Проект «Сила слова»
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Клюкина Ирина Николаевна
«Лишь слову жизнь дана…»
Иван Бунин
Цель: показать значение и роль слова, объяснить необходимость бережного обращения со словом. Задачи:
1. Учить грамотно и свободно излагать свои мысли. 2. Формировать коммуникативные умения работы в группе. 3.Воспитывать внимание, интерес к родному языку, уважительное отношение к русскому слову. Ход занятия:
I. Орг. момент. Учитель: Сегодняшнее занятие в клубе «Муравейник» мне хотелось бы начать с чтения стихотворения. Послушайте его и попробуйте определить тему занятия. Есть слова словно раны, Слова, словно труд. С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти Словом можно полки За собой повести… Вадим Шефнер II. Формулирование темы занятия. — О чём говорится в стихотворении Вадима Шефнера? — Согласны ли вы с автором в том, что очень важно то, что мы говорим и что слышим? — Попробуйте сформулировать тему занятия. (Предположения детей) Поговорим и порассуждаем сегодня о том, действительно ли обладает слово силой? Если да, то какой? III. Работа по теме
1. Работа с лексическим значением слова. — Что же такое СЛОВО? (табличка вывешивается на доску). Лексическое значение читает заранее подготовленный ученик. — В толковом словаре Ожегова говорится: «Слово – это единица языка, служащая для наименования понятий, лиц, действий, состояний, отношений, оценок». — «Слово, которым владеет человек, есть особый неоценимый дар Божий» — писал в своих проповедях священник Иоанн. — Многие великие люди задумывались над силой слова. (Приложение 1) Ученик: — О силе русского языка, о силе слова говорили классики нашей литературы: Н.В. Гоголь: «Со словом надо обращаться честно». Л.Н.Толстой «Слово — есть поступок». И.С.Тургенев написал стихотворение в прозе: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора , о великий, могучий, правдивый и свободный , русский язык. Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде того, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу» 2. Сообщение учащихся о работе в группах. — Мы с вами и есть русский народ, которому был дан как дар удивительный язык. Заранее вы получили задание исследовать некоторые слова русского языка, работая в группах. Послушаем, что у вас получилось. (Сообщения детей о словах «добро», «свет», «боль») Приложение 2. — Ребята, во время работы со словами, возникали ли у вас голове какие-то ассоциации, картинки с исследуемым словом? Можно сказать, у нас возникал некий ОБРАЗ слова (табличка вывешивается на доску). Попробуйте выбрать тот образ, который ассоциируется у вас при произнесении исследуемого слова. Объясните свой выбор. (Учащиеся выбирают образ из фотографий, предложенных учителем, и объясняют свой выбор). слово – образ (Приложение 1) 3. Работа в группах: — Слова позволили нам создать в воображении соответствующий образ. Попробуем определить, изменится ли настроение при произнесении разных слов. Задание для работы в группах: создайте схему-цепочку : слово – образ – настроение Прочитайте слова. (слова на слайде «кот», «котёночек», «кошечка», «котище») — Слова уже есть на листах, осталось подобрать соответствующий образ (картинку), а также определить, как меняется, или не меняется настроение при произнесении разных и таких похожих слов. Настроение будем показывать цветом. (Дети работают в группах и объясняют, как выполнили задание)
— Сделайте вывод, влияет ли произносимое слово на настроение человека? (Ответы детей) 4. Сообщение учеников об исследованиях учёных. — Оказывается, некоторые слова могут не только повлиять на настроение человека, но и стать опасными для его здоровья. Послушайте, с какими исследованиями учёных познакомились ученики нашего класса. (Сообщение учеников) 1. Слова и звуки могут оказывать сильнейшее влияние на человеческое сознание и организм в целом, они обладают как творящей, так и разрушительной энергией. Доказательство этому – исследования учёного Ивана Белявского. Он в течение многих лет наблюдал за двумя группами людей. Одна использовала в своей речи скверные слова, другая принципиально не ругалась матом. Наблюдения показали, что у любителей сквернословить развились различные хронические заболевания. У людей, не использовавших бранную речь, состояние организма было на 5, 10, а то и 15 лет моложе их официального возраста. 2. Учёный объяснил этот факт тем, что каждое произнесённое или услышанное человеком слово несёт в себе определённый энергетический заряд, который напрямую воздействует на здоровье и наследственность людей. В ходе наблюдений выяснилось, что люди, которые слышали и употребляли слова «вера», «доброта», «любовь», выздоравливали на 5–7 дней раньше, чем пациенты, просто принимавшие лекарства! IV. Физминутка Эмоциональная разрядка:
Иван Бунин
Цель: показать значение и роль слова, объяснить необходимость бережного обращения со словом. Задачи:
1. Учить грамотно и свободно излагать свои мысли. 2. Формировать коммуникативные умения работы в группе. 3.Воспитывать внимание, интерес к родному языку, уважительное отношение к русскому слову. Ход занятия:
I. Орг. момент. Учитель: Сегодняшнее занятие в клубе «Муравейник» мне хотелось бы начать с чтения стихотворения. Послушайте его и попробуйте определить тему занятия. Есть слова словно раны, Слова, словно труд. С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти Словом можно полки За собой повести… Вадим Шефнер II. Формулирование темы занятия. — О чём говорится в стихотворении Вадима Шефнера? — Согласны ли вы с автором в том, что очень важно то, что мы говорим и что слышим? — Попробуйте сформулировать тему занятия. (Предположения детей) Поговорим и порассуждаем сегодня о том, действительно ли обладает слово силой? Если да, то какой? III. Работа по теме
1. Работа с лексическим значением слова. — Что же такое СЛОВО? (табличка вывешивается на доску). Лексическое значение читает заранее подготовленный ученик. — В толковом словаре Ожегова говорится: «Слово – это единица языка, служащая для наименования понятий, лиц, действий, состояний, отношений, оценок». — «Слово, которым владеет человек, есть особый неоценимый дар Божий» — писал в своих проповедях священник Иоанн. — Многие великие люди задумывались над силой слова. (Приложение 1) Ученик: — О силе русского языка, о силе слова говорили классики нашей литературы: Н.В. Гоголь: «Со словом надо обращаться честно». Л.Н.Толстой «Слово — есть поступок». И.С.Тургенев написал стихотворение в прозе: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора , о великий, могучий, правдивый и свободный , русский язык. Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде того, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу» 2. Сообщение учащихся о работе в группах. — Мы с вами и есть русский народ, которому был дан как дар удивительный язык. Заранее вы получили задание исследовать некоторые слова русского языка, работая в группах. Послушаем, что у вас получилось. (Сообщения детей о словах «добро», «свет», «боль») Приложение 2. — Ребята, во время работы со словами, возникали ли у вас голове какие-то ассоциации, картинки с исследуемым словом? Можно сказать, у нас возникал некий ОБРАЗ слова (табличка вывешивается на доску). Попробуйте выбрать тот образ, который ассоциируется у вас при произнесении исследуемого слова. Объясните свой выбор. (Учащиеся выбирают образ из фотографий, предложенных учителем, и объясняют свой выбор). слово – образ (Приложение 1) 3. Работа в группах: — Слова позволили нам создать в воображении соответствующий образ. Попробуем определить, изменится ли настроение при произнесении разных слов. Задание для работы в группах: создайте схему-цепочку : слово – образ – настроение Прочитайте слова. (слова на слайде «кот», «котёночек», «кошечка», «котище») — Слова уже есть на листах, осталось подобрать соответствующий образ (картинку), а также определить, как меняется, или не меняется настроение при произнесении разных и таких похожих слов. Настроение будем показывать цветом. (Дети работают в группах и объясняют, как выполнили задание)
— Сделайте вывод, влияет ли произносимое слово на настроение человека? (Ответы детей) 4. Сообщение учеников об исследованиях учёных. — Оказывается, некоторые слова могут не только повлиять на настроение человека, но и стать опасными для его здоровья. Послушайте, с какими исследованиями учёных познакомились ученики нашего класса. (Сообщение учеников) 1. Слова и звуки могут оказывать сильнейшее влияние на человеческое сознание и организм в целом, они обладают как творящей, так и разрушительной энергией. Доказательство этому – исследования учёного Ивана Белявского. Он в течение многих лет наблюдал за двумя группами людей. Одна использовала в своей речи скверные слова, другая принципиально не ругалась матом. Наблюдения показали, что у любителей сквернословить развились различные хронические заболевания. У людей, не использовавших бранную речь, состояние организма было на 5, 10, а то и 15 лет моложе их официального возраста. 2. Учёный объяснил этот факт тем, что каждое произнесённое или услышанное человеком слово несёт в себе определённый энергетический заряд, который напрямую воздействует на здоровье и наследственность людей. В ходе наблюдений выяснилось, что люди, которые слышали и употребляли слова «вера», «доброта», «любовь», выздоравливали на 5–7 дней раньше, чем пациенты, просто принимавшие лекарства! IV. Физминутка Эмоциональная разрядка:
- нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница
- улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса, ребенок, который увидел чудо
- Сделайте комплимент вашему соседу напротив;
- Похвалите;
- Поздравьте с днём рождения и выскажите добрые пожелания;
- Признайтесь в своей любви или симпатии;
- Выскажите своё восхищение;
- Выразите своё доверие этому человеку.
- Обвините в каком — либо проступке;
- Покритикуйте его поведение;
- Нагрубите ему;
- Выскажите недовольство поведением своего товарища.