«Школа вожатского мастерства» – дополнительная общеразвивающая программа | Обучение и развитие детей

«Школа вожатского мастерства» – дополнительная общеразвивающая программа

Скачать Заказать печатный вариант Получить диплом

Диплом

Скачать Автор: Лобанова Анна Владимировна
УЧЕБНЫЙ ПЛАН

дополнительной общеразвивающей программы «Школа вожатского мастерства»

Цель

Вооружить слушателей системой научно-практических знаний в области организации воспитательной и досуговой деятельности участников временных детских коллективов, сформировать необходимые умения и навыки работы с детским коллективом

Категория слушателей

лица, получающие высшее образование

Срок реализации

2 недели

Форма обучения

Очная

Режим занятий

3–4 часа в день



Лекционные и практические занятия проводятся с использованием интер­активных форм обучения.

Время, отводимое на самостоятельную работу, предусматривает изучение по каждой теме литературных источников, материалов лекционных и практических занятий и подготовку к зачету.

Пояснительная записка 

1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Школа вожатского мастерства» социально-педагогическая

Программы социально-педагогической направленности призваны обеспечить создание условий для социального творчества через многообразие форм деятельности, позволяющих воспитаннику осознать себя как личность, самоутвердиться, развить интересы и способности в изменяющихся социально-экономических условиях. При этом обеспечивается гармонизация интересов общества и интересов каждой личности.

