Работа с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении | Обучение и развитие детей

Работа с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении

На главную Коррекционная работа психолога в школе Работа с семьей Работа с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении
Работа с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении
Коррекционная работа психолога в школе — Работа с семьей
Семья — это общество в миниатюре, от

целостности которого зависит

безопасность всего большого

человеческого общества.

А. Адлер.



И создал Господь бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою…

И сказал господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему…

… .Но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон;

И, когда он уснул, взял одно из ребер его, И закрыл то место плотию.

И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.

И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.

Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.

И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

Бытие, 2, 3 , 6.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребёнка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов социализации. Её функции трансформируются не только под воздействием социально-экономических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития.

Современная семья переживает сложный этап — переход от традиционной модели к новой. Наряду с традиционными функциями, связанными с рождением и воспитанием ребёнка, с решением повседневных проблем, семья призвана быть надёжным психологическим «укрытием», помогающим человеку выживать в трудных, быстро изменяющихся условиях современной жизни.

Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность, заботу о малолетних, престарелых и больных, условия для социализации детей, молодёжи и, что важнее всего, объединяет своих членов чувством любви, общности и даёт возможность разделять с другими трудности и радости жизни.

Во все века семья испытывала потребность получать поддержку в воспитании своих детей. История свидетельствует, что когда люди жили большими семьями, | то необходимые знания и навыки семейной жизни передавались от поколения к поколению естественно и буднично. В современном индустриальном обществе, когда семейные связи между поколениями нарушены, передача необходимых знаний о формировании семьи и воспитании детей становится одной из важных забот общества.

Чем глубже разрыв между поколениями, тем более ощутима потребность родителей в получении квалифицированной помощи в воспитании своих детей. В настоящее время всё яснее становится необходимость помощи родителям в воспитании детей со стороны профессиональных психологов, социальных работников, социальных педагогов и других специалистов. Исследования показывают, что в консультациях данных специалистов нуждаются не только неблагополучные, но и вполне благополучные семьи.

Современная ситуация, в которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде, которое осуществляют сегодня не только родители, но и их помощники — социальный педагог, воспитатели, учителя, общественность.

Существует несколько определений семьи. Во-первых, семья — это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

Во-вторых, семьёй называется социальный институт, который характеризуется устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т.д.

При всех различиях семейных отношений, зафиксированных в истории, есть нечто общее, что объединяет все семьи. Это семейный образ жизни, в котором человечество нашло единственную возможность существовать, выражая свою социально-биологическую природу.

Выделяются основные функции семьи:

  1. репродуктивная;
  2. экономическая и хозяйственно-бытовая;
  3. воспитательная;
  4. рекреационная и психотерапевтическая;
  5. функция первичной социализации.
За последние годы наблюдается сокращение состава и структуры семьи ( рост разводов, рождение детей одинокими матерями и др.).

Сегодня преобладающий тип семьи — это простые нуклеарные семьи,

состоящие из супругов с детьми или без них. Значительную долю составляют

неполные семьи. В подавляющем числе случаев это семьи одиноких матерей,

разведённых женщин и вдовцов. В большинстве этих семей один, реже два ребёнка. В материальной поддержке государства нуждается большинство одиноких матерей. Аналогичные трудности испытывают семьи военнослужащих срочной службы; семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов; семьи с детьми-инвалидами семьи с родителями- инвалидами; семьи, взявшие под опеку (попечительство);многодетные семьи; семьи с малолетними детьми (в возрасте до трёх лет).

В особом положении находятся студенческие семьи с детьми. К семьям, нуждающимся в особой поддержке государства, относятся семьи беженцев и вынужденных переселенцев, семьи безработных, имеющих несовершеннолетних детей. Особый разряд семей составляют девиантные семьи. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и преступников и др.

Из всех проблем, стоящих перед современной семьёй, для социального педагога наиболее важной является проблема адаптации семьи в обществе.

Рассмотрение семьи как целостного системного образования в процессе социальной адаптации предусматривает анализ целого ряда её структурных и функциональных характеристик.

Для социального педагога важны следующие структурные характеристики семьи:

  1. наличие брачных партнёров (полная, формально полная, неполная);
  2. стадия жизненного цикла семьи (молодая, зрелая, пожилая);
  3. порядок заключения брака (первичный, повторный);
  4. количество поколений в семье (одно или несколько поколений);
  5. количество детей (многодетная, малодетная).
В перечисленных характеристиках кроются как ресурсные возможности семьи (материальные, воспитательные и др.), так и потенциальные факторы социального риска. Например, повторность брака восполняет утраченные супружеские и детско-родительские связи, но может вызвать негативные тенденции в состоянии психологического климата семьи и в воспитании детей; сложный состав семьи, с одной стороны, создаёт более разнообразную картину ролевых взаимодействий, а значит более широкое поле социализации ребёнка, с другой — в условиях дефицита жилья вынужденное совместное проживание нескольких поколений может стать причиной повышенной конфликтности в семье и т.д.

Помимо структурных и функциональных характеристик, отражающих состояние семьи как целого, для социально-педагогической деятельности также важны индивидуальные особенности её членов. К ним относятся социально демографические, физиологические, психологические, патологические привычки взрослых членов семьи, а также характеристики ребёнка: возраст, уровень физического, психического, речевого развития в соответствии с возрастом ребёнка; интересы, способности; образовательного учреждение, которое он посещает; успешность общения и обучения; наличие поведенческих отклонений, патологических привычек, речевых и психических нарушений.

Сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с её структурными и функциональными параметрами складываются в комплексную характеристику — статус семьи. Учёными показано, что у семьи может быть, по крайней мере, 4 статуса: социально-экономический, социально-психологический, социокультурный и ситуационно-ролевой. Перечисленные статусы характеризуют состояние семьи, её положение в определённой сфере жизнедеятельности в конкретный момент времени, т.е. представляют собой срез некоторого состояния семьи в непрерывном процессе её адаптации в обществе.Социальная педагогика, социальная работа ориентированы не только на решение семейных проблем, но и на укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала семьи для выполнения его многочисленных общественно значимых функций, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в республике.

Основные функции социального педагога в работе с семьёй:

  1. диагностическая (изучение особенностей семей и степени влияния микросреды);
  2. прогностическая (моделирование воспитывающей ситуации с учётом диагностики семьи);
  3. организационно-коммуникативная (психолого-педагогическое просвещение родителей, организация общения);
  4. правозащитная (поддержка семей в защите прав, свобод, социальных гарантий);
  5. предупредительно — профилактическая (профилактика девиантного поведения);
  6. социально-бытовая (оказание нуждающимся семьям материальной помощи);
организаторская (обеспечение культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной деятельности, технического и художественного творчества для семей).

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счёт адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребёнка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем им достаточно разовой однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.

Семьи, требующие внимания, характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п. и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребёнка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь.

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребёнка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

Асоциальные семьи — те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоёмко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся^ жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.

Объектом воздействия социального педагога могут быть ребёнок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.

Формы работы социального педагога с семьёй разнообразны. Выбор их зависит от структуры семьи, её нужд. Потребностей, существующих проблем, сложившихся взаимосвязей внутри семьи и в её окружении. При работе с семьёй следует учитывать: доход на одного человека с учётом прожиточного минимума; число детей и иждивенцев; наличие или отсутствие одного или обоих родителей; здоровье членов семьи; способность к труду взрослых членов семьи; наличие жилья, сбережений, земельных участков; социальное положение, статус членов семьи в обществе.

Социальный педагог работает совместно с различными социальными службами, организациями, учреждениями.

Выявление семьи, нуждающейся в помощи, должно происходить как можно раньше, а не связываться только с проблемами подросткового возраста. За 12-14 лет своей жизни ребенок, находящийся в такой семье, успевает приобрести опыт асоциального поведения, искалечить свою душу, испортить в психологическом и физическом плане своё здоровье и в конечном итоге перейти в категорию « трудных», педагогически запущенных детей. Но этого можно избежать, увидев такого ребёнка в детском саду, в первом классе. Ребёнок из неблагополучной семьи обнаруживает себя по внешнему виду, манере общаться и набору лексических выражений, по неуравновешенности психики, неадекватной реакции. Так он подаёт сигналы неблагополучия: поведение, внешний облик не только говорят о проблемах, которые есть у него, но и призывают на помощь.

