Взаимоотношения подростков с учителями и родителями.
На главную Подросток Личностное развитие Взаимоотношения подростков с учителями и родителями.
Взаимоотношения подростков с учителями и родителями. |
Подросток — Личностное развитие |
Система взаимоотношений подростков с учителями усложняется по сравнению с младшими школьниками, на смену беспрекословной авторитетности педагогов приходит дифференцированное отношение к ним — если младшие школьники автоматически выражали свое уважение к учителю, то в отношении подростков авторитет ему необходимо завоевать. Если педагог не видит усилий подростков в сфере саморазвития, это сильно задевает их самолюбие и приводит к разочарованию. Характер общения ученика основной школы с учителями и субъективное отношение к ним меняется в течение подросткового возраста. Если ведущими мотивами общения младших подростков является желание приобрести поддержку, одобрение учителя за обучение, поведение и школьную работу (по традициям младшего школьного возраста), то старшие подростки ожидают личностного общения на равных, признание учителем их взросления. Несмотря на внешнюю, демонстративную ненужность мнения педагога для подростка, последний очень чувствителен к несправедливости, недоверию учителя. Учитель может фиксировать и негативно оценивать ухудшение мотивации обучения подростка. Однако, отношение подростков к учебному предмету преимущественно проектируется от отношения к учителю. В связи с расширением опыта и усложнением мыслительной деятельности подростка, он, воспринимая информацию от учителя, подвергает ее критическому анализу. Поэтому именно во взаимоотношениях учащихся основной школы с учителями впервые фигурирует конфликт поколений. Какой формы приобретет конфликт поколений: конструктивной развивающей дискуссии или антагонистического конфликтного противостояния — в первую очередь зависит от позиции педагога. Общение подростка с учителем может приобретать откровенно конфликтного характера, негативно влиять на общую производительность их взаимоотношений. При этом инициатором конфликта может стать каждый из субъектов взаимодействия: Оптимальным стилем взаимодействия учителя с подростками является демократический, сочетающий в себе поощрение подростков к самостоятельности, ответственности и коллегиальности и постоянный, требовательный контроль, справедливую оценку результатов учения школьников. Если педагоги замечают процессы взросления учащихся основной школы, признают их, организуют учебную и воспитательную деятельность так, чтобы подростки могли адекватно реализовать себя как личности, которые формируются, то процесс общения между ними носит продуктивный характер. Семья остается весомым институтом социализации подростков, хотя они сами несколько обесценивает ее роль. Чувство взрослости как центральное новообразование подростков вызывает их стремление изменить отношения с послушания, подчинения ребенка взрослому на равноправные отношения. Детская любовь к родителям меняется у подростка на анализ и критику их личностных качеств, т.е. вступает в силу эффект «снятия с пьедестала». Эффект «снятие с пьедестала» — уменьшение авторитетности родителей для подростка, вызванное его критическим, оценочным отношением к личностных качеств и поведения родителей Эгоцентризм проявляется как сосредоточенность подростков на себе Данное явление вызывает ослабление эмоциональных связей между подростком и родителями, переключения его интересов в среду сверстников. Сложность взаимоотношений подростков с семьей обусловлено и асимметричностью их интересов. Так, родители интересуются всеми сферами жизни подростков, тогда как остальные через собственный эгоцентризм и малый жизненный опыт мало озабочены проблемами родителей. В отношениях с родителями подросток стремится наладить новые связи, подтверждая свою идентичность и испытывая свою автономию. Перестройка взаимоотношений подростка с родителями сопровождается его поведенческим отделением от взрослых, что проявляется в реакциях эмансипации и оппозиции . Подростковая реакция эмансипации — стремление подростка избавиться от опеки, требовательности взрослых и получить автономность от старшего поколения Подростковая реакция оппозиции — противопоставление ценностей и норм подростка требованиям взрослых Эмоциональная эмансипация подростков опирается на предыдущие достижения их воспитания и символизирует противоречивость родительских задач: взрослые должны обеспечить защищенность и поддержку детям и одновременно способствовать становлению их независимости, самостоятельности. Эмоциональная эмансипация дается подростку гораздо легче, чем его родителям. Переключение интересов подростка на ровесников, ослабление частоты общения и открытости, доверия между родителями и подростком является неизбежным явлением, которое, однако, не отрицает значимости семьи для взросления подростка. Его тяга к поведенческой и нормативной автономии тоже является весьма относительным явлением. На самом же деле подростки не стремятся к полной свободе, так как она воспринимается ими как отчуждение от семьи. По словам Ф.Райса, подростки хотят делать собственный выбор, проявляя свою независимость, спорить со старшими и нести ответственность за свои слова и поступки, однако и полная свобода им не нужна. Изменение взаимоотношений подростков с родителями сопровождаются конфликтами. Их типичными причинами является, родительский контроль за учебой подростка, достижениями, его выбором друзей, необходимость выполнения подростком бытовой работы и способ выбора им одежды, прически. Частота развертывания и характер разрешения конфликтов подростков и родителей существенно зависят от стиля родительского воспитания. По мнению Э.Эриксона, в течение детства и отрочества наиболее важными являются два вектора воспитательного влияния семьи — родительское принятие и родительская требовательность, сочетание которых образует четыре стиля родительского воспитания, содержание которых исследовала американский психолог Д.Баумринд. Практикование родителями одного из указанных воспитательных стилей вызывает определенные изменения личности подростка. Стили воспитания и их влияние на психическое развитие.Авторитетный. Высокое самоуважение и самооценка, значительные социальные умения, большое внимание к социальным и моральным проблемам, хорошая учебная успеваемость.Авторитарный. Средние социальные умения, высокий уровень тревожности, неустойчивая самооценка, несамостоятельность и повышенная комфортность к воздействию сверстников. Попустительский. Низкие социальные умения, пассивность, инфантилизм и эгоизм, слабый самоконтроль, склонность к демонстративном и аморальном поведении. Отстраненный. Низкие социальные умения, заниженная самооценка, высокая тревожность и агрессивность, склонность к неконтролируемому и аморальному поведению. Хотя конфликтов подростков с родителями полностью избежать невозможно, однако уменьшить их количество и гармонизировать пути решения вполне реально путем использования взрослыми определенных воспитательных приемов. |