Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Математика»
Скачать Заказать печатный вариант Авторы: Прудских Анна Георгиевна, Шенцева Татьяна Александровна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Математика» (далее – программа) имеет естественнонаучную направленность и предназначена для реализации в системе дополнительного образования. Данная рабочая программа составлена для обучения математике обучающихся, обладающих высокими интеллектуальными способностями и проявляющими повышенный интерес к математике. Эффективное развитие одаренных детей может быть осуществлено только благодаря дополнительным занятиям, которые должны быть направлены на оказание помощи ребенку в развитии своего творческого потенциала в соответствии с его способностями, склонностями и психофизиологическими особенностями. Именно для таких занятий и предназначена эта учебная программа. Актуальность. Программаспособствует развитию математического мышления, а также эстетическому воспитанию обучающихся, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм. Помимо углубленного изучения школьного курса математики программа направлена на ознакомление с решениями олимпиадных задач разного уровня, на получение начальных знаний высшей математики. Предложенный курс способствует выявлению и развитию математических способностей у обучающихся, позволяет «не упустить» математически одаренных обучающихся, развивает интерес к математике, создает условия для повышения мотивации к обучению математики. Новизна программы состоитв направленности на подготовку обучающихся к математическим олимпиадам, интеллектуальным конкурсам, решению заданий повышенной сложности, показывает многогранность применения математических знаний в окружающем мире, а также дает возможность обучающимся познакомиться с некоторыми разделами высшей математики. Педагогическая целесообразностьпрограммы состоит в том, чтобы поддерживать интерес к математическим знаниям обучающихся, имеющих способности к изучению предмета, уделять внимание обучающимся, которые хотят овладеть знаниями за пределами школьной программы. Цель программы – развитие математических способностей, логического мышления через расширение общего кругозора в процессе рассмотрения различных практических, нестандартных задач и обучение нахождению нетрадиционных способов решений задач. В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи: обучающие: — познакомить учащихся с историей развития и становления математики как науки; — рассмотреть некоторые методы решения арифметических, логических, комбинаторных, геометрических задач; — формировать представление о методах и способах решения нестандартных задач и алгебраических уравнений на уровне , превышающем уровень государственных образовательных стандартов; — систематизировать сведений о числах; — знакомство с основными идеями и методами решения нестандартных задач; — формирование продуктивного мышления; развивающие: — расширить и совершенствовать алгебраический аппарат, сформированного в предыдущие годы обучения и его применение к решению задач; — расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для решения уравнений и неравенств, для описания и изучения реальных зависимостей, — расширение навыков исследовательской работы; — подготовить школьников к участию в олимпиадах, конкурсах, проектах по предмету; — развитие логического мышления, алгоритмической культуры, критичности мышления; воспитательные: — воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией развития математической науки; — воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы. Возраст обучающихся: 15-17 лет. Набор в группы – свободный. Срок обучения: 1 год (144 часа – 2 раза в неделю по 2 часа). Формы организации деятельности: коллективные, групповые (малые группы, работа в парах) и индивидуальные (консультации, индивидуальный образовательный маршрут для учащихся, проявляющих особый интерес к математике). Формы проведения занятий: беседы, лекции, самостоятельная работа, практическая работа, научно-исследовательская деятельность, предполагающая выполнение учащимися исследовательских заданий; посещение выставок, учебных заведений, предприятий; встречи с преподавателями и студентами вузов, сочетание различных форм учебных занятий. Структура учебных занятий проводится по гибкому планированию, т.е. предполагается введение динамических пауз в зависимости от утомляемости и работоспособности учащихся, изменения структурных элементов занятий и т.д. Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия: словесные, наглядные, практические. Методы, в которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно- иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые. Ожидаемые результаты. В результате изучения данного курса ученик должен: знать/понимать: — значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в тоже время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе; — значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, возникновения и развития геометрии; — универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; — вероятностный характер различных процессов окружающего мира; — систематизировать полученные знания; — применять различные методы при решении нестандартных задач; — конструктивно оперировать математическими понятиями и терминами. уметь/владеть: — решать комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием формул; — вычислять вероятность событий на основе подсчета числа исходов; — решать задачи на принцип Дирихле — доказывать утверждения на обобщенный принцип Дирихле. — выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; находить значения корня, степени с рациональным показателем; — применять понятия, связанные с делимостью целых чисел; — находить корни многочленов с одной переменной, раскладывать многочлены на множители; — проводить преобразования числовых и буквенных выражений, включающих степени. — изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи; — решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат; — проводить доказательные рассуждения при решении задач. Образовательная деятельность учащихся заключается не только в обучении определенным знаниям, умениям и навыкам, но и в развитии и совершенствовании универсальных действий:
Способы определения результативности Для изучения эффективности освоения содержания программы применяются различные формы и методы контроля. Методы диагностики успешности овладения учащимися содержанием программы: педагогическое наблюдение; педагогический анализ результатов заданий, участия учащихся в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах, защиты проектов. Формы подведения итогов по темам и разделам программы: 1) Зачёт, экзамен по билетам 2) Тестирование по индивидуальным тестам 3) Тестирование по одному варианту 4) Контрольная работа по вариантам 5) Зачёт-беседа по материалам курса 6) Устный опрос 7) Опрос с помощью ПК (тест с выбором ответа) 8) Реферат (исследовательская работа) 9) Творческое задание (изготовление пособий, карточек) 10) Смотр знаний, конкурс, игра, олимпиада, викторина. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Количество часов в неделю 4, в год 144
Календарно тематическое планирование.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Вводное занятие Теория: порядок и содержание работы объединения на учебный год. Обсуждение плана работы объединения на новый учебный год. Правила поведения во время обучения. Распределение заданий (общественных поручений) среди обучающихся. Раздел 2. Функции и их графики. Теория: Понятие функции. Способы задания функций. Элементарные функции и их графики. Исследование функций и построение их графиков. Основные способы преобразования графиков функций. Графики функций, содержащих модули. Сложные функции и их графики. Практика: Решение квадратных неравенств с помощью графика квадратичной функции. Построение графиков функций, знание различных способов ее задания и умение устанавливать соответствие между ними, использование свойств функций при решении задач. Раздел № 3. Четность. Теория: Понятие четности. Чередование направлений вращения, чередование клеток шахматной доски. Разбиение на пары: возможность разбиения на пары; четное и нечетное число пар при разбиении, их свойства. Четность и нечетность суммы и разности, произведения и частного. Практика: Решение олимпиадных задач на четность. Раздел № 4. Делимость и остатки. Теория: Простые и составные числа. Основная теорема арифметики. Остатки от деления. Перебор возможных остатков. Свойства остатков. Свойства делимости. Алгоритм Евклида. Практика: Решение линейных уравнений с двумя переменными в целых числах: метод перебора, метод остатков, метод выделения целой части. Раздел № 5. Принцип Дирихле. Теория: Формулировка принципа Дирихле, доказательство принципа методом от противного. Практика: Решение задач с помощью принципа Дирихле. Раздел № 6. Индукция Теория: Процесс и метод индукции. Метод математической индукции. Игра «Ханойская башня». Алгоритм решения задачи методом математической индукции. Метод математической индукции и догадка по аналогии. Практика: Классические задачи, решаемые методом математической индукции. Раздел № 7. Теория многочленов и уравнения высших степеней Теория: Понятие многочлена. Действия с многочленами. Метод неопределенных коэффициентов. Теорема Безу. Схема Горнера. Уравнения высших степеней и методы их решения. Практика: Решение нестандартных математических задач с целыми числами – восстановление знаков действий и цифр натурального числа, перестановка и зачеркивание цифр в натуральном числе, представление целых чисел в некоторой форме. Решение нестандартных алгебраических задач – делимость многочленов, условные тождества, последовательности и прогрессии. Раздел № 8. Уравнения, неравенства и системы уравнений с параметрами. Теория: Рациональные уравнения с параметрами. Иррациональные уравнения и неравенства с параметрами и способы решений. Системы неравенств с параметрами. Графический метод решения уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств с параметрами. Практика: Решение уравнений, неравенств и систем уравнений различного вида. Решение олимпиадных задач. Раздел № 9. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей. Теория: Решение комбинаторных задач на перестановки, размещения, сочетания. Решение статистических задач – нахождение моды, медианы, среднего арифметического, размаха; составление таблиц и диаграмм. Формула полной вероятности. Формула Бейеса. Формула Бернулли. Случайная величина. Биномиальное распределение. Распределение Пуассона. Решение задач на применение формул. Задачи математической статистики. Генеральная и выборочная совокупности. Способы отбора. Полигон и гистограмма. Практика: Решение задач по теории вероятностей – теорема сложения вероятностей, условная вероятность, независимость событий, теорема умножения вероятностей. Раздел № 10. Неравенство треугольника. Построение и исследование геометрических фигур. Теория: Замечательные точки и линии в треугольниках. Применение подобия треугольников к решению задач. Метрические соотношения в треугольнике и круге. Геометрические преобразования – применения движений, самосовмещения, применение подобия и гомотетии, инверсия. Неравенство треугольника и его применение – геометрические неравенства, доказываемые применением неравенства треугольника; неравенство треугольника и геометрические преобразования; симметрия и неравенство треугольника; дополнительные построения как способ доказательства геометрического неравенства; основные принципы применения неравенства треугольника. Практика: Задачи на доказательство: доказательства равенства треугольников по исходным данным, доказательства на равенства или отношения расстояний. Задачи на построение: наименьшее и наибольшее расстояния, равноудаленность от заданной точки, построение равнобедренных и прямоугольных треугольников.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОЕСПЕЧЕНИЕ
Для проведения занятий с одаренными детьми по математике рекомендуется использовать:
Технологию групповой творческой деятельности (мозговой штурм) использую на занятиях с одаренными детьми. При помощи этой технологии можно проводить математический бой, а также разработку и выпуск стенгазеты по математике.
Технология исследовательского обучения используется при решении практических задач по геометрии (задачи на разрезание, на построение).
Коммуникативно-диалоговая технология, как организация различного вида дискуссий, широко используется не только на уроках основного курса, но и на уроках предпрофильного курса. Именно на уроках предпрофильного курса, где отсутствует традиционная индивидуальная оценка ученика, формирование мировоззренческих позиций идет в процессе общения.
Технология дифференцированного обучения используется при работе на занятиях с одаренными детьми для создания индивидуальных образовательных траекторий учащихся с разным уровнем познавательных способностей.
Информационные технологии используются при подготовке и проведении Интернет-олимпиад по математике.
Литература
для педагога:
- познавательные:
- коммуникативные:
- регулятивные:
- личностные:
Компетенция | Образовательный результат |
Когнитивная | Готовность к самостоятельной познавательной деятельности, умение использовать имеющиеся знания, организовывать и корректировать свою деятельность |
Информационная | Умение работать с информацией различных источников, отбирать и систематизировать её, оценивать её значимость |
Коммуникативная | Умение вести диалог, сдерживать негативные эмоции, представлять и корректно отстаивать свою точку зрения, проявлять активность в обсуждении вопросов. |
Социальная | Способность использовать потенциал социальной среды для собственного развития, проявлять активность к социальной адаптации в обществе и самостоятельному самоопределению. |
Креативная | Способность мыслить нестандартно, умение реализовывать собственные творческие идеи, осваивать самостоятельные формы работы. |
Ценностно-смысловая | Готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков. |
Личностного самосовершенствования | Готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. |
№ п/п | Тема | Всего часов | В том числе | |
Теоретических | Практических | |||
1. | Вводное занятие. | 2 | 2 | — |
2 | Функции и их графики | 14 | 6 | 8 |
3 | Четность | 12 | 6 | 6 |
4 | Делимость и остатки | 16 | 6 | 10 |
5 | Принцип Дирихле | 16 | 6 | 10 |
6 | Индукция | 20 | 8 | 12 |
7 | Теория многочленов и уравнения высших степеней | 16 | 6 | 10 |
8 | Уравнения, неравенства и системы уравнений с параметрами | 16 | 6 | 10 |
9 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | 16 | 6 | 10 |
10 | Неравенство треугольника. Построение и исследование геометрических фигур | 16 | 6 | 10 |
| Итого | 144 | 58 | 86 |
Календарно тематическое планирование.
№ урока | Содержание материала | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Фактические сроки прохождения | Форма занятия | Примечание |
1 | Вводное занятие. | 1 | | | беседа | |
2 | Вводное занятие. | 1 | | | беседа | |
3 | Функции и их графики | 1 | | | лекция | |
4 | Функции и их графики | 1 | | | лекция | |
5 | Функции и их графики | 1 | | | практическое | |
6 | Функции и их графики | 1 | | | практическое | |
7 | Функции и их графики | 1 | | | практическое | |
8 | Функции и их графики | 1 | | | практическое | |
9 | Функции и их графики | 1 | | | практическое | |
10 | Функции и их графики | 1 | | | практическое | |
11 | Функции и их графики | 1 | | | практическое | |
12 | Функции и их графики | 1 | | | практическое | |
13 | Функции и их графики | 1 | | | практическое | |
14 | Функции и их графики | 1 | | | практическое | |
15 | Функции и их графики | 1 | | | практическое | |
16 | Функции и их графики | 1 | | | практическое | |
17 | Четность | 1 | | | лекция | |
18 | Четность | 1 | | | лекция | |
19 | Четность | 1 | | | практическое | |
20 | Четность | 1 | | | практическое | |
21 | Четность | 1 | | | практическое | |
22 | Четность | 1 | | | практическое | |
23 | Четность | 1 | | | практическое | |
24 | Четность | 1 | | | практическое | |
25 | Четность | 1 | | | практическое | |
26 | Четность | 1 | | | практическое | |
27 | Четность | 1 | | | практическое | |
28 | Четность | 1 | | | практическое | |
29 | Делимость и остатки | 1 | | | лекция | |
30 | Делимость и остатки | 1 | | | лекция | |
31 | Делимость и остатки | 1 | | | практическое | |
32 | Делимость и остатки | 1 | | | практическое | |
33 | Делимость и остатки | 1 | | | практическое | |
34 | Делимость и остатки | 1 | | | практическое | |
35 | Делимость и остатки | 1 | | | практическое | |
36 | Делимость и остатки | 1 | | | практическое | |
37 | Делимость и остатки | 1 | | | практическое | |
38 | Делимость и остатки | 1 | | | практическое | |
39 | Делимость и остатки | 1 | | | практическое | |
40 | Делимость и остатки | 1 | | | практическое | |
41 | Делимость и остатки | 1 | | | практическое | |
42 | Делимость и остатки | 1 | | | практическое | |
43 | Делимость и остатки | 1 | | | практическое | |
44 | Делимость и остатки | 1 | | | практическое | |
45 | Принцип Дирихле | 1 | | | лекция | |
46 | Принцип Дирихле | 1 | | | лекция | |
47 | Принцип Дирихле | 1 | | | практическое | |
48 | Принцип Дирихле | 1 | | | практическое | |
49 | Принцип Дирихле | 1 | | | практическое | |
50 | Принцип Дирихле | 1 | | | практическое | |
51 | Принцип Дирихле | 1 | | | практическое | |
52 | Принцип Дирихле | 1 | | | практическое | |
53 | Принцип Дирихле | 1 | | | практическое | |
54 | Принцип Дирихле | 1 | | | практическое | |
55 | Принцип Дирихле | 1 | | | практическое | |
56 | Принцип Дирихле | 1 | | | практическое | |
57 | Принцип Дирихле | 1 | | | практическое | |
58 | Принцип Дирихле | 1 | | | практическое | |
59 | Принцип Дирихле | 1 | | | практическое | |
60 | Принцип Дирихле | 1 | | | практическое | |
61 | Индукция | 1 | | | лекция | |
62 | Индукция | 1 | | | лекция | |
63 | Индукция | 1 | | | практическое | |
64 | Индукция | 1 | | | практическое | |
65 | Индукция | 1 | | | практическое | |
66 | Индукция | 1 | | | практическое | |
67 | Индукция | 1 | | | практическое | |
68 | Индукция | 1 | | | практическое | |
69 | Индукция | 1 | | | практическое | |
70 | Индукция | 1 | | | практическое | |
71 | Индукция | 1 | | | практическое | |
72 | Индукция | 1 | | | практическое | |
73 | Индукция | 1 | | | практическое | |
74 | Индукция | 1 | | | практическое | |
74 | Индукция | 1 | | | практическое | |
75 | Индукция | 1 | | | практическое | |
76 | Индукция | 1 | | | практическое | |
77 | Индукция | 1 | | | практическое | |
78 | Индукция | 1 | | | практическое | |
79 | Индукция | 1 | | | практическое | |
80 | Теория многочленов и уравнения высших степеней | 1 | | | практическое | |
81 | Теория многочленов и уравнения высших степеней | 1 | | | практическое | |
82 | Теория многочленов и уравнения высших степеней | 1 | | | практическое | |
83 | Теория многочленов и уравнения высших степеней | 1 | | | практическое | |
84 | Теория многочленов и уравнения высших степеней | 1 | | | практическое | |
