Развитие коммуникативных учебных действий на уроках математики
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Хрестина Надежда Михайловна
Особенностью ФГОС является формирование универсальных учебных действий (УУД), а также подготовка учащихся для будущей профессиональной деятельности, с учетом быстро меняющихся потребностей рынка труда. В наше время особое место необходимо уделить формированию ученика, как гражданина и патриота нашей Родины, опираясь на политико-экономическую обстановку. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход. На основе этого, мы постепенно уходим от привычных идеалов педагогики, заданных Яном Амосом Коменским. Учитель перестает быть «пересказчиком» знаний, он становится «навигатором» в огромном мире науки. Значительные изменения претерпевает, привычная нам, форма урока. Все чаще в тематическом планировании появляются уроки-эссе, уроки-диспуты, уроки-беседы, уроки проектной деятельности, уроки практической работы по группам и т.д.. Многочисленные виды учебной деятельности позволяют добиться больших результатов в формировании УУД. На ряду с предметными результатами большую роль в «портрете» выпускника школы стали играть личностные и метапредметные результаты. Математика является «плодотворной почвой» для формирования личностных, регулятивных и познавательных учебных действий. Работа в классе у доски, самостоятельные и контрольные работы, проектная деятельность помогает развитию таких личностных учебных действий, как самоопределение и смыслообразование, саморазвитие морального сознания (сверка с решением на доске позволяет оценить свою работу). Красота и стройность математической мысли позволяет сформировать регулятивные действия, учащийся учится планировать свою работу ( план решения задачи по действиям), доводить ее до логического конца ( проверка найденного решения для уравнения), проводить рефлексию (анализируя самостоятельную или контрольную работу). Познавательные учебные действия, такие как: умение работать с текстом (изучение правил, определений, исторических справок), навыки исследований (доказательства теорем, занимательные задачи), формируются на уроках математики на каждом этапе урока. Я не буду останавливаться подробно на перечисленных выше УУД, так как передо мной встала проблема: формирование у учащихся коммуникативных учебных действий. Основной вопрос, который встал пред мною, это как сохранить грань между воспитанием коммуникативной личности и не превратить урок в «шоу». Мне хочется представить свой опыт на примере работы с учащимися в 5 классе. В начальной школе ребята шли по новым Стандартам, поэтому многое для них уже было знакомо. Но переход из начального звена в среднее звено всегда является стрессом для детей. Один учитель меняется на группу учителей со своими требованиями. А ребята приближаются к подростковому периоду. Появляется эмоциональная неустойчивость, отвергаются все авторитеты и правила, мнение окружающих (особенно друзей) становится их мнением, любые действия оцениваются только в двух цветах ( черное — белое). Но при этом многие черты ребенка просматриваются еще очень явно. Какие действия мы назовем коммуникативными?
Учитель является координатором и подсказчиком. Он направляет к верным решениям, но не дает готовых знаний. Далее другие две группы по 5 человек, обсуждают, каким может быть правила для первого и второго задания. После трехминутной дискуссии, капитаны этих групп (капитанов выбирают сами учащиеся), предлагают свои варианты.
Далее всем классом обсуждаются правила и их доказательства проводят следующие две группы с помощью всех учащихся и учителя.
Последним этапом является работа экспертной группы, которая подводит итоги работы всех группы, говорит, что получилось, указывает на недостатки, сделанные в решение, в формулировке правил, а также доказательстве. На данном этапе урока у учеников формируются коммуникативные УУД: как взаимодействие, т.е. умение слушать и слышать других, четко и полно выражать свои мысли, вести диалог, учитывая мнение других и обосновывая свои мысли, умение работать с разными точками зрения; как кооперация, т.е. умение организовать свою деятельность в группе, умение воспользоваться помощью и подсказками учителя, умение работать без конфликтов, в психологически комфортной обстановке; как условие интериоризации, т.е. грамотное использование языковых средств для решения коммуникативных задач, умение выстроить внутреннюю речь. На уроках закрепления знаний и формирования умений и навыков я часто использую такие виды работы как командная игра, практикум в парах, дискуссии. Самая любимая форма у ребят – это естественно игра. Она позволяет усилить интерес к уроку, увеличить объем выполняемых заданий, развить коммуникативные УУД. Рассмотрим фрагмент урока – игры. Тема урока: Значение выражения. Тип урока: закрепление знаний и формирование умений и навыков. Класс делится на 3 команды (по рядам). На доске рисуется таблица для ответов.
Задание 1. Найти значение выражения: (8 + 9)*2 – 5*5 + 360 : 6 : 10. Первое задание дается для всех команд одинаковое. Первый участник, который его выполнит, подходит к доске и записывает в таблицу полученный ответ. Далее у двух оставшихся команд есть 1 минута, чтобы дописать свои ответы. После чего происходит проверка решения. Команда, записавшая верный ответ получает балл. Задание 2 (для каждой команды свое). Найти значение выражения. Какой пример «лишний»?
Около правильного ответа ребята должны записать «лишний» пример. Задание 3 (для каждой команды свое). Составить выражение для задачи и найди его значение.
В этом задании ответы записывают 3 человека из каждой команды. После проверки результатов, командам присваиваются баллы за каждое правильное решение. Максимальное число баллов за это задание – 3. Задание 4 (общее). Найди значение выражения (18 – х) : х для всех х, принадлежащих множеству {1, 2, 3, 6, 9}. При каких значениях х выражение не имеет смысла? Данное задание делают группами по 4 человека. Каждая группа представляет свое решение. За правильный ответ группы команда получает балл. В конце подсчитывают баллы, объявляют победителя. На данном урока у учеников формируются коммуникативные УУД: как взаимодействие, т.е. четко и полно выражать свои мысли, умение работать с разными точками зрения, умение отстаивать свою точку зрения; как кооперация, т.е. умение организовать свою деятельность в группе, умение воспользоваться помощью и подсказками учителя, умение работать без конфликтов, в психологически комфортной обстановке; как условие интериоризации, т.е. грамотное использование языковых средств для решения коммуникативных задач, умение выстроить внутреннюю речь. Следующий фрагмент урока, который мне хотелось бы продемонстрировать – это урок конференция. Тема урока: метод проб и ошибок. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Заранее ребятам дается задание: выдрать и решить задачу методом проб и ошибок. На уроке учащиеся представляют свои задачи. Может быть использованы презентации, подготовленные детьми. В конце урока обсуждаются самые интересные задачи, подводятся итоги. На данном уроке у учеников формируются коммуникативные УУД: как взаимодействие, т.е. умение слушать и слышать других, четко и полно выражать свои мысли; как кооперация, т.е. умение организовать свою деятельность с учителем и сверстниками; как условие интериоризации, т.е. грамотное использование языковых средств для решения коммуникативных задач, умение выстроить внутреннюю речь. Последний фрагмент урока, который я хотела бы представить – это урок взаимного контроля. Тема урока: делимость натуральных чисел. Тип урока: урок — зачет. Учащиеся получают задание: придумать на следующий урок по 10 вопросов на данную тему. На уроке каждому выдается бланк для ответов, в котором он будет отмечать верность ответов. Работа происходит в парах, сначала один является учителем и задает свои вопросы, заполняя бланк, потом учащиеся меняются ролями. Бланк ответов.
Если на вопрос ответили правильно, «учитель» ставит «+», если произошла ошибка – «-». После чего подсчитываются результаты. «Настоящий» учитель во время урока контролирует правильность прохождения зачета, делает свои замечания, отвечает на вопросы, является ни сторонним наблюдателем, а непосредственным участником процесса. А если у кого – то нет пары, становится учеником, которому задают вопросы. Причем отвечает на вопросы учитель не всегда правильно, давая возможность, его исправить. На данном этапе урока у учеников формируются коммуникативные УУД: умение работать в парах, умение слушать и слышать, умение отстаивать свою точку зрения, навыки бесконфликтного общения, умение вести диалог; умение оценивать коммуникативные способности одноклассника и свои возможности. На представленных фрагментах я показала частичку своего педагогического опыта, продемонстрировала какими средствами мне удается развивать у детей коммуникативные УУД. Для себя я сделала следующие выводы:
- Умение планировать совместную деятельность с учителем и одноклассниками.
- Умение распределять роли и обязанности в совместной деятельности.
- Возможность оценивать свои действия и действия партнеров.
- Умение выходить из трудных и конфликтных ситуаций.
- Умение отстаивать свою точку зрения и слушать коллектив.
- Умение вести обоснованный и доказательный диалог.
Задание. | |
Определить истинность высказывания: 77+88+99 делится на 11, 930-750 делится на 10. Решить двумя способами. | Определить истинность высказывания: 222222-56 делится на 111, 3637+72 делится на 36. Решить двумя способами. |
Учитель является координатором и подсказчиком. Он направляет к верным решениям, но не дает готовых знаний. Далее другие две группы по 5 человек, обсуждают, каким может быть правила для первого и второго задания. После трехминутной дискуссии, капитаны этих групп (капитанов выбирают сами учащиеся), предлагают свои варианты.
