Вариативные программы и технологии всеобуча родителей | Обучение и развитие детей

Вариативные программы и технологии всеобуча родителей

На главную Работа с родителями Программы для родителей Вариативные программы и технологии всеобуча родителей
Вариативные программы и технологии всеобуча родителей
Работа с родителями — Программы для родителей
ВАРИАТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ И ТЕХНОЛОГИИ ВСЕОБУЧА РОДИТЕЛЕЙ

Программа «Родительский лекторий»

Программа «Родительский университет»

Программа «Учимся вместе»

Программа «Материнская школа»

Программа «Семейная гостиная»

Программа «Школа семейной духовной культуры»

Программа «Клуб молодой семьи»

Программа «Клуб молодой семьи»

Программа «Семейный клуб»

Программа «Телефон доверия «Учитель-родитель»

ВВЕДЕНИЕ

Воспитание как процесс целенаправленного формирования личности осуществляется под воздействием социальных институтов, ведущее место среди которых занимает семья.

Именно семья в наибольшей мере подвержена влиянию реформаторских социальных изменений, поскольку их результаты непосредственно отражаются на ее экономическом благосостоянии, стабильности и воспитательном потенциале. В условиях колоссальных изменений во всех сферах жизни общества семья должна изменить свою традиционную функциональную стратегию, и, прежде всего, в воспитании. Но исторический опыт показывает, что в периоды социальных перемен именно институт семьи проявляет консерватизм, инертность в принятии новых парадигм и тем самым в условиях всеобщих изменений сохраняет стабильность, преемственность старых представлений, образцов и норм.

Таким образом, семья в силу своей традиционности не может гибко перестроить свою воспитательную среду. Но преодоление этой объективной реальности не предусматривает времени для длительного приспособления, требует идеологии воспитания, адекватной современным условиям.

Изменения социальной реальности в России меняют воспитательные ориентиры подготовки ребенка к самостоятельной жизни. Остановимся на основных, четко проявившихся взаимосвязях новых социальных условий и новых ориентиров воспитания в семье.

1. Переход к рыночной форме хозяйствования вызвал у семьи потребность воспитания у ребенка новых качеств: предприимчивости, расчетливости, практичности.

2. Признание приоритетным в обществе принципа первичности интересов индивида выводит семью на воспитание на основе приоритета личных интересов над общественными, в противоположность социалистической ориентации на приоритет интересов государства, общества.

3. Рыночная экономика, модернизация системы образования превратили семью практически в единственный воспитательный социальный институт, несущий ответственность за вхождение детей в самостоятельную жизнь. Школа все больше ограничивается задачами трансляции знаний, несмотря на усилия в обществе сохранить ее воспитательные традиции. Семье необходимо предусматривать все аспекты формирования личности ребенка, к чему большинство родителей просто не готовы.

4. Новые рыночные условия вызвали к жизни новые ориентации воспитания, позволяющие «выжить в рынке» – раннюю профессиональную ориентацию и профподготовку ребенка; формирование осознанного отношения детей к себе как самоценности, несущей определенный образ жизни, стремящейся к определенному социальному положению. Идеология воспитания хорошего человека требует принципиального дополнения ориентацией на профессиональное и социально-статусное положение в обществе с рыночными отношениями.

5. Конкурентоспособность индивида, его дееспособность объективно продиктовали ценность здоровья и здорового образа жизни. Из мимолетной моды «новых русских» этот принцип превратился в воспитательную ориентацию, в том числе, в семье. Отсутствие традиции здорового образа жизни во многих российских семьях, а главное – экономическая несостоятельность зачастую превращают эту ориентацию в детское требование, невыполнимое для родителей.

6. Открытие всех видов коммуникативных барьеров социалистической эпохи диктует особые задачи воспитания, связанные с формирование устойчивости к отрицательному влиянию средств массовой информации, к негативному отношению к употреблению наркотических и токсических веществ. Поколение родителей оказалось не готово к такому активному «штурму» их детей. Агрессивное наступление информации, несущей ориентацию на возможный беспредел поведения, включая насилие, убийство, сексуальный разврат, обыденное употребление наркотиков не имеет противодействия в семье, не входит в круг ее воспитательных задач, ограничиваясь зоной запретов, наказаний, ограничений и лишений.

7. Экономическая дифференциация семей неизбежно оказала влияние на неравенство стартовых экономических условий детей. Во многих семьях проявилась реальная потребность в труде детей. Традиционную гиперопеку детей, самообслуживающий труд сменяет детский труд, пополняющий семейный бюджет или обеспечивающий личный расходы детей, а также включающий детей в семейное хозяйство или предпринимательские усилия родителей. Семье необходимо в сложившуюся систему образования, отдыха, досуга своих детей правильно встроить труд. Но в условиях экономической несостоятельности многих семей детский труд из средства социализации ребенка превращается в открытую семейную эксплуатацию, закрывающую дверь в детство.

