Темперамент и характер
На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Темперамент и характер
Темперамент и характер |
Лекции и практикум по психологии — Общая психология | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные термины: Общие: темперамент, индивидуальный стиль деятельности личности, характер, черты характера. Типы личности: акцентуация характера и темперамента, интроверсия, экстраверсия. Задачи для обучающихся: 1.Повторите информацию об основных теориях личности отечественных и зарубежных психологов. 2.Систематизируйте теоретические сведения о влиянии темперамента на формирование личности. 3.Составьте общее представление о типах характера и влияния внутренних и внешних факторов на формирование черт личности. 4.Сформируйте собственное видение возможностей применения теоретических знаний о темпераменте и характере в практической деятельности юриста. 5.Применитеизученнуюинформациюдлярешенияпрактико-ориентированных психологических задач. Рекомендованная литература для изучения:Базовые учебники:1.Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб., 2010. – 432с. Основная литература: 2.Немов Р.С. Общая психология – М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с. 3.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2014. – 583 с. Дополнительная литература: 4.Аникеева. Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М., 1983. 5.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб., 1992. 6.Введение в психологию / Под. общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. 7.Гиппенрейтер. Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 2001. 8.Дерябин. В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность. – Ленинград, 1980. 9.Корнеев. М.Я. Проблемы социальной типологии личности. – Ленинград, 1971. 10.Леонгард К. Акцентуированные личности. М., 1997. 11.Личко А.Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков. М., 1983. 12.Психология индивидуальных различий. Хрестоматия по психологии. / Под. ред. Гиппенрейтер. Ю.Б. – М., 2000. 13.Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива / Под. ред. Парыгина. Б.Д. – Ленинград, 1986. Контрольные вопросы по изученной теме:1.Что такое «темперамент»?2.Может ли темперамент изменяться в течение жизни человека? Обоснуйте свой ответ. 3.Каким образом взаимосвязаны тип высшей нервной деятельности и темперамент? 4.Какие основные типы темпераментов вам известны? Дайте их краткое описание. 5.Что такое «индивидуальный стиль деятельности»? Каким образом взаимосвязаны темперамент и индивидуальный стиль деятельности личности? 6.Обозначьте тенденции в изучении индивидуально-психологических различий в современной дифференциальной психофизиологии (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын). 7.Существует ли взаимосвязь между темпераментом и криминальным поведением человека? Обоснуйте свой ответ. 8.Что такое «характер» и «черта характера»? 9.Существуют ли возрастные особенности формирования характера? Если таковые особенности имеются, в чем они заключаются? 10.Раскройте физиологические основы характера. 11.Какова структура характера? 12.В чем заключается взаимосвязь характера и темперамента? 13.Обозначьте условия формирования характера. 14.Что такое «акцентуация характера»? 15.Чем отличается акцентуация характера от акцентуации темперамента? 16.Дайте характеристику типов акцентуаций характера по К. Леонгарду и А.Е. Личко. 17.Раскройте суть следующих теорий личности: теория личности Г. Айзенка, теория акцентуаций характера по К. Леонгарду и А.Е. Личко, психобиологическая теория личности по У. Шелдону. Практические задания по изученному тематическому разделу:Задание № 1. Составьте словесную паутину к понятиям «темперамент» и «характер».Задание № 2. Запишите недостающую информацию о темпераменте в сравнительную таблицу (см. таб. 13). Таблица 13 Теории темперамента
Таблица 14 Анализ типов темперамента (по И.П. Павлову)
Таблица 15 Акцентуации характера и темперамента по К. Леонгарду
Неразрешенные вопросы, которые остались в этой теории. Считается, что выделенные К. Леонгардом 10 типов акцентуированных личностей разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный, эмотивный). После проведения самообследования ответьте на вопрос: «Согласны ли вы с результатами теста?» Обоснуйте свой ответ. Задание № 6. Письменно сформулировать 5 «золотых» правил общения с вами с учетом типа мотивации и возможных проявлений акцентуации. Задание № 7. Какова тактика общения с человеком с учётом темперамента собеседника? Смоделируйте свое речевое и невербальное поведение с учетом каждой ситуации. Ситуация 1. К вам на прием пришел человек с холеричным темпераментом. Какие признаки помогут правильно и быстро выявить его темперамент? Какова тактика ведения диалога с типичным холериком? Ситуация 2. К вам на прием пришел человек с меланхоличным темпераментом. Какие признаки помогут правильно и быстро выявить его темперамент? Какова тактика ведения диалога с типичным меланхоликом? Ситуация 3. К вам на прием пришел человек с флегматичным темпераментом. Какие признаки помогут правильно и быстро выявить его темперамент? Какова тактика ведения диалога с типичным флегматиком? Ситуация 4. К вам на прием пришел человек с сангвиничным темпераментом. Какие признаки помогут правильно и быстро выявить его темперамент? Какова тактика ведения диалога с типичным сангвиником? Задание № 8. Какую группу мотивов вы задействуете в работе со своими сотрудниками, если: A)Ваш сотрудник выраженный холерик. Какой вид мотивации для него будет действенным? Какие обязанности лучше всего возложить на данного со трудника? Б) Ваш сотрудник выраженный флегматик. Какой вид мотивации для него будет действенным? Какие обязанности лучше всего возложить на данного сотрудника? B)Ваш сотрудник выраженный меланхолик. Какой вид мотивации для него будет действенным? Какие обязанности лучше всего возложить на данного сотрудника? Г) Вашего сотрудника можно отнести к сангвинику. Какие задачи он сможет решить наилучшим образом, какие выполнит вполне удовлетворительно, а какие из них придется за ним переделывать? Обоснуйте свое решение. Смоделируйте свое речевое и невербальное поведение с учетом каждой ситуации. Источник: Игумнова О.В. Основы психологии и педагогики : практикум. – Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2015. – 95 с |