Графическая беседа "Мой круг общения" | Обучение и развитие детей

Графическая беседа "Мой круг общения"

На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Графическая беседа "Мой круг общения"
Графическая беседа "Мой круг общения"
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика эмоциональной и личностной сферы
Данная методика предназначена для диагностики особенностей межличностного взаимодействия в семье. Особую группу в практике консультирования представляют дети с затруднениями в общении, так как в силу их проблем, характера психологических защит (уходы, искажение образа «Я» и др.) вопросники и традиционный метод беседы оказываются в работе с ними не всегда эффективными.

В ходе консультирования детей младшего школьного и предподросткового возрастов возникают трудности, связанные также с недостаточным умением детей осознавать, анализировать, выражать в слове свои затруднения, проблемы, т.е. с отсутствием механизмов самоанализа и самооценки. Консультативная работа с такими детьми требует методических приемов, обеспечивающих установление продолжительного доверительного контакта, в ходе которого становится возможной актуализация проблемы и свободное, откровенное обсуждение конкретных переживаний ребенка по поводу его коммуникативных затруднений.

В ходе консультационной беседы рекомендуется использовать некоторые методические приемы графического выражения субъективных трудностей общения ребенка. Эти приемы дают возможность, во-первых, материализовать проблемы ребенка в продуктах графической деятельности, соединить недифференцированные, до конца неосознанные переживания с их предметами; во-вторых, провести анализ-обсуждение возникших затруднений, опосредствованное наглядным материалом и помогающее снять личностные защиты; в-третьих, организовать самостоятельный или совместный поиск средств разрешения внутренних конфликтов.

Включение в практику консультирования графических способов фиксации переживаний ребенком его разнообразных отношений к действительности позволяет намного легче и быстрее установить консультанту доверительный контакт в общении. Открытая, свободная беседа обеспечивает получение широкой и обстоятельной информации о разнообразных сторонах личности ребенка: его потребностях, интересах, ценностных ориентациях, запретах и др.

В ходе общения консультанта с ребенком появляются такие направления беседы, которые берут на себя функции коррекционных работ: с одной стороны, ребенок, обсуждая содержание тех или иных графических средств выражения отношения, получает возможность проговорить и еще раз пережить это отношение; с другой стороны, когда консультант ведет речь не о реальных, а о желаемых, предполагаемых отношениях, то открывает перед ребенком перспективы изменения его самого и той или иной ситуации.

И наконец, законченный рисунок документально сохраняет результаты беседы в лаконичной форме, что позволяет неоднократно вернуться к нему, сравнить с ним промежуточные этапы коррекционной работы.

Параметрами измерения в данной методике являются:

— широта взаимодействия (количество субъектов взаимодействия в разных сферах общения);

— модальность переживания взаимодействия;

— обоснованность характера взаимодействия;

— взаимность и мера симпатий и антипатий.

Материал для проведения беседы: стандартный чистый лист бумаги (возможен и заготовленный рисунок круга с секторами), два цветных (обычно применяются красный и черный) и простой карандаши.

Процедура. Консультант начинает беседу со слов: «Я знаю, что любой человек не очень любит отвечать на вопросы незнакомого. Давай лучше мы попытаемся изобразить твою жизнь на рисунке, а потом обсудим некоторые важные и интересные ее моменты».

Практика показывает, что такое введение снимает настороженность, присущую началу общения с незнакомым человеком; неожиданное предложение заинтересовывает ребенка и делает его готовым к сотрудничеству со взрослым.

Дальнейший ход работы направляется следующими побуждениями:

1. «Давай представим, с кем и где тебе приходится общаться в течение всего дня, каждому найди место («дом») в круге твоего общения».

Консультант рисует круг и, советуясь с ребенком, последовательно делит его на секторы (сферы общения). После проведения вертикальной черты образуются два сектора: «школа» и «вне школы». Горизонтальная черта выделяет секторы «сверстников» и «взрослых». В зависимости от целей беседы, понимания ребенком предмета обсуждения, необходимости упрощения и др. отведение пространства разным сферам общения может быть несколько иным. Например, в школе — ребята и учителя, вне школы — ребята во дворе, дома — родные. В других случаях верхние и нижние полукружья могут означать соответственно сферы благополучно–радостного общения (общения со знаком «+») и неблагополучно–огорчительного (общения со знаком «–»).

2. «Теперь надо «заселить» каждый «дом» людьми, с которыми тебе приходится сталкиваться более часто, это могут быть и симпатичные тебе люди (друзья, приятели), а могут среди них оказаться и неприятные, ты бы с ними не хотел общаться, но приходится по самым разным причинам».

Консультант вводит с помощью условного обозначения (прямоугольника на окружности) всех названных ребенком детей и взрослых, при этом выясняет возраст, обстоятельства взаимодействия. Как правило, ребенок сам охотно начинает обо всех и всем подробно рассказывать.

3. «Давай обозначим в твоем круге людей, с которыми у тебя сложились добрые отношения, и тех, общение с которыми тебя огорчает».

В ходе этой процедуры (обозначения разным цветом — штриховка прямоугольника красным и, например, синим) консультант узнает многие подробности, обстоятельства, характер оценок сложившейся ситуации, например, меру вины в создавшихся плохих отношениях, повод, приведший к затруднению в общении и силу эмоционального переживания радостных и огорчительных социальных контактов. На этом же этапе можно выяснить и обозначить выраженность модальности переживания (через частоту штриховки каждого прямоугольника тем или иным цветом).

4. «Давай в большом круге нарисуем еще два круга: один — в середине и еще один, маленький, — ближе к центру, а в самом центре поместим тебя, напишем твое имя.

А теперь используем два карандаша: темный — «недоброжелательный», «неприятный» и светлый — «радостный», «приветливый», — и покажем, кто как к кому относится, кто больше друг другу доставляет радость, кто и насколько друг другу неприятен».

Консультант вместе с ребенком, пользуясь соответствующими цветами, обозначает меру взаимной симпатии и антипатии. Например, если симпатии и антипатии обоюдны и ярко выражены, то между центром («Я» ребенка) и соответствующим прямоугольником на внешней окружности (другой человек) проводится линия соответствующего цвета условной мерой в три интервала. Если симпатия и антипатия выражены неярко, то стрелкой указываются границы отношений — до 1 или 2 окружности. В каждом случае выясняется мнение ребенка о характере отношения к нему партнера по общению, соответственно стрелкой обозначается направление и мера выраженности отношения.

Обработка результатов. Итог «графической беседы» предполагает качественный анализ данных. В зависимости от запроса и целей консультации, гипотезы самого консультанта о характере и причинах затруднений ребенка анализ материала может носить разную направленность.