8. Активное социальное реформирование активизировало криминализацию общества, а также распространение различных идеологически окрашенных движений, культов, сект. Это превратило социальную среду в потенциально опасную для развития ребенка как в плане угрозы его жизни, так и в связи с возможностью его вхождения в различные социальные объединения и движения. Семье необходимо предпринимать воспитательные меры, усиливающие защиту ребенка от подобных рисков, обеспечивающие его социальную устойчивость к таким рискам. Это новые задачи для традиций семейного воспитания в России.

9. Кардинальные изменения образа жизни, вызванные вхождением демократической культуры однозначно ставят требование изменения устоев семейной жизни, построенной на однозначных приоритетах старших членов семьи над младшими, первичности авторитета и власти отца, зависимости детей. Демократизация семейных и родовых отношений – самое консервативное звено общества, с одной стороны, предотвращающее его резкий развал в условиях кризиса, но с другой стороны, тормозящее формирование демократического опыта подрастающих поколений.

Таким образом, на первый план семейного воспитания в качестве обязательного условия вышел принцип демократизации родственных отношений, рассмотрения детей как полноправных членов семьи, имеющих права и обязанности в соответствии со своим возрастом.

Нарушенная система семейных отношений, прежде всего в плане воспитательной недееспособности в реализации новых задач формирования личности приводит к нарушению прав ребенка, его притеснению, вплоть до насилия.

Представим наиболее распространенные виды семейного насилия над детьми, обоснованные по результатам ряда социологических исследований:

· различные избиения и так называемое физическое притеснение;

· морально-нравственные запреты, ограничения, унижения, лицемерие, ложь по отношению к детям, вызванные неспособностью родителей строить отношения с детьми и воспитывать их;

· игнорирование родителями интересов ребенка, которые не соответствуют представлениям взрослых, пренебрежительное отношение к труду знакомых и друзей, отрицательные оценки интересов и действий ребенка вне дома, пренебрежение взглядами и интересами ребенка, наказания за привычки, перенятые из подростковой и молодежной среды, а не от взрослых;

· отсутствие условий, необходимых для жизни (ограничения и запреты в питании, медико-санитарном обслуживании, покупке крайне необходимых вещей, отсутствие условий для учебы);

· нарушение сексуальных норм в семейном кругу как в общении с детьми, так и через демонстрацию родителями супружеской неверности.

Анализ проявления перечисленных видов нарушений условий безопасного развития детей показывает, что они проявляются в основном на почве конфликтов со взрослыми членами семьи.

В результате подобных конфликтов дети оказываются вне семьи, составляют население, несущее угрозу безопасности общества.

Деструктивные изменения в семейных отношениях привели к тому, что ежегодно увеличивается на 100 тыс. количество социальных сирот при живых родителях; около 300 тыс. детей рождаются матерями-одиночками; все больше детей рождается с аномалиями в развитии. Растет армия беспризорных и безнадзорных детей, которые нигде не работают, не учатся и совершают ежегодно более миллиона правонарушений, за которые более 100 тыс. осуждаются за преступления. Серьезную проблему представляет безнаказанность подростков. Почти половина ранее судимых подростков являются условно осужденными или имеющими отсрочку приговора.

В начале 1990-х годов этим детям было 3–5 лет. Сейчас они находятся в расцвете преступной карьеры. Пройдя путь от притеснений, насилия, оскорблений, побоев в семье, они усвоили азы криминального поведения как способа противодействия, избрали криминальные группировки, а не семейную атмосферу.

Нарушенная система семейных отношений формирует и другую группу проблем детей: детский суицид, бегство из дома, уход в религиозные секты, неформальные асоциальные объединения, агрессивное и жестокое поведение. Для таких детей семья сыграла травмирующую роль или не смогла защитить их индивидуальность от отрицательного социального воздействия.





ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И УПРАВЛЕНИЕ ИМ

Быстрые изменения социально-культурной, технологической и экономической среды выдвигают новые требования к воспитательному процессу. Назрела необходимость перехода учебно-воспитательного процесса на новый качественный уровень, придания ему системного, комплексного характера, так как в рамках традиционных подходов и методов трудно обеспечить личностно-ориентированные воспитание и образование. Закон РБ «Об образовании» и положения международной Конвенции о правах ребенка позволяют совершенствовать гуманистические традиции в системе воспитания. В качестве главной задачи определяется становление саморазвивающейся и самоопределяющейся творческой личности. Современное общество остро нуждается в таких качествах, как духовность, творение красоты, поиск истины, стремление делать добро, сопричастность судьбе Отечества, забота о природе, профессиональная компетентность, предприимчивость, упорство в достижении цели, гражданская ответственность за основные события своей жизни, забота о своих близких, об их и своем здоровье. Среди факторов, выступающих на первый план в воспитательном процессе формирования личности, обладающей такими качествами, выдвигается интеграция школы и семьи в современных условиях. Такой подход содействует гармонизации отношений между всеми детьми школы, а также между детьми и взрослыми, формирует между школьниками, учителями и родителями партнерские отношения, создает условия для получения ими опыта делового конструктивного взаимодействия.

