Работа педагога-психолога с детьми с олигофренией умеренной степени в рамках детского дома-интерната | Обучение и развитие детей

Работа педагога-психолога с детьми с олигофренией умеренной степени в рамках детского дома-интерната

На главную Лекции и практикум по психологии Специальная психология Работа педагога-психолога с детьми с олигофренией умеренной степени в рамках детского дома-интерната
Работа педагога-психолога с детьми с олигофренией умеренной степени в рамках детского дома-интерната
Лекции и практикум по психологии — Специальная психология
Н.В. Варавина

Педагог-психолог, практический психолог

Россия, Иркутская обл., г.Братск

ОГБУСО «Братский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема психолого-педагогической работы с детьми с олигофренией. Основное внимание уделяется работе педагога-психолога с детьми с умеренной степенью олигофрении в рамках детского дома-интерната.

Ключевые слова: детский дом, интернат, олигофрения, умственная отсталость, педагог-психолог, психодиагностика, коррекция.

Для начала, хотелось бы отметить, что далеко не все психологические методы, работающие со здоровыми детьми, возможно применять в работе с детьми с олигофренией, это касается как диагностической так коррекционно- развивающейиконсультативнойработы,грубые нарушения интеллектуальной сферы строго ограничивают их выбор.

Рассмотрим основные термины данной статьи:

Олигофрения умеренной степени — характеризуюется умеренной выраженностьюинтеллектуальногонедоразвития(имбецильность).

Олигофрения в степени имбецильности считается средним по тяжести расстройством психики и интеллекта, когда у человека наблюдается коэффициент интеллекта в районе 20-49 баллов (умственное развитие в зрелом возрасте соответствует 6-9 годам).

Больные этой степенью олигофрении могут себя обслуживать, выполнять простейшие упражнения. Мышление носит примитивный характер, больные косноязычны, словарный запас состоит всего лишь из несколькихдесятковслов.Страдающиеимбецильностьютакже характеризуются инертностью, внушаемостью, отсутствием инициативы, потерянностью в новой обстановке и зачастую нарушениями поведения.

Работа педагога-психолога с детьми в детском доме ведется, как и в образовательных учреждениях, по 3 основным направлениям:

1.Психодиагностика

2.Психокоррекция (индивидуальная или групповая)

3.Психологическое консультирование

Наиболее подходящими методами работы с такими детьми, на наш взгляд, являются методы и техники арт-терапии.

В диагностике это рисуночные методики: «Кактус», «Человек под дождем», «Дом, дерево, человек», «Мандалы» и другие; диагностика с помощью пространства песочницы (при использовании классической Юнгианской песочной терапии); проективные методики: «тест цветовых выборов Люшера», «тест портретных выборов Сонди», «Конструктивный рисунок человека» и т.п.

В коррекционной работе это: создание мандал, сказкотерапия, песочная терапия, рисуночная терапия. Здесь хотелось бы отметить, что приоритетом в данномнаправлении,нанашвзгляд,являетсяиндивидуальная коррекционная работа, так как дети, в таком учреждении, страдают от постоянных атак личного пространства, такого места, где ребенок может побыть в одиночестве и тишине, практически нет, что негативно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка, его поведении.

Так же в коррекционной работе педагога-психолога в детском доме приветствуется наличие хорошо оборудованной сенсорной комнаты. Сенсорная комната, так же может использоваться в работе с детьми с тяжелой степенью олигофрении. Она позволяет создать образ сказки, внушить веру в чудеса, веру в себя и в свои силы, надежду на лучшее, повысить эмоциональный фон, развивать сенсорную чувствительность и многое другое.

Подводя итог, отметим, что хоть разнообразие методов работы с такими детьми ограничен арт-терапевтическими техниками, все же арт-терапия многообразна в своей структуре и педагогу-психологу в детском доме есть из чего выбирать и чем разнообразить свою работу.

Литература:

1.ГрошенковИ.А. Изобразительнаядеятельностьвспециальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие. — М., 2002.

2.Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе Изд-во: Речь.,- 2007.

3.Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? -М., 1988.

Источник: Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи: материалы научно-практической конференции / Отв. ред. Р.Е. Барабанов. – М.: МФЮА, 2016. – 587 с.