Семья как социокультурная среда воспитания
На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Семья как социокультурная среда воспитания
Семья как социокультурная среда воспитания |
Лекции и практикум по психологии — Педагогическая психология |
Семья представляет собой малую социальную группу, основанную на браке, кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью. Как специфический социальный институт она регулирует и контролирует удовлетворение разнообразных социальных потребностей общества и отдельных граждан, предусматривает определенное распределение статусов и связанных с ними социальных ролей. Целью воспитания является не внешнее приспособление человека к требованиям социума, а интериоризация (перевод «во внутренний план личности») нравственных и общественных ценностей (С.Л. Рубинштейн). Для полноценного развития ребенок нуждается в родительской любви. Ему необходима справедливая оценка его качеств и достижений, его приятие и понимание со стороны других членов семьи. Воспитание ребенка в семье с устойчивым типом супружеских отношений способствует правильному усвоению основных черт поведения, свойственного своему полу, воспитанию общительности, дисциплинированности, активности, воли. Основные факторы, отрицательно влияющие на стабильность семьи в современных социальных условиях:
Патриархально-модернизированный тип характеризуется наличием единого управленческого центра, относительно жестко регламентирующего статусно-ролевые распределения в семье. Детоцентрический тип основывается на гипертрофированном чувстве долга родителей по отношению к детям, что нередко отрицательно сказывается на их воспитании. Супружеский тип основывается на брачных отношениях супругов. Статусно-ролевые поведенческие рисунки супругов учитывают их личностные особенности. Гармоничные отношения супругов стимулируют становление атмосферы взаимной поддержки и заинтересованности друг в друге. Это оптимальный тип семьи. Материнский тип представляет собой безбрачную форму семейных отношений и в целом характеризуется детоцентрической направленностью. Неполный тип – искаженная форма супружеской семьи, в которой реально отсутствует, но подразумевается традиционный статусно-ролевой порядок. Важным фактором воспитания являются особенности воспитательных позиций родителей по отношению к детям. Различают:
Нарушения в детско-родительских отношениях вызываются комплексом социальных, экономических и психолого-педагогических причин. Одна из важных – позиционирование ребенка в семье. Условно можно выделить несколько характерных моделей:
Принципы воспитания: 1. В центре – развитие позитивных личностных качеств – это основная задача воспитания. 2. Необходимо выдвигать перед воспитанником систему ближних, средних и дальних целей (перспектив) развития. 3. Следует создавать положительный эмоциональный фон, атмосферу эмоционального подъема воспитания, опираясь на ситуации успеха. 4. Воспитание становится возможным только в результате взаимодействий. 5. В центре воспитания стоит творчество (жизнетворчество – С. Шацкий). Рассмотрим основные группы методов воспитательного взаимодействия. А. Методы формирования социального опыта. Педагогическое требование (может быть индивидуальным и коллективным): слабая форма (напоминание, просьба, совет, намек, порицание); средняя форма (распоряжение, требование-установка, предостережение, запрещение);сильная форма (требование-угроза, приказ-альтернатива). Условия применения: педагогические требования должны быть продуманными, систематическими, последовательными, прогнозируемыми, предусматривающими контроль за выполнением. Упражнение – предусматривается создание целенаправленных ситуаций выбора. Поручение – освоение разнообразных и периодически сменяемых рисунков социальных ролей. Пример –постановка воспитательной задачи в ориентации на действия референтных групп и личностей, а также «я»-пример. Б. Методы осмысления воспитанником своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: рассказ, лекция, беседа, дискуссия-диспут. В. Методы самоопределения личности обучающегося: самопознание, формирование образа «Я» (что я знаю о себе?), констатация самоизменений на фоне осознания «Я-идеального» (каким я хочу быть?), взаимопонимание на основе «отраженногоЯ» (что обо мне думают другие?). Г. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений: соревнование, поощрение, наказание. Семь правил наказания В. Леви:
* Эмансипация (от лат. emancipatio) – освобождение от зависимости, подчиненности, угнетения, предрассудков. Эмансипация женщин – предоставление им равноправия в общественной, трудовой и семейной жизни. * Профилактика (от греч. prophylaktikos – предохранительный) – совокупность предупредительных мероприятий. Источник: Александров Е.П. Психология и педагогика Курс лекций |