Методика "Ситуация выбора" | Обучение и развитие детей

Методика "Ситуация выбора"

На главную Психодиагностика психолога в школе Выявление интересов и склонностей учащихся Методика "Ситуация выбора"
Методика "Ситуация выбора"
Психодиагностика психолога в школе — Выявление интересов и склонностей учащихся
МЕТОДИКА «СИТУАЦИЯ ВЫБОРА»

Методика разработана профессором Л.В. Байбородовой с целью изучения направленности личности учащихся.

Основополагающий метод исследования – организация специально заданных ситуаций во внеучебной деятельности учащихся. Анализ результатов исследования проводится куратором учебной группы, педагогом-психологом, мастером производственного обучения относительно выделенных мотивов личности учащихся.

Цель: выяснить направленность личности учащихся.

Ход проведения. В группе проводится час творчества. Учащимся предлагается выбрать предмет своей деятельности из перечня следующих занятий:

• разработка программы вечера;

• изготовление подарков для детей детского дома;

• овладение навыками самообороны;

• изготовление украшений для вечернего платья и т.д.

При следующем проведении часа творчества учащимся рекомендуется выбрать одно из предлагаемого перечня занятий в соответствии с его главным назначением:

• проявить свои таланты;

• сделать приятный сюрприз для друзей;

• весело провести время;

• оказать помощь детскому дому или его воспитанникам;

• приобрести умение устанавливать контакт с людьми и т.д.

Перечень занятий, которые могут быть предложены для выбора учащимся, зависит от реальной ситуации в группе и образовательном учреждении, от тех дел, к которым учащиеся готовятся в данный момент.

Обработка полученных данных. Сопоставление результатов выбора учащимися занятий в нескольких ситуациях позволяет определить ведущие мотивы их поведения и деятельности, направленность их личности. Выявляемые мотивы можно разделить на три группы:

а) преобладание общественных мотивов;

б) преобладание личностных мотивов;

в) преобладание престижных мотивов.

При изучении направленности личности учащихся можно определить устремленность: 1) на себя; 2) на других людей; 3) неопределенную направленность.