Развитие коммуникативных учебных действий на уроках математики | Обучение и развитие детей

Развитие коммуникативных учебных действий на уроках математики

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Хрестина Надежда Михайловна
Особенностью ФГОС является формирование универсальных учебных действий (УУД), а также подготовка учащихся для будущей профессиональной деятельности, с учетом быстро меняющихся потребностей рынка труда. В наше время особое место необходимо уделить формированию ученика, как гражданина и патриота нашей Родины, опираясь на политико-экономическую обстановку. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход. На основе этого,  мы постепенно уходим от привычных идеалов педагогики, заданных Яном  Амосом Коменским.  Учитель перестает быть «пересказчиком» знаний, он становится «навигатором» в огромном мире науки. Значительные изменения претерпевает, привычная нам,   форма урока. Все чаще в тематическом планировании появляются уроки-эссе, уроки-диспуты, уроки-беседы, уроки проектной деятельности, уроки практической работы по группам и т.д.. Многочисленные виды учебной деятельности позволяют добиться больших результатов в формировании УУД. На ряду с предметными результатами большую роль в «портрете» выпускника школы  стали играть личностные и метапредметные результаты. Математика является «плодотворной почвой» для формирования личностных, регулятивных и познавательных учебных действий.  Работа в классе у доски, самостоятельные и контрольные работы, проектная деятельность  помогает развитию таких личностных учебных действий, как самоопределение и смыслообразование, саморазвитие морального сознания (сверка с решением на доске позволяет оценить свою работу). Красота и стройность математической мысли позволяет сформировать регулятивные действия, учащийся учится планировать свою работу ( план решения задачи по действиям), доводить ее до логического конца ( проверка найденного  решения для уравнения), проводить рефлексию (анализируя самостоятельную или контрольную работу). Познавательные учебные действия, такие как: умение работать с текстом (изучение правил, определений, исторических справок),  навыки исследований (доказательства теорем, занимательные задачи), формируются на уроках математики на каждом этапе урока. Я не буду останавливаться подробно на перечисленных выше УУД, так как передо мной встала проблема:   формирование у  учащихся коммуникативных учебных действий. Основной вопрос, который встал пред  мною, это как сохранить грань между  воспитанием коммуникативной личности  и не превратить урок в «шоу». Мне хочется представить свой опыт на примере работы с учащимися в 5 классе. В начальной школе ребята шли по новым Стандартам, поэтому многое для них уже было знакомо. Но переход из начального звена в среднее звено всегда является стрессом для детей. Один учитель меняется на группу учителей со своими требованиями. А ребята приближаются к подростковому периоду. Появляется эмоциональная неустойчивость, отвергаются все авторитеты и правила, мнение окружающих (особенно друзей) становится их мнением, любые действия оцениваются только в двух цветах ( черное — белое). Но при этом многие черты ребенка просматриваются еще очень явно. Какие действия мы назовем коммуникативными?
  1. Умение планировать совместную деятельность с учителем и одноклассниками.
  2. Умение распределять роли и обязанности в совместной деятельности.
  3. Возможность оценивать свои действия и действия партнеров.
  4. Умение выходить из трудных и конфликтных ситуаций.
  5. Умение отстаивать свою точку зрения и слушать коллектив.
  6. Умение вести обоснованный и доказательный диалог.
Учитывая выше сказанное, мне бы хотелось представить фрагменты уроков по математике, на которых я стараюсь развить у ребят коммуникативные учебные действия. Мне хочется начать с урока изучения  нового материла. На уроках данного типа я использую такие виды работы, как конференция, введение проблемного вопроса или задачи, исследование. В зависимости от темы урока и трудности представленного материала, ребята работают, в группах, парах или всем классом. Причем обязательно есть группа экспертов, которая подводит итоги, дает оценку деятельности групп или отдельных учащихся. В качестве примера приведем фрагмент урока исследовательской работы. Тема урока: Делимость суммы и разности. Тип урока: Изучение нового материала. После организационного момента, проверки домашней работы, устного счета, класс делится на 7 групп. Доска делится на 2 части: на первой части записывается задание для первой группы (4 человека), на второй – для второй (4 человека).

