Проект по педагогике и психологии | Обучение и развитие детей

Проект по педагогике и психологии

На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Проект по педагогике и психологии
Проект по педагогике и психологии
Лекции и практикум по психологии — Педагогическая психология
Индекс материала
Проект по педагогике и психологии
Структура и содержание дисциплины
Права и обязанности преподавателя и студентов
Алгоритмы выполнения проектов
Роли участников группы при выполнении проекта
График работы над проектом
Все страницы
Страница 1 из 6Глоссарий

Проект – (от лат. projectus, в буквальном переводе – брошенный вперед):

•реалистичный замысел, план о желаемом будущем;

•совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов) для создания какого-либо продукта, содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления;

•метод обучения, основанный на постановке социально-значимой цели и ее практическом достижении [8, c. 1076].

В последнее время появилось и широко распространяется еще одно значение слова «проект». Речь идет о проекте как некой акции, деле, предприятии, имеющем определенные цели, например, «Атомный проект», «Проект Курчатова» и др. Здесь проект выступает не как результат, а как некая организационная форма построения целенаправленной деятельности.

Проектирование – словари современного русского языка [8, c. 1078] толкуют как действие по одному из значений слова «проект». Слово «проектирование» происходит от слова «проект» и обозначает деятельность, инициируемую проблемой, включающую строго упорядоченную последовательность действий, приводящую к реальному результату. Поэтому основным для слова «проект» будет его значение образа будущего. Таким образом, не смешивая и не путая два значения слова «проект»:

1)проект – как результат проектировочной деятельности;

2)проект – как форма организации совместной деятельности людей, в дальнейшем будем опираться на оба смысла.

Педагогическое проектирование предполагает определение целей, задач, этапов и содержания обучения, планирование дидактических процессов. Результатом проектной деятельности является информационная модель взаимодействия преподавателя и студентов, обусловленная определенным педагогическим замыслом. Проектная технология обучения – совместная деятельность студентов в группе с неформальным лидером, направленная на решение общей задачи с разделением внутригрупповых ролей и единой ответственность за результат [6].

Концепция – форма, посредством которой излагается точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения педагогических систем или процессов. Назначение концепции – изложить теорию в конструктивной, прикладной форме. Концепция процесса включает в себя общие теоретические представления о процессах, его целях, принципах, содержании, методах, формах, а также о материально-техническом и учебно-методическом обеспечении как условии достижения поставленных целей. Любая педагогическая концепция включает в себя описание предполагаемой технологии и внеучебной деятельности обучаемых. Концепция педагогического процесса чаще всего существует в форме теорий и теоретических взглядов (теория развивающего обучения, информационная теория обучения и т.д.) [2]. План – это документ, в котором дается перечень дел, мероприятий, порядок и место их проведения. Планы в процессе педагогического проектирования используются широко: учебный план, план занятия, план конференц-недели и т.д.

Компетентность – интегральное свойство личности, характеризующее его стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной деятельности в определенной области. Компетентностный подход предполагает значительное усиление практической направленности образования [9].

Активная образовательная технология – способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач по специальности [5].

Учебная команда – группа обучающихся, взаимосвязанных единством цели, ресурсами и ответственностью за образовательный результат [6].

 

Введение

«Успех – приз, который нужно завоевать. Действие – это дорога к нему. Удача – это то, что может прятаться в тени у обочины»

О.Генри

Основными тенденциями существенных изменений в системе образования являются «повышение уровня готовности» человека к социальному выбору, развитие «коммуникабельности и толерантности», рост профессиональной мобильности. Всем известно, что знание, оторванное от понимания, порой не имеющее ничего общего с опытом обучающегося, практически не используется. Современное отечественное образование ведет все к большему отрыву образования от жизни, когда предельно формализованное содержание и методика практически не считаются с разнообразием способностей обучающихся, их потребностью в усвоении определенных видов деятельности [5]. Большая часть личностного развития студента, его психическая направленность на профессиональное становление откладывается «на потом», «на после вуза».

В этой ситуации метод проектов как одно из средств позволяет педагогу решать сложнейшую задачу «преобразования стандарта образования из безличной формы всеобщности в личную культуру учащегося» [1, c. 13], соразмерить единство знаний обучающегося с опытом, пониманием, возможностью реализовать их на практике в соответствии с личным интересом и интересом общества. Навыки проектировочной деятельности формируют у студентов опыт продуктивных действий в ситуациях, характерных для переходных периодов в развитии общества, когда нарастает неопределенность, нестабильность и люди больше, чем раньше, нуждаются в координации совместных действий, продуманных решениях, обретении смысла жизни, в новых ценностях.

Современный человек умеет наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения, умеет преодолевать конфликты и противоречия – все эти качества личности формируются при выполнении учебных проектов [6].

Планируемые результаты обучения по курсу «Педагогика и психология» для студентов направления «Дизайн» (табл. 1) включают развитие как общекультурных так и профессионально-педагогических компетенций. Для достижения запланированных результатов выбрано проектно-групповое обучение.

Таблица 1 Планируемые результаты обучения

№ п/п Результат



РД1
Использовать современные тенденции развития образования в России и за рубежом, знание важнейших образовательных парадигм для совершенствования образовательного процесса

РД2

Применять педагогические и психологические основы обучения и воспитания для решения профессиональных педагогических задач

РД3

Активно осуществлять коммуникации в профессиональной среде, эффективно работать в команде, презентовать и защищать результаты работы по решению педагогических проблем образовательного процесса

РД4

Проводить исследования эффективности своей педагогической деятельности

На первом занятии обучающимся сообщаются условия и требования выполнения проекта, обсуждаются примерные варианты тем. Во время аудиторных занятий обсуждаются промежуточные результаты выполнения проекта (см. график выполнения проекта):

  1. тема и проблема проекта (2 неделя)
  2. введение и структура пояснительной записки (6 неделя)
  3. теоретический раздел: психологическое и педагогическое обосно-
вание способов решения проблемы (8 неделя).

Проект выполняется группой 3-4 студентов и посвящается решению реальной проблемы образовательного процесса Томского политехнического университета. Проект в обязательном порядке должен основываться на 2-4 темах курса. Раздел 5 рабочей программы дисциплины с перечнем тем и дидактических единиц приведен ниже.



Предыдущая — Следующая >>