Лекция. Личность в общении — Общение в малых группах
На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии Лекция. Личность в общении — Общение в малых группах
Лекция. Личность в общении — Общение в малых группах |
Лекции и практикум по психологии — Разное по психологии | |||||||||
Основным микроэлементом общества многие психологи считают малую группу. Именно здесь разыгрываются те социально-психологические процессы, от которых зависит эмоциональное самочувствие каждого отдельного человека и эмоциональный климат всего коллектива. Что же такое малая группа? Виды групп. Как только несколько человек вступают в общение, между ними возникают связи, превращающие их в малую группу. Представьте себе хотя бы пассажиров в купе поезда. Иногда люди еще и двух слов не сказали друг другу, а контакт уже возник. Либо это зарождающаяся симпатия, либо антипатия, либо одобрение, либо осуждение. Всегда найдется и человек, который возьмет на себя функции лидера, инициатора общения. И как ни кратковременно существование этой группы, именно она на этот период, а нередко – и на более продолжительный срок, определяет настроение людей, эмоциональную атмосферу. Группа пассажиров в купе поезда – реальная (существующая в действительности), кратковременная и неформальная (возникшая стихийно, официально не оформленная) группа. Каждый человек входит не только в такие, но и более постоянные группы: он член семьи, класса, спортивной команды или кружка художественной самодеятельности. Группы, специально созданные для определенной деятельности, называются формальными. Нередко они имеют структуру, заданную тем или иным документом. Но под этой внешней структурой всегда скрывается и структура неформальная: связи, возникающие на основе симпатии и антипатии между людьми. Даже если взять группу из казалось бы двух совершенно одинаковых людей – близнецов – она будет иметь определенную структуру, распределение ролей и определенные отношения между членами группы. И в том, что близнецы часто вырастают похожими только внешне и абсолютно разными по характеру, «повинна» и их малая семейная группа, а также все иные, в которые они входят по мере взросления и выполняют там разные роли. Различаются группы и по количеству членов. Нижний предел ясен – не менее 2-х человек. Максимальная численность – 30-40 человек. Школьный класс можно считать малой группой, ведь одноклассники объединены общей деятельность и имеют возможность непосредственного контакта. Между ними возникают определенные отношения. Хотя внутри такой многочисленной группы неизбежно, под влиянием взаимных симпатий и антипатий, появляются более мелкие группировки. Присмотритесь к своему классу: на фоне общения со многими одноклассниками, у каждого есть круг ближайшего общения, есть своя микросреда. С этой точки зрения любой член группы занимает в ней определенное положение, для каждого складывается своя неповторимая ситуация взаимоотношений с окружающими. При этом в малой группе часто формальные статусы и роли ( староста, отличник, сын профессора и т.д.) не принимаются в расчет, а личный статус, отражающий степень популярности и авторитетности человека, оказывается гораздо важнее. Может случиться, что человек фактически живет и действует в группе, которую не считает своей. Он «тянется» к иной группе, в которой черпает нормы, ценности и установки своего поведения. Например, ему интересны только приятели из спортивного клуба либо он вообще подражает героям какого-то молодежного телесериала. Такая группа (реальная или условная, т. е. не существующая в действительности) для данного человека является референтной (эталонной). Зная референтную группу человека, можно многое объяснить в его поведении. Группы и коллективы. Низший уровень развития группы – это диффузные (случайные) группы, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями. Группа пассажиров в купе поезда – яркий пример такой группы. Высшей формой объединения людей является коллектив, создающий наиболее благоприятные условия для совместной деятельности. Коллектив – это не просто хорошо организованная группа, в которой имеется система ответственной зависимости, органы самоуправления. В конце концов и в банде может быть четкая организация. Коллектив возможен только при условии, что он объединяет людей на задачах деятельности, явно полезной для общества, и все члены группы разделяют ее ценности, т.е. проявляется ценностно-ориентационное единство, и воспринимают ее как референтную для себя. Межличностные отношения в таких группах приобретают характер взаимопомощи и взаимопонимания, эмоциональной совместимости и слаженности. Даже неожиданные серьезные трудности не выбивают коллектив из колеи, не вносят дезорганизованность и раздражительность по отношению друг к другу. Развитие группы в коллектив – очень сложный процесс, который никогда не протекает стихийно, без целенаправленной работы и руководителей, и членов коллектива. В своем развитии группа, например школьный класс, закономерно проходит ряд этапов. Первый этап характеризуется социально-психологической адаптацией, т.е. активным приспособлением к учебному процессу, притиркой друг к другу и усвоением требований, норм, традиций учебного заведения. На втором этапе личные взаимоотношения приобретают все большее значение, сильные и слабые стороны отдельных членов группы проявляются все отчетливее. Происходит борьба за лидерство, и формируется актив, т.е. члены группы, пользующиеся авторитетом у большинства членов коллектива. Очень важным для развития группы на этом этапе является наличие перспективной цели и мотивации успеха, которые помогают выдвигать средние и ближайшие цели и последовательно их достигать. Третий этап отличает высокий уровень сплоченности, близости взглядов, оценок и позиций членов группы по отношению к объектам (лицам, событиям, задачам, идеям), наиболее значимым для группы в целом. Все большее число членов группы участвует в планировании и принятии решений. Зрелый коллектив по своей атмосфере приближается к дружной семье, в которой все проблемы жизнедеятельности решаются так, чтобы способствовать личностному росту каждого ее члена. Лидерство и руководство. Важными характеристиками структуры группы являются феномены руководства и лидерства. Руководитель «представляет» формальную структуру группы и назначается официально. Лидера выдвигает «сама жизнь». Это человек, который хочет и может влиять на других людей, вести их