Приёмы формирования основ смыслового чтения на уроках математики
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Назарова Елена Александровна
Чтение зачастую не самое любимое занятие учеников. А пересказ текста всего в один абзац вызывает затруднение. И как следствие наблюдается снижение успеваемости. Всё это свидетельствует, как правило, о несформированности навыков чтения. Чтение в современном информационном обществе носит «надпредметный» характер. Умения чтения относят к универсальным учебным действиям, поскольку составляющие смыслового чтения входят в структуру универсальных учебных действий:
Описание задания: учащимся предлагается в качестве одного из домашних заданий составить инфографику на основе пункта учебника. Выполнение задания предполагает не репродуктивное чтение текста (когда воспринимается лишь общий смысл), а творческое, так как главная роль в этом задании отведена интерпретации прочитанного. Что позволяет качественно усвоить новый материал. Плюс представление информации посредством образов способствует формированию универсальных учебных действий.
Работу по формированию навыков самостоятельного чтения и интерпретации текста необходимо начинать с 5-го класса и проводить в системе. Одним из первых шагов в такой работе должно быть формирование умений задавать вопросы по тексту. «Постановка вопросов к тексту» Цель: овладение приёмом постановки вопросов к тексту, составление плана, схемы, краткой записи. Форма выполнения задания: индивидуальная, групповая, фронтальная. Описание задания: овладение приёмом осуществляется при работе с текстовыми задачами. Учащиеся читают текст задачи и составляют к нему вопросы разных видов. Вопросы можно разбить на две группы: с кратким и развёрнутым ответом, например, «Может …? Было ли…? Верно ли …?» и «Объясните почему…? Предположите, что будет, если …?» или по типам:
Такая работа позволяет не только устанавливать последовательность или комбинацию скрытой в тексте информации, но и выдвигать гипотезы по решению задачи. Тем самым формируются в первую очередь регулятивные универсальные учебные действия. А в сфере развития познавательных универсальных учебных действий формируется умение создавать информационную модель, умение правильно выбирать средства создания модели, а также умение прогнозировать результат. Задача учить понимать, анализировать и истолковывать текст в знакомой и незнакомой познавательной ситуации становится одной из самых актуальных задач современной школы. Но понятие «текст» на современном этапе трактуется широко: он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, схем, карт, таблиц, графиков.
Поэтому особое значение приобретают задания на заполнение таблиц / схем, на основе прочитанного. Работа с деформированным текстом (расположение фрагментов текста в правильной последовательности). Серия заданий представлена на сайте http://learningapps.org/. Нахождение соответствия между утверждениями, картинками, схемами и частями текста. «Геометрика» Цель: обеспечение запоминания и последующего оперирования основными признаками геометрических объектов; развитие таких качеств, как наблюдательность, внимание, аналитическое мышление, умение вырабатывать и реализовывать стратегию. Форма выполнения задания: групповая. Описание задания: по существенным признакам (представленным на карточках одного вида) необходимо определить геометрический объект (представленный на карточках другого вида). При выполнении заданий совершенствуются умения вычленять главное, умения делать умозаключения; умения классифицировать. Задания множественного выбора, в которых необходимо выбирать один из вариантов утверждений, соответствующих / не соответствующих содержанию задания, также развивают навыки чтения. Особое значение имеют задания на различные интерпретации данных. Совершенно очевидно, что развитию способности обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, способствует формирование универсальных учебных действий. Но нельзя забывать, что в процессе обучения ученик должен качественно усвоить огромный объём информации. При этом только хорошо организованная и эмоционально окрашенная информация переходит в качественное знание. Комбинации представленных приёмов способствуют развитию навыков смыслового чтения; умения работать с информацией, представленной в различном виде; умения интерпретировать информацию; умения формулировать тезис, выражающий общий смысл; умения подбирать аргументы; умения устанавливать связь между смысловыми фрагментами. Формирование навыков смыслового чтения – основа развития ценностно – смысловых качеств обучающегося. Качеств, направленных на обеспечение успешной познавательной деятельности на протяжении всей его жизни, поскольку в новых социокультурных и экономических условиях чтение понимается как базовая интеллектуальная технология, как важнейший ресурс развития личности, как источник приобретения знаний, преодоления ограниченности индивидуального социального опыта. Литература
- мотивация чтения, мотивы учения (личностные УУД);
- принятие учебной задачи, оценка информации, понимание содержания (регулятивные УУД);
- организация передачи информации, сотрудничество, отображение предметного содержания (коммуникативные УУД);
- логическое и абстрактное мышление, концентрация внимания, объём словаря (познавательные УУД).