Правила. | |
Если два числа делятся на некоторое число, то их сумма и разность тоже делиться на это число. | Если одно из двух чисел делится на некоторое число, а другое не делится на это число, то их сумма и разность не делится на это число. |
Доказательство. | |
а : в →а=в*к (1) с : в →с=в* t (2) Из (1,2) → а+с=в*к+в* t = в(к + t) → (а+с) делится на в. | а делится на с, в не делится на с. Предположим, что а+в делится на с, тогда (а+в) –а, т.е. число в, делится на с. Пришли к противоречию, значит а+в не делится на с. а не делится на с, в делится на с. Предположим, что а — в делится на с, тогда (а — в) + в, т.е. число а, делится на с. Пришли к противоречию, значит а — в не делится на с. |
№ задания | 1 команда | 2 команда | 3 команда |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
4 | | | |
1 команда | 2 команда | 3 команда |
25 + 3*4 18 : 3 + 24 8 * 6 +19 | 72 – 16 * 2 90 – 45 : 5 6 * 9 — 38 | (18 + 12) * 7 (21 – 6) * 3 5 * (25 + 47) |
Около правильного ответа ребята должны записать «лишний» пример. Задание 3 (для каждой команды свое). Составить выражение для задачи и найди его значение.
1 команда | 2 команда | 3 команда |
Оля с Дашей пошли в лес за грибами. Оля нашла 28 грибов, а Даша на 15 грибов больше. Сколько всего грибов нашли обе девочки? | В мешке было 50 кг картофеля. Из него брали 9 дней по 2 кг в день. Сколько картофеля еще осталось в мешке? | В классе 25 учеников. Из них после уроков ушли 7 человек, а остальные развились на 3 команды для игры. Сколько человек в каждой команде? |
В этом задании ответы записывают 3 человека из каждой команды. После проверки результатов, командам присваиваются баллы за каждое правильное решение. Максимальное число баллов за это задание – 3. Задание 4 (общее). Найди значение выражения (18 – х) : х для всех х, принадлежащих множеству {1, 2, 3, 6, 9}. При каких значениях х выражение не имеет смысла? Данное задание делают группами по 4 человека. Каждая группа представляет свое решение. За правильный ответ группы команда получает балл. В конце подсчитывают баллы, объявляют победителя. На данном урока у учеников формируются коммуникативные УУД: как взаимодействие, т.е. четко и полно выражать свои мысли, умение работать с разными точками зрения, умение отстаивать свою точку зрения; как кооперация, т.е. умение организовать свою деятельность в группе, умение воспользоваться помощью и подсказками учителя, умение работать без конфликтов, в психологически комфортной обстановке; как условие интериоризации, т.е. грамотное использование языковых средств для решения коммуникативных задач, умение выстроить внутреннюю речь. Следующий фрагмент урока, который мне хотелось бы продемонстрировать – это урок конференция. Тема урока: метод проб и ошибок. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Заранее ребятам дается задание: выдрать и решить задачу методом проб и ошибок. На уроке учащиеся представляют свои задачи. Может быть использованы презентации, подготовленные детьми. В конце урока обсуждаются самые интересные задачи, подводятся итоги. На данном уроке у учеников формируются коммуникативные УУД: как взаимодействие, т.е. умение слушать и слышать других, четко и полно выражать свои мысли; как кооперация, т.е. умение организовать свою деятельность с учителем и сверстниками; как условие интериоризации, т.е. грамотное использование языковых средств для решения коммуникативных задач, умение выстроить внутреннюю речь. Последний фрагмент урока, который я хотела бы представить – это урок взаимного контроля. Тема урока: делимость натуральных чисел. Тип урока: урок — зачет. Учащиеся получают задание: придумать на следующий урок по 10 вопросов на данную тему. На уроке каждому выдается бланк для ответов, в котором он будет отмечать верность ответов. Работа происходит в парах, сначала один является учителем и задает свои вопросы, заполняя бланк, потом учащиеся меняются ролями. Бланк ответов.
Вопрос | Ответ |
1. | |
2. | |
… | |
Если на вопрос ответили правильно, «учитель» ставит «+», если произошла ошибка – «-». После чего подсчитываются результаты. «Настоящий» учитель во время урока контролирует правильность прохождения зачета, делает свои замечания, отвечает на вопросы, является ни сторонним наблюдателем, а непосредственным участником процесса. А если у кого – то нет пары, становится учеником, которому задают вопросы. Причем отвечает на вопросы учитель не всегда правильно, давая возможность, его исправить. На данном этапе урока у учеников формируются коммуникативные УУД: умение работать в парах, умение слушать и слышать, умение отстаивать свою точку зрения, навыки бесконфликтного общения, умение вести диалог; умение оценивать коммуникативные способности одноклассника и свои возможности. На представленных фрагментах я показала частичку своего педагогического опыта, продемонстрировала какими средствами мне удается развивать у детей коммуникативные УУД. Для себя я сделала следующие выводы:
- Нельзя научить общаться без диалога.
- Центром образования является личность ребенка.
- Умение слушать и слышать являются одним из важнейших умений человека.
- В современном мире ребенку необходимы коммуникативные универсальные учебные действия.
- Учитель учит не только предмету, а будущей жизни.