Методики, используемые в диагностической и коррекционной работе с парой. | Обучение и развитие детей

Методики, используемые в диагностической и коррекционной работе с парой.

На главную Коррекционная работа психолога в школе Работа с семьей Методики, используемые в диагностической и коррекционной работе с парой.
Методики, используемые в диагностической и коррекционной работе с парой.
Коррекционная работа психолога в школе — Работа с семьей
Эти методики модифицированы под специфические задачи коррекционной работы с детско-родительской парой.

«Совместный рисунок»

При использовании данной методики родитель и ребенок последовательно делают два совместных рисунка.

1. Родитель и ребенок сидят рядом. Перед ними лежит чистый лист белой бумаги, сориентированный горизонтально, и пачка цветных карандашей (или фломастеров).



Инструкция: «Я попрошу Вас нарисовать картинку. Рисовать, нужно молча, не разговаривая друг с другом. Каждый из вас будет рисовать только одним карандашом или фломастером, который выберет сейчас».

Дальше психолог предлагает родителю и ребенку выбрать по одному карандашу. После этого еще раз напоминает о том, что, рисовать, нужно молча, и предлагает начать работу. Психологу важно обращать внимание на следующие моменты:

  • кто какой карандаш выбрал; кто первым взял карандаш; был ли выбор, сделанный каждым из участников, полностью самостоятельным;
  • кто первым начал рисунок;
  • кто первым закончил рисунок; как и кем было принято решение об общем окончании работы;
  • были ли паузы при выполнении задания у родителя или ребенка; как распределялось пространство листа между рисующими;
  • было ли невербальное взаимодействие между родителем и ребенком, какое.
После того, как задание выполнено и оба участника закончили рисовать, психолог просит рассказать о том, что изображено на рисунке, не обращаясь ни к кому конкретно: «Расскажите, пожалуйста, что нарисовано на вашем рисунке?»

При этом важно обращать внимание на то, кто рассказывает основную часть информации, как начинается рассказ: по инициативе самого рассказчика или его просит, заставляет, подталкивает к рассказу партнер. Важно отмечать моменты диалога в процессе рассказа, моменты согласия (несогласия), вносятся ли дополнения в рассказ, кем и какого рода.

2. Родитель и ребенок сидят друг напротив друга, между ними чистый лист белой бумаги (сориентирован вертикально). Далее процедура повторяется аналогично варианту 1.

По окончании рисования психолог спрашивает каждого: ребенка и родителя, — о том, какой из рисунков им больше понравилось рисовать, и с чем это связано.

Расположение партнеров (рядом или напротив друг друга) влияет на актуализацию опыта сотрудничества, если сидят рядом, и опыта конфронтации, противостояния, если сидят напротив.

В коррекционной работе можно использовать либо первый, либо второй вариант рисунка, в зависимости от того, на каком взаимодействии психологу хотелось бы сделать акцент.

  • При симбиозе подойдет второй вариант, т.к. партнерам необходимо приобретать опыт противостояния.
  • При доминирующей и потворствующей гиперпротекциях важно развитие, как навыков сотрудничества, так и навыков конструктивного противостояния, поэтому имеет смысл использовать как первый, так и второй вариант.
  • При повышенной моральной ответственности и эмоциональном отвержении важно сделать акцент, прежде всего на конструктивном взаимодействии.
В ходе выполнения рисунка участниками уместны любые вопросы, комментарии или дополнительные инструкции, которые покажутся важными и необходимыми психологу.

«Совместные дела»

Инструкция: «Договоритесь, что вы будете делать вместе в ближайшее воскресенье. Зарисуйте (или запишите) дела, о которых вы договорились, на листе бумаги. Когда будете обсуждать ваши совместные дела, постарайтесь учитывать мнения и интересы друг друга».

Наблюдая за выполнением задания, психологу важно обращать внимание на то, кто проявляет большую инициативу, насколько каждый из партнеров выражает согласие или несогласие в ходе обсуждения, отмечать невербальные проявления партнеров в ходе выполнения задания.

Иногда, когда работа закончена, бывает полезно попросить партнеров оценить в процентах степень своего желания выполнять перечисленные дела или степень своего согласия выполнять их. При этом важно, чтобы оценка проводилась партнерами независимо друг от друга.

Эта методика универсальна для коррекционной работы в паре, она хорошо работает практически при любом типе нарушения. Просто в каждом случае необходимо поставить свой акцент:

  • при доминирующей гиперпротекции — на желаниях и мнении ребенка;
  • при потворствующей гиперпротекции — наоборот, на желаниях матери;
  • при эмоциональном отвержении — на поиске тех дел, которые хочется делать вместе.
«Один карандаш»

Родитель и ребенок сидят рядом. Перед ними чистый лист белой бумаги и один карандаш.

Инструкция: «Нарисуйте вдвоем картинку, на которой обязательно должны быть дом и дерево. Какими они будут, и что вы еще нарисуете на своей картинке, решайте сами. Рисовать надо вдвоем, вместе держась за один карандаш. Придумайте название рисунка и напишите его также одним карандашом».

Психологу важно фиксировать вербальные реакции партнеров в ходе выполнения задания, отслеживать, чтобы партнеры все время держали карандаш вдвоем и отмечать те моменты, когда кто-то из партнеров выпускает карандаш из руки.

Здесь возможны различные акценты в зависимости от типа нарушения отношений в паре.

Например, при доминирующей гиперпротекции ребенка просят: во-первых, задумать, как он будет рисовать дом и дерево, будет ли еще что-нибудь на рисунке; во-вторых, быть ведущим в этом рисунке. При этом мама, оказываясь в роли ведомой, должна следовать за ребёнком, держась за карандаш.

После выполнения задания важно провести обсуждение полученного опыта, расспросив родителя и ребенка о том, легко ли было рисовать одним карандашом, понравилось или нет задание и почему, как чувствовали себя в процессе рисования.

«Командир — Подчинённый«

Для выполнения этого задания понадобятся кубики из строительного набора (10-15 штук).

Один из партнеров здесь назначается командиром, другой — подчиненным. Перед парой ставится следующая задача: «Вам надо построить что-то из кубиков (дом, башню и т.п. — что-то одно). Один из вас — командир, именно он придумает, что вы будете строить, и как это будет выглядеть. Командир будет отдавать приказы подчиненному. Командир руководит строительством и говорит подчиненному, какой кубик взять и куда поставить. При этом нельзя показывать, какой кубик взять и куда поставить. Можно только приказывать словами. Подчиненный выполняет приказы командира. Вам необходимо как можно быстрее построить то, что задумал командир, из всех кубиков, которые у вас есть».

После выполнения задания можно предложить партнерам поменяться ролями.

Если в роли командира — ребенок, которому сложно не жестикулировать, можно попросить его спрятать руки за спину.

В диагностическом варианте использования этой методики психолог отмечает вербальные и невербальные проявления партнеров и характер их взаимодействия друг с другом.

В коррекционном варианте важно обсуждать те чувства, которые возникают у партнеров в ходе выполнения упражнения, а также схожесть с ситуациями их повседневного взаимодействия. Акценты, опять же, могут быть различными.

Например, при потворствующей гиперпротекции важно сосредоточиться на анализе ситуации, когда родитель — Командир, а ребенок — Подчиненный.

«Узелок»

Родитель и ребенок прячут одну руку за спину, и у каждого остается по одной рабочей руке. Перед ними веревочка или шнурок.

Инструкция: «У каждого из вас сейчас может работать одна рука, а на двоих — две. Вам вдвоем нужно завязать узелок на веревочке».

При диагностике отмечаются вербальные и невербальные проявления партнеров, кто берет на себя инициативу в выполнении задания.

При коррекции важно, как обычно, провести обсуждение чувств и мыслей родителя и ребенка в ходе выполнения задания.

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГОРОДСКОЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»