Описание задания: учащимся предлагается в качестве одного из домашних заданий составить инфографику на основе пункта учебника. Выполнение задания предполагает не репродуктивное чтение текста (когда воспринимается лишь общий смысл), а творческое, так как главная роль в этом задании отведена интерпретации прочитанного. Что позволяет качественно усвоить новый материал. Плюс представление информации посредством образов способствует формированию универсальных учебных действий.
Работу по формированию навыков самостоятельного чтения и интерпретации текста необходимо начинать с 5-го класса и проводить в системе. Одним из первых шагов в такой работе должно быть формирование умений задавать вопросы по тексту. «Постановка вопросов к тексту» Цель: овладение приёмом постановки вопросов к тексту, составление плана, схемы, краткой записи. Форма выполнения задания: индивидуальная, групповая, фронтальная. Описание задания: овладение приёмом осуществляется при работе с текстовыми задачами. Учащиеся читают текст задачи и составляют к нему вопросы разных видов. Вопросы можно разбить на две группы: с кратким и развёрнутым ответом, например, «Может …? Было ли…? Верно ли …?» и «Объясните почему…? Предположите, что будет, если …?» или по типам:
Простые | Что…? Где…? Какой…? … |
Уточняющие | Верно ли что …? |
Интерпретирующие | Почему…? Зачем …? |
Практические | Где в жизни вы могли … наблюдать? |
Оценочные | Чем отличается … от …? |
Творческие | Что бы изменилось в …, если бы …? |
Такая работа позволяет не только устанавливать последовательность или комбинацию скрытой в тексте информации, но и выдвигать гипотезы по решению задачи. Тем самым формируются в первую очередь регулятивные универсальные учебные действия. А в сфере развития познавательных универсальных учебных действий формируется умение создавать информационную модель, умение правильно выбирать средства создания модели, а также умение прогнозировать результат. Задача учить понимать, анализировать и истолковывать текст в знакомой и незнакомой познавательной ситуации становится одной из самых актуальных задач современной школы. Но понятие «текст» на современном этапе трактуется широко: он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, схем, карт, таблиц, графиков.
Поэтому особое значение приобретают задания на заполнение таблиц / схем, на основе прочитанного. Работа с деформированным текстом (расположение фрагментов текста в правильной последовательности). Серия заданий представлена на сайте http://learningapps.org/. Нахождение соответствия между утверждениями, картинками, схемами и частями текста. «Геометрика» Цель: обеспечение запоминания и последующего оперирования основными признаками геометрических объектов; развитие таких качеств, как наблюдательность, внимание, аналитическое мышление, умение вырабатывать и реализовывать стратегию. Форма выполнения задания: групповая. Описание задания: по существенным признакам (представленным на карточках одного вида) необходимо определить геометрический объект (представленный на карточках другого вида). При выполнении заданий совершенствуются умения вычленять главное, умения делать умозаключения; умения классифицировать. Задания множественного выбора, в которых необходимо выбирать один из вариантов утверждений, соответствующих / не соответствующих содержанию задания, также развивают навыки чтения. Особое значение имеют задания на различные интерпретации данных. Совершенно очевидно, что развитию способности обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, способствует формирование универсальных учебных действий. Но нельзя забывать, что в процессе обучения ученик должен качественно усвоить огромный объём информации. При этом только хорошо организованная и эмоционально окрашенная информация переходит в качественное знание. Комбинации представленных приёмов способствуют развитию навыков смыслового чтения; умения работать с информацией, представленной в различном виде; умения интерпретировать информацию; умения формулировать тезис, выражающий общий смысл; умения подбирать аргументы; умения устанавливать связь между смысловыми фрагментами. Формирование навыков смыслового чтения – основа развития ценностно – смысловых качеств обучающегося. Качеств, направленных на обеспечение успешной познавательной деятельности на протяжении всей его жизни, поскольку в новых социокультурных и экономических условиях чтение понимается как базовая интеллектуальная технология, как важнейший ресурс развития личности, как источник приобретения знаний, преодоления ограниченности индивидуального социального опыта. Литература
- Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ А. Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2011.
- Бунеева Е. В. Технология работы с текстом в начальной школе и в 5–6 классах / Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова // Образовательные технологии. Сб. материалов. – М.: Баласс, 2008.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. сост. Е. С. Савинов – М.: Просвещение, 2011.