Анализ урока (для студента-практиканта)
На главную Лекции и практикум по психологии Психолого-педагогическая практика Анализ урока (для студента-практиканта)
Анализ урока (для студента-практиканта) |
Лекции и практикум по психологии — Психолого-педагогическая практика |
Важнейшей частью педагогической практики являются пробные и зачетные уроки студентов. Однако, проведение урока студентом-практикантом, без должного анализа и оценки со стороны методиста на первых порах недостаточно. Тщательно проведенный и научно обоснованный анализ позволяет всесторонне осветить ход урока, отметить его положительные и отрицательные стороны, помочь студенту осмыслить все моменты своей работы над уроком, ликвидировать допущенные ошибки и закрепить достигнутые ими успехи. Анализ урока важен как для студента, проводившего урок, так и для всей группы студентов-практикантов. Обсуждение урока обычно начинается с выступления практиканта, проводившего урок. Он сообщает о подготовке к нему, о возникших при этом трудностях и их преодолении. Практикант рассказывает о выполнении учебной задачи, намеченной для каждого этапа урока, объяснении материала и восприятии его учащимися, использовании намеченных методов и приемов работы, а также о том, насколько они оказались эффективными. Студент дает оценку достижения цели урока и отвечает на вопросы присутствующих. После самоанализа урока студентом урок обсуждают присутствующие студенты и учитель. После этого студенту-практиканту предоставляется заключительное слово. Подводит итог урока и оценивает его методист. При анализе урока методистом и студентами-практикантами (см. схему анализа урока) важное внимание уделяется содержанию урока, знаниям, умениям и навыкам, которыми должны овладеть учащиеся. От содержания урока зависит осуществление образовательных и воспитательных задач обучения, обуславливается развитие мировоззрения учащихся, формирование личности и характера. Поэтому при анализе урока в первую очередь необходимо рассмотреть, насколько выдержано было его содержание с методической точки зрения, не было ли погрешности в отношении научности сообщенных сведений, не нарушалось ли систематичность и доступность их изложения. Содержание урока тесно связано с методами обучения. Поэтому, анализируя его, необходимо установить, как применяемые методы способствовали усвоению знаний учащимися, обеспечивали их самостоятельную работу на уроке, поддерживали внимание учащихся, заинтересовывали их, содействовали формированию умений и навыков. Анализируя урок, следует обратить внимание на разнообразие форм и методов проверки знаний учащихся (индивидуальный опрос у доски, фронтальная проверка, уплотненный опрос, тестовые задания и т.д.), целесообразность их применения на разных этапах урока. Необходимо также установить, содействовал ли контроль выявлению уровня знаний учащихся, вскрывал ли он допущенные ошибки, помогал ли учащимся осмыслить их и исправить. В отношении оценок следует установить, правильно ли были оценены знания учащихся, как были оформлены оценки в журнале. Нельзя упускать из виду и такой момент, как задание на дом, его место в общей структуре урока, как оно предлагалось учащимся, как осуществлялся инструктаж учащихся о способах и порядке выполнения домашнего задания. Следует особо отметить, насколько внимательны, и заинтересованы были учащиеся на уроке, их прилежание и дисциплинированность. При этом необходимо не только констатировать то или иное отношение учащихся к работе на уроке, но и вскрыть, какими приемами и средствами практикант старался удержать внимание учащихся на должном уровне, заинтересовать их работой, поддержать необходимую активность. Надо остановиться на фактах нарушения дисциплины и вскрыть их причины (возможно, виноват сам практикант вследствие неподготовленности к уроку, нетактичного поведения или же нарушение было вызвано другими причинами). При анализе урока необходимо оценить умение практиканта держаться на уроке, правильно реагировать на различные педагогические ситуации, организовать работу класса, создавать нужную рабочую обстановку, не упускать из поля зрения отдельных учащихся, и наоборот, не забывать о классе, занимаясь с отдельным учеником у