Задание.

Определить истинность высказывания:

77+88+99 делится на 11,

930-750 делится на 10.

Решить двумя способами.

Определить истинность высказывания:

222222-56  делится на 111,

3637+72 делится на 36.

Решить двумя способами.



Учитель является координатором и подсказчиком. Он направляет к верным решениям, но не дает готовых знаний. Далее другие две группы по 5 человек,  обсуждают, каким может быть правила для первого и второго задания. После трехминутной дискуссии, капитаны этих групп (капитанов выбирают сами учащиеся), предлагают свои варианты.

Правила.

Если два числа делятся на некоторое число, то их сумма и разность тоже делиться на это число.

Если одно из двух чисел делится на некоторое число, а другое не делится на это число, то их сумма и разность не делится на это число.

  Далее всем классом обсуждаются правила и их доказательства проводят следующие две группы с помощью всех учащихся и учителя.

Доказательство.

а : в →а=в*к   (1)

с : в →с=в* t   (2)

Из (1,2) → а+с=в*к+в* t = в(к + t) → (а+с) делится на в.

а  делится на с, в не делится на с.

Предположим, что а+в делится на с, тогда (а+в) –а, т.е. число в, делится на с. Пришли к противоречию, значит а+в не делится на с.

а  не делится на с, в делится на с.

Предположим, что а — в делится на с, тогда (а — в) + в, т.е. число а, делится на с. Пришли к противоречию, значит а — в не делится на с.

  Последним этапом является работа экспертной группы, которая подводит итоги работы всех группы, говорит, что получилось, указывает на недостатки, сделанные в решение, в формулировке правил, а также доказательстве. На данном этапе урока у учеников формируются коммуникативные УУД: как взаимодействие, т.е. умение слушать и слышать других, четко и полно выражать свои мысли, вести диалог, учитывая мнение других и обосновывая свои мысли, умение работать с разными точками зрения; как кооперация, т.е. умение организовать свою деятельность в группе, умение воспользоваться помощью и подсказками учителя, умение работать без конфликтов, в психологически комфортной обстановке; как условие интериоризации, т.е. грамотное использование языковых средств для решения коммуникативных задач, умение выстроить внутреннюю речь. На уроках закрепления знаний и формирования умений и навыков я часто использую такие виды работы как командная игра, практикум в парах, дискуссии. Самая любимая форма у ребят – это естественно игра. Она позволяет усилить  интерес к уроку, увеличить объем выполняемых заданий, развить коммуникативные УУД. Рассмотрим фрагмент урока – игры. Тема урока: Значение выражения. Тип урока: закрепление знаний и формирование умений и навыков. Класс делится на 3 команды (по рядам). На доске рисуется таблица для ответов.

№ задания

1 команда

2 команда

3 команда

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

Задание 1. Найти значение выражения: (8 + 9)*2 – 5*5 + 360 : 6 : 10. Первое задание дается для всех команд одинаковое. Первый участник, который его выполнит,  подходит к доске и записывает в таблицу полученный ответ. Далее у двух оставшихся команд есть 1 минута, чтобы дописать свои ответы. После чего происходит проверка решения. Команда, записавшая верный ответ получает балл. Задание 2  (для каждой команды свое). Найти значение выражения. Какой пример «лишний»?

1 команда

2 команда

3 команда

25 + 3*4

18 : 3 + 24

8 * 6 +19

72 – 16 * 2

90 – 45 : 5

6 * 9 — 38

(18 + 12) * 7

(21 – 6) * 3

5 * (25 + 47)



Около правильного ответа ребята должны записать «лишний» пример. Задание 3 (для каждой команды свое). Составить выражение для задачи и найди его значение.

