Обобщение опыта психолого-педагогического сопровождения одаренных детей | Обучение и развитие детей

Обобщение опыта психолого-педагогического сопровождения одаренных детей

На главную Документация школьного психолога Документация и программы психологического центра Обобщение опыта психолого-педагогического сопровождения одаренных детей
Обобщение опыта психолого-педагогического сопровождения одаренных детей
Документация школьного психолога — Документация и программы психологического центра
Индекс материала
Обобщение опыта психолого-педагогического сопровождения одаренных детей
Организация концертной деятельности в Лицее искусств для развития одаренных детей
План работы Лицея искусств с одаренными детьми
Все страницы
Обобщение опыта психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в МБУ ДО «Детская школа искусств № 2» («Лицей искусств») г. Глазова

Организация условий для реализации творческих способностей одаренных детей в Лицее искусств

Одной из приоритетных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей. На государственном уровне разработана целевая программа «Дети России», одним из направлений которой является программа «Одаренные дети». Разработана концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области. Наша страна остро нуждается в молодых и креативных специалистах во всех сферах жизнедеятельности. А что такое креативность? Это творческий, нестандартный подход к решению различных задач. Так кому как не школам искусств развивать в детях эти качества?

Вероятно, уже во многих школах имеются свои планы работы с одаренными детьми. И один из первых пунктов в них – качественный набор учащихся в 1-й предпрофильный класс. Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Обнаружить одаренность посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможно. Как это делаем мы? В нашей школе имеется разветвленная сеть дополнительных платных образовательных услуг для детей от 3 до 6 лет, которая охватывает в общей сложности более 400 дошкольников. Основным методом на данном этапе является мониторинг развития учащихся. По завершении подготовительного этапа преподаватели курсов дают рекомендации для родителей по поступлению на то или иное отделение школы. Также для дошкольников города мы проводим конкурсы художественного, театрального, вокального творчества, цель которых – выявление способных детей и приглашение победителей обучаться в наше учреждение.

Преподаватели имеют тесные контакты с музыкальными руководителями детских дошкольных учреждений, по рекомендации которых мы приглашаем детей на творческие просмотры и прослушивания. На всех курсах проводятся открытые зачетные мероприятия с присутствием родителей, выходом заведующих и преподавателей отделений. Основными методами на данном этапе являются мониторинг, беседы с родителями, анкетирование родителей.

После поступления в 1-й класс наступает постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения, т. е. тех, кто помимо природных задатков имеет внутреннюю мотивацию, без наличия которой ученик не может добиваться определенных результатов. А наша с вами задача активно и тонко способствовать развитию мотивации. Иными словами, проблема выявления одаренных детей и подростков может быть переформулирована в проблему создания условий для творческого, интеллектуального и личностного роста детей.

Итак, к основным условиям отнесем:

-содержание образования;

-формы организации образовательного процесса;

-подготовку преподавательского состава.

Содержание образования касается в первую очередь образовательных программ, которые для одаренных детей требуют корректировки. В обучении одаренных детей рекомендуются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ. Это ускорение, углубление, обогащение, проблематизация. Рассмотрим чуть подробнее.

Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития ребенка применение других форм учебной деятельности невозможно. Систематическое применение ускорения в форме раннего поступления или «перепрыгивания» через классы своим неизбежным результатом имеет более раннее окончание школы, что может «свести на нет» все преимущества продвижения одаренных учащихся в соответствии с их повышенными познавательными возможностями. Следует иметь в виду, что ускорение обучения оправдано лишь по отношению к обогащенному или углубленному учебному содержанию.

Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают способности в той или иной конкретной области знания или дисциплине. При этом предполагается более глубокое изучение тем, дисциплин или областей знания. Углубленный подход можно осуществлять через создание индивидуальных образовательных маршрутов за счет предметов по выбору, музицирования, сценической практики. Мы предоставляем эту возможность в данный момент для 12 учащихся Лицея искусств.

Обогащение. Этот подход ориентирован на выход за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось время для любимой деятельности, соответствующей виду их одаренности. Кроме того, обогащенная программа предполагает обучение детей разнообразным приемам умственной работы, способствует формированию таких качеств, как инициатива, самоконтроль, критичность, широта умственного кругозора. Такое обучение может осуществляться высококвалифицированными преподавателями, владеющими инновационными образовательными технологиями через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных тренингов.

Проблематизация образовательных программ предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний. С уверенностью можно сказать, что в нашей школе ряд преподавателей владеют проблемным подходом, хотя, к сожалению, в целом данный подход достаточно слабо развит в школах искусств.

Перейдем к формам образования. Школы искусств имеют большие возможности для индивидуализации образования и обеспечения благоприятных условий для развития одаренности. Часто в школы искусств приходят дети, одаренность которых уже начала раскрываться, они мотивированы на овладение художественно-творческой деятельностью, и это создает условия для плодотворного освоения специальных умений и знаний.

