Рабочая программа для студентов Педагогика и психология
На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Рабочая программа для студентов Педагогика и психология
Рабочая программа для студентов Педагогика и психология |
Лекции и практикум по психологии — Педагогическая психология | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УТВЕРЖДАЮ Проректор-директор ИК __________ А.А. Захарова «__ »____________ 2014 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Направление (специальность) ООП 540401 Дизайн Профиль(и) подготовки (специализация, программа) _______________________________________________________
Базовый учебный план приема Курс Количество кредитов Код дисциплины
Заведующий кафедрой ___________ Руководитель ООП ______________ Преподаватель экзамен каф. ИПед, ИСПК М.Г. Минин (ФИО) А.А. Захарова (ФИО) Н.С. Михайлова (ФИО) 2014 г. 1. Цели освоения модуля (дисциплины) Цель дисциплины: формирование у обучающихся компетенций, обеспечивающих эффективное решение научных, профессиональных, личностных проблем педагогической деятельности в вузах на основе:
Ц5. Подготовка выпускника к научно-исследовательской и педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях среднего профессионального и дополнительного образования. Ц6. Подготовка выпускника к самостоятельному обучению и освоению новых профессиональных знаний и умений, непрерывному профессиональному самосовершенствованию. 2. Место модуля (дисциплины) в структуре ООП Дисциплина (модуль) «Психология и педагогика» относится к общенаучному циклу дисциплин, модуль М1.1. Гуманитарный, социальный и экономический, дисциплина вариативной части – М1.В3. Психология и педагогика. Дисциплине (модулю) «Психология и педагогика» предшествует освоение дисциплин (ПРЕРЕКВИЗИТЫ): • М1.БМ1.1 Философские и методологические проблемы науки и техники
В соответствии с требованиями ООП освоение дисциплины (модуля) направлено на формирование у студентов следующих компетенций (результатов обучения), в т.ч. в соответствии с ФГОС: Таблица 1 Составляющие результатов обучения, которые будут получены при изучении данной дисциплины
Таблица 2 Планируемые результаты освоения дисциплины (модуля) № п/п Результат
Раздел 1. Методологические основы курса «Психология и педагогика». Основные педагогические категории (образование, обучение, воспитание) и общепсихологические принципы, используемые в образовательном процессе. Принцип системного подхода. Формирование психологической системы деятельности (Ломов Б.Ф., Шадриков В.Д.). Основные элементы функциональной системы деятельности: индивидуальные мотивы деятельности; цели деятельности; программа деятельности и критерии оценки ее эффективности; информационная основа деятельности; принятие решений, подсистема деятельностно важных качеств. Научно-методологические основы педагогических исследований: логика педагогического исследования, критерии качества, методы. Лекция: 1. Психолого-педагогические основы курса Перечень практических работ по разделу:
Компетентностный подход как основная парадигма системы современного высшего образования Компетентностная парадигма, ее основные понятия: компетенция, компетентность. Компетенции как новые цели системы образования. Понятие ключевых компетенций. Фундаментализация образования в высшей школе. Гуманизация и гуманитаризация образования в высшей школе. Направления совершенствования образовательного процесса в НИ ТПУ как ведущем университете России. Лекция: 2.Педагогические парадигмы современного образования Перечень практических работ по разделу: 3. Общетеоретические основы модернизации высшего образования. Раздел 3. Теория обучения. Основные дидактические понятия. Принципы обучения. Метод обучения как многомерное явление. Классификация методов обучения. Выбор метода обучения. Психологические закономерности формирования знаний, умений, навыков, формирования компетенций студента. Педагогические технологии, психолого-педагогические основы выбора технологии. Классификация педагогических технологий. Технологии репродуктивного обучения. Технология полного усвоения знаний. Технологии развития творческих способностей. Технологии личностно-ориентированного обучения. Метод проектов. Дистанционное обучение. Требования к учебным курсам дистанционного обучения, организационные основы ДО. Технологии контроля образовательного процесса. Традиционные и нетрадиционные формы оценивания результатов обучения. Критерии оценивания. Формы обучения: фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная. Формы организации учебного