Рабочая тетрадь студента по изучению курса "Психология управления" (В.Н. Маркин)
На главную Лекции и практикум по психологии Психология управления Рабочая тетрадь студента по изучению курса "Психология управления" (В.Н. Маркин)
Рабочая тетрадь студента по изучению курса "Психология управления" (В.Н. Маркин) |
Лекции и практикум по психологии — Психология управления | ||||||||
В.Н. Маркин РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СТУДЕНТА ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ» Москва – 2004 ВВЕДЕНИЕ (Целевая установка) Курс «Психология управления» – систематизированный набор психологических знаний, специально отобранных и адаптированных к нуждам управленческой деятельности. Теоретическим основанием курса выступают знания из общей и социальной психологии, акмеологии, психологии труда, инженерной, медицинской, педагогической и других отраслей психологии. Психология управления опирается также на широкий спектр человековедческого знания, философскую антропологию, социальную культурологию, педагогику, этику, производственную социологию, конфликтологию, имиджелогию, ортобиотику, риторику и др. Объектом указанного курса выступает управленческая деятельность во всем ее многообразии. Предметом — социально-психологические закономерности поведения людей в управленческом процессе, психологический механизм оптимального включения людей в решение производственных (общественных) задач. Цель курса: сформировать у студентов психолого- акмеологическое управленческое мышление и культуру руководства людьми на основе человековедческого подхода. Задачи курса:
Студент должен знать:
Предмет психологии управления; психология управления как область научно прикладного знания; статус человека в механизме функционирования и развития социума; психологический ресурс; человеческий капитал; организация как социально-педагогическая и акмеологическая система; человековедческая компетентность руководителя; психолого-акмеологические основы работы с персоналом; акмеологическое воздействие; мотивация персонала; профессиональная самореализация; личностно-профессиональные характеристики руководителя; стратегический лидер; стратегическое мышление; культура организации; миссия организации; организационная солидарность; управленческое общение; стили управленческого общения; управленческое решение; психологическое обеспечение управленческой деятельности. Межпредметные связи.
Рабочая тетрадь охватывает своим содержание весь курс «Психология управления». Тетрадь содержит три блока материалов. Их направленность предусматривает, с одной стороны, освоение содержания психологических, управленчески – ориентированных знаний (объективный план), с другой – рефлексию профессионально – личностных изменений (субъектный план). Первый блок – «Ориентировка в курсе». Он включает тематический план изучения курса «Психология управления». Программу курса и методические советы. Внимательно познакомьтесь с ними. Это позволит Вам, во – первых, увидеть теоретические и практические «рамки» освоения и курса в целом, и каждой темы. Изучение рекомендованной литературы даст возможность выстроить понятийный ряд курса, выделить узловые теоретические проблемы и увидеть перспективы их практического освоения. Второй блок – «Освоение содержания курса» — направлен на раскрытие базовых положений изучаемых тем («основные концептуальные положения курса»). В ходе изучения практикума в каждой теме студент сможет определиться в конкретной области психолого – управленческих знаний и необходимых умений, выполнить ряд заданий по самоконтролю, апробировать способы решения практических задач. Третий блок – «Рефлексия профессионального становления» — поддержит студента в осознании своего продвижения в учебном материале, его освоении. Работа с этим «блоком» рабочей тетради предполагает отношение к себе как к субъекту обучения, осмысление перспектив своего личностного развития и профессионального роста. «Рефлексивный блок» содержит вопросы для самопроверки, тест к курсу в целом. Составьте на каждый вопрос краткие тезисы, алгоритм ответа. К вопросам по самопроверки прилагаются тезисы к ряду вопросов. Это не жесткая рекомендация, а один из вариантов ответа. Прочитайте, сориентируйтесь, выработайте свой подход, отражающий ваше понимание проблемы, Ваш жизненный и профессиональный опыт, Вашу личность. К тесту не дается «ключ». Мы к нему обратимся на учебных занятиях. Но в содержании рабочей тетради есть ответы на все поставленные в нем вопросы. Исходя из этого, постарайтесь выполнить предлагаемую работу. Если Вы внимательно изучили рабочую тетрадь, Вы сразу почувствуете, правильно ли Вы ответили на поставленные вопросы. А сама работа над тестом позволит Вам познакомиться с данным видом контрольной проверки. И в будущем она не будет для Вас неожиданной. Для самопроверки и углубления практической подготовки Вам предлагается своеобразный перечень ситуаций делового контакта. И упражнения на визуальное познание (интерпретацию) жестов партнера по деловому общению. Поработайте с карандашом над упражнениями. И потом обратитесь к ответам («ключам») по предложенным Вам управленческим задачам. Рабочая тетрадь включает и глоссарий (словарь понятий). Надеюсь он поможет Вам в вашей работе. Предыдущая — Следующая >> |