за собой, и за которым люди хотят идти. Феномены руководства и лидерства связаны с понятиями «власть» и «влияние». Влияние обычно рассматривается как понятие более широкое, чем власть. Это отношения, при которых человек вынуждает других действовать определенным образом. Власть подразумевает санкции: негативные (лишение вознаграждения или доступа к чему-то) или позитивные (вознаграждение). Влияние более тесно связано с лидерством. В своей деятельности руководитель и лидер, осознанно или неосознанно, могут использовать различные виды власти. Харазматическая власть построена на исключительных качествах личности. Традиционная власть основывается на распространенном убеждении, что люди должны подчиняться тем, кто занимает более высокие должности. Власть страха (в том числе страх оказаться несостоятельным в глазах членов своей организации), при этом заглушается творчество и энтузиазм. Власть вознаграждения построена на наличии у руководителя ресурсов, которые он может использовать для удовлетворения тех или иных потребностей подчиненных. Экспертная власть основана на убеждении подчиненных в том, что руководитель имеет больше опыта, более образован, умен. Информационная власть предполагает позицию лидера, имеющего доступ к ценной для группы информации, как центра коммуникаций. Власть убеждения построена на умении логически доказывать правоту своих действий и требований. Почему именно этот человек становится лидером? С одной стороны, лидеру, как правило, присущи психологические качества: уверенности в себе, острый и гибкий ум, сильная воля, социально-психологическая компетентность, организаторские способности. Биологические и психоаналитические подходы к решению проблемы власти и подчинения указывают на генетическую и психологическую предрасположенность некоторых людей к власти. С другой стороны, в разных группах – разные требования к лидеру, который обладает важными именно для этой группы чертами. Недаром говорят, «какова группа, таков и лидер» В третьих, в разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера. Важно, чтобы этот человек мог привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем и задач. Целесообразно ли совмещение в одном лице руководителя и неформального лидера? Чаще руководитель и лидер имеют различную целевую ориентацию: руководитель всецело направлен на задачи, для решения которых группа создавалась, лидер больше ориентирован на внутренние интересы членов группы. Однако в ряде случаев такое слияние может быть эффективно (например, в научном коллективе, в молодежной общественной организации). При наличии в коллективе нескольких неформальных групп, каждая из них может сформировать свои правила и нормы, и внутри каждой может определиться свой лидер. Руководитель коллектива должен уметь взаимодействовать с лидером неформальной группы, выражающим и формирующим ее мнение. Отличный специалист, назначенный на руководящую должность, не всегда справляется с новым кругом обязанностей. Если человек хорошо умеет сам делать какую-то работу, это еще не означает, что он также умеет организовать работу других людей и принять на себя ответственность за них. Именно это отражает знаменитый Принцип Питера: «В иерархии каждый индивидуум имеет тенденцию подниматься до уровня своей некомпетентности». Руководителю важно освоить основы менеджмента – теории и практики управления. Исследования в менеджменте трех основных стилей управления: авторитарного (посредством приказов, не подлежащих обсуждению),. демократического (посредством коллективного обсуждения и принятия решений) и попустительского (полное доверие и делегирование функций подчиненным) – привели в конце концов к разработке теорий ситуативного лидерства, которые допускают применение того или иного способа влияния на подчиненных в зависимости от складывающейся ситуации. Основные умения и способности руководителя: 1. Искусство быть равным. 2. Искусство быть лидером. 3. Искусство разрешать конфликты. 4. Искусство обрабатывать информацию. 5. Искусство принимать нестандартные управленческие решения. 6. Искусство распределять ресурсы в организации. 7. Дар предпринимателя (способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений). 8. Искусство самоанализа. . Выводы: 1. Как только несколько человек вступают между собой в общение, между ними возникают связи, превращающие их в малую группу. 2. Группы различаются по способу возникновения, длительности существования, количеству членов, значению для человека и другим основаниям. 3. Группа закономерно проходит в своем развитии ряд этапов. Высшей формой объединения является коллектив. 4. Системообразующим признаком коллектива выступает наличие общей деятельности, имеющей положительное значение не только для членов группы, но и многих людей. Эта деятельность является главным фактором, определяющим характер взаимоотношений членов группы. 5. Важными характеристиками структуры группы являются феномены руководства и лидерства, связанные с властью и влиянием на других людей. 6. Выдвижение в той или иной ситуации конкретного человека в лидеры определяется как его личными качествами, так и особенностями взаимоотношений в группе, ее целями, ценностями и нормами. 7. Для успешной деятельности руководителю важно освоить основы менеджмента. 1.Какое объединение людей можно назвать малой группой? 2. Членами каких групп Вы являетесь? Определите виды каждой из этих групп. 3. Как, используя «эффект ореола», можно влиять на формирование положительных межличностных взаимоотношений во вновь созданной группе, например отряде в летнем оздоровительном лагере? 4. Семья – это формальная или неформальная группа? Обоснуйте свой ответ. 5. Как Вы думаете, почему иногда для подростка свой класс перестает быть привлекательным и он сопоставляет свое поведение совсем с другой группой? Как называется такая группа? 6. В чем отличие руководителя и лидера? Целесообразно ли объединение в одном лице руководителя и неформального лидера? 7. Охарактеризуйте понятия «влияние» и «власть». Приведите примеры использования разных видов власти в руководстве группами, членами которых Вы являетесь. 8. Что такое формальная и неформальная структуры группы? Всегда ли человек как член группы занимает одинаковое положение в этих структурах? 9. Какие качества и умения присущи успешному руководителю? Почему один и тот же человек в одной группе может стать лидером, а в другой нет? << Предыдущая — Следующая >> |