Программа "Учимся вместе" | Обучение и развитие детей

Программа "Учимся вместе"

На главную Работа с родителями Программы для родителей Программа "Учимся вместе"
Программа "Учимся вместе"
Работа с родителями — Программы для родителей
Индекс материала
Программа «Учимся вместе»
Тема 1. Почему приходится учиться вместе с детьми
Тема 2. Общаться с малышкой. Как?
Тема 3. «Учимся играть вместе»
Тема 4. За годом год – развитие
Тема 5. Отдыхаем и здоровеем всей семьей
Тема 6. Родительские радости
Тема 7. Родители и дети
Тема 8. Позитивное воспитание
Тема 9. Семья и личность
Тема 10. Родители как психотерапевты
Тема 11. Обучаемся дома всей семьей
Тема 12. Всей семьей учимся считать
Тема 13. Воспитываемся всей семьей
Тема 14. Вместе учимся говорить
Тема 15. Вместе учимся читать
Тема 16. Английский учим вместе
Тема 18. Вместе готовимся к школе
Все страницы
Страница 1 из 18ПРОГРАММА «УЧИМСЯ ВМЕСТЕ»

Пояснительная записка

Как бы хорошо ни жили люди, всегда можно сделать что-то, чтобы жить еще лучше. Но этому надо учиться. Поскольку живут вместе взрослые и дети, учиться приходится тоже вместе. Если одни научатся, а другие нет, то изменить жизнь к лучшему не получится.

В последние годы сформировалась устойчивая тенденция к падению качества обучения и воспитания детей и подростков. Это объясняется многими вескими причинами: трудностями переходной экономики, необходимостью перестройки школы и других образовательных учреждений, материальными трудностями в жизни многих семей. Однако мириться с негативной тенденцией в образовании мы не имеем права, поскольку от того, какими мы вырастим наших детей, зависит и их собственное счастье, и успешное развитие общества и жизни в стране. Президент и Правительство уделяют серьезное и подобающее внимание подъему образования в России, но многое зависит и от самих родителей и детей.

Разработанная нами программа направлена на активизацию работы образовательных учреждений, учреждений культуры и органов местного самоуправления с родителями с целью подготовки их к квалифицированному сопровождению становления личности ребенка.

Необходимость разработки новых программ и технологий всеобуча для родителей определяется чрезвычайно сложной обстановкой с воспитанием детей, сложившаяся сейчас в России.

Во-первых, рост девиантного поведения детей и молодежи наблюдается во всем мире и не обходит стороной, разумеется, и Россию. Уже на 45-й Международной конференции по проблемам образования в Женеве в 1996 году Жак Делор, представляя доклад ЮНЕСКО «Образование – скрытое сокровище», обратил внимание на то, что одним из вызовов современного мира является возрастающее число молодых людей, выпадающих из нормальной социальной жизни с отклоняющимся и криминальным поведением. В сентябре 2001 года в Женеве на Международной конференции под эгидой ЮНЕСКО «Образование для всех, чтобы учиться жить вместе» говорилось о прогрессе этого отклонения. Объясняется рост девиантного поведения в мире тем, что основной вектор развития всемирной истории – освобождение человека для повышения производительности, эффективности и качества труда в экономическом секторе. Действительно, товаров становится все больше, а качество их просто удивляет. Однако то, что полезно в производстве, не всегда хорошо в бытовой жизни. Люди не умеют пока, в своем большинстве, правильно пользоваться свободой и часто гибнут от избытка свободы, как это ни парадоксально звучит. Россия существенно отстает от развитых стран и по количеству, и по качеству производимых товаров. Так что ей предстоит «освобождаться» особенно интенсивно, а нашему подрастающему поколению особенно интенсивно страдать от чрезмерной свободы.

Во-вторых, Россия решилась на отчаянное «сальто мортале» в попытке «молниеносно» перейти от централизованной государственной к децентрализованной рыночной экономике за считанные годы. В состоянии перехода от одних ценностей к другим в общественном сознании на какое-то время стремительно рушатся все ценности, а без них невозможны ни адекватное мировоззрение людей, ни разделяемая большинством населения мораль.

В-третьих, время стремительно бежит, и отрицательные следствия всего происходящего в стране стремительно накапливаются, делая с каждым днем борьбу с ними все более безнадежной. Действительно, по разным источникам, в России сейчас от двух до трех миллионов беспризорников, от четырех до пяти миллионов бомжей. Миллионами считаются хронические алкоголики, наркоманы и ВИЧ-инфецированные, десятками миллионов – курильщики и нарушители всех сортов. Сейчас необходимо быть чрезвычайно предприимчивым не только для того, чтобы попытаться быстро разбогатеть, но и просто для того, чтобы элементарно выжить и нормально воспитать своих собственных детей. Нет другого выхода, кроме как локально объединяться тем, кто понимает, что «знание – сила» и что «чудес на свете не бывает». Каждый человек – творец своего счастья и счастья своих детей.