Однако существует ряд проблем во взаимодействии школы и семьи. Во-первых, весьма сложными на сегодняшний день оказались отношения социума с семьей и школой. Многие проблемы семьи и школы становятся социальными, а не только воспитательными, педагогическими, что означает необходимость совместной деятельности многих общественных институтов в воспитательном процессе.

Во-вторых, в настоящее время часто наблюдаются деформации внутрисемейных отношений, происходит отчуждение детей от родителей. Такой эмоциональный разрыв ведет к психолого-педагогическому дисбалансу в семье между старшим и младшим поколениями, что требует пристального внимания и своевременной помощи со стороны опытных педагогов и психологов школы. Ответственность семьи перед обществом за воспитание подрастающих поколений в силу многих социальных факторов сегодня оставляет желать лучшего. Причина невысокого качества семейного воспитания – в системном, всеохватывающем кризисе современной семьи. Данные государственной статистики о детской преступности, проституции, наркомании, токсикомании, детском алкоголизме, росте числа подростков, зараженных венерическими заболеваниями и ВИЧ-инфекцией – тревожные свидетельства явного неблагополучия в семейном воспитании, известной утраты контроля за поведением детей со стороны родителей. Однако школа не всегда готова предоставить семье компетентную профессионально-педагогическую поддержку в вопросах коррекции детско-родительских отношений из-за реального отсутствия подготовленных специалистов.

В-третьих, в обществе происходит обострение не только социально-экономических, экологических, демографических, но и социально-психологических проблем. Оно связано с усугублением межличностных, межгрупповых конфликтов, межнационального противостояния. Перед школой и семьей возникает необходимость в совместной подготовке молодежи к жизни в поликультурной среде. Важно привить подрастающему поколению чувства взаимопонимания, взаимоуважения, взаимной терпимости.

Особую роль интеграция семьи и школы приобретает в работе с детьми с физическими и психическими нарушениями в развитии; с детьми из неблагополучных семей; детьми, попавшими в экстремальные условия; с семьями участников вооруженных конфликтов; детьми группы риска; реальными и социальными сиротами.

Исходя из обозначенных выше проблем, принцип интегративности семьи и школы проявляется в решении различных задач: осуществляется совместная поддержка и развитие духовно-нравственных и гражданских традиций; воспитываются соответствующие качества личности; разрабатывается модель педагогического взаимодействия семьи и школы с целью личностно-ориентированного воспитания и обучения; ведется совместное проектирование взрослыми (учителями и родителями) и детьми детско-взрослого производства для профессионального самоопределения учащихся и их дальнейшей социализации; создаются и совершенствуются методы диагностики и коррекции воспитательного потенциала семьи, образовательного учреждения и окружающего социума, чтобы улучшить социокультурные условия воспитания. Семья и школа совместно решают вопросы молодежного досуга, детского и юношеского творчества, возрождения народных традиций воспитания, за счет чего формируется позитивное воспитательное пространство.

Совместная деятельность семьи и школы позволяет обеспечить эффекты психического и социального развития учащихся, вывести ребенка из группы «трудных», нормализовать условия его развития, сформировать необходимые психотехнические навыки взаимодействия взрослых и детей, обеспечить социальную адаптацию школьников.

Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм образования. Взаимодействие с родителями – совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости.

Цели родительского образования в школе могут быть значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль родителей как главных союзников школы в ряду других субъектов воспитательного процесса.

Как одна из форм целостного образовательного процесса занятия с родительской аудиторией предполагают постижение родителями азов воспитательного процесса, овладение навыками воспитания и общения с детьми, что невозможно без знакомства с основными законами социологии, психологии и педагогики.

Осознание личностной самоценности ребенка как основы воспитания позволяет также на новом уровне определить систему различных отношений ребенка с окружающим миром, понять их многообразные связи и различия.

Поскольку воспитание невозможно ез четкой системы сформированных нравственных оценок, на занятиях с родителями происходит процесс освоения нравственных принципов воспитания. Причем этот процесс естественно вытекает из специфики родительских отношений с детьми и не всегда нуждается в специальном акцентировании.

Занятия с родителями предполагают изучение психических особенностей личности ребенка как объекта и субъекта воспитательного процесса в семье и школе, что дает возможность установить принципы педагогического взаимодействия между родителями и детьми, родителями и учителями, учителями и учениками.

Таким образом, определяются основные цели и задачи родительского образования в школе:

1) Формировать у родителей восприятие феномена воспитания в семье и школе как социального, психологического и педагогического явления.

2) Содействовать выработке у родителей представлений о единстве и целостности воспитательного процесса в семье и школе.

3) Содействовать формированию у родителей представлений об этапах развития личности ребенка, помочь родителям научиться понимать внутренние законы этого развития, применять полученные знания в процессе воспитания детей в семье, отличать подлинно значимые в воспитании явления от проходящих и незначительных.

4) На основе понимания закономерностей процесса формирования и развития личностных качеств ребенка, содействовать освоению родителей навыками анализа детских поступков, понимания их мотивации.

5) Показать специфическую особенность семейного воспитания.

6) Определить роль и значение родительского воспитания в формировании личности ребенка.

7) Выявить характер и принципы взаимодействия между родителями и детьми, родителями и учителями, учителями и учениками и общие закономерности развития ребенка в процессе такового взаимодействия.

Образованию родителей свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний, этапность, что определяет и специфику форм работы родительского всеобуча, и особенности контингента слушателей и формы проводимых занятий.

Так, например, самым первым этапом родительского образования должен стать дошкольный прогимназический период, когда дети четырех – шести лет только готовятся пойти в школу и, соответственно, к этому непростому переходу от детства к школьной жизни готовятся и их родители. На данном этапе предлагаются такие формы родительского всеобуча как «Материнская школа» и «Клуб молодой семьи». Слушателями в них станут молодые родители, дети которых впервые пойдут в школу. Круг их интересов можно обозначить рядом вопросов:

Какую школу предпочесть? Нужно ли учить читать и писать своего ребенка до школы? Какие методики дошкольного обучения существуют и надо ли их использовать родителям, готовя детей к школе?

Может ли ребенок быстро адаптироваться в коллективе сверстников класса или это следует осуществлять постепенно? Как развивать творческие способности малыша? Каким должен быть режим дня будущего первоклассника, пока он еще не ходит в школу? Как вести себя родителям с постепенно взрослеющим ребенком? На эти и многие другие вопросы помогут найти ответ занятий в «Клубе молодой семьи», и «Семейном клубе», «Материнской школе», в «Консультационной службе».

Родительское образование в средней общеобразовательной школе состоит из трех основных этапов, каждый из которых обладает своей спецификой в зависимости от возраста ребенка и в то же время связан с остальными.

Первый этап – начальное родительское образование (группа родителей учащихся 1-х – 4-х классов). Наиболее динамичной частью жизни, наиболее пластичной в плане созревания как органических, так и психических подсистем является детство. Поэтому, видится, что следует при составлении программ родительского всеобуча подробнее остановиться на характеристике младшего школьного возраста. Данный возраст является стадией активного накопления социального опыта. Маленький человек к этому периоду уже многого достиг в понимании своего места среди людей. Он ориентируется в семейно-родственных отношениях, познает мир через взаимодействие со сверстниками, изучение природной среды, проявляет себя в этом мире, способен сделать нечто доброе, полезное. Мотив «Я хочу» в этом возрасте отходит на второй план, уступая установке «Я должен». Можно говорить, таким образом, с родителями о развитии рефлексивных способностей их детей. Ребенок осмысливает действия других людей, а также оценивает, рассматривает как бы со стороны и свои собственные усилия – рефлексирует. В рефлексии реализуется психическая активность ребенка. Любой, нормально развивающийся ребенок, наряду с естественной потребностью в движении (физической активности) обладает потребностью в познании окружающего материального мира, отношений между людьми, самопознании (психической активности). В младшем школьном возрасте рефлексия существует на фоне переживания таких чувств, как горе, радость, стыд, гордость, вызванных личным поступком. Содержание ее – поиск линии собственного поведения. Приобретенные рефлексивные способности оказывают неоценимую услугу ребенку при разрешении проблемных ситуаций в общении с педагогами и сверстниками в новых условиях, когда важнейшим обстоятельством в жизни ребенка станет поступление в школу.

Родители должны понимать, что, став школьником, ребенок психологически переходит в новую систему отношений с окружающими его людьми. Требования в семье вольно или невольно соотносятся с его индивидуальными способностями, так как близким людям хорошо известны возможности ребенка. В школе требования едины для всех. Новая социальная ситуация проявляется в ужесточении, стандартизации условий жизни ребенка, и, безусловно, является для него стрессовой. В большинстве случаев формировавшаяся в течение всего периода дошкольного детства психологическая готовность к школьному обучению дает возможность приспособиться к новым условиям. Общая сензитивность к воздействию окружающих условий жизни, свойственная детству, содействует развитию адаптационных форм поведения, рефлексии и психических функций. Однако у некоторых детей начинает преобладать тревожное, беспокойное, угнетенное состояние. Появляется устойчивый страх не справиться с предъявляемыми требованиями. Все это отрицательно сказывается на нервной системе маленьких школьников, порождает «уход в болезни». Предотвратить такое развитие событий, не допустить того, чтобы ребенок находился в школе в подавленном состоянии – задача родителей и педагогов в период начальной школы. Учитель и родитель для ребенка, обучающегося в начальной школе, становится не просто значимым взрослым, но «центром вселенной» школьного пространства. И большая удача для детей, если стилем общения между ними и взрослыми будет демократический стиль, подразумевающий дружественное взаимопонимание, сотрудничество, обеспечение активной позиции, нравственных установок ребенка.

