Лекция. Личность в общении — Взаимодействие с окружающими людьми | Обучение и развитие детей

Лекция. Личность в общении — Взаимодействие с окружающими людьми

На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии Лекция. Личность в общении — Взаимодействие с окружающими людьми
Лекция. Личность в общении — Взаимодействие с окружающими людьми
Лекции и практикум по психологии — Разное по психологии
Индекс материала
Лекция. Личность в общении
Виды и формы общения
Взаимодействие с окружающими людьми
Общение в малых группах
Социальная ориентация личности
Конфликтное и бесконфликтное поведение
Культура общения
Все страницы
Страница 3 из 7 Взаимодействие с окружающими людьми

Сложность общения требует для его понимания вычленения отдельных  сторон. Конечно же, в реальном общении каждая из этих сторон редко существует изолированно от других.

Восприятие людьми друг друга.     В процессе восприятия  и понимания  другого человека важная роль принадлежит  социально-психологической наблюдательности. Эта характеристика вбирает в себя некоторые особенности познавательных процессов, внимания, а также жизненный и профессиональный опыт личности. Немногие люди могут «читать человека, как книгу», но можно значительно улучшить свои возможности в познании других людей.

На глубину, объективность и скорость познания другого человека влияют пол, возраст,  национальный образ жизни, социальный интеллект, психические состояния и состояние здоровья, установки, опыт общения, профессиональные и личностные особенности и пр. Так, у женщин выше показатели социально-психологической наблюдательности, хотя мужчины точнее определяют уровень интеллекта собеседника. Подростки и юноши обращают внимание в первую очередь на физические данные и экспрессивные характеристики, точнее определяют возраст молодых людей и чаще ошибаются в случае большой разницы лет. Дети и подростки часто не в состоянии понять взрослых и адекватно их оценить. Широко известен эксперимент А.А. Бодалева, когда в разных группах испытуемых перед предъявлением фотографии одного и того же лица давались разные установки («это преступник», «это герой») — характеристики лица на фотографии были полярными. Также экспериментально установлено, что  уверенные в себе люди чаще оценивают других как доброжелательных и расположенных к ним. Неуверенные же в себе лица склонны приписывать другим холодность в общении.

Существует ряд механизмов, обеспечивающих познание и понимание другого человека и себя в процессе общения. Ведущее место среди них принадлежит механизму интерпретации (соотнесения) личного опыта познания людей с воспринимаемым человеком.  Идентификация – еще один способ познания другого человека, при котором предположение о  внутреннем состоянии этого человека основывается на попытке поставить себя на его место. Особое личностное значение имеет в старшем подростковом и юношеском возрасте. Эмпатия – достижение понимания внутреннего состояния другого через эмоциональный отклик, сопереживание или сочувствие другому. Способность к эмпатии  — важное профессиональное качество психолога, педагога, социального работника. Как особую форму познания другого человека можно назвать аттракцию. В этом случае более глубокое понимание другого человека и принятие его позиции возникает благодаря положительным чувствам (от простой симпатии до чувству любви) к нему.

Механизм самопознания в процессе общения получил название социальной рефлексии. Это способность человека представить себе, как он воспринимается партнером по общению. Чем больше у человека содержательного и доверительного общения, тем лучше у него развивается  способность к рефлексии.

У каждого человека есть свои «излюбленные» схемы привычного объяснения чужого поведения. Способы приписывания другим людям причин поведения иначе называют  каузальной атрибуцией – это особое направление исследований в социальной психологии.

На результаты восприятия  другого человека влияют и его характеристики как объекта восприятия. С этой точки зрения выявлены различные «эффекты». Например, эффект ореола («розовые очки») при формировании первого впечатления: общее благоприятное впечатление о человеке способствует  позитивным оценкам неизвестных его качеств и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление – отрицательным. В ситуации восприятия знакомого человека действует эффект новизны: последняя, т.е. новая информация о человеке, оказывается наиболее значимой для формирования мнения о нем. Эффект проекции побуждает нас находить в другом, как в зеркале, наши собственные свойства, черты и состояния. Приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному – недостатки. Нередко проекция выступает как механизм защиты для человека. Поэтому неграмотный человек чрезмерно внимателен к ошибкам других, трус радуется неудачам смелых, а излишне озабоченный какими-либо проблемами находит эти же проблемы и у окружающих.

