Проведение независимой экспертной оценки удовлетворённости педагогов, учащихся, родителей работой школы | Обучение и развитие детей

Проведение независимой экспертной оценки удовлетворённости педагогов, учащихся, родителей работой школы

На главную Психодиагностика психолога в школе Отношение к школе Проведение независимой экспертной оценки удовлетворённости педагогов, учащихся, родителей работой школы
Проведение независимой экспертной оценки удовлетворённости педагогов, учащихся, родителей работой школы
Психодиагностика психолога в школе — Отношение к школе
Индекс материала
Проведение независимой экспертной оценки удовлетворённости педагогов, учащихся, родителей работой школы
Основные направления и последовательность обработки результатов анкетирования
Сводная таблица результатов удовлетворенности образовательным процессом
Таблица результатов удовлетворённости образовательным процессом
Анкета для детей 2-5 классов
Анкета для учащихся 6-9 классов
Анкета для учащихся 10-12 классов
Анкета для педагогов
Анкета для родителей
Все страницы
Страница 1 из 9Методико-практические материалы

Только субъектная позиция участников образовательного процесса позволяет сделать его активным и развивающим

Н.В.Калинина, М.И.Лукьянова в журнале «Педагогическая диагностика» (№1 за 2004 г.) предложили модель изучения психолого-педагогического показателя результативности деятельности школы как удовлетворенность участников образовательного процесса его важнейшими сторонами. Они не исчерпывают всей полноты проблемы, однако предлагаемый подход позволяет в достаточной мере высветить слабые места в деятельности образовательного учреждения с точки зрения самих её участников.

В качестве диагностического инструментария, положенного в основу анкет, взяты четыре стороны образовательного процесса: деятельностная, организационная, социально-психологическая, управленческая.

Анкеты разработаны для всех участников образовательного процесса: учеников, педагогов, родителей.

Особенности организации проведения экспертной оценки

Проводя диагностику удовлетворённости учеников различными сторонами образовательного процесса, важно учитывать их возрастные особенности. Процесс исследования и диагностический инструментарий различаются в 3-х возрастных группах школьников (младшей, средней и старшей).

К младшей группе относятся дети 7—11 лет, ученики 2—5 классов. С этой группой детей исследование проводится в форме индивидуальной беседы по вопросам анкеты, во время которой в непринуждённой, доброжелательной обстановке фиксируются ответы детей. При невозможности такой организации каждому ученику предлагается выразить на бланке анкеты знаком «+» своё согласие с утверждением («да, это так») или знаком «-» своё несогласие («нет, это не так»).

К средней группе относятся ученики 6—9 классов. Они самостоятельно заполняют бланки анкет. Старшая группа — ученики 10-12 классов могут выражать своё согласие или несогласие как в бланке анкеты, так и воспринимая вопросы на слух. Родители самостоятельно заполняют анкеты.

К исследованию не обязательно привлекать всех участников образовательного процесса учреждения образования, достаточно обеспечить репрезентативную выборку. Для этого можно отобрать представителей всех возрастных групп, всех типов классов и социальных групп (материальное положение, образовательный уровень родителей и т.п.). Достоверность сведений обеспечивается, если число участников опроса составит не менее 30% школьников по каждой возрастной группе и не менее 30% родителей учеников каждой возрастной группы. Анкеты заполняют все педагоги школы.

Изучать мнение по данным сторонам развития учреждения образования желательно каждый год. В этом случае у педагогического коллектива школы появляется возможность видеть ежегодную динамику изменений, отслеживать влияющие на неё причины.

Для того чтобы использовать предлагаемый диагностический инструментарий при лонгитюдном отслеживании (лонгитюдный метод – исследование, проводимое посредством наблюдения за рядом субъектов в течение длительного периода времени. «Большой толковый психологический словарь») школой результативности своей деятельности и выработки адекватных управленческих решений, необходимо соблюдать следующие условия:

  • по каждой группе участников опроса должна быть возможность проследить динамику их удовлетворенности образовательным процессом по мере продвижения по возрастным ступеням обучения (участники опроса должны неоднократно выражать своё мнение на разных этапах школьного обучения: например, во 2-м классе, затем в 6-м классе, потом в 9-м и 11-12 классах). Это позволит видеть результаты деятельности учреждения образования, его способность удовлетворять запросы, потребности, интересы школьников и родителей, своевременно реагировать на неблагоприятные факторы и эффективность педагогических действий, усилий;
  • опрос мнений участников диагностики предлагается вести анонимно;
  • необходимо подчеркнуть важность и значение позиции каждого ученика, педагога и родителя;
  • доброжелательная, спокойная, доверительная атмосфера в каждой группе участников опроса – обязательное условие получения достоверных результатов.
Инструкция не ограничивает время на ответы, хотя апробация анкет показала, что на опрос детей уходит не более 10-20 минут (в зависимости от возраста), на опрос взрослых – 5-10 минут. В это же время удаётся провести вместе с участниками опроса и первичную обработку результатов:

  • подсчёт положительных суждений по каждому блоку анкеты (I, II, III, IV) и по всей анкете в целом.
Обработка результатов

Результаты обрабатываются по каждой стороне образовательного процесса отдельно и в целом в каждой группе участников опроса (ученики, педагоги, родители).



Предыдущая — Следующая >>