Проведение независимой экспертной оценки удовлетворённости педагогов, учащихся, родителей работой школы
На главную Психодиагностика психолога в школе Отношение к школе Проведение независимой экспертной оценки удовлетворённости педагогов, учащихся, родителей работой школы
Проведение независимой экспертной оценки удовлетворённости педагогов, учащихся, родителей работой школы |
Психодиагностика психолога в школе — Отношение к школе | |||||||||||
Только субъектная позиция участников образовательного процесса позволяет сделать его активным и развивающим Н.В.Калинина, М.И.Лукьянова в журнале «Педагогическая диагностика» (№1 за 2004 г.) предложили модель изучения психолого-педагогического показателя результативности деятельности школы как удовлетворенность участников образовательного процесса его важнейшими сторонами. Они не исчерпывают всей полноты проблемы, однако предлагаемый подход позволяет в достаточной мере высветить слабые места в деятельности образовательного учреждения с точки зрения самих её участников. В качестве диагностического инструментария, положенного в основу анкет, взяты четыре стороны образовательного процесса: деятельностная, организационная, социально-психологическая, управленческая. Анкеты разработаны для всех участников образовательного процесса: учеников, педагогов, родителей. Особенности организации проведения экспертной оценкиПроводя диагностику удовлетворённости учеников различными сторонами образовательного процесса, важно учитывать их возрастные особенности. Процесс исследования и диагностический инструментарий различаются в 3-х возрастных группах школьников (младшей, средней и старшей).К младшей группе относятся дети 7—11 лет, ученики 2—5 классов. С этой группой детей исследование проводится в форме индивидуальной беседы по вопросам анкеты, во время которой в непринуждённой, доброжелательной обстановке фиксируются ответы детей. При невозможности такой организации каждому ученику предлагается выразить на бланке анкеты знаком «+» своё согласие с утверждением («да, это так») или знаком «-» своё несогласие («нет, это не так»). К средней группе относятся ученики 6—9 классов. Они самостоятельно заполняют бланки анкет. Старшая группа — ученики 10-12 классов могут выражать своё согласие или несогласие как в бланке анкеты, так и воспринимая вопросы на слух. Родители самостоятельно заполняют анкеты. К исследованию не обязательно привлекать всех участников образовательного процесса учреждения образования, достаточно обеспечить репрезентативную выборку. Для этого можно отобрать представителей всех возрастных групп, всех типов классов и социальных групп (материальное положение, образовательный уровень родителей и т.п.). Достоверность сведений обеспечивается, если число участников опроса составит не менее 30% школьников по каждой возрастной группе и не менее 30% родителей учеников каждой возрастной группы. Анкеты заполняют все педагоги школы. Изучать мнение по данным сторонам развития учреждения образования желательно каждый год. В этом случае у педагогического коллектива школы появляется возможность видеть ежегодную динамику изменений, отслеживать влияющие на неё причины. Для того чтобы использовать предлагаемый диагностический инструментарий при лонгитюдном отслеживании (лонгитюдный метод – исследование, проводимое посредством наблюдения за рядом субъектов в течение длительного периода времени. «Большой толковый психологический словарь») школой результативности своей деятельности и выработки адекватных управленческих решений, необходимо соблюдать следующие условия:
Результаты обрабатываются по каждой стороне образовательного процесса отдельно и в целом в каждой группе участников опроса (ученики, педагоги, родители). Предыдущая — Следующая >> |