Проект «Сила слова» | Обучение и развитие детей

Проект «Сила слова»

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Клюкина Ирина Николаевна
«Лишь слову жизнь дана…»

Иван Бунин



Цель
: показать значение и роль слова, объяснить необходимость бережного обращения со словом.  Задачи:

1. Учить грамотно и свободно излагать свои мысли. 2. Формировать коммуникативные умения работы в группе. 3.Воспитывать внимание, интерес к родному языку, уважительное отношение к русскому слову. Ход занятия:

I. Орг. момент. Учитель: Сегодняшнее занятие в клубе «Муравейник» мне хотелось бы начать с чтения стихотворения. Послушайте его и попробуйте определить тему занятия.                Есть слова словно раны,                Слова, словно труд.                С ними в плен не сдаются                и в плен не берут.                Словом можно убить,                словом можно спасти                Словом можно полки                За собой повести…                                       Вадим Шефнер II. Формулирование темы занятия. — О чём говорится в стихотворении Вадима Шефнера? — Согласны ли вы с автором в том, что очень важно то, что мы говорим и что слышим? — Попробуйте сформулировать тему занятия. (Предположения детей) Поговорим и порассуждаем сегодня о том, действительно ли обладает слово силой? Если да, то какой? III. Работа по теме

1. 
Работа с лексическим значением слова. — Что же такое СЛОВО? (табличка вывешивается на доску). Лексическое значение читает заранее подготовленный ученик. — В толковом словаре Ожегова говорится: «Слово – это единица языка, служащая для наименования понятий, лиц, действий, состояний, отношений, оценок». — «Слово, которым владеет человек, есть особый неоценимый дар Божий» — писал в своих проповедях священник Иоанн. — Многие великие люди задумывались над силой слова. (Приложение 1) Ученик: — О силе русского языка, о силе слова говорили классики нашей литературы: Н.В. Гоголь: «Со словом надо обращаться честно». Л.Н.Толстой «Слово — есть поступок». И.С.Тургенев написал стихотворение в прозе: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора , о великий, могучий, правдивый и свободный , русский язык. Не будь тебя  как не впасть в отчаяние при виде того, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу» 2. Сообщение учащихся о работе в группах. — Мы с вами и есть русский народ, которому был дан как дар удивительный язык. Заранее вы получили задание исследовать некоторые слова русского языка, работая в группах. Послушаем, что у вас получилось. (Сообщения детей о словах «добро», «свет», «боль») Приложение 2. — Ребята, во время работы со словами, возникали ли у вас голове какие-то ассоциации, картинки с исследуемым словом? Можно сказать, у нас возникал некий ОБРАЗ слова (табличка вывешивается на доску). Попробуйте выбрать тот образ, который ассоциируется у вас при произнесении исследуемого слова. Объясните свой выбор. (Учащиеся выбирают образ из фотографий, предложенных учителем, и объясняют свой выбор). слово – образ (Приложение 1) 3. Работа в группах: — Слова позволили нам создать в воображении соответствующий образ. Попробуем определить, изменится ли настроение при произнесении разных слов. Задание для работы в группах: создайте схему-цепочку : слово – образ – настроение Прочитайте слова. (слова на слайде «кот», «котёночек», «кошечка», «котище») — Слова уже есть на листах, осталось подобрать соответствующий образ (картинку), а также определить, как меняется, или не меняется настроение при произнесении разных и таких похожих слов. Настроение будем показывать цветом. (Дети работают в группах и объясняют, как выполнили задание)





— Сделайте вывод, влияет ли произносимое слово на настроение человека? (Ответы детей) 4. Сообщение учеников об исследованиях учёных. — Оказывается, некоторые слова могут не только повлиять на настроение человека, но и стать опасными для его здоровья. Послушайте, с какими исследованиями учёных познакомились ученики нашего класса. (Сообщение учеников) 1. Слова и звуки могут оказывать сильнейшее влияние на человеческое сознание и организм в целом, они обладают как творящей, так и разрушительной энергией. Доказательство этому – исследования учёного Ивана Белявского. Он в течение многих лет наблюдал за двумя группами людей. Одна использовала в своей речи скверные слова, другая принципиально не ругалась матом. Наблюдения показали, что у любителей сквернословить развились различные хронические заболевания. У людей, не использовавших бранную речь, состояние организма было на 5, 10, а то и 15 лет моложе их официального возраста. 2. Учёный объяснил этот факт тем, что каждое произнесённое или услышанное человеком слово несёт в себе определённый энергетический заряд, который напрямую воздействует на здоровье и наследственность людей. В ходе наблюдений выяснилось, что люди, которые слышали и употребляли слова «вера», «доброта», «любовь», выздоравливали на 5–7 дней раньше, чем пациенты, просто принимавшие лекарства! IV. Физминутка Эмоциональная разрядка:
  • нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница
  • улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса, ребенок, который увидел чудо
5. Сообщение учителя. Магическая сила слова с древнейших времён была известна людям, и в отличие от нас, наши предки понимали, каким грозным оружием может быть слово, знали, какое влияние оказывают слова на здоровье, и относились к его употреблению более внимательно. Слова обладают настолько мощной энергетикой, что действуют не только на всё живое, но также и на предметы неживой природы, например, воду. Так, японский исследователь доктор Масару Эмото исследовал, какое влияние оказывают слова на воду. В своих экспериментах он писал слова на листочках бумаги и прикреплял их к пробиркам с водой, а после воздействия слов на воду замораживал её и фотографировал. (Слайды) Почему именно вода была выбрана для эксперимента? Дело в том, что вода – это самое емкое вещество на земле, самое восприимчивое к любой информации. Вода может быть носителем информации. Давайте рассмотрим опыты, которые проводил на воде и рисе японский ученый Масару Эмото. Фотоснимки таких слов как «ангел», «любовь», «душа», «благодарю» – отличаются изысканным орнаментом. Кристаллы получились красивыми, гармоничными, симметричными. Противоположное влияние оказывают слова с негативной окраской – фразы типа «Я тебя убью», «Ты дурак». Застывшая вода имеет тусклый вид.  Человек на 70% состоит из воды. Представьте, что происходит с нами, когда мы говорим друг другу плохие слова. А представьте, что мы испытываем, когда слова хорошие. 6. Работа в парах. — Мы с вами тоже проведём небольшой эксперимент. Вы, работая в паре со своим одноклассником, будете говорить друг другу определённые фразы. По сигналу я буду просить пары поменяться ролями. При этом я буду называть, что примерно вы должны будете делать. Участники должны будут благодарить своего партнера за общение и говорить ему «спасибо». Итак, приготовьтесь…
  • Сделайте комплимент вашему соседу напротив;
  • Похвалите;
  • Поздравьте с днём рождения и выскажите добрые пожелания;
  • Признайтесь в своей любви или симпатии;
  • Выскажите своё восхищение;
  • Выразите своё доверие этому человеку.
— Опишите свои чувства и эмоции. А теперь:

  • Обвините в каком — либо проступке;
  • Покритикуйте его поведение;
  • Нагрубите ему;
  • Выскажите недовольство поведением своего товарища.
— Что вы почувствовали сейчас? Какие выводы вы можете для себя сделать? (Ответы детей) 7. Инсценирование притчи — Как вы считаете, какое следующее слово продолжит цепочку: слово – образ – настроение – …. Ответить на этот вопрос вам помогут одноклассники, они подготовили вашему вниманию инсценировку. «Однажды Мастер рассказывал о великой силе Живого Слова. Сотни учеников внимательно слушали его. И каждый из них хотел владеть этой необычайной силой. Но не каждый верил Мастеру. Кто-то из задних рядов неожиданно выкрикнул: Ты говоришь чепуху! Разве станешь святым оттого, что все время твердишь: «Бог, Бог, Бог»? Разве станешь грешником оттого, что без конца повторяешь: «Грех, Грех, Грех»? Ерунда эта твоя сила Живого Слова! Сядь на место, глупец! — отрезал Мастер. Человека охватила ярость, его назвали глупцом среди сотен учеников! Это слышал каждый! Он стал браниться еще больше, оскорблять Мастера. Гнев совершенно затмил его разум. Мастер выслушал его. А затем с видом раскаяния сказал: — Прости меня… я погорячился. Искренне прошу прощения. Мне не стоило оскорблять тебя. Ученик тут же успокоился. — Вот всем вам и ответ, – подытожил Мастер. – От одного слова человек пришел в ярость, от другого – успокоился». — Попробуйте ответить на вопрос. (Предположения детей, затем вывешивается табличка со словом «ДЕЙСТВИЕ») 8. Работа по теме. Сегодня мы неоднократно обращались к притчам, они помогали нашим рассуждениям по поводу силы слова, позволяли прийти к определённым выводам. Это не случайно, ведь в притчах хранится глубокая мудрость, накопленная веками. – Я прочту ещё одну притчу, которая поможет вам определить последнее слово цепочки. (Читает учитель) «Жил-был один очень вспыльчивый молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Наконец пришёл день, когда он научился себя сдерживать и рассказал об этом своему отцу. Отец сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору: — Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься – шрам останется …». — Закончите мысль. (…на всю жизнь) (Табличка ЖИЗНЬ) -Как вы думаете, могут ли слова оказать влияние на нашу жизнь в целом? — Искусство повседневного пользования словом – это искусство жить. Слово → образ → настроение → действия → жизнь 9. Составление синквейнов (работа в парах) — Мы сегодня с вами провели большую работу над словом, как вы думаете обладает ли слово могучей силой? (ответы детей) — Слова могут как разрушать, так и созидать. Наша задача использовать слова во имя добра. Мне бы хотелось, чтобы вы сказали свое слово о слове, составив синквейн. (Работа проходит в парах). Все синквейны вывешиваются на доску. Приложение3. V. Рефлексия: — Ребята, знаете ли вы, что каждый человек – волшебник. Мы с вами учимся пользоваться словом, как волшебной палочкой. На доске – дерево без листьев, а на партах листочки от этого дерева. Я предлагаю вам на этих листочках написать несколько слов для своих одноклассников. Будут ли это пожелания, похвала, совет, благодарность или замечание – вам решать. Подпишите на лицевой стороне, кому вы адресуете свои слова. Что вы написали, знать будет только один человек. Надеюсь, вы будете искренними. (Выполнение работы) VI. Итог. — Желаю вам чаще прислушиваться к своей речи и к речи других людей. И вы начнёте понимать, как создавали проблемы себе и другим. Постепенно вы станете хозяином своего Слова, и жизни в целом.                Когда ты хочешь молвить слово,                Мой друг, подумай – не спеши.                Оно бывает то сурово,                То рождено теплом души.                  Оно то – жаворонком вьется,                То медью траурной поет.                Покуда слово сам не взвесишь,                Не выпускай его в полет.                  Им можно радости прибавить,                И радость людям отравить.                Им можно лед зимой расплавить                И камень в крошку раздробить.                  Оно одарит, иль ограбит.                Пусть ненароком, пусть шутя.                Подумай, как бы им не ранить                Того, кто слушает тебя.