Влияние процедуры эксперимента на результат выполнения интеллектуального теста
На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Влияние процедуры эксперимента на результат выполнения интеллектуального теста
Влияние процедуры эксперимента на результат выполнения интеллектуального теста |
Лекции и практикум по психологии — Психодиагностика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Занятие. Влияние процедуры эксперимента на результат выполнения интеллектуального теста Вводные замечания При обсуждении результатов применения той или иной психодиагностической методики, как правило, не анализируется содержание эксперимента, в ходе которого получены эти данные, в том числе, проводилась ли эта методика отдельно или в составе пакета методик. В последнем случае немаловажно, какие методики и в каком количестве составляли психодиагностический пакет, каков порядок методик, какова общая продолжительность психодиагностического эксперимента и т.д. Ряд авторов (В.Н. Дружинин, А.Н. Поддьяков) отмечает, что при проведении психодиагностического эксперимента сама процедура тестирования, в частности, вид деятельности, предшествующий выполнению теста, может существенно повлиять на результат исследования. Особенно это касается тестов, диагностирующих когнитивную сферу и способности человека: насколько переключение с одного вида интеллектуальной деятельности на другой скажется на эффективности второго вида деятельности. Например, при переходе от дивергентного мышления к конвергентному, возможно, индивиду потребуется перестройка мыслительных процессов, что может сказаться на результате эксперимента. Объект исследования: результат выполнения теста Равена выборкой испытуемых (студентов вуза). Предмет исследования: влияние процедуры психодиагностического эксперимента (предварительного выполнения заданий на дивергентную продуктивность) на результат выполнения теста Ра-вена испытуемыми. Цель исследования: изучить особенности влияния процедуры психодиагностического эксперимента на результат выполнения теста Равена студентами. Гипотеза: У студентов, которые перед выполнением теста ППМ Равена выполняли задание «Закончи рисунок» теста Торренса, по сравнению с их однокурсниками, выполнявшими ППМ Равена без предварительного выполнения заданий на дивергентную продуктивность результат выполнения ППМ Равена окажется ниже, а время, затраченное на выполнение ППМ Равена, будет больше. Порядок работы 1.Подберите выборку студентов (30–40 человек одного направления подготовки и курса обучения) и обследуйте её с помощью методики СПМ Д. Равена (см. занятие 10.2). У каждого испытуемого зафиксируйте время выполнения теста. Сводная таблица результатов обследования должна иметь вид табл. 4.1.1. 2.Разбейте выборку на две подгруппы (ЭГ – экспериментальная группа и КГ – контрольная группа) таким образом, чтобы между ЭГ и КГ не существовало статистически значимых различий по результату и времени выполнения теста СПМ Равена. Для проверки статистической значимости различий используйте критерий Манна-Уитни (см. приложение 1 к занятию 4.1). Распределение студентов по полу в ЭГ и КГ также не должно иметь статистически значимых различий. Проверка производится с помощью углового преобразования Фишера (см. приложение 2 к занятию 4.1). 3.Через 2–4 недели после первичного обследования проведите повторное обследование студентов ЭГ, в ходе которого сначала предложите испытуемым выполнить тест «Закончи рисунок» Е.П. Торренса (см. занятие 11.2), а затем тест ППМ Д.Равена (приложение 3 к занятию 4.1). Тест «Закончи рисунок» проводится с ограничением времени 10 минут. Тест «Продвинутые прогрессивные матрицы» Д.Равена проводится без временных ограничений, но с фиксацией времени выполнения. Сводная таблица результатов повторного обследования должна иметь вид табл. 4.1.1. Таблица 4.1.1. Сводная таблица результатов первичного обследования
В тот же период проведите повторное обследование студентов КГ, в ходе которого предложите испытуемым выполнить тест ППМ Д. Равена (см. приложение 3 к занятию 4.1). Тест «Продвинутые прогрессивные матрицы» Д. Равена проводится без временных ограничений, но с фиксацией времени выполнения. Сводная таблица результатов повторного обследования должна иметь вид табл. 4.1.2. Таблица 4.1.2. Сводная таблица результатов повторного обследования
4. Проведите сопоставление результатов и времени выполнения ППМ Д. Равена у студентов ЭГ и КГ. Сделайте выводы о влиянии на результативность и время выполнения интеллектуального теста предшествующего выполнения заданий на дивергентную продуктивность. Приложения к занятию 4.1 1. Статистический критерий Манна-Уитни Критерий Манна-Уитни предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо количественно измеренного признака. Данные должны быть измерены по порядковой или интервальной шкале. Выборки должны быть несвязными. Объёмы выборок ni и п2 могут не совпадать. Порядок вычисления критерия f/Манна-Уитни: Таблица 4.1.3. Критические значения U-критерия Манна-Уитни для уровней статистической значимости р = 0,05 и р = 0,01 и объёмов сопоставляемых выборок 2 ≤ щ≤ 20, 3 ≤ п2 ≤ 20
Критерий ф* предназначен для оценки различий между процентными долями двух выборок по частоте встречаемости определённых значений признака, которые могут определяться как количественно (результат выполнения теста, превышающий определённый балл), так и качественно (выбор определённого пункта анкеты, категория респондентов и т.п.). Обозначим объёмы сопоставляемых выборок n и n2, а число испытуемых в каждой выборке, показавших интересующий нас результат, соответственно nх и n2 . Условия применения критерия ф*: Таблица 4.1.4. Нижние границы объёмов сопоставляемых выборок
|