Помощником родителя и учителя в гуманистическом воспитании детей на этапе начальной школы выступают такие особенности, как ярко выраженные познавательные потребности и восприятие мира с позиций нравственного сознания. Главная цель на этом этапе родительского образования – заложить навыки совместной учебной деятельности родителей и детей в начальной школе, познакомить родителей с методами, приёмами и формами адаптации младших школьников к условиям школы, дать представление об особенностях физического и психологического развития детей 6-ти -10-ти лет, о методах сохранения психического здоровья детей.

Второй этап – основное общее родительское образование (группа родителей учащихся 5-х – 9-х классов). Именно на этом этапе предполагается освоение специфики семейного воспитания как полноценной составной части единого воспитательного пространства «семья – школа». Воспитательный процесс в основной школе (5-х – 9-х классах) современного среднего общеобразовательного учреждения зависит от множества различных объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов, влияющих на него.

Для достижения максимального эффекта воспитания в этой возрастной группе необходим ряд условий, соблюдаемых родителями и педагогами: во-первых, уважение к личности ребенка, его права на самоопределение, взаимоуважение; во-вторых, расширение прав детей и родителей, тесное сотрудничество школы и учреждений дополнительного образования с семьей; в-третьих, при формировании образовательной политики учебного учреждения, будь то общеобразовательная школа, гимназия или лицей, необходим учет интересов учащихся и родителей, индивидуальный подход к обучению и воспитанию, принцип диалогичности.

Применительно к основной школе цель школьного и семейного воспитания конкретизируется как создание оптимальных условий развития школьников 10-15 лет при переходе от «уровня актуального развития» к «зоне ближайшего развития».

Основная школа как самостоятельный этап жизни учебного сообщества имеет свои особые психолого-педагогические нюансы. Начальная и старшая школа достаточно давно и четко определили основные характеристики учебного содержания, форм и методов образовательного процесса, организации школьной жизни учащихся. Основная школа до сих пор определяет данные характеристики весьма расплывчато. Это связано, прежде всего, с тем, что учащиеся, обучающиеся в основной школе, делятся в силу особенностей подросткового развития, на две группы: младшие подростки (10 – 12 лет) и старшие подростки (12 – 15 лет). Ребенок за пять лет проходит сложный этап понимания и осознания собственного «Я», поиск своей ниши в микросоциуме (чаще всего в среде сверстников) и в отношениях со взрослыми. Путь подростка в основном связан с поиском себя за пределами школьных стен, с самоопределением и развитием самосознания.

Специфика негативных современных дегуманизирующих общественных процессов заключается в снижении жизненного уровня, усилении бездуховности, падении культурно-образовательного уровня значительного количества подрастающего поколения, западнической направленности многих отраслей жизни общества, привитии чуждых ценностей, меркантильности, делячестве, разрушении взаимосвязи и преемственности поколений, исчезновении развитой сети детских, подростковых и юношеских организаций, традиционно обеспечивавших внеучебную деятельность детей. Не менее трагичными признаками последнего десятилетия стали рост наркомании, алкоголизма, жестокости, агрессивности и нетерпимости во взаимоотношениях между людьми. Все это приводит к тому, что современный подросток, в отличие от его ровесника прошлых лет, не стремится завершить образование в 15-16 лет, так как школьники не чувствуют уверенности в завтрашнем дне. Так, например, по данным социологических опросов лишь 10 % москвичей оценивают свою жизнь как успешную, а 8 % молодежи отмечают, что жить сегодня не только сложно, но и терпеть такую жизнь уже невозможно. Поэтому семья и образовательное учреждение обязаны при проектировании своей модели воспитательного процесса учитывать сферы интересов, уже возникших и продолжающих появляться у учащихся 5-х – 9-х классов, чтобы становление личности, ее взросление оказались менее болезненными и более продуктивными. Не случайно многие ученые и педагоги-практики называют этот этап «школой возраста», «школой самоопределения».

При создании воспитательной модели в основной школе предполагается смещение акцентов в ситуации взаимодействия «школа – ребенок»: основой становится личностное развитие детей, а не только и не столько сам учебный процесс, как это было в начальной школе и как будет продолжено в старшей школе. Гипотетически выстраивая модель ученика-подростка, заканчивающего основную школу, педагоги и родители должны стремиться к тому, чтобы он мог найти себя, формировать его ролевую идентичность через предоставление подростку возможности попробовать себя в различных видах деятельности, постепенно вводить его в огромное пространство общечеловеческой культуры, а также развивать ответственность за собственные поступки. В результате реализации такой педагогической позиции взрослых подросток становится способным:

· осознавать себя как личность и индивидуальность, понимать себя в сравнении с другими людьми, позитивно строить свои взаимоотношения с окружающим миром;

· уметь осознанно делать жизненный выбор, осуществлять свои духовные потребности на основе гуманистических принципов, управлять своим поведением;

· стремиться к самосовершенствованию, осознавая необходимость волевого самопринуждения ради достижения идеала и жизненных целей, обладать сознательностью и высоким уровнем самоорганизации.

Условиями достижения этой цели являются: учет специфических особенностей подросткового возраста, ограниченного рамками основной школы, при создании программ учебных курсов и введении (или изъятии) каких-либо учебных предметов, конкретизация содержания обучения и воспитания подростков, нахождение различных форм и методов воспитательной работы с учащимися во время учебной деятельности и за ее пределами.

Исходя из вышеизложенного, главной целью образования родителей учащихся основной школы будет стремление специалистов сформировать у родителей представление о возрастных особенностях личности подростка; дать представление об основных этапах развития личности учащегося 5-9 классов, о месте семейного воспитания на данном этапе развития ребенка; на основе психолого-педагогических знаний раскрыть перед родителями основные законы развития личности подростка как объекта и субъекта воспитания в семье и школе и отличия подросткового возраста от младшего школьного; познакомить родителей с основными понятиями, позволяющими проникнуть в глубину процесса воспитания подростка, вооружить их элементарным инструментарием для осуществления мудрого воспитания подростков.

Третий этап – среднее общее родительское образование (группа родителей учащихся – 10-11 классы).

Старший школьный или ранний юношеский возраст (15-17 лет) особенно важен для формирования мировоззрения и развития самосознания. В этот период жизни человека в различных основных сферах личности происходят существенные изменения, обуславливающие появление личностных новообразований. Так, например, достигается определенный уровень интеллектуального развития, что ведет к переоценке прежнего опыта, идеалов, ценностей. Изменяется по-новому и нравственная сфера старшеклассника. Все старшеклассники сталкиваются с одними и теми же проблемами, но взрослеют они по-разному. Этому способствуют закон неравномерности созревания и развития и наличие принципиально разных типов развития. Важно, чтобы родители осознали тесную связь между половозрастными и личностными особенностями своего ребенка, среди которых особенную значимость приобретают процессы развития самосознания, динамика регуляции образов «Я». По немногочисленным эмпирическим данным, все подростки начинают свое развитие с периода относительно диффузного, расплывчатого «Я», затем проходят стадию «ролевого моратория», завершается же социально-психологическое и личностное самоопределение в 18-21 год, за пределами школы. Поэтому, родители на данном этапе развития своих детей должны знать, понимать и учитывать следующее:

Необходим личностный подход родителей и учителей к каждому старшекласснику; образование и обучение должны быть ориентированны на формирование индивидуального стиля деятельности учащихся.

Необходимо развитие родителем и учителем собственного социально-педагогического мышления.

Центральный психологический процесс юношеского возраста – развитие самосознания, которое пробуждает личность соизмерять все свои стремления и поступки с образом своего «Я». Чем старше, взрослее подросток, тем больше его воспитание превращается в самовоспитание.

Активная жизненная позиция вырабатывается только через самостоятельные поступки и творчество.

Важнейшими социальными потребностями юношества становятся потребности в общении, сопереживании, в обособлении, уединении. Взрослые должны признать, что возрасту старшеклассников свойственны многообразный творческий потенциал, стремление к интенсивному познанию, склонность к мечтанию, ярко выраженная потребность в достижениях. Эти качества определяют решение многих проблем развития самосознания и мировоззрения старшеклассника. Период ранней юности относится к социальной позиции «я в обществе», промежуточному рубежу развития, когда реализуется потребность самореализации. Поэтому родители должны осознавать, что именно у старших школьников под влиянием потребности в самоопределении и подготовленности психики начинается осознание в общих нравственных категориях своего личного опыта и опыта окружающих, начинают вырабатываться собственные, достаточно обобщенные взгляды на мораль. Для школьников-старшеклассников характерна переориентация с управляемого детства к самостоятельной взрослости, развитие нравственного самоконтроля, переход от юношеского идеализма к реальности в оценках и суждениях, выработке четкой линии поведения. Программы родительского всеобуча на этом этапе включают изучение основ процесса личностного самоопределения подростка (развития подросткового самосознания, формирование системы ценностных ориентаций, жизненных планов и др.); составление ценностно-ориентационного портрета современного старшеклассника, по выявлению степени сформированности иерархической структуры ценностей.

Главной целью родительского всеобуча на этом этапе является изучение психолого-педагогических особенностей личности старшеклассника, освоение методов и приемов воспитания в семье и школе, позволяющих ориентировать старшеклассников на профессиональное самоопределение, осознанный профессиональный выбор, подготовить их к гармоничным семейным отношениям и браку.

