Вопросы воспитания творческой молодежи (проблемы и специфика)
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Бубнова Елена Владимировна
В 2000 году на Международной научно-практической конференции «Театральное образование на пороге третьего тысячелетия» говорилось о том, что главной проблемой сегодняшнего дня является отсутствие государственной стратегии в вопросах воспитания молодежи (что было подкреплено планом мероприятий, где, в основном звучали понятия: «создание», «организация», «разработка»). Что же изменилось с тех пор? Воспитание подрастающего поколения в современном обществе происходит в условиях общей нестабильности, когда реформированию подвергаются экономическая и политическая сферы. Слова Д.С. Шалимова (ректора Ярославского театрального института), сказанные в 2000 году на конференции, остаются актуальными и сегодня: «Нельзя закрыть глаза на то, что агрессия «масскульта» имеет самое прямое отношение к духовной невнятице, культурному обнищанию, примитивизации внутреннего опыта будущего актера. Все меньше среди абитуриентов читающих молодых людей, все больше тех, кто основные сюжеты мировой литературы знает понаслышке. Почти исчезло романтическое отношение к театру» [1]. В условиях высокой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, интернет, на молодежь по-прежнему буквально обрушивается поток низкокачественной продукции, которая пропагандирует насилие, проституцию, наркоманию, праздный образ жизни. Поэтому именно сейчас, важно сохранять, укреплять и следовать тому прекрасному опыту, который накоплен годами в сфере воспитания – это, прежде всего, такие методы воспитания, как: воздействие воспитывающим словом, убеждение, организация жизни и деятельности, создание воспитывающей ситуации. Педагогика утверждает, что человек формируется в деятельности: в учении, в труде, в игре, в общении, в творчестве, в спорте – в этом развиваются важнейшие черты человеческой личности. На театральном факультете Красноярского государственного института искусств, в силу специфики нашего искусства, воспитание происходит, прежде всего, через профессию. Мы взращиваем и выпускаем артистов театра. Сущностью нашего актерского образования является школа перевоплощения артистов в образ. Но как бы ни было полно перевоплощение, и как бы велико ни было стремление к нему, человеческий облик артиста всегда проступает через создаваемый им сценический образ. И нам далеко не безразлично, что же это за облик. Роль творится из материала творящего, значит этот материал творящего, который состоит из «физики» внутренней жизни, должен быть максимально расширен. Поэтому на театральном факультете задачи морального формирования личности неотрывны от профессионального воспитания будущего актера. И первой, и важнейшей задачей на этом пути является воспитание высокого и требовательного художественного вкуса. И второе, не менее важное значение имеет этическое воспитание, без которого невозможно коллективное творчество, а театр, как известно, – искусство коллективное. Недаром красной нитью через всю систему Станиславского проходит, и даже является основой этой системы – учение об Этике. Процесс воспитания идет ежедневно, кропотливо, со дня поступления студентов – все четыре года – до его выпуска. А то и дольше, когда наши выпускники становятся артистами, они не редко обращаются к нам за помощью и советом, как профессиональным, так и человеческим. Процесс воспитания происходит путем изучения студента, его человеческих качеств. Ведь, чтобы излечить от болезни – надо установить диагноз. И вот это изучение начинается буквально с момента поступления, когда пятерка абитуриентов заходит в аудиторию, где проходит экзамен. Иногда по тому, как абитуриент слушает своего товарища, читающего в этот момент, подготовленный к экзамену материал, понимаешь, нужно ли данному молодому человеку то, зачем он сюда пришел и насколько ему это нужно. Народный артист СССР, профессор В. О. Топорков – непосредственный ученик К. С. Станиславского (чью систему обучения мы исповедуем), писал о том, что при отборе молодых людей, стремящихся на сцену, помимо выявления их природных талантов, необходимо стараться определять: существует ли в их сознании готовность целиком посвятить себя театральной работе – работе над собой, а не только театральной карьере. В этом подходе осуществляется наказ великого К. С. Станиславского: «любите искусство в себе, а не себя в искусстве» [2]. Абитуриент, его личность, раскрывается не только на коллоквиуме, где он может проявить свои эрудицию и вкус, но и во время творческих заданий, когда по воле педагога молодой человек ставит себя в различные жизненные ситуации, где раскрывается его духовный мир – способность переживать за чужую боль, душевная щедрость или наоборот – жестокость. Последние годы воспитание поступающих к нам абитуриентов, их интеллект, оставляют желать лучшего. Но важно среди этой массы темных, необразованных людей не пропустить личность творческую, способную к обучению, обладающую важными для профессии душевными качествами. Ведь отбираются не просто одаренные ребята, а набирается курс – коллектив, который четыре года будет одной семьей, создается ансамбль, маленький театр. С первых же занятий со студентами идет разговор о важнейшей из граней актерского характера – воли. О том, что без воли нет актера, о том, что искусство – это цепь преодоления бесконечных препятствий. Ведь у юношества, стремящегося на сцену, существует ложное представление о легкости драматического искусства. Скажем, трудности игры на фортепиано, очевидны каждому. Одна виртуозная беглость пальцев уже удивляет и невольно заставляет думать о том систематическом труде, которого потребует для себя профессия музыканта. Драматический актер, проделывающий на сцене все то, что каждый умеет делать в жизни (ходить, разговаривать, спорить и т. д.), не вызывает у непосвященного никакого удивления, и, что совсем парадоксально, чем искуснее и правдивее действует этот актер, тем его мастерство кажется легче и доступнее. К. С. Станиславский в своем учении об этике делает предупреждение этим людям. Он говорит, что искусство это, прежде всего труд, что актер должен научиться «трудное сделать привычным, привычное – легким, и легкое прекрасным» [3]. Кстати, в этом заключается специфика нашего факультета, а именно – в отличии наших студентов, приходящих к нам прямо со школьной скамьи, от студентов, живущих рядом с нами музыкального факультета, которые привыкли трудиться до института: в музыкальной школе семь лет и музыкальном училище еще четыре года. Разница привычки трудиться – в десять лет. Большим подспорьем для разъяснительных бесед, рассказывающих о трудностях актерского мастерства и требованиях, предъявляемых к студентам театрального факультета, является ежегодный методический вечер «День первокурсника», который является не только праздником для нового пополнения студентов, но и экскурсом в профессию. Методический вечер, к которому готовится очень тщательно весь факультет: от педагогов до студентов, и который длится порой пять часов, заканчивается праздничными юмористическими капустниками. Кстати юмор – это один из методов воспитания, и в нашей театральной педагогике, как пишет М. О. Кнебель, «юмор способен сделать то, что не под силу ни одному другому качеству человека. Гёте говорил, что юмор – мудрость души» [4]. На этом методическом вечере студенты первый раз выходят на сцену, где демонстрируют плод своего уже коллективного труда – капустника. Занятия первыми сценическими упражнениями не только воспитывают нужные актеру способности, но и дают богатейший материал для изучения человеческой личности каждого. Б. Е. Захава пишет, что «даже самые простые упражнения на внимание дают известный материал, для того чтобы судить не только об особенностях и характере внимания ученика, но и об особенностях его мышления, о характере его фантазии и, наконец, до известной степени, даже об идейной направленности его интересов, фантазия одного свидетельствует о начитанности и широком кругозоре, фантазия другого – о примитивности мышления и грубости вкуса.» [5]. По мере перехода от простых упражнений к более сложным заданиям – этюдам на органическое молчание, студенты все больше проявляются как люди со всеми своими достоинствами и недостатками. Проживая в этюдах темы, которые они сами для себя выбирают (в основном, конечно, ставя себя в близкие им ситуации), они демонстрируют все свои человеческие качества – очень часто и не лицеприятные. И тут-то включается педагог. Здесь уместно напомнить о той огромной ответственности, которую несет преподаватель актерского мастерства за каждое слово, за каждое замечание, с которым он обращается к учащимся. А уж когда студенты переходят к разделу «этюды со словами» и на сцену лезет вся их грубость и невоспитанность – тут открывается широкое поле деятельности для педагога. Изучая таким образом своих учеников, преподаватель постепенно копит нужный материал для выполнения своей важнейшей воспитательной функции – формирования идейно- творческой личности ученика. Я специально так подробно описала первый год обучения, чтобы было понятно, что именно профессия играет важнейшую роль в воспитании наших студентов. Это кропотливая работа длится все четыре года, видоизменяясь в связи с их взрослением, приобретая новые нюансы. Так на первом и последующих курсах появляется еще и индивидуальная работа со студентами, где уже на примерах высоких произведений искусства можно вести еще более конкретный разговор о нравственности и духовных ценностях. Здесь уже прямо на твоих глазах происходит буквально перерождение студента, когда он невольно сравнивает свои поступки в жизни с поступками героев, которые ему достаются. Даже в подборе материала ощущается забота педагогов о людях данного курса. Иногда думаешь, что именно с этими ребятами полезно взять именно это произведение, именно с человеческой точки зрения, а не с профессиональной. На каждом курсе есть свой художественный руководитель, который является куратором, а по сути – «мамкой» и «папкой» этих ребят. Первые же занятия по мастерству актера посвящены тому, что ребята каждый при всем курсе рассказывает подробно о своей семье, о своих увлечениях, и о том, что они больше всего не любят в жизни. И педагоги не просто выслушивают их рассказы, а проявляют участие, дают советы, если нужно, а то и в чем-то помогают практически. Так и ребята сами знакомятся друг с другом ближе. С их стороны отношение к нам, как к «мамкам» и «папкам», проявляется в том, что они раскрепощаются и открываются их недостатки, с которыми приходится бороться все четыре года. Каждую неделю проводится классный час, на котором поднимаются разные темы – от организационных до творческих. Это и обсуждение виденных спектаклей и концертов, прочитанных книг (очень часто мы даем задания прочесть какую-либо литературу для обсуждения); обязательное посещение и затем, обсуждение творческих «показов» всех курсов и всех специальных предметов: мастерство актера, сценическая речь, вокал, танец, сценическое движение плюс самостоятельные показы по мастерству актера и сценической речи. И, конечно, обсуждаются дисциплинарные моменты. А уж если возникает из ряда вон выходящая ситуация, то мы всем факультетом обсуждаем и решаем возникшую проблему. Еженедельные «классные часы» очень полезны, и несут функцию, называемую в педагогике «воспитывающей ситуации». Так как эти классные часы вписаны в расписание, то на него могут приходить все желающие педагоги от преподавателей по специальным предметам до преподавателей других дисциплин. Кстати, хочу сказать, что тесная связь с педагогами по общегуманитарным дисциплинам играет немаловажную, а то и огромную роль в воспитании наших ребят. Ведь то, как они проявляются, когда за ними нет нашего наблюдательного глаза, для нас очень важно. И бывает, что вовремя узнанная ситуация помогает предотвратить что-то крупное. Вообще момент в воспитании, носящий предупредительный характер (когда ситуацию можно предупредить, а не реагировать на неё после того, как все свершилось), играет колоссальную роль. Ведь как говорится — «после драки кулаками не машут» [6]. И тут, конечно, очень важно настраивать студентов, разговаривать с ними бесконечно о нормах поведения, может быть даже надоедать им с этими вопросами. Очень часто на эти классные часы приходят родители. Вообще с родителями стараемся держать связь все четыре года. Воспитание в семье, конечно, является основой воспитания вообще, но оно сейчас оставляет желать лучшего. Зачастую родители, привыкшие доверять своим детям, появляются у нас только тогда, когда что-нибудь вот-вот случится. И тут вместе с родителями мы начинаем воздействовать на студента. Конечно, огромную роль играет посещение общежития, так как, узнавая, как они себя ведут в быту, какой у них сосед по комнате, тоже многое начинаешь понимать. Это заставляет делать выводы и искать подходящие способы воздействия. Известно, что чем больше ребенок загружен, тем меньше у него времени, возможности и сил заниматься чем-то посторонним, вредящим его развитию, а то и здоровью. И мы загружаем ребят до предела. Это и обязательные ежегодные «показы» самостоятельных работ по мастерству актера и сценической речи каждого (кроме выпускного) курса в каждом семестре. Причем присутствие на них в качестве зрителей студентов других курсов обязательно для всех, так как это является составной частью учебного процесса. К тому же, все студенты первого курса проходят школу производственной практики, обслуживая в качестве монтировщиков, костюмеров, реквизиторов, помощников режиссера выпускной курс в течение всего года, где они не только видят, что театр – это живой механизм, и каждый винтик этого механизма важен, для того чтобы состоялся спектакль, но и учатся у старших товарищей. Так же, если говорить о загруженности ребят, то хочется сказать и о регулярных концертах, которые проводятся на разных площадках города и края. Это и школы города, и ВУЗы, а также в военные госпитали. В этих концертах принимают участие не курсы отдельно, а представители всех курсов. Так же каждый Новый год силами наших студентов проводится новогодняя елка для детей сотрудников института, для которой они сами пишут сценарий, сами ищут, а то и шьют себе костюмы, сами репетируют. Все, что я описала – это и есть наша каждодневная воспитательная работа, очень тщательная и кропотливая. Закончить свою статью я хочу словами Г. Нейгауза, подтверждающими нашу воспитательную цель: «Для меня в системе подготовки пианиста ценностная последовательность задач такая: первое – человек, вторая – художник, третья – музыкант, четвертая – пианист. К сожалению, в реальной педагогической практике эта теза чаще всего оборачивается антитезой: первое – пианист, второе – музыкант, третье – художник, четвертое – человек» [7].