Добровольная и вынужденная автономия человека в природной среде
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Маркина Римма Фарисовна
Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма урока: комбинированный.
Цель урока: познакомить учащихся с понятием добровольной и вынужденной автономии человека в природной среде, сформировать у учащихся представления о возможностях выживания в условиях дикой природы.
Задачи урока:
Образовательные:
1. формировать умениевырабатывать моральную готовность к преодолению трудностей автономного пребывания в природной среде;
2. формировать стремление к взаимовыручке и взаимопомощи;
3. применять на практике правила безопасного поведения в условиях автономного существования;
4. развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать новую информацию.
Развивающие:
1. осуществление системно-деятельностного подхода;
2. развитие критического мышления;
3. формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
4. развивать умение составлять план и последовательность действий при решении задач автономного существования;
5.развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
Воспитательные:
1. воспитание интереса к изучаемому предмету;
2. создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
Оборудование:
— ПК;
— мультимедийный проектор;
— мультимедийная презентация к уроку;
Структура урока:
1) Организационный этап.
2) Актуализация знаний.
3) Постановка учебной цели.
4) Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
5) Закрепление изученного материала.
6) Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
7) Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Форма урока: комбинированный.
Цель урока: познакомить учащихся с понятием добровольной и вынужденной автономии человека в природной среде, сформировать у учащихся представления о возможностях выживания в условиях дикой природы.
Задачи урока:
Образовательные:
1. формировать умениевырабатывать моральную готовность к преодолению трудностей автономного пребывания в природной среде;
2. формировать стремление к взаимовыручке и взаимопомощи;
3. применять на практике правила безопасного поведения в условиях автономного существования;
4. развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать новую информацию.
Развивающие:
1. осуществление системно-деятельностного подхода;
2. развитие критического мышления;
3. формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
4. развивать умение составлять план и последовательность действий при решении задач автономного существования;
5.развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
Воспитательные:
1. воспитание интереса к изучаемому предмету;
2. создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
Оборудование:
— ПК;
— мультимедийный проектор;
— мультимедийная презентация к уроку;
Структура урока:
1) Организационный этап.
2) Актуализация знаний.
3) Постановка учебной цели.
4) Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
5) Закрепление изученного материала.
6) Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
7) Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности (1 минута). | Приветственное слово учителя: — Добрый день, ребята. Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? Так давайте приложим все усилия чтобы он таким и получился! | Приветствие учащихся. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы |
2. Актуализация знаний (6 минут) 3. Постановка учебной цели (4 минуты) 4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление. (20 минут) | Проверка д/з. «Продолжи предложение« Приложение 1 Учащимся по парам раздать таблицы, вторая часть которых разрезана на 4 строки. Каждой паре надо правильно подобрать окончание каждой строки в таблице. — Дайте определение автономного существования. — Перечислите основные причины попадания человека в условия автономии. — Какие действия должен предпринять человек, попавший в условия автономного существования? — Приведите реальные примеры автономного существования. — Прежде чем мы перейдем к изучению нового материала, я попрошу вас внимательно посмотреть видеоролик, основанный на реальных событиях. Выделите основную мысль трансляции ролика, постарайтесь определить тему нашего урока и его основную цель. https://www.youtube.com/watch?v=K7-V7bOiQ4Y (7минут) Работа с материалом учебника. Класс делим на три группы – 3 ряда. Задание по рядам: Выпишите основные глаголы, подлежащие и прилагательные, буквально из трёх-пяти первых абзацев в течение 30 секунд, далее зачитываем вслух, обговариваем какими понятиями и терминами будем оперировать на уроке! — Существуют два вида автономного существования. Назовите их. — В чем разница между добровольным и вынужденным автономным существованием? 3. Учебное задание: «Рассказ от первого лица о чудесном спасении при вынужденном автономном существовании». Задание было дано на дом с инструкцией: Подготовить рассказ с интригующим заголовком о чудесном спасении при вынужденном автономном существовании, используя любые источники информации: СМИ, интернет, газеты, журналы, библиотека, беседа с родителями и др., время выступления – 2-3 минуты.
| Работают с раздаточным материалом Отвечают на поставленные вопросы Смотрят видео, выделяют основную мысль трансляции ролика. Записывают тему урока в тетрадь. Формулируют цель урока и основные задачи. Работают с учебным пособием: выписывают, например: не паниковать, не истерить, собраться, экономить, мобилизовать, действовать, думать, применить, спасти и т.д. Комментируют правильные ответы. | Работа в сотрудничестве. Принцип деятельности. УУД: регулятивные- (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). |
5. Закрепление изученного материала (7 минут) 6. Рефлексия деятельности. (3 минуты) 7. Домашнее задание. (1 минута) | Физкультминутка. — Сегодня в качестве физкультминутки я хочу предложить вам упражнения и приемы, позволяющие успокоиться при возникновении экстремальной ситуации. 1. Дыхательная гимнастика. Упражнение «Семь свечей». Оно тоже относится к дыхательной гимнастики, но включает элементы визуализации. Представьте, что перед вами семь свечей, и вам их нужно задуть. Глубоко вдохните, наберите полные лёгкие кислорода и задуйте одну свечу. Представьте, как гаснет пламя. По очереди задуйте все семь свечей. Погрузитесь в темноту и пустоту, прогоните прочь все мысли. 2. «Глобализация». Представьте себя и свою проблему. Теперь представьте себя внутри большого дома, дом – внутри улицы, улицу – внутри района, район – внутри города, город – внутри страны – страну – на материке, материк – на планете Земля, Землю – в галактике, а галактику – во вселенной. Ваши неприятности после таких мыслей покажутся вам настолько незначительными, что вы перестанете переживать. Задание 4. «Вспомни и назови». -Назовите пять предметов (вещей), которые необходимы в походе и начинаются с предложенных букв: Б (бинт), В (вода), Г (гамак), Д (документы), 3 (зеркало), К (компас), Л (ложка), М (мыло), Н (нитки), П (полотенце). На каждую букву может быть не один вариант ответа. Главное, чтобы перечисленные вещи были действительно необходимы в условиях вынужденного автономного существования. Задание 5. Игровое задание «Что важнее?» Из представленного перечня предметов на карточках необходимо выбрать пять, на ваш взгляд, наиболее необходимых, которые помогут вам в трудную минуту выжить в экстремальных ситуациях. За каждый предмет начисляются баллы в зависимости от ценности предмета. На выполнение этого задания отводится 1 минуты. Ответ необходимо обосновать. Перечень предметов:зубная щетка, тарелка, соль, спальный мешок, нож, ремень, носовой платок, наручные часы, котелок, зубная паста, полотенце, спички, йод, ложка, кружка, компас, мыло с мыльницей, бинт, расческа, вата, фонарик. Таблица оценки: 1. нож, спички, соль – 10 баллов; 2. котелок, компас, бинт, йод – 5 баллов; 3. часы, кружка, спальный мешок – 4 балла; 4. ремень, тарелка, мыло с мыльницей – 3 балла; 5. расческа, ложка, полотенце, вата, фонарик – 2 балла; 6. зубная щетка, зубная паста, носовой платок – 1 балл. Задание 6. «Оратор». За 1 минуту нужно убедить собеседника, что изучение этой темы необходимо для человека! Рефлексия. — Благодарю вас, ребята. Вы замечательно сегодня работали! А сейчас давайте вы поделитесь своими впечатлениями, которые получили на уроке. Учитель предлагает разместить на круге в соответствующем секторе, стикеры с фразами, которые участники продолжают самостоятельно: 1. Я узнал… 2. Я научился… 3. Я проявил себя … 4. Я смогу применить … Чем ближе к центру размещаются стикеры с надписями, тем сильнее эффект! Выставление оценок, комментирование. П.4.2, 4.3 р/т – стр. 40, №2, 3. | Запись учащимися задания в дневники | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений. ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания в повседневной жизни. УУД: регулятивные (умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ ). УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка |