Коррекционно-развивающая работа психолога | Обучение и развитие детей

Коррекционно-развивающая работа психолога

На главную Документация школьного психолога Документация (планы, отчеты, характеристики) Коррекционно-развивающая работа психолога
Коррекционно-развивающая работа психолога
Документация школьного психолога — Документация (планы, отчеты, характеристики)
Индекс материала
Коррекционно-развивающая работа психолога
5. Соответствие применяемых методов психокоррекции возрастным особенностям детей:
Причины типичных ошибок учащихся
Все страницы
Страница 1 из 3

1. Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия

(А. А. Осипова Общая психокоррекция.-  М.: ТЦ «Сфера», 2000)

  • Знание теоретических основ коррекционной работы, способов коррекции
(знание общих закономерностей психического развития в онтогенезе; знание периодизации психического развития; знание проблемы соотношения обучения и развития; представление об основных теориях, моделях и типах личности; знание о социально-психологических особенностях группы; знание условий, обеспечивающих личностный рост и творческое развитие)

  • Владение конкретными методами и методиками коррекции.
  • Личностная готовность к коррекционной работе: психологическая проработанность собственных проблем в тех сферах, которые психолог предполагает корректировать (наличие потребности идти не от себя, а от ребенка и его проблемы).

2. Принципы коррекционной работы:

  • Изменение окружения ребенка (место в классе, включение в режим урока минуток

    активного отдыха, регулирование взаимоотношений с одноклассниками)
  • Создание положительной мотивации, ситуаций успеха
  • Коррекция негативных форм поведения
  • Регулирование ожиданий взрослых
  • Изменение отношения взрослых к ребенку
  • Преобладание методов поддержки и вознаграждения
  • Двигательная коррекция
  • Коррекция внимания и развитие умственных способностей
  • Обучение социальным навыкам
  • Обучение навыкам учения и самоорганизации
При осуществлении коррекционной работы реализуется две основных стратегии:

  • Реализация коррекции как приведения к усредненной норме, определяемой статистически, на основе выработанной единой для всех «универсальной психотехнологии
  • Оказание психологической помощи, ориентированной на индивидуальные особенности человека, его специфические возможности и в целом на уникальность его психологического и личностного развития

3. Особенности проведения коррекционно-развивающих занятий:

  • Специфика позиции психолога
При проведении групповых занятий психолог сталкивается с трудностями, вытекающими из неоднозначности роли ведущего. С одной стороны, психолог  проводит психологические занятия, а не уроки. С другой – входя в школьный класс, он занимает место учителя и вынужден соблюдать нормы и требования школы.

Решить проблему дисциплины на занятиях, вытекающую из проблемы несовпадения  ролевых позиций психолога и учителя, можно тремя  основными путями:

  • Проводить занятия в формате урока, используя внешние признаки урока, к которым     дети привыкли и которые сами по себе сигнализируют им  о необходимости  соблюдения норм и правил.
  • По возможности,  «занимать руки» учащихся, предлагать им задания, для выполнения которых им придется рисовать, клеить, подчеркивать и т.д.
  • Использование различных знаков, наклеек, поощряющих  дисциплину и активную работу  на занятии
  • Несовпадение целей психологических занятий и целей остальных школьных уроков , приводящее к их непониманию  со стороны педагогов, родителей, администрации.
Необходимо четко определять  для себя и доносить до педагогов и родителей не только общую цель занятий, но и частные цели, сформулированные так, чтобы быть понятными людям, не имеющим психологического образования, и актуальные для них..  Имеет смысл демонстрировать задачи занятий педагогам и родителям  не только через рациональное разъяснение, но и через эмоциональное воздействие – вывешивать на стендах отдельные материалы занятий – рисунки, творческие работы,  высказывания учащихся,  краткую аннотацию занятий.