85 | Теория многочленов и уравнения высших степеней | 1 | | | практическое | |
86 | Теория многочленов и уравнения высших степеней | 1 | | | практическое | |
87 | Теория многочленов и уравнения высших степеней | 1 | | | практическое | |
88 | Теория многочленов и уравнения высших степеней | 1 | | | практическое | |
89 | Теория многочленов и уравнения высших степеней | 1 | | | практическое | |
90 | Теория многочленов и уравнения высших степеней | 1 | | | практическое | |
91 | Теория многочленов и уравнения высших степеней | 1 | | | практическое | |
92 | Теория многочленов и уравнения высших степеней | 1 | | | практическое | |
93 | Теория многочленов и уравнения высших степеней | 1 | | | практическое | |
94 | Теория многочленов и уравнения высших степеней | 1 | | | практическое | |
95 | Теория многочленов и уравнения высших степеней | 1 | | | практическое | |
96 | Теория многочленов и уравнения высших степеней | 1 | | | практическое | |
97 | Уравнения, неравенства и системы уравнений с параметрами | 1 | | | лекция | |
98 | Уравнения, неравенства и системы уравнений с параметрами | 1 | | | лекция | |
99 | Уравнения, неравенства и системы уравнений с параметрами | 1 | | | практическое | |
100 | Уравнения, неравенства и системы уравнений с параметрами | 1 | | | практическое | |
101 | Уравнения, неравенства и системы уравнений с параметрами | 1 | | | практическое | |
102 | Уравнения, неравенства и системы уравнений с параметрами | 1 | | | практическое | |
103 | Уравнения, неравенства и системы уравнений с параметрами | 1 | | | практическое | |
104 | Уравнения, неравенства и системы уравнений с параметрами | 1 | | | практическое | |
105 | Уравнения, неравенства и системы уравнений с параметрами | 1 | | | практическое | |
106 | Уравнения, неравенства и системы уравнений с параметрами | 1 | | | практическое | |
107 | Уравнения, неравенства и системы уравнений с параметрами | 1 | | | практическое | |
108 | Уравнения, неравенства и системы уравнений с параметрами | 1 | | | практическое | |
109 | Уравнения, неравенства и системы уравнений с параметрами | 1 | | | практическое | |
110 | Уравнения, неравенства и системы уравнений с параметрами | 1 | | | практическое | |
111 | Уравнения, неравенства и системы уравнений с параметрами | 1 | | | практическое | |
112 | Уравнения, неравенства и системы уравнений с параметрами | 1 | | | практическое | |
113 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | 1 | | | практическое | |
114 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | 1 | | | лекция | |
115 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | 1 | | | лекция | |
116 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | 1 | | | практическое | |
117 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | 1 | | | практическое | |
118 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | 1 | | | практическое | |
119 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | 1 | | | практическое | |
120 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | 1 | | | практическое | |
121 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | 1 | | | практическое | |
122 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | 1 | | | практическое | |
123 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | 1 | | | практическое | |
124 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | 1 | | | практическое | |
125 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | 1 | | | практическое | |
126 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | 1 | | | практическое | |
127 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | 1 | | | практическое | |
128 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | 1 | | | практическое | |
129 | Неравенство треугольника. Построение и исследование геометрических фигур | 1 | | | практическое | |
130 | Неравенство треугольника. Построение и исследование геометрических фигур | 1 | | | практическое | |
131 | Неравенство треугольника. Построение и исследование геометрических фигур | 1 | | | практическое | |
132 | Неравенство треугольника. Построение и исследование геометрических фигур | 1 | | | практическое | |
