Программа для детско-родительской группы с элементами социально-психологического тренинга (семья с ребенком-инвалидом в возрасте 6-9 лет) | Обучение и развитие детей

Программа для детско-родительской группы с элементами социально-психологического тренинга (семья с ребенком-инвалидом в возрасте 6-9 лет)

На главную Коррекционная работа психолога в школе Работа с семьей Программа для детско-родительской группы с элементами социально-психологического тренинга (семья с ребенком-инвалидом в возрасте 6-9 лет)
Программа для детско-родительской группы с элементами социально-психологического тренинга (семья с ребенком-инвалидом в возрасте 6-9 лет)
Коррекционная работа психолога в школе — Работа с семьей
Программа для детско-родительской группы с элементами социально-психологического тренинга (семья с ребенком-инвалидом в возрасте 6-9 лет)

(Мицкевич Л. Н., психолог)

Традиционно проблемы семей, воспитывающих детей-инвалидов, в нашей стране рассматривались исключительно через призму проблем самого ребенка. Работа с родителями такого ребенка в большинстве случаев ограничивалась консультациями по вопросам его обучения и воспитания, но при этом упускался из внимания очень серьезный аспект — эмоциональное состояние самих родителей и его влияние на ребенка-инвалида.

Рождение ребенка — это долгожданное событие для каждой семьи. С детьми родители связывают мечты о счастливом будущем, на них возлагают большие надежды. Совершенно иначе обстоит дело, когда рождается ребенок с тяжелой патологией либо становится инвалидом из-за хронического соматического заболевания. Такое явление всегда связано с тяжелыми эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Особенно часто встречающиеся реакции на поставленный диагноз — чувство вины, ощущение незаслуженности случившегося. Резкое падение самооценки является следствием вопроса «Почему это случилось именно со мной?», возникает чувство собственной неполноценности.

Семьи, имеющие ребенка — инвалида, довольно часто распадаются, нередки также случаи, так называемых скрытых разводов, когда семья формально сохранена, но отец живет отдельно, оправдывая это жизненной необходимостью. Родители ребенка-инвалида — по-разному переносят его проблемы: мать, ухаживая за ребенком с первых дней его жизни, страдая за него, учится любить его таким, какой он есть, просто за то, что он существует, отец прежде всего смотрит в будущее, его больше заботит, каким вырастет его сын или дочь. Часто он не видит никаких жизненных перспектив, но он обеспокоен стрессом, который испытывает его жена, на него также ложатся особые материальные тяготы, связанные с содержанием семьи, так как матери в большинстве случаев бывают вынуждены оставить работу. Длительность психического стресса, который испытывают родители, приводит к различного рода психосоматическим расстройствам. Со временем он не только не уменьшается, но может и увеличиться: растут заботы, связанные с взрослеющим ребенком, растет тревога за его будущее.

Уже стало аксиомой утверждение, что несчастная мать, с высоким уровнем тревожности, низкой самооценкой не сможет воспитать счастливым и успешным даже здорового ребенка. Что же можно сказать о воспитании ребенка с проблемами здоровья. Уже доказано, что искажение родительского отношения может вызвать у таких детей вторичные нарушения.

Запрос родителей на помощь в воспитании ребенка-инвалида дал толчок идее создания семинаров-практикумов для родителей, имеющих детей-инвалидов, которые бы сочетали в себе психокоррекционную, профилактическую и просвещенческую работу как для родителей, так и для детей «Эмоциональное благополучие или счастливые родители — здоровые дети».

Данная программа рассчитана на параллельное ведение семинаров — практикумов для детей и родителей с выходом на совместную деятельность.

В программе приоритетными являются следующие принципы:

1. Принцип системности коррекционных, профилактических, обучающих и развивающих задач.

2. Принцип единства диагностики и коррекции.

Целостный подход в процессе оказания психологической помощи.

• Преддиагоностический этап — выявление запроса на оказание психологической помощи семьям с ребенком — инвалидом.

• До начала коррекции — этап комплексного диагностического обследования в процессе индивидуального консультирования семей.

• В процессе коррекции — систематические диагностические срезы, исследующие динамику хода и эффективность коррекции.

3. Принцип непрерывности эмоциональных процессов, используемый в интерспективной психологии В. Бунда, «ребенок постоянно что — то чувствует».

4. Деятельностный принцип коррекции А. Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В. В. Давыдова о роли деятельности в психическом развитии личности.

5. Принцип управления техническим развитием, связанный с организацией совместного распределения деятельности взрослого и ребенка на основе теории Л. С. Выготского, что развитие не является спонтанным процессом, а строится на помощи взрослого, его участии в организации жизнедеятельности ребенка. Данный принцип основан и на теории П.Я. Гальперина планомерного формирования деятельности.

6. Принцип смены психологической позиции субъектов диады «родители — ребенок — инвалид».

Диагностический этап

Диагностические методы, предлагаемые в нашей работе, позволяют выявить эмоциональные нарушения в детско-родительских взаимоотношениях; выявить запрос на оказание психологической помощи семье с ребенком-инвалидом.



Анализируемые факты
Методы

Преддиагностический этап, направленный на выявление запроса со стороны медицинского персонала и родителей на необходимость коррекционной работы с ребенком-инвалидом и его родителями.

• Семейный статус;

• Запрос на социально-психологическую помощь семье с ребенком-инвалидом;

Анкета № 1 (для родителей)

• Семейная атмосфера (межличностное взаимодействие в результате заболевания с супругами, с ребенком, другими родственниками);

•Определение семейной ситуации в процессе болезни ребенка (кризисная или нет).

• Запрос на социально-психологическую помощь семье с ребенком-инвалидом на всех этапах протекания заболевания;

• Проблемы ребенка-инвалида, негативные изменения: — познавательной сферы; Поведенческих реакций; Эмоциональной сферы; в общении; наличие страхов, комплексов; модель поведения «жертва»; проблемы психосоциальной реабилитации;

• психосоциальные проблемы медицинского персонала, работающего ребенком-инвалидом; оценивание медицинским Персоналом (изменение стиля воспитания в процессе заболевания.

Диагностический этап с использованием стандартизированных и проективных методик

• родительское отношение к Процессу воспитания

Onpocник роди­тельского отно­шения Л.Я, Варги и В.В. Столина.

• Эмоциональное восприятие членов семьи; • Тревожность в семейной ситуации; • Кризисность отношений в семье; • Удовлетворенность семейной ситуацией; • Благополучие семейной ситуации

Кинетический рисунок семьи

• Отношение к матери; • Отношение к отцу; • Отношение к матери и отцу, как к чете, • Отношение к братьям и сестрам; • Отношение к близким родственникам; • Отношение к друзьям; • Отношение к учителям, воспитателям; • Эмоциональные состояния: фрустрация, любознательность, конфликтность, агрессивность; • Личностные проявления: доминирование, лидерство, стремление к уединению, отгоро­женность.

Фильм-тест Рене Жиля

Результат диагностического этапа заносятся в индивидуальную диагностическую карту.

ФИО

Индивидуальная диагностическая карта. ________ Возраст_______



Мето­дика шкалы
КРС

Рене Жнль

ОРО

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1

2

3

4

5

выше

норма

ниже

Все данные диагностики обрабатывается при использовании Microsoft Excel, описательной статистикой, которая выделяет доверительный интервал для каждой методики, и он является нормой, все данные выше или низке этого интервала являются, в свою очередь, выше либо ниже нормы.

Цель коррекционной программы — сохранение, укрепление, развитие духовной, психической, социальной составляющих эмоционального реагирования в детско — родительских отношениях у семей с ребенком — инвалидом.

Задачи:

• Повышение уровня психологической культуры эмоциональной сферы детско — родительских отношений, под которыми мы понимаем совершенствование знаний, умений и навыков родителей и детей при овладении чувственной коммуникацией.

• Создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей-инвалидов, вооружение родителей психолого-педаго­гическими знаниями с целью улучшения эмоционального климата в детско-родительских отношений. При этом мы выделяем следующее:

• формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности;

• формирование благоприятного эмоционального микроклимата в семье;

• развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению;

• формирование позитивных эмоциональных установок в сознании родителей;

• оптимизация родительско-детских отношений;

• совершенствование коммуникативных форм поведения;

• формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.

Программа семинара — практикума рассчитана на четыре месяца. Занятия проходят два раза в месяц продолжительностью 4 академических часа.

В программе используются методы арттерапии, позитивной психотерапии, трансактный анализ.

Каждое групповое психокоррекционное занятие имеет несколько этапов работы:

Вводная часть. На этом этапе идет подготовка к психологической работе. Для этой цели используются специальные психогимна­стические упражнения, направленные на создание позитивного настроения, помогающие участникам настроиться на доброже­лательное отношение к себе и друг другу, на доверительный стиль общения. На этом этапе применяются упражнения на снятие напряжения и раскрепощение, на сокращение эмоциональной дистанции, на тренировку способностей выражения своих чувств с помощью мимики и жестов.

Основная часть. На этом этапе идет основная психокоррекционная работа по переоценке и переосмыслению жизненных позиций и установок родителей. Этому помогают следующие формы:

Лекционная часть: участникам предлагают теоретические знания о рассматриваемых проблемах, раскрываются основы детской и возрастной психологии, социальной психологии, теория чувственных коммуникаций по Т. Гордону.

Разыгрывание ролевых ситуаций. Участникам предлагается проигрывать различные ситуации, причем роли подбираются соответственно личностным особенностям и установкам участников. Разыгранные ролевые ситуации затем также подвергаются обсуждению и анализу участниками группы.

Релаксационный комплекс. Применяется техника релаксации по Э. Джейкобсону и И. Шульцу, направленная на выработку способности к расслаблению мышц в состоянии покоя, снятию в них локального напряжения.

Упражнения арттерапии. Применяется индивидуальное, групповое рисование, рисование в парах, на заданную тренером тему или тема не оговаривается, и в этом случае создаются «групповые фрески», когда участники рисуют все, что хотят на общем рисунке. Упражнения направлены на работу с эмоциями, на создание образов, ассоциаций к понятиям (наша группа, надежда). Рисунки обсуждаются участниками в процессе рисования и повторно после окончания работы.

Домашнее задание. В процессе всей программы мы предлагаем участникам заполнение дома, совместно с детьми, специальной рабочей тетради, которая выдается каждому участнику на первом занятии. Все задания в тетради носят как диагностический, так и самоаналитический характер. Пример некоторых домашних заданий для родителе (Приложение 2). Рабочая тетрадь для работы с детской группой разрабатывается каждым ведущим самостоятельно.

Рефлексионная часть. Для оценки деятельности семинара-практикума. В рефлексии закладываются следующие переменные для оценивания: деятельность участника, деятельность всей группы; содержательный компонент занятия, межличностное взаимодействие тренера и участников группы. Рефлексионная форма единая на протяжении всей программы.

Занятие № 1

Навыки эффективного общения. Определение значимости и развития модели уверенного поведения при взаимодействии с ребенком-инвалидом.

Цель: ознакомление и обучение родителей эффективному общению с ребенком и моделям уверенного поведения при межличностном взаимодействии в семье.

Коррехдионные задачи: знакомство; введение в атмосферу психокоррекционных занятий; сплочение участников группы; актуализация проблем детско-родительских отношений; диагностика проблем.

• «Презентация». Каждому участнику дается специальная карточка-визитка, воздушный шарик, фломастер.

Уважаемые родители! Заполните, пожалуйста, карточку-визитку, просьба отвечать искренне. Затем надуйте шарик, фломастером нарисуйте свой автопортрет, прикрепите свою «визитку» к шарику. После этого все шарики выбрасываются в круг и разбираются участниками группы. Главная задача в том, чтобы все шарики были разобраны, и никому не попался свой шарик. Следующий этап игры заключается в рекламе. Участник группы, получивший чужой шарик, должен рассказать о его обладателе, воссоздав его визитку. После групповой презентации все шарики привязываются на натянутую нитку, и образуется галерея участников группы, которая по возможности сохраняется на протяжении всего цикла занятий.

• Введение ритуалов работы в группе.

«Приветствие». Чаще всего этот ритуал вырабатывается группой, но у ведущего должен быть в запасе и свой вариант. Например: стоя в кругу, участники поднимают вверх сцепленные руки.

«Прощание». Каждое занятие также оканчивается ритуально. Например: все участники группы создают общий круг, в котором они стоят с закрытыми глазами, положив свои руки на плечи соседа и мысленно передавая группе свои позитивные эмоции и добрые пожелания.

«Выработка правил работы группы». Ведущий вводит правила, по которым будет работать группа. Некоторые из них уже продуманы самим ведущем, и предлагаются для общего обсуждения. Предварительно часть правил уже записана на листе флипчарта, для остальных оставлено свободное место. Примерные правила: «здесь и сейчас»; правило поднятой руки; право вето у ведущего; высказываемся без оценки личностей, и т.д. (предлагает группа).

• «Ожидания». Каждому участнику раздается карточка «Ожидание» для заполнения.

Участникам группы необходимо заполнить карточку отвечая на вопрос: «Что я ожидаю от этих занятий?» Затем тренер собирает все карточки и выписывает на лист флипчарта все ожидания. Это лист прикрепляется к стене и находится там в процессе всего цикла занятий, а задача всех участников групп по мере того, как они достигают полученного результата (т.е. ожидание оправды­вается/реализуется), данное ожидание вычеркивается из общего

Диагностический блок «Кто Я?». Участникам предлагается ответить на заданный вопрос пятью существительными и пятью прилагательными. А затем рассказать о себе как о родителе.

Минилекция. «Уверенность — стимул эффективного общения с ребенком — инвалидом»

• Развитие неуверенной и уверенной моделей поведения.

• Почему у ребенка, находящегося долгое время в клинике, либо часто болеющего формируется неуверенная модель поведения?

• Что такое «госпитализм»?

• Почему так важно уверенное поведение в семейных отношениях?

• Что такое моделирование»?

• Что включает в себя процесс моделирования?

• Почему происходит имитация поведения значимых для нас людей?

• По каким законам живут взрослые?

• Как объяснить ребенку следующие правило: «если ты хочешь быть большим, то и поступай так, как это принято во взрослом мире.»

• Использование литературных примеров в воспитании ребенка, например стихотворение Г. Ширковец «Этих взрослых не поймешь.»

• Давайте проанализируем ваши семейные ситуации. У кого в семье есть проблемы такого рода, и вы не знаете, как справится с ними. Групповая дискуссия.

• «Презентация своего ребенка». Ваши дети больны, и в этом они похожи, но каждый из них — уникален. Сделайте презентацию своего ребенка с точки зрения, что у него есть особенного, чего нет у других детей.

• «Знаю ли я своего ребенка?» Всем участникам группы раздаются специальные рабочие тетради, в которых собраны все домашние задания по программе. Вниманию участников предлагается первая таблица, которую необходимо заполнить на занятии (графы родительское мнение, предполагаемый детский ответ) отвечая на следующие вопросы:

• Моя самая любимая сказка и почему?

• Сказка, которую я не люблю и за что?

• Если бы у меня была волшебная палочка, то на один день я бы стал… Почему?

• Добрую фею я бы попросил…, а бабу-ягу… Зачем?

• В какую бы звериную семью превратилась бы наша если бы было можно? Почему?

Заполнение графы «мнение самого ребенка» является домашним заданием для родителей (Приложение 2).

• «Древняя мудрость» Группе предлагается разделится на подгруппы по 3-4 человека. Каждой подгруппе выдаются карточки с пословицами и поговорками (Приложение 2), на тему внутрисемейных отношений. Через 5-7 минут подгруппы должны предложить свои варианты толкования высказываний народной мудрости. Предложить ситуации, когда данные пословицы могут использоваться при воспитании детей в семье.

• Домашнее задание. Следующая наша встреча будет через две недели. В течение этих двух недель заполняйте, пожалуйста, рабочую тетрадь, которую мы вам дали. За этот период вам необходимо отметить когда, в каких ситуациях в вашей семье, у всех ее членов наблюдалось неуверенное поведение, и каким образом вы пытались его исправить.

• Ритуал группового прощания.

• Рефлексия занятия. Заполнение специальных рефлексионных карточек см. Приложение.

 

Занятие № 2

Конструктивное общение на основе уверенного поведения.

Цель: ознакомление и обучение родителей конструктивному общению с ребенком.

Коррекционные задачи: введение в атмосферу занятий; сплочение участников группы; актуализация конструктивного общения в детско-родительских отношениях.

• Ритуал группового приветствия.

• «Здравствуйте!» Здравствуйте, уважаемые участники семинара. Мы очень рады видеть вас сегодня здесь, нам очень интересно узнать, как прожили вы эти две недели, что у вас было нового, но узнаем мы это необычным способом. Вы разбиваетесь на пары, и ваша задача в течение пяти минут рассказать друг другу то, что с вами произошло за это время, но не словами, а жестами. А по истечении этого времени вы должны будете все это озвучить, но не о самом себе, а о своем партнере по паре.

• Ролевая игра «Проигрывание домашнего задания». Вспомните, пожалуйста, ситуацию, которую вы не смогли разрешить самостоятельно за прошедшие две недели, и занесли ее в свой блокнот для домошнего задания. Каждый вспоминает свою собственную ситуацию, если у кого-то это вызывает трудности, то ему дается карточка с возможной проблемной ситуацией в детско-родительских отношениях. Затем участники проигрывают эти ситуации в парах, каждый предлагает свое решение. После проигрывания проводится групповое обсуждение.

3. Минилекция. Как отличать неуверенное, агрессивное и уверенное поведение.

• Неуверенное поведение.



• Агрессивное поведение.

• Уверенное поведение.

• Ребенку будет легче вживаться в здоровое обществ, если ему в этом будут помогать уверенные поступки родителей.

• Уверенное поведение в той или иной ситуации, в общем, и целом ведет к благоприятным последствиям для людей, которые в нее вовлечены.

• Что происходит, когда обе стороны ведут себя самоутверждающе в ситуации?

• Ролевая игра. В процессе мини-лекции мы обращались к вам с просьбой вспомнить проявления своих членов семьи в отношении агрессивной формы поведения. Сейчас мы попробуем проиграть некоторые из этих ситуаций и попытаемся разрешить сложные случаи, используя уверенную модель поведения.

• Релаксационный комплекс. В предыдущем упражнении мы вспоминали с вами агрессивные проявления со стороны членов ваших семей. Давайте вспомним, по каким внешним проявлениям мы можем определить, что ребенок агрессивен. А как агрессия проявляется у взрослого? (Записываем все высказывания на флипчарт). Сейчас мы хотим показать вам, как можно научится расслабляться, и таким образом избегать агрессивных проявлений. В первую очередь необходимо сесть поудобнее. Одними из ярких про­явлений агрессивности является мимика лиц, агрессивное дыхание. Давайте попробуем дышать так, как мы вам покажем (ведущий демонстрирует диафрагмальное дыхание: глубокий вдох — живот медленно надувается, а затем медленный выдох — живот сдувается}». ;

Участники повторяют за ведущим.

Хорошо. А теперь мы. будем дышать опять глубоко, но живот не надуваем, а дышим полной грудью и выдыхаем с шумом «ш-ш-ш», вытянув при этом губы трубочкой, стиснув зубы и надувая щеки. Выдыхать нужно очень сильно, но медленно».

Расскажите как вы сейчас себя чувствуете? — (участники отвечают). А когда вы злитесь или у вас что-то не получается, что вы тогда чувствуете — (участники отвечают) — вам это приятно? Наверное нет. Вспомните, как вам было хорошо, когда вы глубоко дышали. Поэтому дышите всегда так, как только начнете злиться или у вас что-то не будет получится.

• Игра «Охота». Сейчас мы хотим предложить вам игру, которую вы можете использовать со своими детьми, для того чтобы снимать некоторые агрессивные проявления.

Все участники группы разбиваются на четыре равные подгруппы и образуют квадрат. Каждая группа становиться в один угол квадрата. Ведущий дает установку:

— каждая подгруппа выбирает себе роль (охотников; львов; змей; обезьян);

— ведущий показывает специальные движения, характерные для каждой роли (охотник — становятся в позу стреляющего из ружья и озвучивают свои действия звуками стрельбы — «т-д-д-д»; львы -поднимают руки вверх растопырив пальцы и согнув их в виде когтей и озвучивают свои действия рыком; змеи — водят рукой имитируя движения змеи и озвучивают характерным шипением; обезьяны -кладут одну руку себе на грудь, вторую на голову и начинают одновременно себя ими бить, озвучивая все это звуком «у», характерным для них).

— в каждой подгруппе определяется главный герой, который будет задавать темп игре и менять направление;

— игру начинают охотники, все одновременно делают свое движение с озвучанием, и по решению главного охотника игра переходит к той группе зверей, движение которой повторит глава охотников;

— по мере игры темп убыстряется.

• «Статут детско-родительских отношений». Ведущий разде­ляет группу на две подгруппы. Одна — дети, другая — родители. Каж­дая группа должна в течение 15-20 минут выработать свод правил, по которым выстраиваются детско-родительские отношения. По ис­течению времени подгруппы начинают озвучивать свои наработки. Каждое правило обсуждается. Задача ведущего контролировать про­цесс обсуждения и не затягивать его. Когда каждое принятое под­группами правило записывается на лист флипчарта и затем, задача ведущего к следующему семинару сделать компьютерный вариант статута и раздать его участникам на память. Важно в процессе обсуждения обращаться к. эмоциональной сфере участников, выяв­ляя, как на чувственном уровне принимаются те или иные правила.

• Домашнее задание. Родителям предлагается в течение двух недель вести наблюдения за детьми и заполнять специальную таблицу № 2 из рабочей тетради (Приложение 2).

• Ритуал группового прощания.

• Рефлексия занятия (Приложение 2).

Занятие № 3. Все мы родом из детства.

Цель: развитие эмпатии, самоконтроля, особенностей восприятия, эмоциональных переживаний в детско-родительских отношениях.

Приобретение навыков чувственной коммуникации с ребенком (по Т. Гордону). Обучить навыкам активного слушания.

Коррекционные задачи: введение в атмосферу психокор-рекционных занятий; сплочение участников группы; обучение навыкам активного слушания ребенка; научение «языку принятия» и «непринятия».

• Ритуал группового приветствия.

• «Скажи комплимент другу». Ведущий предлагает начать семинар с игры «Скажи комплимент другу». Задача участников сказать друг другу комплимент, при перебрасывание мяча. В игре должны участвовать все участники. После того, как все проиграли, ведущий обращает внимание на словарный запас комплиментов.

• Групповая дискуссия по итогам домашнего задания. Необходимо выяснить:

• Было ли легко заполнять таблицу;

• Какие чувства испытывали вы при заполнении;

• С какими проблемами вы столкнулись при выполнении задания.

Минилекция. Проблемы детей и проблемы родителей.

В процессе мини-лекции рассматриваются вопросы, связанные с умением выслушивать ребенка, как правильно высказать свое недовольство поведением ребенка. Вводятся следующие понятия:

• оценка поступка;

• оценка личности;

• невербальные проявления коммуникации.

Ведущий предлагает заполнить таблицу типичных эмоциональных реакций (Приложение 1). Затем участникам группы раздается каталог типичных негативных эффектов родительских реакций (по Т. Гордону), а также памятка «Условия полноценного слушания».

Родителям дается время для ознакомления. Затем групповое обсуждение.

В результате обсуждения выделяются проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются родители. В процессе обсуждения необходимо вычленить являются ли эти проблемы детскими или родительскими. Основная идея научится вычленять детские проблемы и родительские. В процессе обсуждения ведущий задет наводящие вопросы и подводит участников к понятию активное слушание. Для более четкого определения данного понятия вводится использование видеотренинга «Программа от 0 до шести» занятие № 4 и № 5, разработанный Северо-Ирландским университетом Улстера.

После просмотра тренинга проходит групповое обсуждение: что в себя включает понятие «активное слушание»: пересказ; уточнение; отражение чувств; проговаривание подтекста; резюмирование.

• Ролевая игра для закрепления навыков активного слушания. Участники разбиваются на пары и разыгрывают ситуации, которые тревожат родителей. Основная идея использовать при проигрывание элементы активного слушания: проигрывание подтекста и резюмирование.

• Ситуационная игра на закрепление навыков взаимодействия на «языке принятия и непринятия». Участники обращаются к рабочей тетради таблица № 4. (Приложение 2).

Заполнение первого столбца в таблице проходит по кругу каждый участник предлагает свою проблемную ситуацию в общении с ребенком, а все участники должны заполнить ответы на языке принятия и непринятия.

• Домашнее задание. Проиграть дома игру «Комплименты» совместно с ребенком. В течение двух недель при взаимодействии с ребенком использовать навыки активного слушания, а также «языка принятия и непринятия».

• Ритуал группового прощания.

• Рефлексия занятия.

Занятие № 4. Сотрудничество

Цель: создание атмосферы совместного взаимодействия детей и родителей.

Коррекционные задачи: введение в атмосферу психокоррекционных занятий; сплочение участников группы; актуализация конструктивного общения в детско-родительских отношениях; научение совместному творчеству детей и родителей.

• Ритуал группового приветствия. Обмен групповыми приветствиями детей и родителей.

• Презентация родителей. Ведущий предлагает детям провести презентацию своих родителей (того, кто присутствует на занятии). Рассказать какие они, что они любят, что привлекает их в родителях.

• Совместная игра «Мост».

Все участники делятся на четное количество групп (две или четыре, т. е., чтобы всего в подгруппе было не более 6 человек). Каждая подгруппа отводится в отдельное помещение. Перед распределением по комнатам участникам предлагается инструкция игры. Каждой группе выдается одинаковый комплект раздаточного материала (две пустые полутора литровые пластиковые бутылки, лист ватмана, набор цветной бумаги, клей, скотч, набор цветных карандашей, два чистых листа формата А4). В течение 90 минут каждая группа должна сделать половинку моста, которая в последствии должна соединится с другой, т. е. если много участни­ков, и они разделены на четыре группы, то определяются две парные группы и в итоге должно получится два моста. В каждой группе определяется коммуникатор, который будет выходить на переговоры. В течение игрового времени коммуникаторам разрешено три встречи с коммуникатором противоположной стороны. Встречи проходят в сопровождении супервизоров, которыми являются ведущие семинара. На встречах коммуникаторам запрещено иметь при себе какие-либо записи. Обсуждение ведется только на уровне вербальной коммуникации. Основная идея — объяснить какой мост должен получится, какие его размеры, и что должны делать подгруппы. В процессе всей игры за группами наблюдают супервизоры, все наблюдения заносятся в лист наблюдений. После стыковки мостов проводится групповое обсуждение:

• Какие впечатления от игры?

• Кто был генератором идей?

• Как работалось родителям и детям совместно?

• Каково быть в роле коммуникатора?

• Как были выбраны коммуникаторы?

• Кто какие роли выполнял в процессе игры?

• Были ли конфликты в группах при постройке моста?

• Были ли учтены мнения каждого участника?

После того как выступят все участники игры, своими впечатлениями и наблюдениями делятся супервизоры.

• Домашнее задание. В течение двух недель активно использовать полученные знания, умения, навыки при взаимодействие с ребенком и отмечать трудности общения.

• Ритуал группового прощания.

• Рефлексия занятия.

Занятие № 5. Бывает ли жизнь без конфликтов?

Цель: обучение родителей способам разрешения конфликтных ситуаций.

Коррекционные задача: введение в атмосферу психокоррекционных занятий; сплочение участников группы; актуализация необходимости конструктивного разрешения внутрисемейных конфликтов; обучение контролированию своими эмоциями в конфликтных ситуациях; обучение технике созидательного управле­ния конфликтом.

• Ритуал группового приветствия.

• Групповое обсуждение домашнего задания. Какие сложности наблюдались при взаимодействии с детьми в течение двух недель. В каких ситуациях полученные знания, умения, навыки не удается еще применить или вы считаете, что эффекта от их применения не было.

• Ассодиативная игра. Выскажите одним словом вашу ассоциа­цию по отношению к слову «Конфликт». Все ассоциации записыва­ются на листе флипчарта. Примечания: в процессе записи ведущий все ассоциации подразделяет на две колонки: чувственные и предметные. После того, как выскажутся все участники подводится итого чувственной и предметных сторон понятия «конфликт».

• Минилекция. Решение конфликта.

Конфликтов избежать невозможно. Они необходимы для развития, роста, иначе не происходит развития. Но можно ли разрешать конфликты конструктивно?

• Участникам даются понятия: «совместное размышление», «третейский суд», «законные действия».

• Участникам предлагается ответить на вопросы в рабочей тетради по теме конфликт «ролевая модель»;

• Что такое творческое разрешение конфликта?

• Какие пути есть в решении конфликтных проблем, какие сферы участвуют в переработке конфликта?

• Что такое контракт по конфликту?

Игра «Ковер мира» предлагает вам хорошую стратегию разрешения конфликтов с детьми в семье. Само наличие «ковра мира» побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.

Для проведения игры нам понадобится: кусок не слишком толстого пледа размером 90 X 150 сантиметров или мягкий коврик такого же размера. Кроме того, нужны фломастеры, клей и материалы для оформления декораций, например, алюминиевые блестки для вышивания, бисер, ракушки и тому подобное.

Сядьте в круг все вместе. Можете ли вы сказать, какие конфликты возникают у вас в семье, о чем вы иногда спорите друг с другом? Как вы чувствуете себя после такого спора? Что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения?

Я принесла для всех нас небольшой кусок ткани, который станет нашим «ковром мира». Как только возникнет у нас в семье спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы.

Давайте посмотрим, что из этого получится. (Положите плед в центр круга, а на него — красивую книжку с картинками или какую-нибудь занятную игрушку.) Представьте себе, что у вас в семье двое детей, и кто-то один хочет взять эту игрушку, а второй ребенок против этого. Они оба сядут на «ковер мира», а вы присядьте рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них не имеет права просто взять игрушку. (Пусть оба ребенка займут места на ковре). Вам необходимо задать вопрос: как можно было бы разрешить эту проблему?

Когда решение будет найдено, предложите детям украсить «ковер мира»: «Сейчас мы можем превратить этот кусок пледа в «ковер мира» нашей семьи. Я напишу на нем имена всех членов нашей семьи., а вы должны мне помочь украсить его». Этот процесс имеет большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают «ковер мира» частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они смогут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудив ее. Используйте «ковер мира» исклю­чительно для этой цели. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять «ковер мира» без Вашей помощи. И это очень важно, так как самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. «Ковер мира» придаст детям внутреннюю уверенность и покой, а также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии.

Групповая дискуссия:

— Почему так важен для семьи «ковер мира»?

— Что происходит, когда в споре побеждает более сильный?

— Почему недопустимо применение в споре насилия? Примечание: для этой игры может быть использован любой конфликт, предложенный кем-то из группы. В эту игру необходимо вовлекать всех членов семьи, которые участвовали в конфликте.

• Домашнее задание.

Поделиться с семьей своими новыми знаниями, постараться проиграть дома игру «Ковер мира». Нарисовать вместе с ребенком рисунок «Конфликт у нас в семье.

• Ритуал группового прощания.

• Рефлексия занятия.

Занятие № 6. МЫ предъявляем требования.

Цель: осознание разницы между предъявлением требования и доведением его логического завершения. Анализ выполненного требования.

Коррекционные задачи: введение в атмосферу психокоррекционных занятий; сплочение участников группы; актуализация необходимости доведения до логического завершения предъявляемого к ребенку требования.

• Ритуал группового приветствия.

• Групповое обсуждение домашнего задания. Обмен впечатления­ми от проведенной дома игры. Создание галереи рисунков.

• Брейнсторминг. Какие требования чаще всего предъявляются детям? Какие требования имеют логическое завершение (т.е. ребенок предъявляемое ему требование доводит до конца), а какие чаще всего завершают родители. Есть ли различие в предъявлении требований к больному ребенку и здоровому? Все требования, которые проговаривают родители, записываются на флипчарт.

Минилекцкя. Как мы предъявляем требования?

• Как предъявлять родителям требования?

• В воспитании детей необходимы одновременно и любовь и требования, их органическая взаимосвязь и взаимодействие. Согласны ли вы с этим утверждением П. Ф. Лесгафта?

• При соблюдении, каких правил требование будут успешно выполняться? Памятка в рабочей тетради.

• Наказание и похвала. Должны ли они использоваться при воспитании детей?

•«Договор»

Ведущий знакомит родителей с тактикой заключения договора с ребенком о выполнении требований.

•Домашнее задание.

Попробовать применить технику «Договора» при взаимодействии с детьми.

•Ритуал группового прощания.

•Рефлексия занятия.

Занятие № 7. Дружба.

Цель: применение родителями полученных знаний, умений и навыков в совместной творческой деятельности с детьми.

Коррекционные задачи: введение в атмосферу психокоррек­ционных занятий;

сплочение участников группы; научение совместному творчеству детей и родителей.

•Ритуал группового приветствий.

•Драматизация сказки, которая была разработана с детьми на детских занятиях.

•Совместное создание плаката «Семьи».

Каждая пара в отдельности создает свой собственный плакат в котором необходимо отразить:

• девиз семьи;

• хобби каждого;

• любимую вещь каждого члена семьи;

• уникальность именно этой семьи.

• Презентация каждого плаката. Анализ процесса создания; плаката. Какие проблемы возникали при совместной работе. Обмен мнениями.

• Ритуал группового прощания.

• Рефлексия занятия.

Занятие № 8 (финальное)

Цель: завершение работы группы, подведение итогов работы группы, проведение итоговой рефлексии.

Коррекционные задачи: саморефлексия участников группы; оценка деятельности ведущего группы;

• Ритуал группового приветствия.

• «Зеркало»

Каждому участнику выдается лист формата А4 с его именем. Это его зеркало. Каждый пускает свое зеркало по кругу. Все участники группы должны одним предложением охарактеризовать хозяина зеркала.

• Итоговая рефлексия.

Участники заполняют итоговую форму рефлексии.

• Семинар заканчивается чаепитием и обменом мнений по кругу.

• Ритуал группового прощания.