  • Критерии эффективности занятия:
Уровень эмоциональной включенности  детей в занятие

Уровень открытости учащихся

4. Основные принципы составления психокоррекционных программ

  • Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач (необходимость присутствия в любой коррекционной программе задач трех видов)
  • Принцип единства коррекции и диагностики
  • Принцип приоритетности коррекции казуального (причинного) типа.
  • Деятельностный принцип коррекции.
  • Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.
  • Принцип комплексности методов психологического воздействия (необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии)
  • Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения клиента  к участию в коррекционной программе.
  • Принцип опоры на разного уровня организации психических процессов (необходимо опираться на более развитые психические процессы и использовать методы, их активирующие).
  • Принцип программированного обучения (наиболее эффектно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций, выполнение которых приводит к формированию необходимых умений и действий).
  • Принцип усложнения (каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого – к максимально сложному).
  • Учет объема и степени разнообразия материала (увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно, только после относительной сформированности того или иного умения)
  • Учет эмоциональной сложности материала (предъявляемый материал должен создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции)
  • Программа коррекционной работы должна быть психологически обоснованной.
Разработка коррекционной программы:

1 этап: диагностический

Сбор аналитических данных:

  • Социальная ситуация развития
  • Ведущая деятельность, психические новообразования
  • Наличие объективной психотравмирующей ситуации
Углубленный анализ диагностических данных:

  • Психологический диагноз
  • Психологический прогноз
  • Определение ресурсных составляющих сохранных сторон личности
Психологический диагноз – описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности

Условно-вариативный прогноз:

— Если неблагоприятные условия сохраняются

— Если будут сняты

— Если неблагоприятные условия усугубятся

2 этап:

1.Формулировка цели психокоррекционной программы:

  • Позитивная формулировка
  • Реалистичность и соотнесение с продолжительностью коррекционной работы
  • Учет дальней и ближайшей перспективы развития личности
2. Задачи программы: три вида – коррекционные, развивающие, профилактические (иногда одна задача может совмещать все задачи)

3. Структура коррекционной программы:

  • Вид по времени реализации
  • Временные рамки продолжительности занятий
  • Реализуемые блоки (обязательное присутствие педагогического блока – рекомендации для педагогов)
  • Вид коррекционной программы (стандартная, свободная)
  • Форма (групповая/индивидуальная)
  • Адресат
  • Методы и основные приемы
  • Оборудование необходимое для реализации программы
  • Предполагаемые результаты
  • Тематический план
Требования к программам:

  • Актуальность — нацеленность на решение наиболее важных в данный момент проблем
  • Целостность   —   описание   в   программе   всех   действий:   от   выдвижения   целей      до предполагаемого результата; целостность программы — это прежде всего, ее логичность
  • Прогностичность — программа должна отражать   (в целях и действиях) не только то, что популярно, востребовано сегодня, но и прогноз изменений, которые могут произойти в будущем
  • Реалистичность   —   это   реальная   возможность   ее   выполнения   с   учетом   творческого потенциала конкретного коллектива, материальной базы и т.д.
  • Оригинальность — наличие элементов своеобразного, нетрадиционного подхода к решению поставленных задач
Программа состоит:

  • Введение (пояснительная записка, преамбула, обоснование) — обосновывается ее актуальность и значимость, указывается точный адресат программы, раскрываются основные идеи и принципы
  • Цели и задачи: цель — это предполагаемый результат; задача — это путь, которым вы следуете к намеченной цели (блок целей и задач должен быть конкретным, реалистичным, достижимым; каждая из задач должна быть четко сформулирована, определены сроки выполнения и средства, с помощью которых ее действительно можбно решить)
  • Содержание (блоки программы, основные направления): описание форм и методов, указываются планируемые мероприятия, их последовательность и регулярность Механизмы реализации (логика развития, режим осуществления программы) Результаты:   указываются   ожидаемые,   предполагаемые   результаты   выполнения программы
Ошибки:

  • непонимание сущности программы: за программу выдается либо план мероприятий,
  • либо концептуальные основы предполагаемой деятельности
  • неполная структура
  • нарушение логики построения
  • сложность изложения
  • псевдонаучность: материал перегружен научными терминами
 



Предыдущая — Следующая >>