Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Глагол"
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Хуснуллина Ильзира Габдуллазяновна
Цели и задачи:
Образовательный компонент.
1. Вспомнить изученное в начальной школе по теме «Глагол»:определение глагола, морфологические признаки и синтаксическую роль.
2. Выявить знания учащихся оботличии глагола от именных частей речи.
3. Углубить понятие осемантических группах глаголов:
а) глаголы движения, действия;
б) глаголы звучания;
в) глаголы цвета;
г) глаголы состояния;
д) глаголы чувства;
е) глаголы речи.
4. Выявить и уяснить стилистическую роль глаголов в художественном тексте
5. Развитие орфографической зоркости учащихся
Развивающий компонент.
1. Развитие речи
Воспитывающий компонент
1. Воспитание нравственных качеств:
Развитие умения давать самооценку своей деятельности
УМК, авторы учебника: учебно-методический комплекс, автор Разумовская М.М.
Формат файла: zip-папка
Ход урока
1. Приветствие. ХАЙ ФАЙВ.
Класс!
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. На нашем уроке присутствует много гостей. Давайте поприветствуем их нашими добрыми улыбкам и начнём урок.
Поприветствуем партнёра по плечу, поприветствуем партнёра по лицу.
Поднимите руку партнёры под номером 1,
Поднимите руку партнёры под номером 2
Поднимите руку партнёры под номером 3
Поднимите руку партнёры под номером 4
2. Актуализация знаний.
Участники команды № 1 раздайте задание № 1
1. Повторим материал, который вы изучили в начальных классах.
2 этап. Ребята, посмотрите, наш класс разделён условно на 4 угла.
2 этап:У вас на столах лежат карточки, где дано 4 определения части речи глагол. Я вам их прочту.
1. Какое из этих 4 утверждений о глаголе вы считаете более точным? Почему? Докажите на примерах.
1. Глагол –это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?Изменяется по родам, числам, временам. В предложении является сказуемым.
2. Глагол – это служебная часть речи, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении, не является членом предложения.
3. Глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает не только действие предмета, но и его состояние. Отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?Изменяется по родам, числам, лицам, временам.Имеет 1и 2 спряжение. Имеет начальную форму – инфинитив. В предложении является сказуемым.
4. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?Изменяется . В предложении является сказуемым. Имеет начальную форму – инфинитив.
3 этап: Прочитайте эти утверждения внимательно в тишине. Выберите себе то утверждение, которое вы считаете наиболее правильным и сможете доказать свою правоту на примерах.
4 этап: Не обсуждая с друзьями, запишите номер утверждения в своём блокнотике. В течение 30 секунд напишите ответ на вопрос.
5 этап: Подойдите к части аудитории с нужным вам номером.Найдите партнёра из вашей команды.
6 этап: В парах в течение 30 секунд объясните своему партнёру, почему вы выбрали именно это утверждение.Начинает тот партнёр, у которого больше букв в имени.
Выслушаем команды:
Расскажите, что вам ответил ваш партнёр?
Ребята, а кто нашёл себе друзей, тех, кто думает также, как вы?
Поблагодарите своих партнёров за работу и пройдите на свои места.
3. Определение темы и цели урока.
Глагол — это часть речи, которая обозначает действие предмета. Знаете, это не совсем правда. На самом деле обозначать действие очень хорошо может и существительное. Например, даже стихотворение можно без глаголов писать. Послушайте стихотворение поэта 19 века Афанасия Фета и попытайтесь найти глаголы.
Шёпот, робкое дыханье,
трели соловья.
Серебро и колыханье
сонного ручья
Ну что, вы услышали, увидели хоть один глагол? ( Шепот, дыханье, колыханье) Это всё существительные, хоть и обозначают действия. Но всё же существительные не для этого созданы. Обозначать действия существительными, всё равно, что гвозди скалкой забивать, лучше всё-таки взять молоток. Для того чтобы обозначать действия, в русском языке есть часть речи — глагол. Когда говорим , что глагол обозначает действие, мы имеем ввиду не прямое значение этого слова.
Давайте посмотрим , в каком значении мы это слово употребляем.
Посмотрим примеры:
Слайд 1.
Идти, лениться, бездействовать, готовить, говорить, болеть, состоять, спать, решать, пилить.
Глаголы идти, рубить, готовить, решать, пилить действительно обозначат собственно действие.
