимодействие этих миров — диалогичный учебно-воспитательный    процесс 
 
 |   | Принцип произвола: мир взрослых всегда навязывал свои законы    миру детей 
 
 | Принцип    сосуществования: оба мира поддерживают обоюдный суверенитет 
 
 |   | Принцип контроля как необходимый элемент обучения и воспитания    со стороны взрослых 
 
 | Принцип    свободы: мир взрослых должен предоставить миру детей выбирать свой путь 
 
 |   | Принцип взросления: развитие мира детей есть взросление,    движение к миру взрослых 
 
 | Принцип    соразвития: мир детей развивается параллельно миру взрослых 
 
 |   | Принцип инициации: существование границ между миром взрослых и    детей 
 
 | Принцип    единства: оба мира составляют единый мир людей 
 
 |   | Принцип деформации: мир детей всегда деформирован вторжением    мира взрослых 
 
 | Принцип принятия: человек принимается другими таким, какой он    есть, безотносительно взрослости и детскости 
 
 |  
 
 |