Изучение активности студентов на занятиях методом наблюдения
На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Изучение активности студентов на занятиях методом наблюдения
Изучение активности студентов на занятиях методом наблюдения |
Лекции и практикум по психологии — Психодиагностика | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Занятие. Изучение активности студентов на занятиях методом наблюдения Вводные замечания Метод научного наблюдения в отечественной психологии был разработан в 20-е годы XX века М.Я. Басовым. Научное наблюдение как метод исследования характеризуется: – постановкой проблемы; – выбором ситуаций для наблюдения; – определением психологических качеств или особенностей поведения, которые должны стать объектом наблюдения; – разработанной системой фиксации и записи результатов. Выбор способов и формы описания наблюдения зависят от того, каков его характер: поисковый или исследующий. Вместе с тем, существуют общие требования к записи наблюдения [67]. 1.Запись должна фиксировать наблюдаемый факт в том виде, в котором он существовал реально, не подменяя его описанием личных впечатлений и разнообразных суждений самого наблюдателя, т.е. записывать надо только то, что происходило и каким образом (фотографическая запись). 2.Запись должна фиксировать не только наблюдаемый факт, но и ту окружающую обстановку (фон), в которой он происходил. 3.Запись должна по возможности полно и в соответствии с целью отражать изучаемую реальность. При поисковом наблюдении используются формы записей в виде сплошного протокола или дневника. Вести запись желательно во время наблюдения. Если это не всегда возможно, то следует зафиксировать существенные моменты, а подробности – сразу же после окончании наблюдений. Обработку результатов надо производить сразу после окончания наблюдения в тот же день. При исследующем наблюдении протокол чаще всего имеет вид заранее разработанной таблицы, в которую вносятся не содержательное описание единиц поведения, а символы (буквы, цифры), которые обозначают определённую категорию. Для уменьшения субъективизма наблюдателя при описании и обработке результатов, используется психологическое шкалирование, направленное на оценку степени выраженности наблюдаемых признаков. Порядок работы 1. Сформулируйте проблему интереса студентов к различным занятиям (тип занятий, дисциплина и т.д.). Сформулируйте исследовательские гипотезы: на каких занятиях в целом выше интерес студентов группы, у кого из студентов группы интерес к занятиям высокий, а у кого – низкий. 2.В зависимости от типа занятий выберите ситуации для наблюдения за интересом студентов на различных занятиях. 3.Определите виды наблюдения, которые предполагаете использовать. 4.Определите шкалу оценки проявления интереса, например: – интерес отсутствует (1); – интерес едва проявляется (2); – интерес проявляется (3); – студент проявляет большой интерес (4). 5.Определите конкретные поведенческие характеристики, которые являются проявлением различной степени интереса студентов к занятиям, например: – 1 балл (интерес отсутствует): студент занимается посторонними делами; – 2 балла (интерес едва проявляется): студент делает формальные записи в тетради, основное внимание уделяет посторонним делам; – 3 балла (интерес проявляется): студент присутствует на занятии и выполняет требования преподавателя, делает записи, но собственной активности не проявляет; – 4 балла (студент проявляет большой интерес): студент активен на занятии, задаёт вопросы и отвечает на вопросы преподавателя, может вступить в полемику. 6.Разработайте таблицу фиксации результатов наблюдения (табл. 2.1.1). У всех студентов, производящих наблюдения таблицы идентичные, но в таблице каждого наблюдателя его фамилия отсутствует. 7.Проведите наблюдения в течение 1–2 недель. 8.Постройте сводную таблицу наблюдений (вид таблицы соответствует табл. 2.1.1). В каждую ячейку таблицы внесите усреднённое значение оценок, полученных каждым студентом от всех наблюдателей. 9.Отчёт по результатам наблюдения должен включать: – информацию о методе наблюдения, его видах, правилах проведения (2–3 с.); – формулировку проблемы; – формулировку гипотез, которые проверялись в ходе наблюдения; – шкалу оценки и поведенческие характеристики; – описание процедуры исследования; – сводную таблицу результатов и её анализ; – выводы по результатам анализа таблицы, и его сопоставления с выдвинутыми гипотезами; – выводы по результатам исследования; – рекомендации по повышению интереса студентов к занятиям. Таблица 2.1.1. Таблица фиксации результатов наблюдения Дисциплины (с указанием формы занятия)
|