133 | Неравенство треугольника. Построение и исследование геометрических фигур | 1 | | | лекция | |
134 | Неравенство треугольника. Построение и исследование геометрических фигур | 1 | | | лекция | |
135 | Неравенство треугольника. Построение и исследование геометрических фигур | 1 | | | практическое | |
136 | Неравенство треугольника. Построение и исследование геометрических фигур | 1 | | | практическое | |
137 | Неравенство треугольника. Построение и исследование геометрических фигур | 1 | | | практическое | |
138 | Неравенство треугольника. Построение и исследование геометрических фигур | 1 | | | практическое | |
139 | Неравенство треугольника. Построение и исследование геометрических фигур | 1 | | | практическое | |
140 | Неравенство треугольника. Построение и исследование геометрических фигур | 1 | | | практическое | |
141 | Неравенство треугольника. Построение и исследование геометрических фигур | 1 | | | практическое | |
142 | Неравенство треугольника. Построение и исследование геометрических фигур | 1 | | | практическое | |
143 | Неравенство треугольника. Построение и исследование геометрических фигур | 1 | | | практическое | |
144 | Неравенство треугольника. Построение и исследование геометрических фигур | 1 | | | практическое | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Вводное занятие Теория: порядок и содержание работы объединения на учебный год. Обсуждение плана работы объединения на новый учебный год. Правила поведения во время обучения. Распределение заданий (общественных поручений) среди обучающихся. Раздел 2. Функции и их графики. Теория: Понятие функции. Способы задания функций. Элементарные функции и их графики. Исследование функций и построение их графиков. Основные способы преобразования графиков функций. Графики функций, содержащих модули. Сложные функции и их графики. Практика: Решение квадратных неравенств с помощью графика квадратичной функции. Построение графиков функций, знание различных способов ее задания и умение устанавливать соответствие между ними, использование свойств функций при решении задач. Раздел № 3. Четность. Теория: Понятие четности. Чередование направлений вращения, чередование клеток шахматной доски. Разбиение на пары: возможность разбиения на пары; четное и нечетное число пар при разбиении, их свойства. Четность и нечетность суммы и разности, произведения и частного. Практика: Решение олимпиадных задач на четность. Раздел № 4. Делимость и остатки. Теория: Простые и составные числа. Основная теорема арифметики. Остатки от деления. Перебор возможных остатков. Свойства остатков. Свойства делимости. Алгоритм Евклида. Практика: Решение линейных уравнений с двумя переменными в целых числах: метод перебора, метод остатков, метод выделения целой части. Раздел № 5. Принцип Дирихле. Теория: Формулировка принципа Дирихле, доказательство принципа методом от противного. Практика: Решение задач с помощью принципа Дирихле. Раздел № 6. Индукция Теория: Процесс и метод индукции. Метод математической индукции. Игра «Ханойская башня». Алгоритм решения задачи методом математической индукции. Метод математической индукции и догадка по аналогии. Практика: Классические задачи, решаемые методом математической индукции. Раздел № 7. Теория многочленов и уравнения высших степеней Теория: Понятие многочлена. Действия с многочленами. Метод неопределенных коэффициентов. Теорема Безу. Схема Горнера. Уравнения высших степеней и методы их решения. Практика: Решение нестандартных математических задач с целыми числами – восстановление знаков действий и цифр натурального числа, перестановка и зачеркивание цифр в натуральном числе, представление целых чисел в некоторой форме. Решение нестандартных алгебраических задач – делимость многочленов, условные тождества, последовательности и прогрессии. Раздел № 8. Уравнения, неравенства и системы уравнений с параметрами. Теория: Рациональные уравнения с параметрами. Иррациональные уравнения и неравенства с параметрами и способы решений. Системы неравенств с параметрами. Графический метод решения уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств с параметрами. Практика: Решение уравнений, неравенств и систем уравнений различного вида. Решение олимпиадных задач. Раздел № 9. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей. Теория: Решение комбинаторных задач на перестановки, размещения, сочетания. Решение статистических задач – нахождение моды, медианы, среднего арифметического, размаха; составление таблиц и диаграмм. Формула полной вероятности. Формула Бейеса. Формула Бернулли. Случайная величина. Биномиальное распределение. Распределение Пуассона. Решение задач на применение формул. Задачи математической статистики. Генеральная и выборочная совокупности. Способы отбора. Полигон и гистограмма. Практика: Решение задач по теории вероятностей – теорема сложения вероятностей, условная вероятность, независимость событий, теорема умножения вероятностей. Раздел № 10. Неравенство треугольника. Построение и исследование геометрических фигур. Теория: Замечательные точки и линии в треугольниках. Применение подобия треугольников к решению задач. Метрические соотношения в треугольнике и круге. Геометрические преобразования – применения движений, самосовмещения, применение подобия и гомотетии, инверсия. Неравенство треугольника и его применение – геометрические неравенства, доказываемые применением неравенства треугольника; неравенство треугольника и геометрические преобразования; симметрия и неравенство треугольника; дополнительные построения как способ доказательства геометрического неравенства; основные принципы применения неравенства треугольника. Практика: Задачи на доказательство: доказательства равенства треугольников по исходным данным, доказательства на равенства или отношения расстояний. Задачи на построение: наименьшее и наибольшее расстояния, равноудаленность от заданной точки, построение равнобедренных и прямоугольных треугольников.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОЕСПЕЧЕНИЕ
Для проведения занятий с одаренными детьми по математике рекомендуется использовать:
- Современные педагогические технологии.
- Материал по истории математики, дидактический материал для проведения занятий.
- Проведение викторин, конкурсов, олимпиад.
- Используемые технологии развивающей модели обучения:
Технологию групповой творческой деятельности (мозговой штурм) использую на занятиях с одаренными детьми. При помощи этой технологии можно проводить математический бой, а также разработку и выпуск стенгазеты по математике.
Технология исследовательского обучения используется при решении практических задач по геометрии (задачи на разрезание, на построение).
Коммуникативно-диалоговая технология, как организация различного вида дискуссий, широко используется не только на уроках основного курса, но и на уроках предпрофильного курса. Именно на уроках предпрофильного курса, где отсутствует традиционная индивидуальная оценка ученика, формирование мировоззренческих позиций идет в процессе общения.
- Используемые технологии личностно-ориентированного обучения:
Технология дифференцированного обучения используется при работе на занятиях с одаренными детьми для создания индивидуальных образовательных траекторий учащихся с разным уровнем познавательных способностей.
Информационные технологии используются при подготовке и проведении Интернет-олимпиад по математике.
Литература
для педагога:
- Альхова З. Н., Макеева А. В. Внеклассная работа по математике. – Саратов: «Лицей», 2008.
- Виленкин Н. Я. Популярная комбинаторика. — М.: Просвещение, 2003.
- Козлова Е. Г. Сказки и подсказки (задачи для математического кружка). Издание 2-е, испр. и доп. – М.: МЦНМО, 2004.
- Рязановский А. Р., Зайцев Е. А. Математика. 5 – 11 кл.: Дополнительные материалы к уроку математики. – М.: Дрофа, 2009.
- Фарков А. «Математические кружки в школе. 5-8 классы», М «Айрис-Пресс», 2008.
- Шейнина О. «Занятия школьного кружка по математике. 5-6 класс», М «НЦ ЭНАС», 2010.
- А. Фарков «Математические олимпиады. 5-11 класс.», М «Экзамен», 2011.
- И.В.Ященко «Приглашение на математический праздник». М., МЦНПО, 2010.
- И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 2009.
- Перельман, Я. И. Живая математика / Я. И. Перельман. — М. : АСТ , 2009.
- Перельман, Я. И. Занимательная арифметика / Я. И. Перельман. — М.: Центрполиграф , 2010.
- «Все задачи «Кенгуру»», С-П.,2015.
- Газета «Математика» «Первое сентября».