2. Актуальность программы Организация обучения, способствующего становлению активной жизненной позиции обучающихся, развитию их творческих коммуникативных навыков и дающего возможность попробовать себя в педагогической деятельности. Этому способствует проведение уроков мастерства, в основу которых положены как традиционные формы работы, так и инновационные технологии воспитательной работы, лидерские тренинги. В последние года наблюдается повсеместное возрождение культуры детского летнего отдыха. Поднимающаяся экономика нашей страны наконец-то стала позволять делать вложения в эту, уже почти забытую, сферу социальной деятельности. Проблема культуры и здоровья подрастающего поколения вновь заняла приоритетное место в социальной политике Российской Федерации. В данных условиях вкладывать деньги в детский отдых становиться престижным. Повсеместно стали восстанавливаться, приводиться в порядок и открываться новые площадки детских оздоровительных лагерей. Но в современных условиях мало предоставить ребёнку просто отдых. Главной задачей летнего лагеря (отдыха) вновь становиться неразрывная программа воспитания в ребёнке лучших человеческих, культурных, творческих, патриотических качеств. Выполнению этой задачи повсеместно способствуют профильные программы, направленные на развитие различных видов детской деятельности в соответствии с их потребностью и интересами. Для претворения таких программ в жизнь нужны грамотные специалисты. Многие вузы нашего города за последние годы сформировали многие студенческие педагогические отряды. В последнее время только педагогические вузы занимаются подготовкой вожатых к лету. Однако для растущих объёмов детского отдыха такого количества специалистов мало, и не каждый вожатый может называть себя специалистом, профессионалом в этом деле. Гражданское становление ребенка, раскрытие его талантов, способностей, реализация потребностей в творчестве, романтической жизни, дружбе, познания мира происходит эффективнее всего через школу. Но в школьном возрасте самостоятельная деятельность нуждается в определённой педагогической помощи, внимательной поддержке профессиональных педагогов. Процесс воспитания эффективнее осуществляется в детских общественных организациях и объединениях (ДОО), члены которых объединены общей деятельностью по изменению и улучшению окружающего мира и жизни, как самих подростков, так и других людей. Цель деятельности любого объединения можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, с другой — как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детских объединений. Руководитель детского коллектива на территории, целенаправленно созданной для детского отдыха и оздоровления в каникулярное время – это вожатый. Это, прежде всего, человек с активной жизненной позицией, лидер, способный повести за собой. Особенности современного подростка и условия, в которых работает вожатый, школа, общественное объединение, требуют от вожатых теоретических психолого-педагогических знаний, практических умений и творческого отношения к работе. Но профессионализм и мастерство, как известно, не приходит само. Вожатый способствует развитию и деятельности детского коллектива (группы, подразделения, объединения) в различных учреждениях (организациях), осуществляющих работу с детьми разного возраста, в том числе в оздоровительных образовательных учреждениях, организуемых в каникулярный период или действующих на постоянной основе (далее – учреждениях). Оказывает помощь воспитателю в программировании деятельности воспитанников, детей на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма с учетом их инициативы, интересов и потребностей. В соответствии с возрастными интересами и требованиями жизни воспитанников, детей способствует обновлению содержания и форм деятельности детского коллектива, организует коллективную творческую деятельность. Совместно с воспитателем и другими работниками учреждения заботится о здоровье и безопасности воспитанников, детей, создает благоприятные условия, позволяющие им проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время, используя передовой опыт работы с детьми и подростками. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников, детей во время образовательного процесса. Осуществляет взаимодействие со старшим вожатым, органами самоуправления, педагогическими коллективами образовательных учреждений и общественными организациями. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности. Таким образом, возникла необходимость в создании дополнительной общеразвивающей программы «Школа вожатского мастерства» Дополнительная общеразвивающая программа «Школа вожатского мастерства» направлена на теоретическую, методическую и практическую подготовку вожатских кадров, содействие самореализации и раскрытие творческого потенциала самих вожатых. Занятия предполагают пробуждать воображение и творческие силы, опираться на личностный опыт, интересы, увлечения участников. Поэтому обучение органически сочетает в себе лекции, практические занятия, тренинги по основным направлениям и содержанию воспитательной работы, методике организации досуга детей. 3. Педагогическая целесообразность Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что подростковый возраст характеризуется стремлением проявить лидерские задатки, возросшей ответственностью, желанием опекать и заботиться о младших. Работа вожатого позволяет реализовать эти возможности, а также попробовать себя в роли педагога, что, в дальнейшем, позволит осознанно подойти к выбору профессии. Вожатый – воспитатель особого типа, он реализует уникальные возможности воспитательного процесса в условиях детского оздоровительного лагеря. Однако, достаточный уровень педагогических знаний, вожатым крайне необходим для их успешной работы по организации досуга детей во внеурочное время, в клубах по месту жительства, и в летних оздоровительных лагерях, в каникулярное время. 4.Новизна программы В современных условиях востребован молодой человек, обладающий интеллектом, способный активно участвовать в жизни своей страны, готовый взять на себя ответственность, умеющий работать в команде. Невозможно ожидать, а тем более требовать от человека серьёзной работы без соответствующей подготовки. Для того чтобы правильно действовать, нужно иметь знания и представления о том, как это делать. Поэтому актуальна организация обучения, способствующего становлению активной жизненной позиции обучающихся, развитию их творческих коммуникативных навыков и дающего возможность попробовать себя в педагогической деятельности. Этому способствует проведение уроков мастерства, в основу которых положены как традиционные формы работы, так и инновационные технологии воспитательной работы, лидерские тренинги. Главной задачей курса являются обобщение, систематизация знаний отрядного вожатого об организации педагогического процесса в смене и эффективное применение полученных знаний на практике. Современному вожатому требуется досконально изучить возрастные и индивидуальные особенности вверенных ему детей – и здесь не обойтись без помощи специальной литературы, овладеть методикой организации временного детского коллектива, познакомить детей с традициями и возможностями лагеря, научится организовывать прогулки, походы, экскурсии, и, наконец, выяснить планы и ожидания ребят, с которыми придется работать. Главное в работе вожатого – это не злоупотреблять своей «властью», а разумно сочетать педагогическое руководство с практикой детского самоуправления. 5. Цель и задачи программы

Цель программы: вооружить слушателей системой научно-практических знаний в области организации воспитательной и досуговой деятельности участников временных детских коллективов, сформировать необходимые умения и навыки работы с детским коллективом, обеспечить подготовку вожатых для работы по организации досуговой деятельности детей в детских оздоровительных лагерях, развивая их творческие, лидерские, коммуникативно-организаторские способности и педагогическую технику.

Задачи программы: