Изучение психологических защит подростков с задерженным развитием, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа
На главную Лекции и практикум по психологии Специальная психология Изучение психологических защит подростков с задерженным развитием, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа
Изучение психологических защит подростков с задерженным развитием, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа |
Лекции и практикум по психологии — Специальная психология | |||||||||||||||||||||||||||
Н.Н. Шешукова, кандидат психологических наук ФГБОУ ВО «Вятский государственный гуманитарный университет» Аннотация: в статье представлены результаты исследования по изучение особенностей психологических защит подростков с задержкой психического развития (ЗПР), воспитывающихся в условиях семьи и интернатных учреждений, позволяющие выявить, что наряду с общими особенностями у них существуют и специфические особенности психологических защит, обусловленные, главным образом, социальной микросредой. Определяются перспективы оптимизации личностного развития. Ключевыеслова:защитныемеханизмы,семья,интернатные учреждения, подросток, подросток с задержкой психического развития. Основополагающей детерминантой психического развития ребенка являются отношения в семье. В.С. Мухина, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых высказывают идею о формировании особого типа личности ребенка, воспитывающегося в условиях закрытого интернатного учреждения. Они отмечают, что у детей данной категории наблюдаются недоразвитие внутренних механизмов активного,инициативного и свободногоповедения,преобладание зависимых, реактивных форм поведения. Недоразвитие механизмов саморегуляции компенсируется различного рода «защитными механизмами», большинство которых формируется в раннем детстве, позволяющих ребенку спрятаться от внешних трудностей и опасностей. Основное функциональное предназначение психологической защиты – это ослабление внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства) между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. Ослабляя этот конфликт, защита регулирует поведение человека, повышая его приспособляемость и уравновешивая психику. Проблема изучения психологических защит у подростков с задержкой психического развития (ЗПР) является еще более актуальной. Воспитание и обучение подростков с задержанным развитием в разных социально-педагогических условиях, в условиях закрытых учебных заведений усиливает негативное влияние на их личность [1, 2, 3, 4, 5]. Подростки испытывают серьезные трудности в социальной адаптации и интеграции в общество. Их характеризует эмоциональная холодность, тревожность и враждебность по отношению к взрослому, неспособность конструктивного выхода из конфликта. Таким образом, определение особенностей психологических защит подростков с задержанным развитием, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, позволит расширить представление о причинах, лежащих в основе деструктивного поведения и описать способы преодоления негативных последствий. Наше исследование было направлено на изучение особенностей психологических защит подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. В качестве методики исследования использовался опросник Плутчика-Келлермана-Конте «Индекс жизненного стиля». Анализ данных по опроснику показал, что характерной особенностью группы подростков с ЗПР, воспитывающихся в семье, является яркая выраженность у большинства таких механизмов защиты как, проекция (15,5%); рационализация (15,2%); интеллектуализация (14,1%). В меньшей степени у них проявляются защитные механизмы в виде компенсации (12%); подавления (11,4%) и регрессии (11,2%), в наименьшей степени встречается замещение (10,6%) и отрицание (10%). Из этого следует, что, в группе подростков, воспитывающихся в семье, преобладают адекватные защитные механизмы.Подросткам,воспитывающимсявсемьесвойственно действовать более рационально, дисциплинированно, контролировать себя в ситуации, насыщенной эмоциональным значением. При действии этих механизмов происходит блокировка осознания тех мотивов, которые выступают как социально неприемлемые или неодобряемые. В группе подростков с ЗПР, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, является яркая выраженность у большинства обследуемых таких механизмов защиты как отрицание (14,2%); замещение (13,5%) и регрессия (13,2%). В меньшей степени у них проявляются компенсация (12,8%); подавление (12,4%) и проекция (11,4%), в наименьшей степени встречается рационализация (11,3%) и интеллектуализация (11,2%), что свидетельствует о неосознанности травмирующего события, которое зачастую вытесняется в область подсознательного. Подростки, находящиеся в кризисной жизненной ситуации и демонстрирующие защитные механизмы отрицание, замещение и регрессию, чаще всего проявляют мстительность, агрессивность, обидчивость, несговорчивость, нетерпимость к критике и замечаниям. Для снятия психологического напряжения подростки, воспитывающиеся в условиях интернатного учреждения, используют механизм отрицания, с помощью которого у социального окружения отрицаются нежелательные, внутренне неприемлемые черты, свойства или негативные чувства к субъекту переживания. Объяснимоиспользованиеподростками,воспитывающимисяв учреждениях интернатного типа механизма замещения, который проявляется в разрядке подавленных эмоций (враждебности, гнева), которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства. В этой ситуации подросток может совершать неожиданные, подчас бессмысленные действия, которые разрешают внутреннее напряжение. Редкое использование таких механизмов психологической защиты как, рационализация и интеллектуализация, может быть связано с недостаточной социализацией подростков. Неконструктивно решенные задачи этого возраста приводят к тому, что подросток воспринимает мир искаженно. Страх переполняет его. Подросток не может трезво воспринимать мир, доверять себе и людям, он часто живет с сомнением, что сам он вообще существует. Защита от страха у них происходит при помощи мощных, так называемых примитивных, защитных механизмов. Подросток, не обладает достаточными, знаниями, чтобы преодолеть влияние обстоятельств или эти обстоятельства отмечены экстремально отступающими от нормы условиями. Реакции переживаний могут манифестироваться различными проявлениями в поведении, искажением. Подростки, воспитывающиеся в условиях интернатного учреждения, живут в состоянии постоянного чувства обделенности, неудовлетворенности или фрустрации. Подростки ощущают себя неравноправно среди других людей, стремясь компенсировать психологический дискомфорт тем, что пытаются сделать себя социально привлекательными для окружающих. Такие подростки, «вырабатывают» в себе различные «приспособительные» реакции,например,конформность,лояльность,терпимость, предупредительность, вежливость. В итоге нередко грешат «перегибанием палки».Чрезмернаяконформностьможетдоходитьунихдо слабохарактерности, излишняя лояльность и терпимость — до потери собственной системы ценностей; а чрезмерная предупредительность и вежливость — до угодничества. Таблица 1 – Результаты сравнительного изучения психологических защит подростков с ЗПР, воспитывающихся в условиях интернатного учреждения и семьи
В результате анализа нами установлено, что среди изучаемых групп подростков с ЗПР, воспитывающихся, в учреждениях интернатного типа и семьи существуют статистически значимые достоверные различия на достаточном уровне (при p≤0,01). Таким образом, подростки, воспитывающиеся, в учреждениях интернатного типа чаще используют деструктивные виды психологической защиты в сравнении с подростками из семей, которые в большей степени демонстрируют конструктивные виды психологической защиты, такие как интеллектуализация, рационализация и проекция. Литература 1.Конева, И.А. Особенности образа Я младших подростков с ЗПР: дис. … канд. психол. наук. / И.А.Конева – Н.Новгород, 2002. – 217 с. 2.Прихожан, А.М. Психология сиротства. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с. 3.Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии: изучение и психокоррекция / Под ред. У.В.Ульенковой. – СПб.: Питер, 2007. – 304 с. 4.Шешукова, Н.Н. Влияние разных условий обучения на межличностные отношения младших подростков с задержкой психического развития / Н.Н.Шешукова // Специальное образование, 2007. — №8 – С. 59 – 61. 5.Шешукова,Н.Н.Особенностимежличностныхотношенийсо сверстниками младших подростков с задержкой психического развития, обучающихся в разных педагогических условиях / Н.Н.Шешукова: дис. … канд. психол. наук. – Н.Новгород, 2009. – 248 с. Источник: Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи: материалы научно-практической конференции / Отв. ред. Р.Е. Барабанов. – М.: МФЮА, 2016. – 587 с. |