Семья как социокультурная среда воспитания | Обучение и развитие детей

Семья как социокультурная среда воспитания

На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Семья как социокультурная среда воспитания
Семья как социокультурная среда воспитания
Лекции и практикум по психологии — Педагогическая психология
Семья представляет собой малую социальную группу, основанную на браке, кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью. Как специфический социальный институт она регулирует и контролирует удовлетворение разнообразных социальных потребностей общества и отдельных граждан, предусматривает определенное распределение статусов и связанных с ними социальных ролей.

Целью воспитания является не внешнее приспособление человека к требованиям социума, а интериоризация (перевод «во внутренний план личности») нравственных и общественных ценностей (С.Л. Рубинштейн).

Для полноценного развития ребенок нуждается в родительской любви. Ему необходима справедливая оценка его качеств и достижений, его приятие и понимание со стороны других членов семьи.

Воспитание ребенка в семье с устойчивым типом супружеских отношений способствует правильному усвоению основных черт поведения, свойственного своему полу, воспитанию общительности, дисциплинированности, активности, воли.

Основные факторы, отрицательно влияющие на стабильность семьи в современных социальных условиях:

  • культ потребления, погоня за престижными вещами и статусами;
  • конфликтные отношения между супругами, вызванные борьбой за доминирующие статусные позиции внутри семьи;
  • стремление женщин к социальной, экономической, правовой эмансипации* ;
  • слабая социально-правовая и экономическая поддержка семьи и женщины-матери обществом и др.
Типы современной семьи:

Патриархально-модернизированный тип характеризуется наличием единого управленческого центра, относительно жестко регламентирующего статусно-ролевые распределения в семье.

Детоцентрический тип основывается на гипертрофированном чувстве долга родителей по отношению к детям, что нередко отрицательно сказывается на их воспитании.

Супружеский тип основывается на брачных отношениях супругов. Статусно-ролевые поведенческие рисунки супругов учитывают их личностные особенности. Гармоничные отношения супругов стимулируют становление атмосферы взаимной поддержки и заинтересованности друг в друге. Это оптимальный тип семьи.

Материнский тип представляет собой безбрачную форму семейных отношений и в целом характеризуется детоцентрической направленностью.

Неполный тип – искаженная форма супружеской семьи, в которой реально отсутствует, но подразумевается традиционный статусно-ролевой порядок.

Важным фактором воспитания являются особенности воспитательных позиций родителей по отношению к детям. Различают:

  • оптимальную дистанцию,уважение к ребенку, отношение к нему как к равноправному субъекту жизни. Родители формулируют требования к ребенку, но и оставляют за ним право выбора в ситуациях, которые не связаны с опасностью для его жизни и здоровья;
  • сокращенную дистанцию, эмоциональное слияние с ребенком, при котором семья существует ради и во имя его. Постоянное внимание и контроль, навязанное общение неизбежно ограничивают возможности ребенка в социализации и установлении социальных связей;
  • увеличенную дистанцию, внешне производящую впечатление эмоционального отчуждения от ребенка, параллельного существования.
Стили внутрисемейных отношений: а) авторитарный, предусматривающий жесткое навязывание стереотипов поведения, требование беспрекословного подчинения под угрозой наказания, б) демократический, основывающийся на взаимной любви, уважении и заботе, когда личностные особенности как родителей, так и детей подлежат учету в ходе взаимодействия, в) попустительский, в основе которого концентрация родителей на собственных проблемах и безразличие к другим членам семьи.

Нарушения в детско-родительских отношениях вызываются комплексом социальных, экономических и психолого-педагогических причин. Одна из важных – позиционирование ребенка в семье. Условно можно выделить несколько характерных моделей:

  • «козел отпущения» – трудности родителей (недостаточный социальный рост, незавершенность образования, экономические и жилищные проблемы) списываются на ребенка;
  • «любимчик» – охлаждение межличностных отношений родителей протекает на фоне гипертрофированной любви к ребенку. Этой ситуацией он часто пользуется для получения дополнительных выгод. Однако этот отрицательно сказывается на его нравственности;
  • «беби» – с течением времени ребенок как бы «не взрослеет», его статусно-ролевые позиции статичны, что способствует формированию личностного качества инфантильности, социальной и бытовой неприспособленности;
  • «примиритель» – ребенок занимает промежуточную позицию между постоянно конфликтующими родителями, выполняя функцию миротворца, посредника.
Многовековая педагогическая практика показывает, что воспитание –  процесс многофакторный, чем и объясняется неодинаковость результатов в сходных социальных условиях. Другим осложняющим фактором является временная отдаленность результатов воспитания: последствия воспитательных действий становятся заметными только в перспективе. Поэтому педагогика отдельных мероприятий не оправдывает себя. Для достижения полноценного воспитательного эффекта необходима непрерывность,система педагогических действий и взаимодействий. При этом следует понимать, что личностные качества, на воспитание которых направляются усилия родителей и педагогов, не возникают сразу и во всей полноте. Личность – целостное образование, чем и объясняется то обстоятельство, что одно позитивное качество личности неизбежно оказывает положительное влияние на развитие других личностных свойств(закон генерализации).

Принципы воспитания:

1. В центре – развитие позитивных личностных качеств – это основная задача воспитания.

2. Необходимо выдвигать перед воспитанником систему ближних, средних и дальних целей (перспектив) развития.

3. Следует создавать положительный эмоциональный фон, атмосферу эмоционального подъема воспитания, опираясь на ситуации успеха.

4. Воспитание становится возможным только в результате взаимодействий.

5. В центре воспитания стоит творчество (жизнетворчество – С. Шацкий).

Рассмотрим основные группы методов воспитательного взаимодействия.

А. Методы формирования социального опыта.

Педагогическое требование (может быть индивидуальным и коллективным):  слабая форма (напоминание, просьба, совет, намек, порицание); средняя форма (распоряжение, требование-установка, предостережение, запрещение);сильная форма (требование-угроза, приказ-альтернатива). Условия применения: педагогические требования должны быть продуманными, систематическими, последовательными, прогнозируемыми, предусматривающими контроль за выполнением.

Упражнение – предусматривается создание целенаправленных ситуаций выбора. Поручение – освоение разнообразных и периодически сменяемых рисунков социальных ролей. Пример –постановка воспитательной задачи в ориентации на действия референтных групп и личностей, а также «я»-пример.

Б. Методы осмысления воспитанником своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: рассказ, лекция, беседа, дискуссия-диспут.

В. Методы самоопределения личности обучающегося: самопознание, формирование образа «Я» (что я знаю о себе?), констатация самоизменений на фоне осознания «Я-идеального» (каким я хочу быть?), взаимопонимание на основе «отраженногоЯ» (что обо мне думают другие?).

Г. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений: соревнование, поощрение, наказание.

Семь правил наказания В. Леви:

  • Наказание не должно вредить психическому и физическому здоровью.
  • Наказание не должно быть связано с унижением человеческого достоинства.
  • «Профилактические»* наказания недопустимы.
  • За один проступок должно следовать только одно наказание.
  • Недопустимо запоздалое наказание.
  • Наказуемый не должен панически бояться наказания.
  • Наказан – значит прощен! Не следует вспоминать старое.
Контрольные вопросы:

  • Охарактеризуйте семью как динамическую систему. Раскройте внешние и внутренние факторы развития семьи.
  • Укажите основные факторы, отрицательно влияющие на стабильность семьи, типы семьи.
  • Обозначьте основные проблемы детско-родительских взаимоотношений. Воспитательные позиции родителей и позиционирование ребенка в семье.
  • Раскройте основные принципы воспитательного взаимодействия.
  • Раскройте основные методы воспитательного взаимодействия.
  • Что такое закон генерализации?
  • Поощрение и наказание как методы воспитания. Семь правил наказания.


* Эмансипация (от лат. emancipatio) – освобождение от зависимости, подчиненности, угнетения, предрассудков. Эмансипация женщин – предоставление им равноправия в общественной, трудовой и семейной жизни.

* Профилактика (от греч. prophylaktikos – предохранительный)  – совокупность предупредительных мероприятий.

 

Источник: Александров Е.П.

Психология и педагогика

Курс лекций