Использование приёмов ТРИЗ на уроках литературного чтения в начальной школе
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Ксенафонтова Ольга Михайловна
Ребенок приходит в школу. Поступление в школу, это новый этап в его жизни, ведь именно здесь закладывается база для последующего обучения. Что значит для ребёнка современная начальная школа? Что должен знать и уметь ученик, выходя из стен школы? Прежде всего – умением учиться, творчески мыслить, приобретать не только знания, но и навыки, необходимые в дальнейшей учебе, но и в обычной жизни. В современном обществе возросла потребность в людях, не только имеющих глубокие знания, но и способных творчески подходить к решению сложных задач. Потому в школах наряду с традиционным обучением начали внедряться новые технологии творческой ориентации. Разработанная Г. С. Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования [1]. В основе ТРИЗ педагогики лежат: 1) методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ – развитие творческого воображения); 2) методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ – общая теория сильного мышления); 3) воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ) Перед учителем начальной школы стоит непростая задача – развивать творческие способности учащихся, учить их творчески, креативно мыслить. Ученик должен овладеть универсальными учебными действиями (УУД), которые включают: — личностные; — регулятивные, включая саморегуляцию; — познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; — коммуникативные действия. Именно они обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. УУД создают условия для развития творческой личности и ее самореализации в дальнейшей жизни. Суть системы непрерывного развития творческого мышления и творческих способностей учеников можно выразить китайской пословицей: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму». При поступлении в школу у каждого ребенка свой порог развития, свой характер. С чего же начать? Конечно же, с удивления ребенка. Ребенок удивился, ему стало интересно, он заинтригован и заинтересован, и теперь он самостоятельно будет искать решение проблемы, которая поставлена перед ним. Уже в букварный период идет активная работа над развитием речи и обогащением словарного запаса детей. При изучении новой буквы, каждый ребенок должен принести и положить в «волшебную шкатулочку» свои слова на эту букву и не только прочитать это слово, но и объяснить его значение. Например, слово «комод» можно объяснить, сказав: — это мебель, состоящая из нескольких выдвигающихся ящичков, поставленных друг на друга; — можно продемонстрировать рисунок комода; — можно сконструировать комод из спичечных коробков. Предлагаю найти ассоциации к слову – «Может быть или не может быть?» Снежинка – холодная, белая, пушистая, легкая. Снежинка – теплая, черная, твердая, тяжелая. Таким образом, активизируется словарный запас школьника, идёт его обогащение и развитие. Этому же способствуют и следующие задания: — подобрать слова, сходные и противоположные по смыслу; теплый – жаркий, изба – дом – хата, зима – лето, сладкий – горький — придумать слова на тему словосочетания; холодная зима, сладкий пирог — составить предложения с заданным словом; Бабушка испекла сладкий пирог — составить предложения с предложенным словосочетанием, по картинке; — составить рассказ по вопросам, по картинкам; — нарисовать словесную картинку к строчкам рассказа, стихотворения; — озаглавить части рассказа, картинки, стихотворения. — составить и написать проект на заданную тему. Включение в уроки подобных заданий создают возможность включить учащихся в посильную для них творческую деятельность. Задания такого характера побуждают учащихся к самостоятельности, учат ставить цели, достигать результатов. Дети очень любят играть. Создаю игровую ситуацию при чтении текста: прошу их «зашифровать» слово, т. е. прочитать его наоборот – сосна – ансос, прочитать наоборот предложение – аклеб аледис ектев аН (На ветке сидела белка).И тут детей ждет приятное удивление, оказывается есть предложения и слова, которые читаются и слева направо и справа налево одинаково: наган, шалаш. А роза упала на лапу Азора. Такие интересные игровые задания развивают у детей внимание и критическое мышление. При работе с литературным текстом в первую очередь прошу детей обратить внимание на его название и подумать, что оно обозначает и предположить о чем пойдет речь в произведении. Дети смело высказывают свои предположения, учатся мыслить независимо от стереотипов. Ученики выстраивают целые цепочки рассуждений, догадок, умозаключений. Все это приучает ребенка к умению высказывать свои мысли, принимать мнения других ребят. Например, при работе над названием произведения Соколова-Микитова «Листопадничек» была выстроена цепочка слов и высказаны следующие предположения: лист, листочки, осень, листопад, листопадничек – речь может идти о листопаде и изменениях в природе или о живом существе в пору листопада. Ученики начальной школы любят фантазировать, и потому часто на уроках мы изображаем героев произведений, как существующих, так и выдуманных. Изображенных героев наделяем характеристиками, указываем их «Адрес проживания» и составляем «Паспорт». Герой произведения Соколова – Микитова «Листопадничек» проживает по адресу: Большой раскидистый куст в овраге, недалеко от реки, по соседству с бобрами, в дальнем лесу. Лягушка-путешественница имеет следующий паспорт Паспорт. Имя – Лягушка Создатель – М. Гаршин Прописка – сказочная повесть «Лягушка-путешественница» Внешний вид – маленькая, зеленая, пучеглазая. Где впервые встречается – на болоте Личные качества – любопытная, смелая, хвастливая Заветное желание – побывать на юге И тут же детям предлагается ответить на вопрос – какую черту характера данного героя ты бы хотел иметь (не иметь) у себя и почему? Такой вопрос побуждает детей понимать, каким должен быть (не должен быть) человек. При использовании этого приёма развиваются коммуникативные способности детей и их личностные качества. При работе над чтением текста проблемного содержания используется метод «Чтения с остановками». Он помогает прорабатывать материал детально. Учащиеся фантазируют, критически оценивают факты или события, высказывают свои мнения. Здесь происходит обучение как критическому мышлению на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии прогнозирования событий. Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Не будь его, они не смогли бы так близко к сердцу воспринимать сказки, играть во многие игры. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение. Психологи утверждают, что воображение особенно интенсивно развивается в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке. Следовательно, воображение, фантазию у детей надо поддерживать. Создание образов воображения на уроках литературы осуществляю с помощью нескольких способов: — «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Ученикам предлагаю изобразить персонаж сказки человек – зверь или человек – птица, дать ему характеристику, назвать область проживания и рассказать о его деятельности. — типизация, выделение существенного, повторяющегося в фактах и воплощении их в конкретных образах. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т. д. — гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос, Мальчик с пальчик. Что может положительного дать гиперболизация? Воображение и чувство (эмоции) в жизни ребенка нераздельны. Французский психолог Т. Рибо выяснил, что все формы творческого воображения заключают в себе сильные эмоциональные моменты. Отсюда мы можем сделать следующий вывод: используя богатство эмоций ребенка можно успешно развивать его воображение и, наоборот, целенаправленно организуя его фантазию, формировать у ребёнка культуру чувств [2]. В целях развития воображения прошу детей сочинять лимерики или же стихи по первым строчкам. Например, к заданным строчкам: В зоопарке бегемот Проглотил ежа и вот… Дети придумали такие разные концовки: 1) В зоопарке бегемот Проглотил ежа и вот Горько бегемот рыдает Айболита призывает: – Добрый доктор, приходи, от ежа освободи! 2) В зоопарке бегемот Проглотил ежа и вот… Громко-громко он хохочет Еж живот ему щекочет. У каждого ребенка получается свое видение продолжения. Обсуждаются и поощряются самые неожиданные и интересные концовки стихов. При работе над сказкой «Лиса и журавль» детям были предложены следующие задания: — придумать и нарисовать такую посуду, чтобы она удовлетворяла и лису и журавля; — составить рецепт блюда, подходящего по вкусу обоим героям. Для закрепления пройденного материала предлагаю детям ответить на вопросы «Да – нетки». Зачитываю высказывания, а дети отмечают его верность или неверность. Этот приём способствует формированию внимания, вдумчивости, конкретности, умения заметить незначительные детали, факты. С большим интересом дети составляют синквейны. «Cинквейн» в переводе с французского – стихотворение из пяти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Вот такой синквейн получился к былине об Илье Муромце: Богатырь. Смелый, решительный. Защищает, оберегает, побеждает. Стоит на страже Родины. Защитник. Использование технологии ТРИЗ и РТМ побуждает детей к развитию креативного мышления, творческой деятельности, умению взглянуть на вещи, предметы и явления с разных позиций, высказывать оригинальные идеи. Часто при работе над художественным произведением прошу детей рассмотреть его с разных сторон. Например, в русской народной сказке «Каша из топора» рассмотреть текст с точек зрения: — кулинара (А вкусной ли будет такая каша?) — юриста (Прав ли был солдат, ведь по сути он солгал старухе?) Прошу подумать, какую можно вывести мораль из данной сказки. (Безвыходных ситуаций не бывает). На занятиях дети учатся высказывать и отстаивать свое мнение, подвергать сомнению, казалось бы неоспоримые истины. У ребят развивается наблюдательность, формируется поисковая активность, умение прогнозировать. Вот так на уроках в спорах, рассуждениях, доказательствах рождаются новые идеи [3–6]. Использование приемов ТРИЗ на уроках литературы способствует формированию навыков внимательного, осознанного чтения, прививает интерес и любовь к чтению художественной литературы. Приемы ТРИЗ и РКМ являются наиболее приемлемыми и востребованными в современной педагогике, поскольку они решают все задачи, отвечающие современным требованиям. Широкое применение технологии ТРИЗ и РКМ на уроках в начальных классах дают положительные результаты. Дети становятся более раскрепощенными, вдумчивыми, не боятся высказывать и отстаивать свои мнения. Они учатся рассуждать, доказывать, предлагать оригинальные идеи. У ребят закладываются умения совместной работы в группах. Проявляется чувство ответственности каждого за конечный результат. Активно раскрываются творческие способности детей. У ребёнка происходит формирование инициативной позиции, улучшается самооценка и самоуважение. Все выше перечисленное воспитывает успешных, активных, творчески мыслящих людей, затребованных современным обществом.