Обоснование критериев при выявлении детей «группы риска» в условиях социально-психологического сопровождения в школе | Обучение и развитие детей

Обоснование критериев при выявлении детей «группы риска» в условиях социально-психологического сопровождения в школе

На главную Профилактическая работа психолога в школе Аддиктивное поведение Обоснование критериев при выявлении детей «группы риска» в условиях социально-психологического сопровождения в школе
Обоснование критериев при выявлении детей «группы риска» в условиях социально-психологического сопровождения в школе
Профилактическая работа психолога в школе — Аддиктивное поведение
Калинова О.И. ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (г. Москва, Россия)

Школа является одним из основных социальных институтов, влияющих на формирование и развитие личности ребенка. Укрупнение образовательных учреждений среднего общеобразовательного уровня является инновацией, и четких структур взаимодействия специалистов по сопровождению образовательного процесса не построено.

В связи с этим одна из задач руководителя социально-психологической службы большого комплекса – выделение и классификация категории детей «группы риска», создание единой базы и разработка программы сопровождения данного контингента учащихся.

Психологическое сопровождение «группы риска», в начальной школе наиболее актуально, так как на этапе вхождения ребенка в новую социальную ситуацию развития возможно возникновение факторов, влияющих на негативное формирование личности.

Целью нашего исследования было выявление и обоснование критериев для определения детей «группы риска» в начальной школе, а также подбор методического и диагностического материала для работы с данной категорией. Как объект были выбраныиндивидуально-психологическиеособенностиповеденияучащихся начальной школы, влияющие на проявление девиаций. Предмет – диагностические критерии определения детей «группы риска» в начальной школе.

Понятие «группа риска» неоднозначно. Наиболее близким для нашего исследования является формулировка – дети «группы риска с девиантным поведением».Внаучнойлитературетермин«девиантноеповедение», рассматривается как « устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности (Змановская Е.В., 2004).

Нами проанализированы результаты опроса более 60 педагогов образовательных учреждений ЮАО, ЮВАО, ЗАО, которым предлагалось выделить основные проблемы в процессе работы с учащимися младшей школы.

Используя теоретический материал, а также опираясь на запросы педагогов можно обобщить, что основным при сопровождении детей «группы риска» является, выявление проблем в мотивационно-волевой сфере, межличностном взаимодействии, индивидуально-психологических особенностях,а также отслеживание динамики развития данных отклонений с последующей коррекцией.

Проявление и формирование отклоняющегося поведения у младших школьников может быть связано с определенными факторами риска. Мывыделяем как основные два фактора: психологический (влияющий на индивидуально-психологические особенности) и психолого-педагогический (социальная сторона развития личности), которые доступны для воздействия и проведения коррекционно-развивающей работы в школе. В ходе нашей работы мы пришли к выводу, что при выделении критериев для отнесения учащихся начальной школы в «группу риска» необходимо учитывать факторы риска, знать о формах проявления девиантного поведения,понимать последствия проявлений отклоняющегося поведения. Это необходимо для обоснования выбора диагностических методов при работе с данной категорией учащихся. Важнейшим принципом (условием) подбора методик, является возможность анализа индивидуально-психологических и личностных качеств, а так же соблюдение ряда требований, которым должен отвечать диагностический инструментарий.

Апробация пройдет на выборке учащихся 2-4 х классов в количестве 350 человек. Помимо предложенного диагностического инструментария, предназначенного для выявления детей «группы риска», будет проведен сбор дополнительной информации об особенностях социальных условий учащихся (беседа с классным руководителем; беседа с родителями; сбор информации о состоянии здоровья совместно с сотрудником медицинской службы; изучение данных об успеваемости), полученные результаты проанализированы с целью подготовки рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению данной группы учащихся.

Литература

1. Змановская Е.В. Девиантология: учебное пособие для студентов высших

учебныхзаведений. 2-е изд., переработанное и дополненное. М.: ИздательскийцентрАкадемия,2004.288с.

Источник: Коченовские чтения «Психология и право в современной России». Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. М.: МГППУ, 2016. 339 с.