Рекомендации по оказанию индивидуальной помощи детям — Определение готовности ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении
На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии Рекомендации по оказанию индивидуальной помощи детям — Определение готовности ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении
Рекомендации по оказанию индивидуальной помощи детям — Определение готовности ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении |
Лекции и практикум по психологии — Разное по психологии | ||||||||||
3. Определение готовности ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в ученииОдной из основных составляющих психического развития в дошкольном возрасте выступает психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Подготовка ребенка к школьному обучению – многосложная задача, охватывающая все сферы его жизни.Психологическая готовность к школе – это достаточный и необходимый уровень психического формирования ребенка для того чтобы можно было в достаточной мере освоить школьные учебные программы в условиях обучения в группе сверстников. Психологическая готовность проявляются в уровне развития интеллектуальной, мотивационной, произвольной и речевой сферах. Обе готовности важны для того, чтобы учебная деятельность ребенка характеризовалась успешностью, а также произошла быстрая адаптация к новым условиям и безболезненный вход в новую систему отношений. Следует рассмотреть основные составляющие психологической готовности ребенка к обучению в школе: -физическая готовность — это уровень того, как ребенок физически подготовлен, тот результат, который он достигает при выполнении двигательных активных действий необходимых в деятельности; -мотивационная готовность определяет отношение к учебной деятельности как значимому общественной делу, выражающаяся в стремлении приобрести новые знания, то есть данная готовность определяет желание ребенка учиться в школе для развития любознательности; -личностная готовность характеризует отношение к себе, учебному процессу, учителям и сверстникам; -умственная готовность — это высокий уровень сформированности познавательных процессов (логическое мышление, память, внимание, восприятие); -эмоционально-волевая готовность выражается в умение действовать в соответствии с образцом и проводить контроль путем соотношения как с эталоном поведения; -готовность общаться — умение у ребенка произвольно общаться с взрослыми и сверстниками на разнообразные темы. При поступлении ребенка в школу у него должно присутствовать желание идти туда, то есть, мотивация обучения, должна быть развита социальная позиция, он должен уметь входить в контакт со сверстниками, выполнять любые требования учителей и уметь контролироваться свои действия и поведение. Наличие готовности ребенка к школьному обучению присутствует, если у него отмечается положительное отношение к следующим пунктам: -желание идти в школу, отсутствие мыслей себя вне ее; -понимание ребенком важности обучения и стремление к знаниям; -проявление большого интереса к содержанию школьных занятий (аппликация, пение, рисование, лепка и многое другое); -представление у ребенка процесса подготовки к школе и занятиям; -самостоятельное и добровольное отказывание от характерных ориентаций дошкольников, предпочтение классных занятий обучению дома; -тщательное соблюдение принятых норм поведения; -предпочтение традиционного способа отметки за учебные достижения; -признание авторитета учителя; -высокий уровень произвольной регуляции деятельности; -умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию; -развитый кругозор; -речевая система сформирована в соответствии с возрастом ребенка; -развитие познавательной активности, самостоятельности; -сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей); -нормальный уровень состояния соматического здоровья. Готовность детей к школьному обучению проявляется в том, что в достаточной мере сформировано принятие нового для них социального статуса, а именно, статуса школьника, в соответствие с чем, возникают личностные новообразования, изменяются знания ребенка о себе и отношение к миру действительности. Большинство педагогов в ходе своей педагогической деятельности встречают достаточное количество учащихся, испытывающих огромные трудности при усвоении учебного материала. Без обнаружения причин данных трудностей, носящих в основном психологический характер, невозможным остается эффективная работа по их устранению и в итоге повышение школьной успеваемости. Виды школьной неуспеваемости: -эпизодическая неуспеваемость; -длительная неуспеваемость по отдельному предмету; -длительная неуспеваемость по ряду предметов. Выделяют следующие группы причин, приводящие к трудностям в обучении: 1.Внешние причины: -плохие семейно-бытовые условия (отсутствие заботы родителей, отсутствие у ребенка специальных средств для обучения (ручек, тетрадей), отдаленность местожительства от школы, недостаточные бытовые условия); -педагогическая запущенность (неактивное посещение уроков, проблемы языка, низкий культурный уровень у родителей, слабый текущий контроль знаний, нерегулярное выполнение домашних заданий); -экологические причины (высокий уровень загрязненности воздуха дома и школе, вследствие чего возникает быстрая утомляемость); -школьные факторы риска (неадекватность требования от учителей, интенсификация учебного процесса). 2.Внутренние причины: -недостаточная развитость познавательной деятельности ребенка; -отсутствие мотивации, так как несформированность положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать ведущей причиной слабой успеваемости. Несформированность мотивационной сферы отрицательно влияет на способность к усвоению знаний. Создавая ситуацию успеха, педагог способствует формированию у детей положительного отношения к процессу учения. -Индивидуально-психологические особенности учащихся (характер, темперамент); -неподготовленность ребенка к школе; -соматическая ослабленность организма ребенка; -нарушение сформированности высших психических функций; -гиперреактивность, нарушение эмоционально-волевой сферы. Следует отметить и особую группу риска детей, которые свой ственны трудности в обучении: -медлительные; -часто болеющие; -гиперрактивные; -леворукие; -дети из неблагополучных семей. В качестве основных путей преодоления неуспеваемости можно предложите следующие мероприятия: -Психологическая профилактика — поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности. -Психологическая диагностика — систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. -Психологическая терапия — меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия, группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно. -Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная работа. << Предыдущая — Следующая >> |