Именно педагог, который находится рядом с ребёнком, должен услышать эти сигналы «неблагополучия» и начать работу с семьёй.

Сложилась определённая система работы с семьями, где дети находятся в социально-опасном положении. Сюда входят формы, методы, которые используются при работе с родителями.

1. Индивидуальные:

  1. консультации;
  2. беседы;
  3. наблюдения;
  4. интервью;
  5. телефон доверия;
  6. почта доверия ( узнать проблему у детей можно по почте доверия, тогда может получиться разговор);
  7. посещение семьи;
  8. метод независимых характеристик ( при необходимости получения наиболее полных Сведений о семье, уровне её духовного развития);
  9. приглашение родителей в школу к классному руководителю, психологу, социальному педагогу, директору, на совет профилактики, педсовет;
  10. обращение в учреждения по оказанию помощи школе — письма на работу;
  11. обращение а учреждения района: приглашение родителей на комиссию содействия семье и школе, на комиссию по делам несовершеннолетних;
  12. вовлечение в родительские университеты.
2. Групповые:

  1. родительские лектории;
  2. оказание помощи родителям в профилактической работе и трудоустройстве подростков;
  3. организация центра общения.
3. Массовые:

  1. проведение семейных праздников;
  2. проведение национальных праздников;
  3. распродажа сувениров, акции « Милосердие» и т.п.
Семья, находясь в социально-опасном положении, не может самостоятельно справиться с накопившимися проблемами, поэтому родители нуждаются в квалифицированной помощи, систематической и целенаправленной работе с ними.

 

СЕМЕЙНАЯ МАСТЕРСКАЯ — ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

Семейная мастерская — это объединение по интересам. Интерес к общему увлечению детей и родителей, общий интерес к пониманию одной проблемы, интерес к изучению литературы по проблемам воспитания.

Организация семейной мастерской — благодатное дело. Она сплачивает родителей и детей, позволяет развивать собственную наблюдательность в воспитании детей, формировать родительскую адекватность самооценки, критичность во взглядах на собственное воспитание.

Среди родителей всегда есть люди, которым интересны различные системы воспитания, результаты воспитания и обучения детей в школах определенных направлений. Таких родителей необходимо привлекать к участию в работе мастерской.

В последнее время, в силу сложившейся в обществе ситуации, связанной с разгулом наркомании и токсикомании, родители хотели бы как можно больше знать о данной проблеме, быть просвещенными в этой области. Неформальная обстановка занятий в мастерской, привлечение специалистов, возможность просмотра видеоматериалов — все это может сделать работу мастерской полезной и необходимой в жизни школы. Занятия в мастерской создают единомышленников-энтузиастов, способных впоследствии стать авторитетными друзьями для многих ребят.

Ниже будет приведён приблизительный план работы семейной мастерской:

1. ПОЛОЖЕНИЕ ПРОЕКТА

1.1 ПРОЕКТ

Семейная мастерская.

1.2 АДРЕС РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Учреждение образования « Холопеничская государственная общеобразовательная средняя школа им. М. Богдановича Крупского района» Минская обл., Крупский р-н., г.п. Холопеничи, ул. Советская 8

1.3 ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА

Учащиеся, педагоги, родители.

1.4 ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Создание условий для эффективного развития личности в семье

ЗАДАЧИ:

1. Помочь родителям приобрести психолого-педагогические знания по семейному воспитанию.

2. Привлечь в воспитательный процесс всех его участников: школу, семью, детей.

1.5 ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Диагностическая работа;
  2. Информационно-просветительская работа;
  3. Познавательно-ролевые игры.
1.6 СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММА

На протяжении года

№п/г

Содержание занятий

Форма работы

Практическая часть

Привлекаемые специалисты, представители общественных организаций

!

2 ‘

3

4

5

1

Презентация семейного опыта: «Секреты семейного воспитания»

Предметный разговор «Зачем человеку нужна семья?»