доски или стола. Надо особо отметить методические приемы, применяемые практикантом с целью повышения активности учащихся, умение дать установки на их предстоящую работу, поднять интерес и внимание, стимулировать на самостоятельное и творческое применение знаний, улучшить дисциплину и успеваемость. Следует отметить также темп работы, общий характер поведения практиканта на уроке (поза, манеры, жесты, живость, решительность или, наоборот, медлительность, вялость, безучастность). Важно также проявление педагогического такта по отношению к учащимся, вдумчивость, аккуратность, находчивость, а также характер его речи и общую культуру поведения. В заключение анализа должны быть сделаны соответствующие выводы и предложения. Практиканту необходимо дать конкретные, обоснованные указания, как закрепить и усовершенствовать положительные стороны урока, избежать в дальнейшем его отрицательных сторон. Примерная схема анализа урокаI. Готовность к уроку1. Знание учителем требований программы. Правильность определения цели и задач урока. 2. Свобода ориентации учителя в содержании урока (новый материал и повторение по учебнику, межпредметные связи, дополнительный материал). Знание наизусть всего, что учитель требует от учащихся. 3. Целесообразность намеченной структуры и методики проведения урока. Учет особенностей проведения современного урока. 4. Наличие и характер поурочного плана. Степень его использования на уроке. 5. Готовность класса к уроку (наличие и размещение учебного оборудования, рабочее место учителя и учащихся, порядок в классе, готовность учащихся к работе). Проведение урока1.Сообщение темы урока. Постановка цели. Мотивация учения.2. Подготовка учащихся к восприятию нового материала (полетное повторение, индивидуальный устный опрос). 3.Соответствие содержания учебного материала на уроке программе и цели урока. Доступность материала для учащихся. Соотношение материала учебника и дополнительного материала. 4. Работа с элементами знаний на уроке: соотношение фактов и обобщений, работа с терминами, формирование понятий, четкость и точность определений понятий и формулировок законов. 5. Руководство умственной деятельностью учащихся: обучение приемам умственной деятельности, выделение главного, установление причинно-следственных связей, проблемность в обучении, решение познавательных задач, преобразование информации. 6. Использование возможностей урока для воспитания учащихся: превращение знаний в убеждения, формирование экологической культуры, связь с жизнью, межпредметные связи, формирование интереса к предмету, эстетические впечатления и т. п. 7. Наличие и характер использования средств обучения. Записи и зарисовки на классной доске и в тетрадях учащихся. Организация работы с учебником. 8. Соответствие избранных учителем методов и приемов обучения содержанию изучаемого материала и возрастным особенностям учащихся. Наличие и характер приемов активизации познавательной деятельности учащихся. Организация самостоятельной работы. 9. Наличие на уроке полного цикла познавательной деятельности учащихся. Возможности его осуществления в полном объеме на данном уроке. 10. Установление эффективной обратной связи со всеми учащимися. Контроль, коррекция и оценка знаний. Ошибки в ответах учащихся и их причины. Комментарии учителя к ответам. 11. Оптимальность домашних заданий и эффективность их доведения до учащихся. 12. Рациональность использования учебного времени на уроке. Распределение времени по отдельным этапам урока. 13. Поддержание учителем трудовой дисциплины на уроке. Соблюдение правил техники безопасности. 14. Педагогический такт и внешний вид учителя. Качество его речи (темп, дикция, образность, эмоциональность и др.). Учет индивидуальных особенностей учащихся. 15. Результативность урока. Выполнение плана. Наличие выводов по уроку и их соответствие цели урока. Общие впечатления от урока. Что следует позаимствовать из работы учителя. От чего следует избавиться. Источник: Педагогическая практика студентов предвыпускного и выпускного курсов. Программа и методические рекомендации для студентов биологического факультета, групповых руководителей практик, методистов и учителей школ. Витебск. ВГУ. – 2001. – 39 с. |