Методика "Ситуация выбора"
На главную Психодиагностика психолога в школе Выявление интересов и склонностей учащихся Методика "Ситуация выбора"
Методика "Ситуация выбора" |
Психодиагностика психолога в школе — Выявление интересов и склонностей учащихся |
МЕТОДИКА «СИТУАЦИЯ ВЫБОРА» Методика разработана профессором Л.В. Байбородовой с целью изучения направленности личности учащихся. Основополагающий метод исследования – организация специально заданных ситуаций во внеучебной деятельности учащихся. Анализ результатов исследования проводится куратором учебной группы, педагогом-психологом, мастером производственного обучения относительно выделенных мотивов личности учащихся. Цель: выяснить направленность личности учащихся. Ход проведения. В группе проводится час творчества. Учащимся предлагается выбрать предмет своей деятельности из перечня следующих занятий: • разработка программы вечера; • изготовление подарков для детей детского дома; • овладение навыками самообороны; • изготовление украшений для вечернего платья и т.д. При следующем проведении часа творчества учащимся рекомендуется выбрать одно из предлагаемого перечня занятий в соответствии с его главным назначением: • проявить свои таланты; • сделать приятный сюрприз для друзей; • весело провести время; • оказать помощь детскому дому или его воспитанникам; • приобрести умение устанавливать контакт с людьми и т.д. Перечень занятий, которые могут быть предложены для выбора учащимся, зависит от реальной ситуации в группе и образовательном учреждении, от тех дел, к которым учащиеся готовятся в данный момент. Обработка полученных данных. Сопоставление результатов выбора учащимися занятий в нескольких ситуациях позволяет определить ведущие мотивы их поведения и деятельности, направленность их личности. Выявляемые мотивы можно разделить на три группы: а) преобладание общественных мотивов; б) преобладание личностных мотивов; в) преобладание престижных мотивов. При изучении направленности личности учащихся можно определить устремленность: 1) на себя; 2) на других людей; 3) неопределенную направленность. |