А обозначает ли глагол лениться действие?А глагол бездействие?
Так к какому выводу вы пришли? У глаголов есть много других значений. Давайте определим тему сегодняшнего урока.
Значения глагола, что обозначает глагол
Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель.
Сформулируйте цель урока.
У каждого из вас есть один лист
— «Цели (что я хочу узнать)», в течение 30 секунд отметьте галочкой в правой колонке, чего бы вы хотели достичь на сегодняшнем уроке.
Назовите цели, которые вы поставили перед собой. Начинает команда №1 , отвечает участник №1.
Задание №2 (ЭЙ АР ГАЙД)
Участники команды №1 раздайте задание №2
Над этим заданием вам предстоит поработать самостоятельно.
1. В столбике «ДО» поставьте +, если вы согласны с утверждением, или -, если вы не согласны с утверждением.
2. Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения.
На выполнение этого задания даётся 1 минута.
Давайте посмотрим презентацию. Используйте утверждения, чтобы сосредоточиться на основной идее презентации.
Теперь, по завершении просмотра презентации, ещё раз прочтите все утверждения. В течение 30 секунд В столбике «После » поставьте +, если вы согласны с утверждением, или _ , если вы не согласны с утверждением.
Сравните столбики «До» и «После». Изменились ли ваши убеждения? Запишите, почему?Для выполнения этого задания даётся 1 минута._______________________________________________________________________________________________________________
Затем каждый из вас в течение 1 минуты должен проговорить свои ответы в команде по кругу один раз. Отвечать начинает Партнёр под номером 3и рассказывает партнёру по плечу. Ответы должны быть краткими.
Встаньте те участники команды , чьи убеждения не изменились.
Встаньте те участники команды , чьи убеждения изменились.
Теперь поделитесь мыслями. В течение 1 минуты запишите,
какие из этих утверждений являются самыми важным и главными для вас. Почему?
______________________________________________________________________________________________________________
В течение 30 секунд каждый должен высказаться. Начинает Партнёр под номером 4. Он должен проговорить ответ в течение 1 минуты Партнёру по плечу. Ответы должны быть краткими. Проговорить свои ответы в команде по кругу нужно один раз.
Задание № 3 Самостоятельная работа с текстом
Участники команды 1. Раздайте задание №3
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутсяпоплотней.
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мёрзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
(С. Есенин
Слайд: Ответы:
Самопроверка.
Кто не сумел определить значения некоторых глаголов? Кто не все значения определил правильно?
Задание №4 Участники команды №1 раздайте задание№4 Рефлексия: Участник команды №1 раздаёт задание №4 Внимательно прочитайте начало фраз, выберите подходящую для вас фразу, подумайте в течение 30 секунд как можно закончите её одним предложением. Высказываетесь по кругу в течение 30 секунд. Начинает участник команды №4. глаголы обозначают такие явления , как… если бы не было глаголов… с помощью глаголов мы можем… сегодня я узнал, что глаголы… было интересно, что глаголы… было трудно, когда выполнял… я выполнял задания… я научился… у меня получилось … я смог… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… Слайд Домашнее задание : Для всех: №71, упр580 По желанию:
Образовательный компонент.
1. Вспомнить изученное в начальной школе по теме «Глагол»:определение глагола, морфологические признаки и синтаксическую роль.
2. Выявить знания учащихся оботличии глагола от именных частей речи.
3. Углубить понятие осемантических группах глаголов:
а) глаголы движения, действия;
б) глаголы звучания;
в) глаголы цвета;
г) глаголы состояния;
д) глаголы чувства;
е) глаголы речи.
4. Выявить и уяснить стилистическую роль глаголов в художественном тексте
5. Развитие орфографической зоркости учащихся
Развивающий компонент.
1. Развитие речи
- Обогащение речи школьников
- Понимание выразительных свойств глагола
- Развитие мышления
- Обучение анализу поэтического текста
Воспитывающий компонент
1. Воспитание нравственных качеств:
- товарищества;
- деликатности;
- дисциплинированности;
- ответственности;
- способности сопереживать;
- самоуважения.
Развитие умения давать самооценку своей деятельности
УМК, авторы учебника: учебно-методический комплекс, автор Разумовская М.М.
Формат файла: zip-папка
Ход урока
1. Приветствие. ХАЙ ФАЙВ.
Класс!
