Таблицы по педагогической психологии. Личностно ориентированное обучение | Обучение и развитие детей

Таблицы по педагогической психологии. Личностно ориентированное обучение

На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Таблицы по педагогической психологии. Личностно ориентированное обучение
Таблицы по педагогической психологии. Личностно ориентированное обучение
Лекции и практикум по психологии — Педагогическая психология
Личностно ориентированный подход выражается в отношении к обучающемуся как целостной личности; обучение необходимо выстраивать с учетом интересов и потребностей воспитанников (И. С. Якиманская, С. Л. Братченко, А. Б. Орлов).

Отличия личностно ориентированной и когнитивно ориентированной (классической) образовательных парадигм

________________ (по С. Л. Братченко)           ________________

 

 

Основания для различий

Парадигмы

Когнитивно ориентированная (классическая)

Личностно ориентированная

Основная миссия образования

Подготовка к жизни и труду

Обеспечение условий для самоопределения и самореализации

Цель

Дать знания, умения, навыки, обеспечить социализацию

Способствовать личностному росту

Ценности

Нормативность, управляемость, одинаковость

Личность, достоинство, свобода, творчество, индивидуальность

Общая стратегия

Формирование, вмешательство в жизнь ребенка

Помощь, поддержка, сопровождение развития

Личная значимость

Содержание и процесс образования не связаны с реальными актуальными интересами и потребностями ребенка

Содержание и процесс образования максимально осмысленны и индивидуально значимы

Ведущая активность

Принадлежит учителю — преподавание

Принадлежит ученику — учение

Познание

Через вербальное объяснение, демонстрацию, предъявление готовых результатов

Через собственный опыт, исследование, поиск, экспериментирование

Роли участников образовательного процесса

Ведущая роль принадлежит учителю — организатору, инструктору, судье, контролеру

Равноценность, равноправие и сотрудничество взрослого и ребенка

Принципы традиционной и гуманистической парадигм обучения

(по А. Б. Орлову)

Парадигма

Традиционная

Гуманистическая

Принцип субординации: мир детей — часть мира взрослых

Принцип равенства: мир взрослых и мир детей — равноправные части мира человека

Принцип монологизма: мир детей — мир учеников и воспитанников, мир взрослых — мир учителей и воспитателей

Принцип диалогизма: взаимодействие этих миров — диалогичный учебно-воспитательный процесс

Принцип произвола: мир взрослых всегда навязывал свои законы миру детей

Принцип сосуществования: оба мира поддерживают обоюдный суверенитет

Принцип контроля как необходимый элемент обучения и воспитания со стороны взрослых

Принцип свободы: мир взрослых должен предоставить миру детей выбирать свой путь

Принцип взросления: развитие мира детей есть взросление, движение к миру взрослых

Принцип соразвития: мир детей развивается параллельно миру взрослых

Принцип инициации: существование границ между миром взрослых и детей

Принцип единства: оба мира составляют единый мир людей

Принцип деформации: мир детей всегда деформирован вторжением мира взрослых

Принцип принятия: человек принимается другими таким, какой он есть, безотносительно взрослости и детскости

Источник: Схемы по педагогической психологии : пособие для студентов, изучающих психологию и педагогику / сост. О. Г. Ксён-да. — Минск : БГУ, 2008. — 115 с. ISBN 978-985-485-975-0.