В отличие от общего образования мы используем индивидуальное обучение и обучение в малых группах. Теперь мы получили узаконенную возможность формировать группы по способностям, а также использовать другие нетрадиционные формы образования.

Мы для своих учащихся организуем школьные конкурсы (это конкурсы по сольфеджио, гитаре, фортепиано, на лучшее портфолио среди учеников, конкурс презентаций, эссе), мастер-классы, творческие лаборатории для учащихся с приглашением преподавателей хореографии, известных музыкантов-исполнителей, преподавателей-вокалистов из высших и средних

профессиональных учебных заведений страны. Летом Лицей организует творческую смену для наших одаренных учащихся.

Подготовка преподавательского состава. Известно, что базовый компонент профессиональной квалификации педагогов в школах искусств составляют:

а)общая профессиональная педагогическая подготовка – предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки;

б)основные профессионально-личностные качества педагога.

Для работы с одаренными детьми необходимо развивать специфический компонент профессиональной квалификации педагогов:

а)психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности;

б)профессионально-личностная позицию педагогов, позволяющую нестолько успешно реализовывать традиционный тип обучения (преподавания) для одаренных детей, сколько успешно активизировать и развивать детскую одаренность; не столько управлять процессом обучения и контролировать его, сколько предоставлять учащимся свободу учиться;

в)профессионально значимые личностные качества педагогов: высокий уровень развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации, эмпатию; высокую и адекватную самооценку; стремление к личностному росту. Эти качества срабатывают эффективно лишь в системе

и должны быть подчинены важнейшему качеству педагога – «желанию жить в ученике».


 

Организация концертной деятельности в Лицее искусств для развития одаренных детей

Личностно-деятельный характер образовательного процесса детской школы искусств (ДШИ) позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержка одаренных детей. Наша принципиальная позиция в работе с одаренными детьми на хореографическом отделении состоит в том, что мы отбираем способных детей с учетом определенных критериев. Диагностика одаренности осуществляется так: если ребенок с интересом включается в деятельность, начинает достигать последовательных успехов, – значит, он является одаренным. Именно по мотивации, которая является ключевой характеристикой одаренности личности, мы и определяем одаренность. В связи с выработанной позицией в работе отделения возникла необходимость в создании целого комплекса мероприятий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе совершенствованию системы выявления одаренных детей с раннего возраста, оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработке индивидуальных образовательных маршрутов с учетом специфики творческой и исполнительской одаренности ребенка. Эту работу хореографического отделения можно разделить на несколько этапов.

Первый – подготовительный – это подготовка детей к обучению в ДШИ через курсы раннего развития. При отделении существуют разновозрастные студии «Смайлики», «Растишка», «Росток», цель которых – выявить перспективных детей для дальнейшего обучения на отделении через диагностику, творческие просмотры, открытые уроки для родителей.

Второй – организационный этап. На этом этапе идет изучение интересов и склонностей ученика через контроль над результатами его образовательной деятельности: это проверка журналов, посещение занятий, присутствие на контрольных уроках, экзаменах, сдаче танцевального номера, а также организация работы с родителями. Это этап, когда признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Учеба в 1–2-х классах, выступления в младшем составе ансамбля выявляют возможности обучающегося, формируют мотивационную сферу.

Третий этап – обучающий – максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного подхода. Здесь осуществляется учет, контроль, анализ и корректировка деятельности обучающегося.

Заключительный этап – когда система контроля за продуктивной, творческой деятельностью, основанная на внутренних мотивах воспитанников, создает возможность для экспериментирования, ориентирует одаренных учащихся на дальнейшее обучение в профессиональных учебных заведениях разного уровня.

На хореографическом отделении результатом успешной учебной и творческой деятельности являются выступления на концертах. Выявление способных, одаренных детей позволяет педагогу формировать танцевальный репертуар. Для таких детей создается возможность проявить себя в групповом исполнительстве, в ансамбле (танцевать в первой линии, в центре, вести индивидуальную хореографическую партию). Если учащийся справляется с поставленными задачами, технически грамотно и эмоционально верно передает образ, то рамки танцевальной формы расширяются и ученику предлагается сольный номер или работа в дуэте, трио.

Соответственно по мере совершенствования меняются и сценические подмостки. Вначале школьный уровень, затем городской, а впоследствии региональный, республиканский, российский, международный. Контроль над качеством исполнительского мастерства ученика возлагается на преподавателя-постановщика, заведующего отделением, на художественный совет школы и осуществляется через сдачу танцевальной партии, вариации, показ танцевального номера, проекта. Так же используем самостоятельный контроль со стороны ученика, взаимный контроль и коррекцию со стороны коллег-педагогов, экспертный контроль и коррекцию со стороны педагогов профессиональных учебных заведений (колледжей культуры, академий).