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. На нашем уроке присутствует много гостей. Давайте поприветствуем их нашими добрыми улыбкам и начнём урок.
Поприветствуем партнёра по плечу, поприветствуем партнёра по лицу.
Поднимите руку партнёры под номером 1,
Поднимите руку партнёры под номером 2
Поднимите руку партнёры под номером 3
Поднимите руку партнёры под номером 4
2. Актуализация знаний.
- Как называлась тема прошлого урока: (Морфология)
- Что изучает наука морфология?
- Какие самостоятельные части речи вы можете назвать? Служебные части речи?
- Назовите часть речи следующих слов: смотрим, ненавидим, строим, пилим.
- Правильно, это глагол.
Участники команды № 1 раздайте задание № 1
1. Повторим материал, который вы изучили в начальных классах.
2 этап. Ребята, посмотрите, наш класс разделён условно на 4 угла.
2 этап:У вас на столах лежат карточки, где дано 4 определения части речи глагол. Я вам их прочту.
1. Какое из этих 4 утверждений о глаголе вы считаете более точным? Почему? Докажите на примерах.
1. Глагол –это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?Изменяется по родам, числам, временам. В предложении является сказуемым.
2. Глагол – это служебная часть речи, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении, не является членом предложения.
3. Глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает не только действие предмета, но и его состояние. Отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?Изменяется по родам, числам, лицам, временам.Имеет 1и 2 спряжение. Имеет начальную форму – инфинитив. В предложении является сказуемым.
4. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?Изменяется . В предложении является сказуемым. Имеет начальную форму – инфинитив.
3 этап: Прочитайте эти утверждения внимательно в тишине. Выберите себе то утверждение, которое вы считаете наиболее правильным и сможете доказать свою правоту на примерах.
4 этап: Не обсуждая с друзьями, запишите номер утверждения в своём блокнотике. В течение 30 секунд напишите ответ на вопрос.
5 этап: Подойдите к части аудитории с нужным вам номером.Найдите партнёра из вашей команды.
6 этап: В парах в течение 30 секунд объясните своему партнёру, почему вы выбрали именно это утверждение.Начинает тот партнёр, у которого больше букв в имени.
Выслушаем команды:
Расскажите, что вам ответил ваш партнёр?
Ребята, а кто нашёл себе друзей, тех, кто думает также, как вы?
Поблагодарите своих партнёров за работу и пройдите на свои места.
3. Определение темы и цели урока.
Глагол — это часть речи, которая обозначает действие предмета. Знаете, это не совсем правда. На самом деле обозначать действие очень хорошо может и существительное. Например, даже стихотворение можно без глаголов писать. Послушайте стихотворение поэта 19 века Афанасия Фета и попытайтесь найти глаголы.
Шёпот, робкое дыханье,
трели соловья.
Серебро и колыханье
сонного ручья
Ну что, вы услышали, увидели хоть один глагол? ( Шепот, дыханье, колыханье) Это всё существительные, хоть и обозначают действия. Но всё же существительные не для этого созданы. Обозначать действия существительными, всё равно, что гвозди скалкой забивать, лучше всё-таки взять молоток. Для того чтобы обозначать действия, в русском языке есть часть речи — глагол. Когда говорим , что глагол обозначает действие, мы имеем ввиду не прямое значение этого слова.
Давайте посмотрим , в каком значении мы это слово употребляем.
Посмотрим примеры:
Слайд 1.
Идти, лениться, бездействовать, готовить, говорить, болеть, состоять, спать, решать, пилить.
Глаголы идти, рубить, готовить, решать, пилить действительно обозначат собственно действие.
А обозначает ли глагол лениться действие?А глагол бездействие?
Так к какому выводу вы пришли? У глаголов есть много других значений. Давайте определим тему сегодняшнего урока.
Значения глагола, что обозначает глагол
Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель.
Сформулируйте цель урока.
У каждого из вас есть один лист
— «Цели (что я хочу узнать)», в течение 30 секунд отметьте галочкой в правой колонке, чего бы вы хотели достичь на сегодняшнем уроке.
«Цели (что я хочу узнать) | |
Узнать, какие явления, помимо действия, может обозначать глагол. | |
Научиться отличать глагол от других частей речи | |
Узнать, каким членом предложения может быть глагол. | |
Вспомнить, когда слова употребляются в прямом, а когда в переносном смысле. | |
Пополнить свой словарный запас, правильно употребляя глаголы | |
Отдохнуть на уроке. |
Задание №2 (ЭЙ АР ГАЙД)
Участники команды №1 раздайте задание №2
Над этим заданием вам предстоит поработать самостоятельно.
1. В столбике «ДО» поставьте +, если вы согласны с утверждением, или -, если вы не согласны с утверждением.
2. Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения.
На выполнение этого задания даётся 1 минута.
ДО | УТВЕРЖДЕНИЯ | ПОСЛЕ |
| 1. Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета | |
| 2. Глагол обозначает состояние человека (веселиться, радоваться, болеть) | |
| 3. Глагол –отвечает на вопросы что делать? что сделать? | |
| 4. Глагол обозначает взаимоотношения людей (любить, ненавидеть) | |
| 5. Глагол обозначает состояние природы и окружающей среды(темнеет, морозит, пахнет морем) | |
| 6. Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает не только действие предмета, но и разнообразные явления | |
| 7. Глагол в предложении является сказуемым | |
| 8. Глагол изменяется по родам, числам, лицам, временам. | |
| 9. Глагол обозначает процесс речи и мысли(говорить, объяснять, думать) | |
| 10. Глагол обозначает различные звуки (скрипеть, кукарекать, мычать) | |
| 11. Глагол обозначает движение(ехать, шагать, лететь) | |
Теперь, по завершении просмотра презентации, ещё раз прочтите все утверждения. В течение 30 секунд В столбике «После » поставьте +, если вы согласны с утверждением, или _ , если вы не согласны с утверждением.
Сравните столбики «До» и «После». Изменились ли ваши убеждения? Запишите, почему?Для выполнения этого задания даётся 1 минута._______________________________________________________________________________________________________________
Затем каждый из вас в течение 1 минуты должен проговорить свои ответы в команде по кругу один раз. Отвечать начинает Партнёр под номером 3и рассказывает партнёру по плечу. Ответы должны быть краткими.
Встаньте те участники команды , чьи убеждения не изменились.
Встаньте те участники команды , чьи убеждения изменились.
Теперь поделитесь мыслями. В течение 1 минуты запишите,
какие из этих утверждений являются самыми важным и главными для вас. Почему?
______________________________________________________________________________________________________________
В течение 30 секунд каждый должен высказаться. Начинает Партнёр под номером 4. Он должен проговорить ответ в течение 1 минуты Партнёру по плечу. Ответы должны быть краткими. Проговорить свои ответы в команде по кругу нужно один раз.
Задание № 3 Самостоятельная работа с текстом
Участники команды 1. Раздайте задание №3
- Перед вами текст стихотворения С. Есенина «Поет зима – аукает…»
- Выпишите все глаголы в столбик и определите их значение (или надпишите над глаголами).
- Обратите внимание на подчеркнутые орфограммы: это ошибкоопасные места, будьте внимательны, записывая эти глаголы.
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутсяпоплотней.
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мёрзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
(С. Есенин
Слайд: Ответы:
Глаголы | Явления |
Поёт | речь |
аукает | речь, |
баюкает | реальное действие |
плывут | движение |
стелется | реальное действие |
прижались | реальное действие |
озябли | состояние |
жмутся | реальное действие |
стучит | звуковое явление |
злится | чувство |
дремлет | состояние |
снится | состояние. |
Кто не сумел определить значения некоторых глаголов? Кто не все значения определил правильно?
Задание №4 Участники команды №1 раздайте задание№4 Рефлексия: Участник команды №1 раздаёт задание №4 Внимательно прочитайте начало фраз, выберите подходящую для вас фразу, подумайте в течение 30 секунд как можно закончите её одним предложением. Высказываетесь по кругу в течение 30 секунд. Начинает участник команды №4. глаголы обозначают такие явления , как… если бы не было глаголов… с помощью глаголов мы можем… сегодня я узнал, что глаголы… было интересно, что глаголы… было трудно, когда выполнял… я выполнял задания… я научился… у меня получилось … я смог… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… Слайд Домашнее задание : Для всех: №71, упр580 По желанию:
- Составьте небольшой прозаический или стихотворный текст о зиме, используя разные по значению глаголы. Вам помогут репродукции и фотографии, можете по пути домой сами понаблюдать за природой.
- Подобрать красивые тексты о зиме (1 – 2). Определить, глаголы каких тематических групп использованы в них.