Педагогика как наука. Методологические основания педагогики. Категориальный аппарат педагогической науки | Обучение и развитие детей

Педагогика как наука. Методологические основания педагогики. Категориальный аппарат педагогической науки

На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Педагогика как наука. Методологические основания педагогики. Категориальный аппарат педагогической науки
Педагогика как наука. Методологические основания педагогики. Категориальный аппарат педагогической науки
Лекции и практикум по психологии — Педагогическая психология
Педагогика (от греч. pais – дитя и ago – веду) – наука о воспитании человека. Исследует закономерности становления и развития личности в педагогических процессах. Вплоть до XYII-XYIII вв. развивалась как составная часть философии. На основе мировоззренческих установок вырабатывались ценностные смыслы педагогических систем. Эпоха греческой античности они руководствовалась идеей гармонически развитой личности. В Средние века – герменевтической * методологией. Позднее – идеями Просвещения. В совокупности на этой основе развивалась система европейского классического образования * . Развитие капиталистических общественных отношений и последовавшая за этим индустриализация оказали мощное влияние на понимание сущности человека и общества и изменили подходы к содержанию обучения и его организации. Возникла разветвленная сеть учреждений реального образования *. Как и раньше, в современной педагогике проблемы воспитания и образования рассматриваются на основе философских мировоззренческих концепций.

В самостоятельную отрасль знания педагогика выделилась  в XYII-XIX вв. благодаря трудам Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, Д. Локка, И.Г. Песталоцци, Й.Ф. Гербарта, А. Дистервега и др. Важное значение в развитии отечественной педагогики имели труды К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, В.П. Вахтерова, П.Ф. Каптерева и др.

Объект педагогики – явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Предмет педагогики – осмысление, исследование и прогнозирование процессов становления личности учителя и ученика под влиянием разнообразных факторов для последующего управления этими процессами в рамках целенаправленно организуемых специальных социальных институтов (семьи, образования и культурно-просветительных учреждений и т.д.).

В центре внимания педагогики три вопроса:

  • каковы цели воспитания и обучения. Они задаются философскими и социологическими парадигмами, доминирующими в конкретный период социокультурного развития общества;
  • каким должно быть содержание воспитания и обучения, чтобы обеспечить эффективную адаптацию новых поколений к жизни и деятельности в обществе;
  • какие методы и формы воспитания и обучения могут обеспечить выдвигаемое целеполагание.
Специфика педагогики опосредуется не только объектом и предметом, но и тем, что в достижении своих целей она должна опираться на достижения ряда гуманитарных наук: прежде всего, философии, психологии, социологии, эстетики, этики и др. Педагогика – это наука, объединяющая и «переплавляющая» научную информацию о человеке, обществе, природе в интересах создания оптимальных педагогических систем.

Функции педагогики:

  • теоретическая функция призвана устанавливать закономерности в сфере воспитания, обучения, развития личности в ходе педагогических процессов, управления образовательными системами. Эта функция реализуется на описательном (устанавливаются и характеризуются наиболее существенные связи и отношения, возникающие в педагогических процессах), диагностическом (разрабатываются методы объективного исследования субъектов педагогического взаимодействия и самого воспитательного процесса), прогностическом (вскрываются тенденции развития субъектов воспитательного процесса во временной перспективе);
  • технологическая функция призвана обеспечить прирост и распространение педагогического знания. Эта функция реализуется на проективном (разработка методических материалов, учебных программ ит.д.), преобразовательном (внедрение достижений науки и передового опыта в практику), корректировочном (оценка влияний научно-педагогических исследований на практику воспитания и обучения) уровнях.
Методологическим основанием современной личностно ориентированной образовательной парадигмы (Е. Бондаревская, В. Сериков, И. Якиманская и др.) является философская концепция экзистенциализма *. В личностно ориентированном образовании абсолютной ценностью являются не отчужденные от ребенка знания (что является смысловым ядром, так называемой, знаниевой образовательной парадигмы), а сам ребенок, человек, личность. Этот тип образования порождается демократическими изменениями в современном российском обществе и отвечает мировым образовательным тенденциям. Он обеспечивает:

  • гуманное отношение к ребенку;
  • поддержку его индивидуальности;
  • удовлетворение его образовательных, духовных, культурных, жизненных потребностей и запросов;
  • свободу выбора содержания и путей получения образования;
  • способы самореализации личности в культурно-образовательном пространстве и т.п.
Педагогика оперирует собственным категориальным аппаратом *. Можно сгруппировать педагогические категории по четырем группам:



1.Смыслы образования и образовательной деятельности
Педагогические идеалы, педагогические ценности, образование, воспитание, обучение, знания, умения, творчество и др.

2.Направленность образования

Личность, субъективность, опыт, качества, возможности, социализация, культура, наука, профессия и др.

3.Научные ориентиры образования

Методология, идеология, парадигма, концепция, целеполагание, подход, теория, система, технология и др.

4.Содержательно-процессуальные признаки образования

Процесс, субъект, объект, принципы, содержание, условия, средства, методы, формы, результат и др.

Остановимся на некоторых из них.