Если ученик или класс проходит школьный контроль, он допускается на конкурс. Участие в конкурсах, фестивалях, где выступают наши воспитанники, дает возможность определить уровень освоения образовательных программ, позволяет расширить кругозор по предметной направленности, пережить ситуацию успеха, культивировать желание совершенствования исполнительского мастерства, уверенности в себе, в своих силах. Участие одаренных детей в конкурсах и фестивалях является наивысшим показателем слаженной работы педагога и ученика.

Считая, что одаренность проявляется в деятельности и оценивается по результатам, мы в своей работе как форму контроля активно используем систему мониторинга. На отделении ведется мониторинг учебной деятельности, мониторинг выполнения образовательных программ, мониторинг достижений, мониторинг участия учащихся в конкурсах, концертах, мониторинг творческой деятельности каждого ученика, отдельного класса, всего отделения в целом, мониторинг рейтинга педагогов. Исходя из этого можно определить, как для каждого ученика в отдельности или класса складывается ситуация успеха, насколько высоко возросла мотивация к учебной и творческой деятельности за определенный период.

Для примера объектом нашего рассмотрения возьмем 7-й класс и конкретно ученицу этого класса Лолиту П. Почему именно ее? Обладая средними физическими данными, она имеет огромное желание совершенствоваться в исполнительском мастерстве, добиваться уверенности в себе, в своих силах, стремится к победе. Такие личностные качества определили высокую мотивацию к учебной и творческой деятельности. За годы учебы Лолита приняла участие в 16 хореографических постановках, в одной из которых она солирует, при этом учится она на отделении на «отлично».

Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Что дает ученику участие в конкурсах, концертах?

Появляется возможность отследить выход на сценическую площадку каждого ученика: в одном концерте, за определенный период, в течение года, за несколько лет, выявить динамику роста или спада участия. В конце учебного года у нас по каждому ученику имеются данные, которые мы вправе предоставить и ученику и его родителям.

Участие в концертах и конкурсах положительно влияет на повышение мотивации и познавательного интереса к творческой исполнительской самореализации. А так как мы считаем мотивацию ключевой составляющей одаренности, для нас это очень важно.

В целом мониторинг образовательного процесса по годам позволяет выявить проблемы или, наоборот, успешность в работе с одаренными детьми. Наши выпускники являются тому подтверждением, обучаясь и работая в профессиональных заведениях, в профессиональных коллективах страны: Пермский хореографический колледж, Красноярский театр оперы и балета, в колледжах и академиях культуры и искусства городов Ижевска, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга.

Система мониторинга не отнимает много времени у каждого педагога, но дает необходимую информацию для работы с детьми и родителями, поиска путей решения учебных и творческих задач. Кроме того, именно эти показатели являются оценкой качества работы с одаренными детьми в школе.


Таблица 5

План работы Лицея искусств с одаренными детьми



Направление деятельности

Мероприятие

Срок

Ответственный

1

2

3

4

5

1

Поиск

одаренных

детей

1.         Организация        и        работа

подготовительных       курсов       для

дошкольников на всех отделениях.

2.         Организация     вступительных

просмотров на всех отделениях.

3.         Организация   конкурсов   для

дошкольников     на     базе     Лицея

«Фантазии детства», «Чук и Гек»,

«Волшебный   микрофон»,  «Крошка

палитра».

4.         Мониторинг учебной, концерт-

но-выставочной    деятельности    на

всех отделениях.

5.         Наблюдение     за     наличием

одаренных   (способных)   детей   на

всех отделениях

Сентябрь

Ноябрь – апрель

Постоянно

Администрация,

заведующие

отделениями,

руководители

курсов

2

Создание

общешкольного

банка данных

1.         Посещение    занятий    подго

товительных групп.

2.         Посещение  занятий  на  всех

отделениях.

3.         Беседы   с   преподавателями,

заведующими отделениями

Сентябрь

Администрация, заведующие отделениями

3

Организация внеучебной и воспитательной работы с учащимися и родителями

1.         Выходы        на        экскурсии,

мероприятия,     концерты.     Обсуж

дение     увиденного.     Организация

классных   мероприятий   вместе   с

родителями.

2.         Вовлечение семьи в образова

тельный      процесс,      организация

помощи   родителей   в   концертно-

выставочной и конкурсной деятель

ности.  Предоставление  родителям

данных   мониторинга   о   развитии

ребенка

Сентябрь – май

Заведующие

отделениями,

преподаватели

4

Создание

индивидуальных

образовательных

маршрутов

1.         Дополнительные часы музици

рования,    предмета    по    выбору,

сценической практики, организация

выступлений         на         школьном,

городском, региональном уровне.

