Метод анкетного опроса | Обучение и развитие детей

Метод анкетного опроса

На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Метод анкетного опроса
Метод анкетного опроса
Лекции и практикум по психологии — Психодиагностика
Занятие. Метод анкетного опроса

Вводные замечания

Метод анкетного опроса применяется при изучении субъективных состояний людей, мотивации, мнений и отношения к событиям. Анкетой называется перечень стандартизированных вопросов с возможными вариантами ответов или без них, которые подаются респонденту в печатном виде. Опросы имеют большие преимущества перед другими вербально-коммуникативными методами, поскольку позволяют получить информацию от большого количества респондентов в сжатые сроки. Достоверность полученных данных обеспечивается научной обоснованностью тщательностью выполнения основных этапов проведения анкетного опроса:

– подготовительный (определение целей и задач исследования, формулировка вопросов и составление анкеты);

– оперативный (реализация процедуры сбора информации с помощью разработанных анкет);

– результирующий этап обработки и анализа полученных данных.

Для проверки обоснованности и надёжности данных, полученных в результате анкетного опроса, а также для повышения достоверности и более глубокой интерпретации данных анкетный опрос рекомендуется комбинировать в одном исследовании с интервью

(для интервью отбирается, как правило, 5–6 % респондентов) и с наблюдением.

Анкета заполняется респондентом самостоятельно, поэтому принцип работы с анкетой должен быть простым и понятным. Надежность данных существенно зависит от конструкции вопросов, которые подразделяются на открытые и закрытые.

Открытые вопросы (свободная форма ответа) позволяют выявить доминанту мнений, оценок, настроений: люди отмечают те стороны явлений или говорят о том, что волнует их больше всего, о том, что доминирует в их сознании. Но самое главное, как отмечает В.А. Ядов [100], состоит в том, что, реагируя на вопрос без подсказки вариантов ответа, люди лучше проявляют особенности своего повседневного, обыденного сознания, свой образ мыслей.

Закрытые вопросы позволяют более строго интерпретировать ответ. Рамки соотнесения оценок и суждений определяются здесь набором единых для всех опрошенных вариантов ответа. Исследователь имеет более надежные основания, чем при открытых вопросах, сопоставлять данные в равных условиях. Кроме того, существует возможность измерить интенсивность оценок, шкалируя их по каждому варианту.

Используют также полузакрытый вариант, в котором оставляется линия для дополнительных комментариев и замечаний.

Важно отвести должное место для комментария и уточнений. Если в анкете не предусмотрено достаточное место для ответов на открытый вариант вопроса, он не работает.

2. Формулируя варианты ответов, следует помнить три важных правила, подтверждаемых экспериментальными исследованиями:

– отвечающий на вопрос чаще выбирает первые варианты ответа, реже – последующие. Поэтому первыми должны быть наименее вероятные варианты ответа;

– чем длиннее вариант ответа, тем меньше вероятность его выбора, так как для усвоения смысла требуется больше времени, а респондент не склонен его тратить. Поэтому подсказки должны быть примерно равной длины;

– чем более общий (абстрактный) характер вариант ответа, тем меньше вероятность его выбора. Поэтому все варианты ответов следует выдерживать на одном уровне конкретности (например, спрашивая об отношениях в коллективе, уточнить: «в Вашем коллективе в данное время»).

3.Нельзя комбинировать несколько идей в одной фразе, например: «работа интересная и хорошо оплачивается». Лучше перечислить оба признака и предложить оценить их значимость по шкале интенсивности.

4.Все возможные варианты ответов должны быть отпечатаны на одной странице, чтобы респондент мог охватить их одним взглядом.

5.Нельзя печатать всю серию положительных вариантов ответа подряд и следом за нею – серию отрицательных, или наоборот. В этих случаях мнение навязывается самой последовательностью предложенных вариантов.

6.Список предложенных ответов иногда бывает столь обширным, что опрашиваемые устают по мере продвижения к его концу и с последними группами суждений работают менее внимательно, чем с первыми, или же начинает действовать сила инерции в ответах. В таком случае В.А. Ядов предлагает расчленить список на три блока и предложить части опрашиваемых блокировку в одной последовательности, остальным группам – в другой. Например, перечисляются рубрики газеты (всего 21 наименование), и опрашиваемые должны ранжировать их в шкалах от «постоянно читаю» до «не читаю вообще». Разобьем список из 21 наименования на три части: (а) от 1 до 7, (b) от 8 до 14 и (с) от 15 до 21. Часть обследуемых получит список в последовательности (abc), другая – (bса), третья – (acb), четвертая – (cba), пятая – (bас) и шестая – (cab). Смещения ответов, связанные с различным уровнем внимания к началу и концу списка, будут погашаться по закону больших чисел.

Установлено, что у некоторых людей обнаруживается эффект монотонного «за» или «против» реагирования («галло эффект»). Такие люди, ответив «да» на первый вопрос, отвечают «да» и на второй, и на третий, и так до 4–5 монотонных «да» или «нет» в случае однотипных вопросов. Это явление психологической ригидности. Чтобы уберечься от искажения данных такого рода, используют прием под названием вопросы-«глушители». Перемежают однотипные вопросы другими, отличными от них по содержанию. Иногда для такой цели используют вопросы, единственное назначение которых – отвлечь внимание, устранить монотонность.

7.Ограничения количества выбора вариантов ответа могут быть жесткими и нежесткими. Это зависит от программной цели вопроса и его смысла.

8.Важную роль выполняет вариант, предполагающий возможность уклониться от ответа на закрытый вопрос: «трудно сказать», «затрудняюсь ответить», «не помню», «не знаю». Наличие такого варианта ответа там, где она явно предполагается содержанием вопроса, способствует более добросовестного отношения к опросу.

На пилотажном этапе изучения проблемы, когда исследователю трудно предусмотреть все варианты ответов на вопросы, лучше включать в анкету открытые вопросы.

На последующих этапах исследования большинство вопросов следует делать закрытыми и полузакрытыми, что существенно облегчит дальнейшую обработку полученных данных и их анализ.

Прямые и косвенные вопросы. В прямом варианте вопроса предусмотрен ответ, который следует понимать в том же смысле, как его понимает опрашиваемый. Ответ на косвенный вопрос предполагает расшифровку в ином, скрытом от респондента смысле.

Наиболее распространенный способ замены прямых вопросов косвенными – перевод из личной формы в безличную. Так, вместо личного прямого вопроса: «Как Вы считаете» – задают косвенный, безличный: «Некоторые полагают, что… Какие суждения, по Вашему мнению, наиболее справедливы?». Ожидается, что опрашиваемый выберет те суждения, которых он сам придерживается. Такая форма вопроса употребляется для выявления мнений, расходящихся с общепринятыми, а также, если вопрос носит личный характер.



Основные принципы построения анкеты

1.Программная логика вопросов не должна быть смешиваема с логикой построения анкеты. Опросный лист строится под углом зрения психологии восприятия опрашиваемого. Учет особенностей восприятия респондентом текста анкеты – ведущий принцип, из которого следуют и все другие требования к ее построению.

2.Учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории как с точки зрения стилистики формулировки вопросов, так и с точки зрения обшей структуры опросного листа. Например, при опросах рабочих вряд ли разумно пространно объяснять научные цели проводимой работы. Лучше подчеркнуть ее практическую значимость. Опрашивая же экспертов, следует указать и практические, и научные цели исследования.

3.Одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию. Например, если сначала поставить вопрос об уровне удовлетворенности какой-то деятельностью и ее условиями (труда, быта и т.п.), а затем – вопросы на оценку частных особенностей деятельности (удовлетворенность содержанием работы, заработком, бытовым обслуживанием и прочее), то общие оценки будут влиять на частные, снижая (или, напротив, повышая) их независимо от специфики того или иного аспекта обшей ситуации. Наблюдается, с одной стороны, стремление респондента психологически оправдать общую оценку и, с другой стороны, усиленное действие эффекта «эха» (галло-эффект), т.е. многократного повторения одной и той же оценки, отнесенной к общей группе проблем.

В таком случае следует частные вопросы ставить первыми, обобщающий – в конце соответствующего «блока», предваряя фразой: «А теперь просим Вас оценить в целом, в какой мере Вы удовлетворены … своей нынешней работой… условиями жизни» и т.д. Оценка частных условий труда, быта и прочее предваряет общую, заставляет респондента более ответственно подойти к итоговой оценке, помогает разобраться в собственных настроениях [100].

4.Смысловые «блоки» опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то «блока» неизбежно сказывается на качестве ответов по другим смысловым «блокам».

5.Распределять вопросы по степени трудности следует следующим образом. Первые вопросы должны быть более простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные), затем – еще сложнее (мотивационные), потом – спад (снова событийные, фактологические) и в конце – наиболее сложные вопросы (один–два), после чего – завершающая «паспортичка» (данные, которые испытуемый сообщает о себе).

Последовательность смысловых разделов анкеты, как правило, должна быть следующей.

A.Введение, в котором указано: кто (организация или научное учреждение) и для чего проводит опрос, как будут использованы данные; если требуется по содержанию вопросов – гарантия анонимности информации, инструкция по заполнению анкеты и способе ее возврата.

Б. Вступительные вопросы выполняют две функции: заинтересовать респондента и максимально облегчить ему включение в работу. Поэтому в начале текста не должны присутствовать трудные или беспокоящие вопросы. Наиболее удобны для этой цели вопросы сугубо событийного содержания. Трудные вопросы, поставленные в начале, могут отпугнуть, и это приведет к отказу участвовать в опросе. Открытые вопросы, требующие пространных комментариев, располагают ближе к середине анкеты; как контроль, они разрешаются и в конце, но не более одного-двух. Наиболее острые или интимные вопросы располагают в последней трети листа.

B.Заключительные вопросы по содержанию темы должны быть относительно нетрудными, так как надо учесть, что, работая с анкетой, люди постепенно утомляются. Здесь хороши шкалы оценок и другая информация в закрытых вариантах.

Г. «Паспортичка» (демографические сведения, которые испытуемый сообщает о себе: пол, возраст и т.д.) является последним смысловым блоком анкеты. Она лаконична, не требует особого напряжения и свидетельствует о завершении опроса.

Д. Обычно в заключение выражается благодарность за сотрудничество в проведении опроса. Часто это повторная благодарность, так как во введении пишут: «Заранее благодарим Вас за сотрудничество».

Верстка анкеты должна отвечать требованиям простоты и удобства работы и для опрашиваемого и для кодировщика. Номер вариантов ответа должен включать номер вопроса и через точку – порядковый номер варианта ответа. Такая кодировка вопросов и вариантов ответа присваивает уникальный номер каждому пункту ответа, легка для восприятия респондентов и защищает от ошибок при оцифровке.

При проведении пилотажной апробации анкеты исследователь сначала тщательно анализирует сконструированный опросный лист по всем тем критериям, представленным выше, затем размножает его в 25–30 экземплярах, которые и испытываются на опытной группе респондентов. Эта группа представляет микромодель планируемой выборки с выделением крайних значений ее параметров: полярных уровней образования, мужчин и женщин, других особенностей, существенных для представительности выборки. Правила подбора выборки для осуществления пилотажной апробации анкеты идентичны правилам подбора выборки стандартизации в ходе разработки строгоформализованной психодиагностической методики.

Порядок работы

1.Используя результаты проведения фокус-групп (см. занятие 3.1), определите тематику основных блоков вопросов анкеты.

2.Сформулируйте вопросы в соответствии с последовательностью смысловых разделов анкеты. Желательно каждый вопрос представить в нескольких вариантах формулировки (прямых и косвенных), которые затем обсуждаются.

Вопросы с закрытой формой ответа должны включать наряду с определёнными неопределённую форму ответа, а также свободный (открытый) вариант ответа на вопрос.

3.После обсуждения выберите окончательные варианты вопросов и пунктов ответов на каждый вопрос и с учётом изложенных выше рекомендаций сформируйте анкету и проведите её вёрстку.

4.Внимательно вычитайте анкету на предмет выявления опечаток. Особое внимание обратите на правильность нумерации вопросов и вариантов ответов. Отпечатайте 25–30 экземпляров анкеты.

5.Проведите пилотажную апробацию анкеты на студентах другой группы. Подготовьте электронную таблицу для ввода результатов анкетного опроса (см. приложение к занятию 3.2).

6.Просмотрите все анкеты и внесите результаты каждого испытуемого в подготовленный шаблон. Подсчитайте количество испытуемых, отметивших каждый вариант ответа, и постройте графики (в соответствии с образцом, представленным на рис. 3.2.1). В отдельный документ скопируйте все ответы на вопросы с открытой формой и по возможности сгруппируйте их.

 

Рис. 3.2.1. Образец графика распределения ответов на вопрос анкеты «Планируете ли Вы связать свою профессиональную деятельность c атомной энергетикой?»

7. Проанализируйте распределение ответов на вопросы. Оцените, какие вопросы «работают», а какие – нет, и их нужно переформулировать или заменить.

8.Обратите внимание на содержание ответов испытуемых на вопросы с открытой формой. Если многие из них являются однотипными, то в анкету необходимо добавить соответствующий вариант ответа. Если открытый вариант ответа на вопрос в подавляющем большинстве оставлены пустыми, то, возможно, они не нужны. Если пустыми оставлены строчки открытого вопроса, то, как вариант, следует откорректировать инструкцию и/или технологию проведения опроса, обратив внимание испытуемых на необходимость написать ответ на этот вопрос.

9.После работы над коррекцией анкеты подготовьте вариант анкеты для массового обследования.

10.Отчёт должен включать описание всех проведённых этапов

разработки и апробации анкеты, анализ качества вопросов (с графиками), мотивированное обоснование коррекции анкеты и её окончательный вариант.

Приложение к занятию 3.2. Оцифровка и первичный анализ результатов анкетного опроса c помощью электронных таблиц Excel

Первоначально следует подготовить шаблон обработки анкет, указав в верхней строчке таблицы номера вопросов и варианты ответов. Удобно залить определённым цветом столбцы, относящиеся к одному вопросу. Пример шаблона представлен на рис. 3.2.2.

В процессе обработки заполняются все ячейки. Объединение ячеек недопустимо. В ячейку ставится 1, если респондент отметил соответствующий вариант ответа. В противном случае в ячейку ставится 0. Если вопрос содержал открытую форму ответа, весь ответ вносится в ячейку.

После того, как таблица заполнена, для того чтобы посчитать частоту тех или иных ответов в выборке, достаточно просуммировать значения данного столбца.

Дальнейший анализ данных проводится с использованием методов первичной математической обработки и статистического анализа данных, которые подробно изложены учебном пособии «Методы психолого-педагогической оценки» [38].

Рис. 3.2.2 Пример шаблона обработки анкет в программе Excel

Источник: Леонова Е. В. Эмпирические методы психологического исследования: Учебное пособие. – М.: НИЯУ МИФИ, 2014. – 324 с.