Игра «Манекены-идеалы». Анкета «Характер семейного уклада»

Преподаватель предмета этика семейной жизни. Супруги, отметившие серебряную и золотую свадьбы

2

Единые педагогические требования школы и семьи в воспитании ребёнка

Лекция

Тест для родителей «Ваше общение с ребёнком»

Педагоги, родители представители правоохранительных органов

3

Психолого-педагогическая подготовка родителей к воспитанию

Семинар

Тест «Хороший ли Вы воспитатель?»

Педагоги, психолог педагог социальны! Родители

4

Роль отца и матери в воспитании детей, основные права и обязанности родителей

Диспут

Опросник для родителей

Педагоги, психолог педагог социальны! родители

5

Любовь как высшее человеческое чувство. Любовь i ранней юности. Ответственность в любви.

Литературно-музыкальная композиция « С любимыми не расставайтесь…»

Обсуждение ситуаций по теме.

Педагоги, учащиеся? родители, работник ЗАГСА

6

Культура отношений мальчиков и девочек, мужчин и женщин.

Круглый стол

Сюжетно-ролевая игра

Психотерапевт, работники отдела культуры, учащиеся родители, педагоги

7

Репродуктивное здоровье будущих родителей. Влияние вредных привычек на здоровье человека

Имитация программы « Здоровье»

Лекция, показ антирекламы, конкурс плакатов по ЗОЖ

Учащиеся, родители, врачи-специалисты, педагоги

8

Семейные ссоры, причины семейных конфликтов. Простительные и непростительные поступки. Пути выхода из конфликтной ситуации.

Тренинг семейных отношений.

Тест «Я — родитель, я -воспитатель!»

Педагоги, ученики, психолог, педагог социальный, родители.

9

Дела семейные. Разделение домашнего труда. Семейный бюджет и планирование домашних дел.

Диспут « Работа мужская и женская»

Рыцарский турнир. Конкурс хозяек.

Руководители кружков, учащиеся, родители

Далее будут предложены приблизительные варианты анкет и тестов для детско-родительского взаимодействия:

АНКЕТА РОДИТЕЛЕЙ

(нужное подчеркнуть) Цель: выяснить характер семейного уклада

  1. Выполняют ли Ваши дети постоянный режим дня? Да, нет, не всегда, иногда
  2. Согласованы ли у Вас в семье требования взрослых к детям? Да, нет, не всегда, иногда.
  3. Как Вы поддерживаете у своих детей хорошие стремления? Хвалю, даю деньги, не замечаю, иногда замечаю, обращаю внимание на хорошее.
  4. Знаете ли Вы друзей своих детей? да, нет, не всех.
  5. Чем занимаются Ваши дети в свободное от уроков время? Помогают по дому, смотрят телевизор, читают, не знаю, гуляют на улице, смотрят кино.
6. Знаете ли Вы интересы своих детей?

да, нет, не все, не интересуюсь, нет времени интересоваться.

  1. Имеют ли Ваши дети постоянные обязанности по дому? Да, нет, не всегда, не все.
  2. Какие отношения у Вас в семье между родителями и детьми? Ровные, спокойные, требовательные, не терпящие возражения.
Тест «Взаимоотношения в семье»

1. Как вы считаете взаимоотношения в семье:

очень хорошими

хорошими

не очень хорошими

плохими

не очень плохими

2. считаете ли вы свою семью дружным семейным коллективом

да

не совсем нет

3. какие семейные традиции способствуют укреплению вашей

семьи_____________________


4. как часто ваша семья собирается вместе

ежедневно

по выходным дням редко

5. что делает ваша семья, собравшись вместе

решает сообща жилищные проблемы

занимается семейно-бытовым трудом

работает на приусадебном участке

вместе проводит досуг, смотрит телепередачи обсуждает вопросы учёбы детей

делится впечатлениями о прожитом дне

каждый занимается своим делом

допишите________

6. бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты

да

часто иногда редко не бывают

7. чем обусловлены ссоры, конфликты в семье

непониманием членами семьи друг друга;

нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.);

отказом участвовать в семейных делах, заботах;

разногласием в вопросах воспитания детей;

злоупотреблением алкоголем;

другое____________________________________

8. каковы способы разрешения конфликтов в семье

примирение

обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения

прекращение конфликтов на некоторое время

обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям и др.)

конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер

9. бывают ли дети свидетелями или участниками семейных конфликтов

между взрослыми


да i

нет

иногда

10. как реагируют дети на семейные конфликты

переживают, плачут

становятся на сторону одного из родителей пытаются помирить уходят из дома замыкаются в себе относятся безразлично становятся обозлёнными, неуправляемыми пытаются найти поддержку в других людях

11. что вы намерены делать для укрепления семенно-бытовых

отношений и улучшения микроклимата в семье?


Tecт «Я — родитель, я — приятель?!»

На вопросы этого теста предлагается ответить родителям.

1. Вы смотрите по телевизору фильм, но ваш ребенок требует пе­реключить на другую программу: там выступают рок-музыканты.

Как вы поступите?


А) выполните просьбу и будете смотреть передачу вместе;

б) просите подождать, так как фильм скоро закончится;

в) не обращаете внимания на просьбу ребенка;

г) злитесь на ребенка за то, что он обратился с такой просьбой.

2. Вы видите в своих детях:

а) людей, равных себе;

б) людей, копирующих вас в молодости;

в) маленьких взрослых;

г) благодарных слушателей.

3. Какую прическу вы предпочитаете?

А) которая больше всего вам подходит;

б) которая отвечает последней моде;

в) которая копирует чью-то прическу;

г) которая копирует стиль ребенка.

4. Немного о возрасте родителей:

а) знают ли дети ваш возраст;

б) вы подчеркиваете возрастную черту между собой и детьми;

в) вы не обращаете внимания на разницу в возрасте между собой и детьми;

г) постоянно требуете признания от детей понимания того, что вы старше.

5. Какого стиля в одежде вы придерживаетесь?

А) стараетесь не отставать в одежде от молодежного стиля;

б) стараетесь одеваться так, как советует ваш ребенок;

в) стараетесь надевать ту одежду, которая вам подходит;

г) следуете своему пониманию стиля.

6. Представьте, что ваш сын-подросток вдел в ухо серьгу или дочь

сделала пирсинг. Как вы поступите?


А) посчитаете это личным делом ребенка;

б) станете подшучивать над его (ее) поступком;

в) признаете, что это стильно;

г) сделаете то же самое.

7. Если музыка звучит в доме на полную громкость:

а) вы затыкаете уши ватой;

б) уменьшаете громкость;

в) миритесь с увлечением своего ребенка;

г) включаете еще громче.

8. Если вы спорите со своим ребенком, то:

а) стараетесь ему не возражать;

б) признаете его правоту;

в) спорите до полной победы;

г) уходите от спора.

9. Ваш ребенок празднует день рождения:

а) вы вместе с ним за одним столом;

б) оставляете ребят одних;

в) обслуживаете детей за столом;

г) уходите из дома.

10. Ребенок идет на дискотеку:

а) вы идете вместе с ним;

б) вы не разрешаете ему идти;

в) вы выясняете, с кем идет ваш ребенок;

г) вы ограничиваете его во времени.

11. В общении со своими детьми Вы:

а) откровенны,

б) закрыты,

в) сдержанны,

г) открыты.

12. В отношениях со своими детьми Вы:

а) ведете себя как приятель;

б) как строгий судья;

в) как друг;

г) как родитель.

Оценку результатов теста родители проводят самостоятельно, так как он наглядно выявляет возможные проблемы взаимоотношений с детьми-подростками.

На основе данной диагностики можно провести с родителями учащихся вечер вопросов и ответов, в ходе которого обсудить каждое положение данного теста, его «за» и «против». Такой тест заставляет многих родителей иначе посмотреть на результаты своего воспитания, увидеть себя глазами других родителей, определить характерные черты положительного и отрицательного стиля поведения родителей.

В ходе встречи с родителями необходимо не только говорить с ними об их ребенке, обсуждать проблемы детей, но и предлагать им конструктивные решения появившихся проблем.

Отдел образования Крупского районного исполнительного комитета Учреждение образования « Холопеничская государственная общеобразовательная средняя школа им М. Богдановича Крупского района»

Педагог социальный СЧАСТНАЯ СВЕТЛАНА СТЕПАНОВНА