Программа курса по психологии управления 2 | Обучение и развитие детей

Программа курса по психологии управления 2

На главную Лекции и практикум по психологии Психология управления Программа курса по психологии управления 2
Программа курса по психологии управления 2
Лекции и практикум по психологии — Психология управления
ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Межличностное восприятие в управленческой деятельности. Специфика межличностного восприятия: пристрастность, слитность когнитивных и эмоциональных компонентов, оценочная и ценностная окраска. Зависимость представлений о другом человеке от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. Проблема формирования первого впечатления о человеке. «Эффект ореола». Закономерности «достраивания» образа другого человека на основе наличной (ограниченной) информации о нём. Актуальные потребности воспринимающего субъекта как детерминанта межличностного восприятия. Восприятие качеств человека.

Восприятие человека в контексте отношений с другими людьми. Роль совместной деятельности в межличностном восприятии. Межличностное восприятие как идентификация. Социально-психологическая рефлексия. Эмпатия как понимание переживаний другого человека. Стереотипизация как восприятие через признаки социальной группы.

Механизмы межличностного восприятия. Стабилизация, категоризация, отбор, ограничение информации как условие перцептивного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айви Аллан Е. Лицом к лицу: Практическое пособие для основания приёмов и навыков делового общения.- Новосибирск, 1995.

2. Алексеева А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно или Книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми.- СПб., 1993.

3. Атватер И. Я Вас слушаю. Советы руководителю, как правильно слушать собеседника.

4. Ашервуд Б. Азбука общения, или Public relations библиотеки.- М., 1995.

5. Браим И.Н. Этика делового общения.: Учебное пособие.- Мн., 1994.

6. Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении: Практическое пособие.- Киров, 1991.

7. Ищите подход к людям: Сборник.- Гомель, 1993.

8. Каменская В.Г. Психология общения: Структура системы эгозащитных процессов в онтогенезе поведения: Лекции.- СПб., 1993.

9. Канарейкина В.С. Высокая культура споров и дискуссий – основа предотвращения конфликтов//Социальные конфликты: многообразие, пути и способы преодоления. Ч.2.- Белгород, 1993.

10. Кволс-Ридлер Кет, Кволс-Ридлер Билл. Пойми себя и других.- СПб., 1993.

11. Майерс Дэвид. Социальная психология: Учебное пособие.- СПб., 1997.

12. Романов К.М. Психология межличностного познания.- Саранск, 1993.

13. Фаст Джулиус. Знак чувства бессловесный. Словно раскрытую книгу, прочти человека.- Мн., 1996.

14. Харин С.С., Ксёнда О.Г., Диагностика эмоциональных взаимоотношений педагогов и детей: Методические рекомендации.- Мн., 1995.

15. Шибутани Т. Социальная психология.- Ростов-на-Дону, 1998.

16. Шкуратова И.П. Когнитивный стиль и общение.- Ростов-на-Дону, 1994.

ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТОВ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СТРАТЕГИИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Конфликт в организации. Конфликт как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия. Виды конфликтов в организации: разноуровневые служебно-статусные конфликты и одноуровневые служебно-статусные конфликты. Руководитель как субъект стратегии разрешения конфликтов.

Конфликтная ситуация в организации. Роль руководителя в профилактике конфликтных ситуаций. Единство технологической продуктивности и социально-психологической корпоративности.

Проблема субъектов конфликта и его объекта. Ролевая позиция руководителя в субъект-субъект-объектной системе конфликта.

Проблема потенциального конфликта в психологии управления. Понятие инцидента. Роль руководителя в недопущении перехода потенциального конфликта в актуальный. Виды конфликтов: прямой и опосредованный, конструктивный стабилизирующий, неконструктивный. Субъекты конфликта. Проблема идентификации. Объективность руководителя в стратегии и тактике разрешения конфликта. Нравственно осуждаемые методы конфликтного взаимодействия. Проблема психологического давления. Проблема разрушающего конфликта. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Открытая борьба за свои интересы. Сотрудничество в поиске решения. Копромисс-урегулирование разногласий. Избегание. Приспособление. Корпоративность и напористость в стратегиях разрешения конфликтов.

Проблема развития конфликта. Этапы развития конфликта. Активизация сил и накопление опыта борьбы. Углубление первичной проблемной ситуации. Повышение конфликтной активности сторон. Нарастание эмоциональной напряжённости. Изменение отношения к объекту конфликта.

Проблема продуктивного конфликта в педагогическом коллективе. Педагогические технологии как объект конфликта. Предметно-познавательная деятельность как объект конфликта. Развитие педагогических технологий как средство разрешения конфликта. Продуктивный конфликт как детерминанта социально-психологических процессов в коллективе. Продуктивный конфликт и структура, динамика, результативность развития группы. Продуктивный конфликт как источник самоусовершенствования и саморазвития личности.

Проблема типологии конфликтов в организации. Критерии типологий. Цели конфликтующих сторон. Нормативность поведения. Результаты конфликта. Развитие организации.

Конструктивные, стабилизирующие и деструктивные конфликты. Стабилизирующий конфликт как закрепление нормы. Конструктивный конфликт как условие повышения стабильности организации. Деструктивный конфликт как углубление проблемной ситуации.

Деструктивно-ситуативные конфликты и деструктивно-тотальные конфликты. Проблема реализации интересов коллектива в условиях деструктивного конфликта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведение переговоров, разрешение конфликтов.- Казань, 1992.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Функции конфликта//Проблема конфликта: аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель.- М., 1992.

3. Баранов Е.Г. Ролевая структура группы как фактор конфликтного взаимодействия//Социальные конфликты: многообразие, пути и способы преодоления. Ч.2.- Белгород, 1993.

4. Бабосов Е.М. Конфликтология.- Мн., 1997.

5. Бубнов Ю.М. Социология половых различий и супружеской совместимости.- Мн., 1996.

6. Вейнгольд Ю.Ю. Конфликты как объект исследования//Социальные конфликты: многообразие, пути и способы преодоления.- Белгород, 1993.

7. Гиляров Е.М. Конфликтология: Лекция.- Домодедово, 1993.

8. Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. – Л., 1990.

9. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт//Иностранная литература.- 1993.- №4.

10. Зайцев А.К. Социально-трудовой конфликт – это норма//Социологические исследования.- 1993.- №8.

11. Запрудский Ю.Г. Внутри конфликта//Социологические исследования.- 1993.- №7.

12. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта.- М., 1994.

13. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: Курс лекций.- Ростов-на-Дону., 1998.

14. Зиммель Г. Конфликт современной культуры.- Пг., 1923.

15. Конфликтология: Учебник.- СПб., 1999.

16. Линчевский Э.Э. Контакты и конфликты: общение в работе руководителя.- М., 2000.

17. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе.- М., 1991.

18. Хорни К. Наши внутренние конфликты//Психоанализ и культура.- Избранные труды К. Хорни и Э. Фромма.- М., 1995.

19. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение.- Мн., 1996.

20. Ширманова М.К. Онтологический конфликт личности: феноменология и основания//Социальные конфликты: многообразие и способы преодоления.- Белгород, 1993.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ ДЕЗИНТЕГРАЦИИ И СНИЖЕНИЯ ПРОДУКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

СПОСОБЫ ИХ СНЯТИЯ

Проблема бюрократизма в психологии управления. Социально-психологические характеристики бюрократизма. Жёсткая регламентация поведения и способов передачи информации. Авторитарность сознания. Конформизм. «Психологическая дистанция» между руководящей элитой и подчинёнными. Деятельностный аспект бюрократизма: сопротивление инновациям, личностной инициативе, творческому поиску, культивирование некомпетентности и карьеризма.

Протекционизм как социальное явление. Социальные корни протекционизма. Социально-психологические последствия протекционизма. Функциональное содержание протекционизма. Конформизм и протекционизм. Привилегии и протекционизм. Авторитарное давление и протекционизм.

Протекционизм и результативность труда. Протекционизм и морально-психологический климат. Протекционизм как приоритет межиндивидуальных связей, интересов отдельных групп и лиц над интересами деятельности учреждения.

Психологические барьеры в управленческой деятельности. Психологический барьер как неадекватная пассивность субъекта. Эмоциональный механизм психологических барьеров. Стыд, чувство вины, страх, тревога – в структуре психологического барьера. Коммуникативные барьеры в управленческом взаимодействии. Руководитель и проблема ригидности – гибкости социальных установок. Проблема смысловых барьеров в психологии управлении.

Проблема предубеждения в социальной психологии управления. «Эффект ореола». Предубеждение как деструктивная детерминанта деятельности руководителя. Предубеждение и адекватность оценок в деятельности руководителя. Источники предубеждений. Черты личности руководителя и склонность к предубеждениям. Социальные стереотипы и некритичность мышления как предпосылки формирования предубеждения. Конформизм, предрассудки и предубеждения. Предубеждения и авторитет руководителя.

Проблема эмоционального напряжения в психологии управления. Физиологические основания психологических состояний. Саморегуляция психических состояний. Психотерапевтические приёмы в обыденной жизни. Аутотренинг. Деятельность практического психолога в организации.

Создание условий психологической разгрузки в организации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вишнякова Н.Ф. Конфликт – это творчество? Тренинговый практикум по конфликтологии.- Мн., 1996.

2. Власова О.Е. Алгоритмы конфликта – возникновение, конфронтация, преодоление//Социальные конфликты: многообразие, пути и способы преодоления.- Белгород, 1993.

3. Данакин Н.С. Дятченко Л.Я. Технология сотрудничества и противоборства. Белгород., 1993.

4. Данакин Н.С. Методы нейтрализации негативного лидера//Социальные конфликты: многообразие, пути и способы преодоления.- Белгород, 1993.

5. Дэна Д. Преодоление разногласий. Как улучшить взаимоотношения на работе и дома.- СПб., 1994.

6. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс.- Мн., 1988.

7. Мартин Дэвид М. Трудный разговор: как справляться с затруднительными ситуациями.- Мн., 1996.

8. Миллз Т.М. О социологии малых групп//Американская социология: Перспективы, проблемы, методы.- М., 1972.

9. Теппервайн Курт. Как противостоять превратностям судьбы.- СПб., 1996.

10. Пряжников Н.С. Психология элитарности.- М., 2000.

11. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения.- М., 1990.

12. Чумиков А.Н. Управление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления и действия//Социологические исследования.- 1995.- №3.

13. Шейнов В.П. Управление конфликтными ситуациями: Рекомендации для руководителей.- Мн., 1990.

14. Шимураев П. Психика и мораль в конфликте//Общественные науки и современность.- 1992.- №3.

ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Психологическая служба в организации как субъект управления. Функции психологической службы. Цели деятельности психологической службы. Социально-психологические факторы повышения эффективности деятельности. Проблемы совершенствования управления социальными процессами в коллективе. Творческая активность сотрудников как объект психологической службы. Вариативность структур психологической службы в системе образования. Междисциплинарный характер психологической службы в системе образования. Теоретические основы деятельности психологической службы в системе образования. Педагогическая психология, социальная психология, социальная педагогическая психология, психология управления, психология труда, психология личности, психология индивидуальных различий и другие отрасли психологической науки как теоретическая база деятельности психологической службы в системе образования.

Объекты деятельности психологической службы в системе образования. Коллектив учреждения. Структурные подразделения. Отдельные работники. Учащиеся школ. Родители учеников. Социальная среда в микрорайоне школы.

Направления деятельности психологической службы в системе образования. Социальное развитие и стабилизация коллектива. Подбор кадров. Оптимизация социально-психологического климата в коллективе. Разрешение внутри– и межгрупповых конфликтов. Научная организация труда учителя, руководителя школы, учащихся. Психологическая диагностика объектов и воздействие на них с целью оптимизации и развития.

Содержание работы психологической службы в системе образования. Социально-психологическое обучение персонала. Психологическое консультирование. Психологическое сопровождение процессов и мероприятий.

Гуманизация как социально-нравственная основа деятельности психологической службы в системе образования.

Психологическое сопровождение образовательного и воспитательного процесса в учреждениях образования. Развитие личности ребёнка как главное направление деятельности психологической службы в системе образования.

Структура работы психолога в учреждении образования. Психологическая диагностика психических феноменов. Объекты психологической диагностики. Правовые аспекты деятельности психолога в учреждении образования.

Психологическое консультирование. Работа с учителями, воспитателями, родителями.

Организация деятельности психолога учреждения образования по психолого-педагогическому просвещению.

Программа психологического сопровождения организации образовательного и воспитательного процесса в учреждении образования. Психологическое сопровождение современных педагогических технологий.

Индивидуальная работа психолога с ребёнком. Направления работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе.- М., 1997.

2. Кризисные события и психологические проблемы человека.- Мн., 1997.

3. Кузебецкий А. Управленческие техники в коммуникативной культуре руководителя: (об организации деловой беседы, разработке плана беседы)//Народное образование.- 2001.- №7.

4. Кузьмин И.А. Психотехнологии и эффективный менеджмент.- М., 1993.

5. Лебедев В.И. Психология и управление.- М., 1990.

6. Овчарова Ф.В. Справочная книга школьного психолога.- М., 1996.

7. Психология управления: учебное пособие.- Л., 1993.

8. Шейнов В.П., Шишко Г.Б. Руководителю об управлении: Социально-психологические и правовые аспекты.- Мн., 191.

9. Шумаков Ю.Н. Психологические тесты и некоторые практические советы руководителю (менеджеру).- М., 1994.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ И ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Проблема профессиональной компетентности в психологии управления. Тренинг делового общения как средство обретения профессиональной компетентности в управленческой деятельности. Тренинг как средство приобретения знаний, умений, навыков управленческого общения. Умение вести переговоры, выступать перед большой аудиторией, вести совещания. Проблема поведения руководителя в конфликтных ситуациях и обретение адекватного навыка. Ориентация на другого человека и ценность его личности, интересы партнёра как объект деятельности руководителя и задача тренинга. Групповые дискуссии, ролевые игры как средства обучения.

Социально-психологический тренинг как источник профессиональной компетентности руководителя. Компетентность в общении как задача социально-психологического тренинга. Возможности социально-психологического тренинга. Овладение психологическими знаниями. Формирование умений и навыков в сфере общения. Коррекция, формирование и развитие установок как основы успешного общения. Развитие способности адекватного познания себя и других людей. Коррекция и развитие системы отношений личности. Многообразие форм социально-психологического тренинга.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большаков В. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры.- СПб., 1996.

2. Видеотренинг делового общения: Методические рекомендации.- М., 1992.

3. Дроздова Т.А. и др. Тренинг общения: Игры для интенсивного обучения.- Омск, 1992.

4. Дуков Ю.М. и др. Диагностика и развитие компетентности в общении: Спец. практикум по социальной психологии.- М., 1990.

5. Кремень М.А. Методы активного обучения: Учебное пособие.- Мн., 2000.

6. Ксёнда О.Г. Проблемы проведения тренингов личностного роста руководителей дошкольных учреждений//Кіраванне ў адукацыі.- 2001. — №1.

7. Лещинский В.И., Кульневич С.В. Учиться управлять собой и детьми: Педпрактикум.- М., 1995.

8. Мицкевич Н.И. Деловые игры в системе активного обучения руководителей//Кіраванне ў адукацыі.- 2001. — №2.

9. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг.- М., 1989.

10. Практикум по социально-психологическому тренингу.- СПб., 2000.

11. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения.- М., 1991.

12. Романчик Н.В. Игровая терапия: развитие лидерских качеств руководителя//Вышэйшая школа.- 2002.- №2. (Цикл социально-психологических игр для специалистов в области управления образованием).

13. Ронгинский М.Ю. Игровые элементы активного обучения: социально-психологический тренинг.- Л., 1991.

14. Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера: Учебное пособие.- М., 1997.

15. Сартан Г.Н. Психотренинги по общению для учителей и старшеклассников.- М., 1993.

16. Ситников А.П. Акмеологический тренинг: теория, методика.- М., 1996.

17. Эйала Пайнс Практикум по социальной психологии.- СПб., 2000.

18. Яценко Т.С. Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей.- Киев, 1997.

начало

Автор: Н.Я. Мороз, доцент кафедры психологии, педагогики и частных методик УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», кандидат философских наук