Нередко, воспринимая другого человека, мы используем стереотипы – привычные нам взгляды и штампы. Например, «носит очки – умный», «блондинка – легкомысленна», «все бухгалтеры – педанты», «итальянцы – экспрессивны» и т.д. Существуют физиогномические, профессиональные, национальные и этнические и иные стереотипы. Стереотипы могут формироваться как результат нашего личного опыта, к которому присоединяются сведения, полученные из книг, кинофильмов и пр. Именно на стереотипности восприятия людей построена  физиогномика – учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу людей. С одной стороны, стереотип как «прибор грубой настройки» позволяет человеку «экономить» психологические ресурсы.  Но в конечном итоге стереотипы приводят к упрощенному познанию другого человека и нередко – к возникновению предубеждений. Один из известных стереотипов обнаруживает себя в эффекте Пигмалиона: человек проявляет по отношению к нам такое поведение, какое мы от него ожидаем, осознанно или, чаще, неосознанно провоцируя его на это. В то же время, при всем своем схематизме и обобщенности стереотипные представления о других народах и культурах в определенной степени подготавливают нас к столкновению с чужой культурой, снижают культурный шок, позволяют избежать поступков, которые неадекватно (не так, как их воспринимаем мы) могут быть восприняты представителями другой культуры.

В процессе межкультурной коммуникации особо  следует отличать стереотип от предрассудка. В отличие от стереотипа предрассудок представляет собой только отрицательную и враждебную оценку группы или принадлежащего к ней индивида на основании приписывания им негативных качеств. Наиболее известными формами предрассудков являются расизм, сексизм, гомофобия, дискриминация по возрастному признаку и др.

Способы взаимодействия.      В многообразии человеческого взаимодействия можно выделить следующие его типы: кооперацию и конкуренцию, согласие и конфликт, приспособление и оппозицию.  В различных типах  взаимодействия проявляются разные способы воздействия людей друг на друга.

Заражение – это распространение любой деятельности или настроения в группе. Яркий  пример такого способа взаимодействия показывают спортивные болельщики. Особыми условиями, в которых усиливается воздействие через заражение, являются толпа и ситуация паники. Иногда даже целые народы могут быть подвержены эффекту психологического заражения: от массового спортивного азарта  или религиозного экстаза до политически окрашенного психоза (национализм или фашизм). Внушение – целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. В отличие от заражения внушение, за исключением отдельных случаев гипноза и телепатической связи, осуществляется посредством речевого сообщения и основано на ее некритическом восприятии. Убеждение – также целенаправленный, но логически обоснованный процесс побуждения человека принять определенные ценности, верования или отношения. Подражание – это воспроизведение человеком образцов демонстрируемого  поведения. Подражание имеет важное значение для научения и освоения жизненного опыта. Как способ взаимодействия можно рассматривать и моду.

Условия эффективности  убеждающего воздействия

1. Содержание и форма убеждения должны отвечать уровню возрастного развития собеседника.

2. Соответствовать его индивидуальным особенностям.

3. Убеждение должно быть последовательным. Логичным, максимально доказательным.

4. Содержать как обобщенные положения (принципы и правила), так и конкретные факты, примеры.

5. Целесообразно анализировать факты, одинаково известные собеседникам. Это даст возможность избежать сомнений как в истинности факта, так и в характере общего вывода.

6. Убеждая других, важно самому глубоко верить в то, что сообщаешь.

Следует помнить, что методика эффективного убеждения в сочетании с изоляцией сектантов в группе единомышленников  в ряде случаев недобросовестно применяется  руководителями религиозных сект. Также принципы убеждения и иные способы воздействия иногда спекулятивно используются в рекламе. Насколько можно противостоять нежелательному убеждению? В одном из экспериментов группа ученых обучала семиклассников реагировать на рекламу, подразумевающую, что раскрепощенная женщина курит, такой  фразой: «Какая же она раскрепощенная, если зависит от табака?!». Школьники также участвовали в ролевой игре, в которой игрок, которого обозвали «желторотым» за то, что он отказался от сигареты, должен отвечать фразой: «Я был бы желторотым, если бы закурил только ради того, чтобы произвести на тебя впечатление». Такая методика повышения сопротивляемости людей недобросовестному убеждению получила название «вакцинации». В любом случае не будьте просто слушателями, включайте критическое мышление!