Под педагогическими ценностями имеются в виду идеалы, обращенные к нравственным ориентирам воспитания и обучения, представление о наиболее важных как для отдельно взятого человека, так и для общества в целом экзистенциалах: истина, добро, личность, польза, свобода, любовь, творчество, выбор и др. Именно эти ценности определяют в конечном счете направления и способы деятельности.

Категория «образование» (этимологически происходит от «создание образа», что связано с известным библейским изречением: Бог создал человека по образу и подобию своему) имеет два смысла: 1) духовный облик человека, складывающийся под влиянием моральных и духовных ценностей; 2) специфическая сфера социокультурной практики, в которой осуществляется «творение образа человека как образа Бога. В этой сфере создаются внешние и внутренние условия для развития ребенка и взрослого в процессе их взаимодействия, основные черты которого опосредованы ценностями культуры

Воспитание (этимологически происходит от древнерусского възъпитание, то есть возвышенное, духовное питание, связанное с развитием умения «извлекать спрятанное», видеть неявный, скрытый смысл наблюдаемого) в широком смысле это всякая деятельность по развитию духовного мира личности, направленная на оказание ей культуросообразной поддержки в самоформировании нравственного образа (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич).

В узком смысле под воспитанием понимается специально организованный педагогический процесс, осуществляемый в специально созданных учебно-воспитательных учреждениях.

Под обучением понимается обеспечивающая преемственность поколений целенаправленная, организованная, систематическая передача знаний, опыта познавательной деятельности, общественных отношений. Обучение представляет собой диалог между деятельностями научения (осуществляемой обучающим) и учения (осуществляемой обучающимся).

Знания – это проверенный практикой и удостоверенный логикой результат познания действительности, ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Они фиксируются с помощью знаков естественного и искусственного языков и могут быть донаучными и научными, систематическими и хаотичными, логичными и интуитивными, точными и абстрактными, житейскими и художественными.

Под умениями понимаются освоенные способы выполнения действий со знаниями.

В центре современной личностно ориентированной образовательной парадигмы стоит категория личность. Эта категория входит в понятийный аппарат и других научных отраслей. При этом, учитывая сложность и многогранность ее феномена, каждая научная отрасль акцентирует в ней свои структуры и составляющие.

Педагоги Е.В. Бондаревская и С.В. Кульневич интерпретируют личность как субъекта нравственной деятельности, как активно проявляемую индивидуальность. Личность осуществляет нравственный выбор и несет всю полноту ответственности за свой выбор перед самой собой, другими людьми, обществом в целом и Богом, нравственные постулаты которого представляют собой единственный ограничитель ее свободы.

Остановимся на краткой характеристике некоторых педагогически значимых свойств, очерчивающих качественные особенности личности: а) критичность обеспечивает личностную оценку происходящему вовне и внутри нее; рефлексивность позволяет личности «выходить» за пределы собственного Я; коллизийность дает возможность для обнаружения, идентификации и анализа скрытых (неявных, имплицитных) причин событий, установить приоритеты, иерархии; мотивирование позволяет установить личностные смыслы событий и процессов, протекающих как вовне, так и внутри личности, и на этом основании принять решения; опосредование обеспечивает перевод внешних воздействий во внутренние импульсы поведения; ориентирование связано с выбором нравственных ориентиров для систематизации индивидуального мировоззрения; автономность позволяет личности оставаться относительно независимой от внешних воздействий; смыслотворчество направлено на порождение системы личностных смыслов; самоактуализация понимается как высший  уровень проявления духовного и творческого потенциала, стремление к полному выявлению и развитию своих возможностей; самореализация в содержательном плане представляет собой стремление к признанию своего Я окружающими.

Контрольные вопросы:

  • Какое место занимает педагогика в системе социальных и гуманитарных наук?
  • Охарактеризуйте объект и предмет педагогической науки.
  • Какие проблемы исследует педагогика?
  • Какова общая структура педагогической науки?
  • Опишите методологические основания современной личностно ориентированной образовательной парадигмы.
  • Раскройте сущность педагогических категорий: образование, воспитание, обучение.
  • Охарактеризуйте педагогически значимые личностные свойства.
* Герменевтика (от греч. hermeneutikos – разъясняющий, истолковывающий) – искусство толкования текстов (в основном, текстов классической древности и Библии), учение о принципах их интерпретации.

* Классическое образование – разновидность общего среднего образования, в центре которого находились древние языки и математика. Выпускники имели право поступать в университет.

* Реальное образование – разновидность общего среднего образования, отличавшегося практической направленностью. Содержательной основой являлись предметы естественнонаучных и математических циклов, а также новые языки. Выпускники допускались к поступлению только в высшие технические учебные заведения.

* Экзистенциализм (от ат. exsistentia – существование) – направление современной философии. Его идейные истоки лежат в учении С. Кьеркегора. Центральное понятие – экзистенция (человеческое существование); основные проявления – забота, страх, решимость, совесть. Постигая себя как экзистенцию, индивид обретает свободу, в том числе и свободу «выбора самого себя», своей сущности. Вместе с тем, выбор прямо связан с ответственностью.

* Категория (от греч. kategoria – высказывание; признак) – фундаментальные понятия, входящие в ядро терминологического аппарата науки, и отражающие наиболее существенные свойства и отношения изучаемых явлений действительности.

Источник: Александров Е.П.

Психология и педагогика

Курс лекций