процесса в высшей школе: лекция, семинарские и практические занятия в высшей школе. Основные типы лекций, способы активизации студентов в ходе лекций. Особенности подготовки лекционных курсов. Специфика семинарских, лабораторных, практических занятий. Тренинг как форма учебного занятия. Нетрадиционные формы учебных занятий. Организация самостоятельной познавательной деятельности и студентов и контроль результатов. Самостоятельная работа как вид познавательной деятельности студентов, как организационная форма обучения, как метод и средство обучения. Основные формы самостоятельной работы, виды самостоятельной работы. Основные цели самостоятельной работы. Организационно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Лекция:
Раздел 4. Профессиональная педагогическая деятельность. Психологический анализ деятельности преподавателя. Рефлексия преподавателя в образовательном процессе. Функции преподавателя в реализации педагогического проекта. Требования к преподавателю как профессионалу и личности. Педагогические способности, их структура. Планирование педагогической деятельности. Трудности в работе начинающего преподавателя. Понятия: педагогический такт, педагогическое мастерство, педагогическая и психологическая культура преподавателя высшей школы. Основы коммуникативной культуры преподавателя. Психологические установки преподавателя и конкретные техники при взаимодействии с обучающимися. Трудности педагогического общения. Невербальные средства общения. Активное слушание. Лекции:
8.Формы и методы воспитания Таблица 1. Структура модуля (дисциплины) по разделам и видам учебной деятельности
Приводится описание образовательных технологий, обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения модуля (дисциплины). Специфика сочетания методов и форм организации обучения отражается в матрице (см. табл. 2). Перечень методов обучения и форм организации обучения может быть расширен. Таблица 2. Методы и формы организации обучения
6.1. Виды и формы самостоятельной работы Обучение по дисциплине «Психология и педагогика» строится на основе технологии проектного обучения. На первом занятии обучающимся сообщаются условия и требования выполнения проекта, выбирается тема. Проект выполняется группой 3-4 студентов и посвящается решению реальной проблемы образовательного процесса. Проект в обязательном порядке должен основываться на 2-4 разделах курса (раздел 5 рабочей программы). На каждом занятии обсуждаются результаты выполнения следующих этапов:
Таким образом, самостоятельная работа студентов по дисциплине включает текущую и творческую проблемно-ориентированную самостоятельную рабо- ту (ТСР). Текущая СРС направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие практических умений и включает:
Оценка результатов самостоятельной работы организуется на каждом занятии:
Текущий контроль проводится в соответствии с рейтинг-планом (отдельный файл УМКД). В результате мероприятий текущего контроля (обязательные задания и задания на выбор (сообщения на лекциях, решение кейс-заданий) студент набирает текущий рейтинг (до 60 баллов). Оценка качества освоения дисциплины производится по результатам следующих контролирующих мероприятий:
РД2
Тестирование РД1, РД2 Для оценки качества освоения дисциплины при проведении контролирующих мероприятий предусмотрены следующие средства (фонд оценочных средств в отдельном файле УМКД): Тестирование (примеры заданий) Задание 1. Допишите формулировки педагогических закономерностей. Продуктивность учебно-воспитательного процесса зависит от:
Установите соответствие КАТЕГОРИЯ ПРИМЕР
1_____ 2______ Г) социальная сущность образования Задание 3. Как известно, правило конкретизирует педагогический принцип, указывая как надо реализовать принцип в практической работе. В связи с этим подумайте, к каким принципам относятся приведенные ниже правила и в каком правиле может отразиться дидактический принцип. Заполните в местах пропуска табл. 6. Таблица 6 Соотношение дидактических принципов и правил
Результаты обучения находятся в прямой зависимости от
4. ____________________________________________ . Задание 5. Впишите напротив названия принципа организации и функционирования педагогического процесса одно из правил осуществления данного принципа на практике. Принцип Реализующее его правило
Задание 8. Впишите название области знаний о самой педагогической науке – о ее статусе, развитии, понятийном составе, способе получения новых знаний ___________________________ Задание 9. Вам необходимо заполнить пропуски в табл. 7, вписывая названия педагогических дисциплин в соответствии с главными видами образовательной деятельности или их отрасли. Таблица 7 Дисциплины и отрасли педагогики
