Добровольная и вынужденная автономия человека в природной среде | Обучение и развитие детей

Добровольная и вынужденная автономия человека в природной среде

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Маркина Римма Фарисовна
Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учащихся с понятием добровольной и вынужденной автономии человека в природной среде, сформировать у учащихся представления о возможностях выживания в условиях дикой природы.

Задачи урока:

Образовательные:

1. формировать умениевырабатывать моральную готовность к преодолению трудностей автономного пребывания в природной среде;

2. формировать стремление к взаимовыручке и взаимопомощи;

3. применять на  практике правила безопасного поведения в условиях автономного существования;

4. развить умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать новую информацию.

Развивающие:

1осуществление системно-деятельностного подхода;

2. развитие критического мышления;

3. формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

4. развивать умение составлять план и последовательность действий при решении задач автономного существования;

5.развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

Воспитательные:

1воспитание интереса к изучаемому предмету;

2. создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

Оборудование:

— 
ПК;

— мультимедийный проектор;

— мультимедийная презентация к уроку;

Структура урока:

1) Организационный этап.

2) Актуализация знаний.

3) Постановка учебной цели.

4) Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

5) Закрепление изученного материала.

6) Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

7) Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

 

Этап урока

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута).

Приветственное слово учителя:

— Добрый день, ребята.

Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? Так давайте приложим все усилия чтобы он таким и получился!

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы

2. Актуализация

знаний

(6 минут)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Постановка учебной цели

(4 минуты)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

(20 минут)

Проверка д/з. «Продолжи предложение«

Приложение 1

Учащимся по парам раздать таблицы, вторая часть которых разрезана на 4 строки. Каждой паре надо правильно подобрать окончание каждой строки в таблице.

— Дайте определение автономного существования.

— Перечислите основные причины попадания человека в условия автономии.

— Какие действия должен предпринять человек, попавший в условия автономного существования?

— Приведите реальные примеры автономного существования.

— Прежде чем мы перейдем к изучению нового материала, я попрошу вас внимательно посмотреть видеоролик, основанный на реальных событиях.

Выделите основную мысль трансляции ролика, постарайтесь определить тему нашего урока и его основную  цель.

https://www.youtube.com/watch?v=K7-V7bOiQ4Y (7минут)

 

Работа с материалом учебника.

Класс делим на три группы – 3 ряда. Задание по рядам: Выпишите основные глаголы, подлежащие и прилагательные, буквально из трёх-пяти первых абзацев в течение 30 секунд, далее зачитываем вслух, обговариваем какими понятиями и терминами будем оперировать на уроке!

— Существуют два вида автономного существования. Назовите их.

— В чем разница между добровольным и вынужденным автономным существованием?

 

3. Учебное задание: «Рассказ от первого лица о чудесном спасении при вынужденном автономном существовании». Задание было дано на дом с инструкцией: Подготовить рассказ с интригующим заголовком о чудесном спасении при вынужденном автономном существовании, используя любые источники информации: СМИ, интернет, газеты, журналы, библиотека, беседа с родителями и др., время выступления – 2-3 минуты.

  • Заблудившийся в пустыне марафонец
  • 19 дней провел в джунглях Амазонки
  • За 56 дней прошел более 500 км до базы по Антарктиде.
  • пример Алексея Маресьева
  • пример Федора Конюхова (видеофрагмент)
  • Четыре дня в горах без еды и воды
  • 14,5 месяцев без пресной воды
Примеры (приложение 1)

Работают с раздаточным материалом

 

 

 

 

Отвечают на поставленные вопросы

 

 

 

 

 

 

Смотрят видео, выделяют основную мысль трансляции ролика. Записывают тему урока в тетрадь.

Формулируют цель урока и основные задачи.

 

Работают с учебным пособием: выписывают, например: не паниковать, не истерить, собраться, экономить, мобилизовать, действовать, думать, применить, спасти и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментируют правильные ответы.

 

 

 

 

Работа в сотрудничестве.

 

 

 

 

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные- (проблемная подача учебного материала).

 

 

 

 

 

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

 

 

 

УУД: познавательные (опирается на уже известное);

коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

 

 

 

 

 

 

 

5. Закрепление изученного материала

(7 минут)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Рефлексия деятельности.

(3 минуты)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Домашнее задание.

(1 минута)

 

 

Физкультминутка.

— Сегодня в качестве физкультминутки я хочу предложить вам упражнения и приемы, позволяющие успокоиться при возникновении экстремальной ситуации.

1. Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Семь свечей». Оно тоже относится к дыхательной гимнастики, но включает элементы визуализации. Представьте, что перед вами семь свечей, и вам их нужно задуть. Глубоко вдохните, наберите полные лёгкие кислорода и задуйте одну свечу. Представьте, как гаснет пламя. По очереди задуйте все семь свечей. Погрузитесь в темноту и пустоту, прогоните прочь все мысли.

2. «Глобализация». Представьте себя и свою проблему. Теперь представьте себя внутри большого дома, дом – внутри улицы, улицу – внутри района, район – внутри города, город – внутри страны – страну – на материке, материк – на планете Земля, Землю – в галактике, а галактику – во вселенной. Ваши неприятности после таких мыслей покажутся вам настолько незначительными, что вы перестанете переживать.

 

Задание 4. «Вспомни и назови».

-Назовите пять предметов (вещей), которые необходимы в походе и начинаются с предложенных букв: Б (бинт), В (вода), Г (гамак), Д (документы), 3 (зеркало), К (компас), Л (ложка), М (мыло), Н (нитки), П (полотенце). На каждую букву может быть не один вариант ответа. Главное, чтобы перечисленные вещи были действительно необходимы в условиях вынужденного автономного существования.

Задание 5. Игровое задание «Что важнее?»

Из представленного перечня предметов на карточках необходимо выбрать пять, на ваш взгляд, наиболее необходимых, которые помогут вам в трудную минуту выжить в экстремальных ситуациях. За каждый предмет начисляются баллы в зависимости от ценности предмета. На выполнение этого задания отводится 1 минуты. Ответ необходимо обосновать. Перечень предметов:зубная щетка, тарелка, соль, спальный мешок, нож, ремень, носовой платок, наручные часы, котелок, зубная паста, полотенце, спички, йод, ложка, кружка, компас, мыло с мыльницей, бинт, расческа, вата, фонарик.

Таблица оценки:

1. нож, спички, соль – 10 баллов;

2. котелок, компас, бинт, йод – 5 баллов;

3.  часы, кружка, спальный мешок – 4 балла;

4.  ремень, тарелка, мыло с мыльницей – 3 балла;

5. расческа, ложка, полотенце, вата, фонарик – 2 балла;

6. зубная щетка, зубная паста, носовой платок – 1 балл.

Задание 6. «Оратор». За 1 минуту нужно убедить собеседника, что изучение этой темы необходимо для человека!

Рефлексия.

— Благодарю вас, ребята. Вы замечательно сегодня работали! А сейчас давайте вы поделитесь своими впечатлениями, которые получили на уроке.

Учитель предлагает разместить на круге в соответствующем секторе, стикеры с фразами, которые участники продолжают самостоятельно:

1. Я узнал…

2. Я научился…

3. Я проявил себя …

4. Я смогу применить …

Чем ближе к центру размещаются стикеры с надписями, тем сильнее эффект!

Выставление оценок, комментирование.

 

П.4.2, 4.3 р/т – стр. 40, №2, 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись учащимися задания в дневники

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений.

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания в повседневной жизни.

 

 

 

УУД: регулятивные (умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка