Лекция. Личность в общении — Социальная ориентация личности | Обучение и развитие детей

Лекция. Личность в общении — Социальная ориентация личности

На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии Лекция. Личность в общении — Социальная ориентация личности
Лекция. Личность в общении — Социальная ориентация личности
Лекции и практикум по психологии — Разное по психологии
Индекс материала
Лекция. Личность в общении
Виды и формы общения
Взаимодействие с окружающими людьми
Общение в малых группах
Социальная ориентация личности
Конфликтное и бесконфликтное поведение
Культура общения
Все страницы
Страница 5 из 7 Социальная ориентация личности



«Общение облагораживает и возвышает; в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве» — писал Л. Фейербах. И действительно, в общении с другими людьми у человека появляются и формируются особенные черты.

Эгоизм и альтруизм. Эгоизм – черта личности, которая заключается в себялюбии, сосредоточении на своем «Я», равнодушии к другим людям. Такой человек в общении ищет выгоды для себя, с трудом адаптируется в коллективе, члены которого так или иначе распознают ориентацию человека лишь на удовлетворение собственных потребностей и добывание благ жизни исключительно для себя. Биологическая предпосылка эгоизма – своеобразное защитное проявление инстинкта самосохранения, усиленное неправильным воспитанием.

Альтруизм противоположен эгоизму и предполагает добровольную помощь человека другим людям, его готовность жертвовать для них личными интересами. Причину желания помогать людям американские социальные психологи объясняют эмпатией (сопереживанием), присущей человеку, а также стремлением преодолеть собственное негативное состояние, которое вызывает вид горя или страданий других людей. Иногда   приверженцами зарубежных социобиологических теорий высказывается точка зрения о том, что хотя большинству людей кажется, будто в действиях альтруиста отсутствует личный интерес, на самом деле он часто имеет место в скрытом виде.  Альтруистское поведение рассматривается как стратегия, развившаяся в процессе естественного отбора. Так, проявляя альтруизм к детям, люди помогают сохранению человеческого генофонда. Кроме того, помогая кому-то сегодня, мы небезосновательно полагаем, что это  услуга нам будет возвращена позднее.  Авторы других, так называемых культурных теорий утверждают, что социальная эволюция оказывает более значительное влияние на человеческий альтруизм, нежели биологическая.  Нормы альтруизма: социальная ответственность (помощь тем, кто в ней нуждается) и взаимная ответственность (помощь тем, кто нам помог) – обязательные условия успешного  взаимодействия человека с другими людьми.

Когда люди более склонны оказывать помощь? Когда видят, что это делают и другие. Когда не спешат и не поглощены своими мыслями. Имеет значение и  состояние человека, его настроение. Так, совершив какой-либо проступок, люди чаще проявляют желание оказать помощь, явно надеясь тем самым облегчить чувство вины. Опечаленные взрослые люди также склонны к оказанию помощи.  И наконец, существует потрясающее явление «хорошее настроение – хорошие поступки»: счастливые люди готовы прийти на помощь.

Индивидуализм и коллективизм.   Коллективист – это человек, который воспринимает и переживает интересы малой группы, в которую он включен, как самые ценные и значимые для себя.

На формирование этого качества оказывают  влияние особенности культуры. Кросс-культуральные психологи приводят в качестве примера стран, для которых в целом характерна коллективистская культура, Китай, Японию, а стран, в культуре которых преобладает индивидуализм, — Великобританию и США.  Так, буквально с момента рождения родители и школа в коллективистских культурах  предпочитают воспитывать  у детей ценности коллективизма и взаимопомощи, направлять или даже предопределять их выбор, в индивидуалистских – воспитывают в детях независимость. Каждая культурная традиция предполагает определенные преимущества и «плату» за них. В конкурентом индивидуалистическом обществе люди имеют больше личной свободы, больше гордятся своими личными достижениями и менее связаны ожиданиями окружающих, их поведение более спонтанно. Но в качестве расплаты за это – больше случаев одиночества, разводов, убийств и стрессовых расстройств. Можно сказать, что в коллективистских культурах вместо независимости личность приобретает взаимозависимость.

В то же время внутри каждой культуры возможны значительные индивидуальные различия.  В наибольшей степени благоприятствует формированию коллективизма как качества личности принадлежность человека к коллективу. Однако  нельзя путать подлинный коллективизм с выражением группового эгоизма.   Настоящий коллективизм проявляется в ситуации, когда  человек, защищая высшие интересы группы, может противостоять даже давлению  собственной группы, члены которой  по тем или иным причинам могут ошибаться в оценке значимых событий.  Такое поведение, получившее название «коллективистское самоопределение»  противоположно феномену «огруппления» мышления. Данный феномен заключается в том, что члены группы, чтобы сохранить хорошие взаимоотношения и избежать разногласий, отказываются от объективного и всестороннего рассмотрения вопроса и принимают предлагаемый, чаще всего лидером группы, вариант решения проблемы, какую-то идею или план. Способствуют этому дружеская сплоченность группы, сравнительная изоляция группы от противоречащих мнений и авторитарный лидер. Возникает иллюзия единомыслия, не имеющая ничего общего с ценностно-ориентационным единством коллектива.   Не забывайте: «Истина рождается в споре друзей».

Конформизм и нонконформизм. Лучше всего о конформности сказал Андерсен в сказке «Новое платье короля». Изменение поведения в результате реального или воображаемого давления группы называется конформизмом. Обратите внимание, что конформизм состоит не просто в том, что кто-то действует так же, как все, но в том, что он поддается влиянию всеобщего действия и ведет себя не так, как делал бы в одиночку. Конформизм может проявляться в двух формах: уступчивость (ведем себя так, как принято, не соглашаясь с тем, что делаем) и одобрение (верим в то, что вынуждает нас делать группа).

В социальной психологии известно несколько классических экспериментов конформизма. Один из них провел   Аш, который предложил группам из 7 человек оценивать «на глазок», какой из трех сравниваемых отрезков соответствует  по длине эталонному. Аш позволял участникам эксперимента вначале слышать суждения других членов экспериментальной группы, а затем высказывать собственное мнение. «Хитрость» заключалась в том, что 6 «подсадных» участников эксперимента единодушно давали неверный ответ. В такой ситуации испытуемые, которые высказывали свое мнение последними в группе, в 37 % случаев соглашались с группой, не доверяя собственным глазам. Обратите внимание: в этом эксперименте не было явных ни поощрения за «командную игру», ни наказаний за индивидуализм. Эксперимент Милграма был более «жестоким». Два человека приглашались в психологическую лабораторию Йельского университета якобы для исследования. Как наказания ударом тока влияют на результаты запоминания? Один зачитывал слова и мог переключать «генератор тока», другой,  «подсадное» лицо, запоминал слова. Всякий раз, когда «ученик» давал неверный ответ, экспериментатор требовал от «учителя» усилить удар тока. И всякий раз «ученик» все больше и больше стонал от «боли» (на самом деле, конечно, никакого удара тока не было). Милграм получил обескураживающие результаты: «во имя науки», под влиянием авторитета экспериментатора и  известного университета 63% участников эксперимента – «учителей»  готовы были дойти до максимальной отметки силы удара током, несмотря на протесты «учеников».

Эти и другие эксперименты раскрывают две основные причины конформизма: стремление человека быть принятым группой, получить ее одобрение (нормативное влияние) и желание быть точным в ситуации, когда человек чувствует себя недостаточно компетентным при решении объективно или субъективно трудного задания (информационное влияние).

Конформизм – явление универсальное, в то же время социализация в разных культурах, индивидуальные особенности предполагают разную степень социальной обусловленности поведения. Так, в экспериментах Снайдера многие студенты, услышав, что окружающие излагают мнения, идентичные их собственным, изменяли свою позицию только для того, чтобы поддержать ощущение собственной неповторимости, т.е. проявляли нонконформизм.

Нам не нравится слишком отличаться от группы, но мы не хотим и выглядеть в точности, как все. Поэтому наше поведение в значительной степени защищено от абсолютного социального влияния  нашим чувством собственной неповторимости и индивидуальности. В группе мы лучше всего осознаем, чем отличаемся от других.

Фактическую альтернативу конформизму составляет коллективизм, при котором согласие с позицией группы возникаем в результате совпадения устремлений личности с целями коллектива. Иногда к такому согласию с группой человек приходит через внутреннюю борьбу, в которой побеждает осознание важности общей задачи.

Выводы: 1.В общении с другими людьми человек проявляет ряд особенных качеств и форм поведения. 2. Альтруизм – разновидность общественного поведения и черта личности, которая проявляется в готовности человека добровольно помогать другим, даже с теми или иными возможными издержками для себя. Альтруизм  противоположен эгоизму. 3.Коллективизм – особое качество и форма поведения, присущие людям, объединенным в коллектив и разделяющим  его цели и ценности.  Коллективизм противоположен индивидуализму и является альтернативой конформизму. 4. Конформизм – разновидность социального воздействия, результатом которого является стремление соответствовать мнению большинства. 5. В значительной степени социальная ориентация личности определяется особенностями культуры, в рамках которой осуществлялось воспитание человека.

 

1. Какие существуют подходы к объяснению альтруизма и эгоизма?

2. Какие условия и личностные характеристики способствуют проявлению альтруизма?

3.     Что такое коллективизм и индивидуализм?  Как влияют особенности воспитания на формирование этих качеств личности?

4.     Всегда ли принятие мнения группы является проявлением коллективизма? Обоснуйте свой ответ.

5.      Как Вы считаете, следование моде – это проявление конформизма или нонконформизма?  Обоснуйте  свою  позицию.

6.     Какие черты конформного поведения описаны Андерсеном в сказке «Новое платье короля»?

7.     Как Вы думаете, в каких ситуациях и при каких условиях конформизм может рассматриваться как социально желательное явление?

8.     Чем отличается коллективизм от конформизма?

 



<< Предыдущая — Следующая >>