Задание 12. Напротив номера элемента левого списка впишите букву соответствующего элемента правого списка. Установите соответствие ЗАКОНОМЕРНОСТИ ХАРАКТЕРИСТИКА 1) обусловленности А) — наследственностью педагогического — воспитательной и учебной средой процесса — включение в деятельность — применяемыми средствами 2) управления Б) качество педагогической деятельности, качество собственной учебно-воспитательной деятельности воспи- туемых 3) развития личности В) интенсивность обратных связей между воспитуемым и педагогом, систематичности коррекционной работы 1___ 2___ 3___ Г) потребность общества и личности, возможности общества, условия протекания процесса Задание 13. Заполните табл. 8. Таблица 8 Цели и результаты педагогики Цели Результаты
Оценочный лист выполнения и защиты проекта
8. Рейтинг качества освоения дисциплины (модуля) Календарный рейтинг-план изучения дисциплины представлен отдельным файлом в УМКД. Оценка качества освоения дисциплины в ходе текущей и промежуточной аттестации обучающихся осуществляется в соответствии с «Руководящими материалами по текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации студентов Томского политехнического университета», утвержденными приказом ректора № 77/од от 29.11.2011 г. В соответствии с «Календарным планом изучения дисциплины»:
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основная литература: 1. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности: Учеб. Пособие / Под ред. С.Д. Резника. _ М.: ИНФРА-М, 2010. _ 389 с. 2. Соколова И.Ю. Педагогическая психология: учебное пособие. – Томск: Изд-во Томского политечнического ун-та, 2-13. – 382 с. 3. Кукушкин В.С. Теория и методика обучения. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 474 с. 4. Михайлова Н.С. Учебно-методический комплекс по курсу педагогики. Уч. пособие. – Изд-во Томского политехнического ун-та, 2010. – 184 с. 5. Пидкасистый П. И. Психология и педагогика. 2-е изд. Учебник для ву-зов. – М.: Юрайт, 2011. – 576 с. Дополнительная литература: 6. Белозерцев Ю.П., Гонеев А.Д., Пашков А.Г. Педагогика профессио- нального образования / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2007. – 368 с. 7. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учебное пособие. – М.: Издательский цент «Академия», 2007. – 192 с. 8. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы научно- педагогического исследования: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 208 с. 9. Морева Н.А. Технологии профессионального образования. – М.: Академия, 2007. – 432 с. 10. Панфилова А.П. Игровое моделирование деятельности педагога: учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2007. – 368 с. 11. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Дрофа, 2007. – 528 с. 12. Полат Е.С., Моисеева М.В., Бухаркина М.Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие. – М.: Академия, 2008. – 272 с. 13. Котова И.Б., Смирнов С.А., Шиянов Е.Н. Педагогика: теории, системы, технологии. – М.: Академия, 2007. – 512 с. Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Академия, 2007. – 576 с. Титов В.А. Психология и педагогика: конспект лекций. – М.: Изд-во А- Приор, 2007. – 240 с. Internet–ресурсы (в т.ч. Перечень мировых библиотечных ресурсов): Полнотекстовые базы данных и ресурсы (сайт научно-технической библиотеки ТПУ) Полнотекстовая БД диссертаций РГБ БД журналов: «Педагогика», «Инновационные процессы в образовании», «Педагогические технологии», «Школьные технологии», Высшее образование в России. – http://www.vovr. ru Alma Mater (Вестник высшей школы) – http://almavest. ru/ru Инновации – http://www.mag.innov. ru Психологический журнал – http://www.ipras. ru/cntnt/rus/top_menu_rus/psihc Psychology in Russia: State of the Art – http://psychologyinrussia.com Научная электронная библиотека РФФИ (Elibrary) «ПОЛПРЕД-Справочники» Oxford University Press Университетская библиотека ONLINE Университетская информационная система Россия Электронная публичная историческая библиотека BIBLIOPHIKA 10. Электронная библиотека каф. ИПед ИСПК Программа составлена на основе Стандарта ООП ТПУ в соответствии с требованиями ФГОС по направлению и профилю подготовки 540401 Дизайн. Программа одобрена на заседании кафедры инженерной педагогики ИСПК (протокол № ____ от «___» _____ 201__ г.). Автор _____________________ Н.С. Михайлова Рецензент __________________ Э.Н. Беломестнова |