Отбор материала для всех программ родительского образования подчинен нескольким основным принципам:

1. Родительское образование должно базироваться на изучении психолого-педагогических особенностей личности ребенка, обладающих несомненной знаниевой ценностью для образования родителей.

2. Материал, отобранный для изучения, должен быть доступен родительскому восприятию, соответствовать интересам родителей и возрастным особенностям их детей-школьников.

3. Учебные занятия с родителями должны соответствовать образовательным целям определенного раздела программы, способствовать решению обозначенных в программе задач.

4. Одним из главных принципов родительского образования в средней общеобразовательной школе должен стать принцип вариативности.

Вариативность в образовании родителей, составлении и реализации программ родительского всеобуча реализуется за счет:

· разнообразия форм всеобуча родителей в условиях общеобразовательного учреждения;

· методики проведения учебных занятий, которая зависит от того, какой специалист проводит то или иное занятие, какой основной методический и дидактический принцип положит он в основу своих занятий;

· права выбора руководителя общеобразовательного учреждения той или иной вариативной программы и технологии социально-педагогического сопровождения семей в вопросах воспитания детей;

· ориентации на различные возрастные группы учащихся школы.

Вариативность родительского всеобуча достигается также, благодаря тому, что

· каждый педагог, специалист, собирающийся вести ту или иную форму родительского всеобуча, может из различных предложенных в пособии программ создать собственную авторскую универсальную программу всеобуча для родителей, исходя из потребностей и задач каждого конкретного общеобразовательного учреждения;

· программы допускают сокращение материала для аудиторного изучения (в то же время учитель, имеющий достаточное количество часов для аудиторных занятий, может расширить изучаемый материал, вводя семинары и практикумы);

· поскольку изучение многих учебных курсов в различных школах допускает известное варьирование количества часов, отводимых на образование, программа каждой формы родительского всеобуча построена таким образом, чтобы учитель имел возможность самостоятельно систематизировать предлагаемый программой учебный материал.

Весь корпус учебного материала в программах может быть скомпонован вокруг центральных проблем, распределенных по разделам (классам) для обеспечения последовательности изучения воспитательных явлений, обобщения, закрепления и развития психолого-педагогических знаний родителей.

Так, в 1-м — 4-м классах центральными для родителей являются проблемы адаптации младших школьников (в возрасте от 6-ти до 10-ти лет) к новой для них среде, а также вопросы сохранения психического здоровья ребенка и формирования у младшего школьника навыков учебной деятельности.

В 5-м – 9-м классах на занятиях родительского всеобуча доминируют вопросы изучения специфики среднего школьного возраста (11-ти – 15-ти лет); становления самооценки подростка, особенности проявления стремления к самоутверждению, особенности взаимоотношений подростков в группе и коллективе.

В 10-м и 11-м классах в центре обсуждения на занятиях с родителями проблемы, свойственные старшему школьному возрасту (детям 15-ти – 17-ти лет): профессиональная ориентация, подготовка к семье и браку, социализация и самореализация старшеклассников.

Организация процесса родительского образования в средней общеобразовательной школе возлагается на администрацию образовательного учреждения. Обучение родителей включает в себя ряд этапов. Во-первых, необходимо определить потребности в обучении и ресурсы для его организации. Во-вторых, составить план и программу. Затем – реализация учебной программы и, наконец, оценка результатов.

Перед тем, как переходить к разработке планов и программ обучения, необходимо проанализировать наличие возможностей. Самый дефицитный ресурс – время. Здесь администрации предстоит продумать и решить непростую проблему: сколько времени и когда можно потратить на обучение как самим обучаемым, так и тем, кто проводит занятия.

Затем определяются цели обучения. Под ними понимается конкретный и измеримый результат, определенный во времени, а также соответствующий возможностям и потребностям родителей. Таким образом, руководитель школы (директор) и его заместители: по учебно-воспитательной, воспитательной работе, социальной защите детства, по научно-методической работе – на начальном этапе организации системы родительского образования должны четко определить: Что? Как? Зачем? будет преподаваться родителям.

Как же построить систему эффективного обучения родителей? Каким требованиям оно должно отвечать?

Образование родителей на базе средней общеобразовательной школы должно быть ориентированным на актуальные проблемы жизни семьи и ее взаимодействия со школой. Родители обязательно должны понимать его задачи и цели. Образование родителей должно проходить в активных формах. Наибольший эффект достигается тогда, когда обучение соединено с решением практических задач воспитания детей. К активным формам такого обучения можно отнести родительские педагогические мастер-классы и мастерские, организуемые самими родителями, демонстрирующими передовой опыт семейного воспитания. Обучение должно сопровождаться мотивирующим контролем и вознаграждением за успехи. С этой целью администрация образовательного учреждения должна продумать, как поддержать стремление родителей к новым знаниям и применению их на практике воспитания детей.