2.         Составление индивидуального

плана конкурсной деятельности

Сентябрь

Заместители

директора,

заведующие

отделениями

Окончание таблицы

1                 2                                                 3                                              4                            5



5
Повышение квалификации преподавателей, работающих с одаренными детьми

1.         Организация на школьном и

городском     уровне     конференций,

методических конкурсов и конкурсов

профессионального мастерства.

2.         Планомерное    внедрение    в

образовательный    процесс    новых

педагогических    технологий    через

систему методической работы.

3.         Приглашение               ведущих

специалистов    на    мастер-классы.

Выезды     на     курсы     повышения

квалификации

Сентябрь – май

Администрация, заведующие отделениями

6

Организация концертно-выставочной и конкурсной

деятельности

1.     Планирование    и    организация

концертов,   поездок,   выставок   (по

1–2 мероприятия на каждое отделе

ние).

2.    Организация малых концертных

площадок

Сентябрь

В течение года

Администрация, заведующие отделениями

7

Система

поощрения

одаренных

детей

Уменьшение       целевого       взноса родителей,  награждение  детей  на Арт-фестивале,  выпускном   вечере грамотами,            благодарственные письма       родителям,       городская стипендия,               республиканская стипендия

Сентябрь – май

Администрация

8

Взаимодействие с профессиональными образовательными учреждениями региона

Консультации, мастер-классы, образовательные и творческие контакты с    Республиканским    музыкальным колледжем,   Республиканским   колледжем   культуры,   с   Пермской   и Челябинской академиями культуры и искусства

Сентябрь – май

Администрация

9

Обобщение и распространение опыта

работы с

одаренными

детьми

Методические разработки, сообщения     на     методических     секциях отделений,  общешкольных  педагогических советах

Июнь

Заведующие

отделениями,

преподаватели

Таблица 6

Примерный план работы с одаренными детьми

Ф. И. О. ребенка

Класс, преподаватель

Индивидуальный план обучения

Концертная деятельность

Конкурсная деятельность

Ксения С.

3-й класс эстрадного отделения Ф. И. О. педагога

Вокал – 2 ч Ансамбль – 2 ч Дуэт – 1 ч

Посвящение в

лицеисты

(массовый номер);

День города (дуэт);

Новогодние

представления

(соло)

«Золотой петушок» (школьный); «Зарни пилем» (республиканский); «Магия звука» (российский)

Андрей В.

5-й класс музыкального отделения Ф. И. О. педагога

Ансамбль – 1 ч Музицирование – 1 ч

«Я не волшебник» (шумовой оркестр); «Приходите в гости к нам» (хор); «Как в старой сказке» (соло)

«Узоры на

клавишах»

(зональный);

«Наследники»

(республиканский);

«Музыкальная

мозаика»

(международный)

Дарья Д.

3-й класс хореографического отделения Ф. И. О. педагога

Классический танец – 2 ч Сценическая практика – 4 ч

Танец в первой линии;

Ведение сольной партии в танце

«Фантазии детства» (республиканский); «Улыбки России» (российский)

Денис С.

5-й класс театрального отделения Ф. И. О. педагога

Художественное слово – 2 ч Сценическая практика – 1 ч

«Я не

волшебник…»; «Не верю! Или билет в театр»; «Вся жизнь как мульт»

«Чук и Гек»

(городской);

«На крыльях

таланта!»

(республиканский);

«Петербургская

весна» (российский)

Мария Ч.

7-й класс художественного отделения Ф. И. О. педагога

Живопись – 2 ч Рисунок – 2 ч Декоративно-прикладное искусство – 2 ч

Участник выставки;

Персональная

выставка

«Зимушка Зима»

(городской);

«Наследники

Васнецовых»

(региональный);

«Народное,

нарядное, родное»

(республиканский);

«Серебро

Рождества»

(международный)

Источник: Ичетовкина Н. М., Захарищева М. А. Психолого-педагогическое сопровождение детской одаренности: учебно-методическое пособие для студентов различных профилей подготовки по направлениям «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование» [Электронное учебное издание на компакт-диске] / Н. М. Ичетовкина, М. А. Захарищева. – Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т, 2017. – 1,00 Мб.

Обобщение опыта психолого-педагогического сопровождения одаренных детей

На главную Документация школьного психолога Документация и программы психологического центра Обобщение опыта психолого-педагогического сопровождения одаренных детей
Обобщение опыта психолого-педагогического сопровождения одаренных детей
Документация школьного психолога — Документация и программы психологического центра
Индекс материала
Обобщение опыта психолого-педагогического сопровождения одаренных детей
Организация концертной деятельности в Лицее искусств для развития одаренных детей
План работы Лицея искусств с одаренными детьми
Все страницы
Страница 1 из 3Обобщение опыта психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в МБУ ДО «Детская школа искусств № 2» («Лицей искусств») г. Глазова (далее…)