1 команда

2 команда

3 команда

Оля с Дашей пошли в лес за грибами. Оля нашла 28 грибов, а Даша на 15 грибов больше. Сколько всего грибов нашли обе девочки?

В мешке было 50 кг картофеля. Из него брали 9 дней по 2 кг в день. Сколько картофеля еще осталось в мешке?

В классе 25 учеников. Из них после уроков ушли 7 человек, а остальные развились на 3 команды для игры. Сколько человек в каждой команде?



В этом задании ответы записывают 3 человека из каждой команды. После проверки результатов, командам присваиваются баллы за каждое правильное решение. Максимальное число баллов за это задание – 3. Задание 4 (общее). Найди значение выражения (18 – х) : х для всех х, принадлежащих множеству {1, 2, 3, 6, 9}. При каких значениях х выражение не имеет смысла? Данное задание делают группами по 4 человека. Каждая группа представляет свое решение. За правильный ответ группы команда получает балл. В конце подсчитывают баллы, объявляют победителя. На данном  урока у учеников формируются коммуникативные УУД: как взаимодействие, т.е. четко и полно выражать свои мысли, умение работать с разными точками зрения, умение отстаивать свою точку зрения; как кооперация, т.е. умение организовать свою деятельность в группе, умение воспользоваться помощью и подсказками учителя, умение работать без конфликтов, в психологически комфортной обстановке; как условие интериоризации, т.е. грамотное использование языковых средств для решения коммуникативных задач, умение выстроить внутреннюю речь. Следующий фрагмент урока, который мне хотелось бы продемонстрировать – это урок конференция. Тема урока: метод проб и ошибок. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Заранее ребятам дается задание: выдрать и решить задачу методом проб и ошибок. На уроке учащиеся представляют свои задачи. Может быть использованы презентации, подготовленные детьми. В конце урока обсуждаются самые интересные задачи, подводятся итоги. На данном уроке у учеников формируются коммуникативные УУД: как взаимодействие, т.е. умение слушать и слышать других, четко и полно выражать свои мысли; как кооперация, т.е. умение организовать свою деятельность с учителем и сверстниками; как условие интериоризации, т.е. грамотное использование языковых средств для решения коммуникативных задач, умение выстроить внутреннюю речь. Последний фрагмент урока, который я хотела бы представить – это урок взаимного контроля. Тема урока: делимость натуральных чисел. Тип урока: урок — зачет. Учащиеся получают задание: придумать на следующий урок по 10 вопросов на данную тему. На уроке каждому выдается бланк для ответов, в котором он будет отмечать верность ответов. Работа происходит в парах, сначала один является учителем и задает свои вопросы, заполняя бланк, потом учащиеся меняются ролями. Бланк ответов.

Вопрос

Ответ

1.

 

2.

 



 



Если на вопрос ответили правильно, «учитель» ставит «+», если произошла ошибка  – «-». После чего подсчитываются результаты. «Настоящий» учитель во время урока контролирует правильность прохождения зачета, делает свои замечания, отвечает на вопросы, является ни сторонним наблюдателем, а непосредственным участником процесса. А если у кого – то нет пары, становится учеником, которому задают вопросы. Причем отвечает на вопросы учитель не всегда правильно, давая возможность, его исправить. На данном этапе урока у учеников формируются коммуникативные УУД: умение работать в парах, умение слушать и слышать, умение отстаивать свою точку зрения, навыки бесконфликтного общения, умение вести диалог; умение оценивать коммуникативные способности одноклассника и свои возможности. На представленных фрагментах я показала частичку своего педагогического опыта, продемонстрировала  какими средствами мне удается развивать у детей коммуникативные УУД.   Для себя я сделала следующие выводы:
  1. Нельзя научить общаться без диалога.
  2. Центром образования является личность ребенка.
  3. Умение слушать и слышать являются одним из важнейших умений человека.
  4. В современном мире ребенку необходимы коммуникативные универсальные учебные действия.
  5. Учитель учит не только  предмету, а будущей жизни.
Последний вывод является моим педагогическим принципом.