Существует еще одна проблема: наличие специалистов, ответственных за проведение обучения и контроль за его результатами. Для успешной организации обучения нужны люди, которые будут проводить эту работу. Это могут быть классные руководители определенных классных параллелей, председатель методического объединения классных руководителей, заместители директора по воспитательной работе и по социальной защите детства, руководители консалтинговых служб школы (психологи, логопед, медики-специалисты).

Формы проведения занятий родительского всеобуча могут быть самыми разнообразными: лекции, семинарские занятия, конференции, «круглые столы», «мозговые штурмы», деловые игры, экскурсии, индивидуальные беседы и консультации. Следует особо подчеркнуть, что отдельные вариативные программы и технологии социально-педагогического сопровождения семей в вопросах воспитания детей могут использоваться в общеобразовательной школе только в определенный период развития учащихся, который интересует их родителей («Клуб молодой семьи», «Материнская школа»). Другие программы, например, «Родительский университет», «Семейный клуб», «Родительский лекторий», «Консультационная служба», «Семейная гостиная» и т.п. существуют и развиваются на протяжении нескольких лет, возможно в течение всего времени обучения ребенка.

За управление процессом родительского всеобуча обычно отвечают директор и его заместители по учебно-воспитательной работе. Как же оценить результаты обучения родителей и дальнейшие его перспективы?

Особая роль при любой форме организации родительского всеобуча отводится социологическим опросам, анкетированию и тестированию учащихся, педагогов и родителей. Нужно регулярно проводить социологические и психологические исследования и изучать уровень достижений учеников. Богатый материал по данным этих исследований поможет администрации школы понять необходимость коррекции движения в общей воспитательной работе (при формировании учебных программ, курсов всеобуча родителей, при осмыслении, на какую поддержку родителей можно рассчитывать). Родители и педагоги совместно должны мотивировать выбор формы обучения, потребности в специализированном обучении, определить восприятия учащимися особенностей школы и семьи как микросоциумов (это можно выявлять путем анкетных опросов).

На следующем этапе консалтинговыми службами школы и классными руководителями составляются социально-демографические характеристики семей учащихся. Глубокое изучение данных, полученных в результате использования стереоскопических опросников, позволит сделать определенные выводы об успешности создания единой формирующей среды в школе и семье, определить ту форму родительского всеобуча, которая для данного учебного заведения является наиболее оптимальной и необходимой.

Выявленные в ходе таких социологических исследований запросы семьи соотносятся с основными направлениями научно-педагогического поиска школы в целом (в области воспитания и образования). Формируется коллектив специалистов (включая социального педагога, психологов, логопеда, офтальмологов и других специалистов-медиков), которые могут охватить все возрастные группы учащихся и их родителей специальной и психолого-педагогической диагностикой, а кроме того, компетентно и профессионально работать в дальнейшем с родительской аудиторией.

Психологическая служба школы проводит совместно с родителями диагностику стиля воспитания в семьях, осуществляет на основании полученных данных индивидуальные консультации для родителей (по проблемам взаимоотношений детей и родителей, учеников и учителей, родителей и педагогов) с целью реальной коррекции этих взаимоотношений во время учебных занятий с родителями. Кроме того, психологи школы ежемесячно должны проводить тематические практикумы для родителей, способствующие профилактике и преодолению возникновения психологических и педагогических проблем в семье и школе.

Таким образом, функции школьных консалтинговых служб в процессах образования родителей и интегрирования семьи и школы заключаются в квалификации школьных и семейных проблем; оценке состояния психических процессов ребенка и системы социальных связей, в которых он находится; в овладении экспресс-методиками для диагностики и коррекции семейных отношений.

Для проведения занятий с родителями составляется график занятий (расписание) с утвержденным директором школы определенным днем недели и временем проведения занятия для каждой избранной формы родительского всеобуча (ответственный за составление расписания занятий родительского всеобуча – заместитель директора по учебно-воспитательной работе). Для индивидуальных бесед и консультаций педагогов и специалистов различных школьных служб можно выделить другие дни недели. Консультационные часы также образовывают сетку расписания индивидуальных занятий и консультаций с родителями. Обо всех изменениях в расписании занятий и консультаций родителям сообщается на занятиях или в индивидуальном порядке. Проводить обучение надо в удобное для родителей время, не допуская дополнительных перегрузок.

Такие формы родительского всеобуча, как родительский университет или родительский лекторий предполагают написание родителями зачетных работ: рефератов по обсужденной проблематике или развернутых рецензий на одну из прослушанных лекций (цикла лекций).

По окончании курса занятий родители получают удостоверение утвержденного администрацией школы и вышестоящими учебно-методическими организациями (окружным методическим центром, окружным управлением образования) образца.

Такая система взаимодействия школы и семьи позволяет реально осуществлять гуманистические личностно-ориентированные подходы в целостном воспитательном процессе.