Ролевое взаимодействие. Понятие «роль» употребляется как минимум в двух сферах: в театре и в психологии. В психологии под ролью понимается нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (по возрастным или половым характеристикам, роду занятий или сложившимся взаимоотношениям и др.). С ролями не следует путать маски, под которыми понимается набор выражения лица, жестов, стандартных фраз, позволяющий скрыть свои истинные эмоции и отношения к собеседнику.

Один и тот же человек может одновременно реализовывать несколько социальных ролей (например,  Иванов Петя — сын, ученик, друг, староста в классе, старший брат, «душа» дворовой компании и т. д.). Одни роли даны нам от рождения и обусловлены полом, местом рождения, социальным происхождением и иными характеристиками. Другие – приобретаются в процессе жизни и взаимодействия с людьми в группах. В некоторых ситуациях множественность ролевых позиций порождает их столкновение – ролевой конфликт — и ставит человека перед необходимостью отдать предпочтение какой-то из них. Например, Иванов Петя как ученик школы должен в пятницу вечером посетить факультатив по физике, в это же время их дворовая команда играет в футбол с соседней. Как быть?  В подобных ситуациях мы должны решить для себя и сообщить окружающим приоритеты ролей.

Взаимодействие людей, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. Иванов Петя после поздней игры в футбол хочет спать, но социальные роли ученика и старосты класса требуют, чтобы на урок он пришел вовремя. В общении с другими людьми всегда важно учитывать их ожидания от нас как партнеров по общению. Однако в некоторых случаях общающиеся люди по-разному понимают, что человек обязан делать в данной социальной роли. Это может привести к конфликтам между людьми. Так, значительная часть недоразумений по поводу поведения в школе связана с несовпадением ролевых ожиданий в отношении друг друга у учителей и учеников. Бывают также ситуации, когда мы приписываем другим определенные роли, на самом деле ими не принимаемые, и соответственно ожидаем от них поведения, к которому они  в данное время не склонны. Нередко это бывает в так называемых lave store, отношениях учитель-ученик и др.  В развитии данной ситуации возможны разные сценарии: от открытого конфликта до постепенного принятия и демонстрации человеком ожидаемого поведения (вспомним эффект Пигмалиона).

Выводы: 1.Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия. 2. К механизмам межличностного познания относятся интерпретация воспринимающим своего опыта общения, идентификация, атрибуция и социальная рефлексия других людей, эмпатия. 3.При формировании мнения о другом человеке следует весьма осторожно использовать стереотипы. 4. Для эффектного общения человеку важно осознавать, как он воспринимается и оценивается другими людьми. 5.Взаимодействие людей можно охарактеризовать по типам и используемым способам воздействия друг на друга. 6. Окружающие возлагают на каждого человека определенные социальные роли и в той или иной форме контролируют их исполнение. 7. Несовпадение ролевых ожиданий в отношении друг друга приводит к непониманию и конфликтам между людьми.

 

1. Какие особенности личности влияют на процесс восприятия и познания ею другого человека? Приведите свои примеры.

2.Назовите известные Вам «эффекты», возникающие при восприятии людьми друг друга.

3. Что такое «стереотипы» общения? Каким образом можно уменьшить влияние стереотипов при восприятии других людей?

4. В чем заключается «стереотип ожидания»? Как он может проявляться во взаимоотношениях с другими людьми?

5. Что означает термин «каузальная атрибуция»?

6.В чем сходство и чем отличаются заражение и внушение как способы воздействия людей друг на друга в процессе общения?

7.     О чем свидетельствует эксперимент, проведенный психологом А.А. Бодалевым?

8.     При каких условиях убеждение как способ воздействия наиболее эффективно?

9.     Приведите примеры использования убеждений как средства манипуляций другими людьми? Как  противостоять недобросовестным убеждениям?

10.                       Почему моду можно рассматривать как  один из способов влияния людей друга? Как Вы относитесь к моде?

11.                        Какие социальные роли приходится Вам исполнять в жизни?

12.                        Что такое «ролевой конфликт» и как его предупредить?

13.             Как могут проявлять себя стереотипы и предрассудки в межнациональном взаимодействии?

 



<< Предыдущая — Следующая >>