В-четвертых, мы должны уже сейчас готовиться к тому, что и после выхода из переходного периода мы попадем в довольно печальное и весьма устойчивое состояние. К сожалению, имеется все более растущее противоречие между рыночной экономикой и обществом рынка.

В-пятых. Научно доказано, что рыночная экономика не функционирует нормально, а принимает всевозможные формы вроде олигархического правления, в странах, где нет гражданского общества. В России нет гражданского общества, поэтому в России есть олигархи, и будут до тех пор, пока в России не будет гражданского общества. Каждый из нас должен хорошо осознавать, что нет у нас иного пути в «светлое завтра», кроме посильного участия в интегративных общественных процессах с двумя целями – решить наши локальные задачи (например, поставить на нормальную ногу обучение и воспитание собственных детей) и одну глобальную задачу – способствовать зарождению и укреплению гражданского общества в России. Особенностью предлагаемых ниже трех программ является как раз то, что они позволяют решать сразу две эти задачи. Участвуя в них, родители не только научаются помогать своим детям в их нелегком образовательном труде, но и «образуются» сами как активные участники процесса. Резко изменилась ситуация с использованием опыта родителей, вынесенного ими из собственного детства, к обучению и воспитанию нового подрастающего поколения. Все в современном мире так стремительно изменяется, что всякая попытка механического переноса программ и технологий из собственного детства в обучение и воспитание своих детей заканчивается, как правило, плачевно. Поэтому возникает совершенно новая современная задача – заново обучать родителей приемам и методам современного обучения и воспитания их детей. При этом родителям придется смириться с мыслью о том, что не все то, что им кажется уместным в обращении с собственными детьми, на самом деле хорошо. Часто придется просто переучиваться и даже учиться по-новому.

Здесь необходимо подчеркнуть некоторый особенный смысл, который мы вкладываем в понятие «всеобуч для родителей». В старинном понимании имелись в виду всевозможные классные собрания и беседы (часто строгие и весьма назидательные!) школьных учителей и директоров с родителями. Имелось в виду, что происходит это в каждом классе, в каждой школе, в каждом населенном пункте огромной страны, благодаря чему и получалась приставка все в слове «всеобуч». В приводимом ниже тексте мы применяем термин «всеобуч», в основном, к ситуациям, когда «рамки» учебного класса или школы «взорваны», и мы обращаемся действительно ко всей родительской общественности через, например, средства массовой информации или с использованием других информационных технологий, предполагающих возможность всеобщего охвата родителей.

В этом состоит определенная новизна предлагаемого материала.

Контингент: Родители, бабушки и дедушки, иные родственники детей, попечители, молодожены.

Цели и задачи программы: Создать условия для повышения эффективности семейного воспитания, качества семейной жизни. Привить воспитателям детей необходимые знания, умения и навыки. Способствовать рождению и развитию локального гражданского общества.

База работы: Учреждения образования и культуры, где хочется или приходится бывать детям и подросткам. При этом имеется в виду, что, вовлекая в свою образовательную работу родительскую общественность, эти учреждения существенно повышают эффективность своей основной деятельности.

Специфика организации и управления: На стадии организации учебных родительских групп следует убедить их в необходимости самим взрослым учиться для того, чтобы, во-первых, самим нормально жить в условиях быстро меняющихся социально-экономических условий; во-вторых, учить своих детей делать то же самое, но с большей эффективностью. Родители должны понять, что допустят серьезную, скорее даже трагическую ошибку, если отдадут воспитание и обучение собственных детей в чужие руки. Особенностью сегодняшнего жизненного российского уклада является то, что «никто никому ничего не должен». Кроме родителей, которые всё должны своим детям. Чтобы этот свой долг выполнить, родители заново должны, как дети маленькие, всему учиться. Учеба должна быть организована так, чтобы родители постоянно видели от нее практическую пользу. В данной работе велика роль психологов и специалистов по обучению взрослых.

Обоснование основных подходов к выбору содержания:

1. Следует помочь взрослым разобраться в современной социально-экономической ситуации и понять, что они должны делать, как жить, чтобы не только выжить, но и обеспечить позитивное развитие жизни своих семей, детей.

2. Участники родительских групп должны объективно оценить уровень своей готовности к педагогическому сопровождению собственных детей и серьезно приступить к повышению свих знаний, приобретению необходимых умений и навыков.

3. Преподавание должно носить общий характер, но и учитывать индивидуальные особенности родителей и обстановки в их семьях.

4. Обучение должно носить эмоционально положительный характер, внушать людям веру в будущее, оптимизм.

Дидактика: Программы всего курса и каждого отдельного занятия должны быть чрезвычайно простыми, наглядными, идущими от реальной жизни и привычных людям обстоятельств. Следует избегать всякой назидательности. Слушатели должны поверить преподавателям. Понять, что все происходящее делается ради их, родителей, собственной пользы.





Годовой тематический план занятий Родительской школы «Учимся вместе»



№ п/п
Тема

Количество часов

1

Почему приходится учиться вместе с детьми

1,5

2

Общаемся с малышами. Как?

1,5

3

Учимся играть вместе

1,5

4

За годом год — развитие

1,5

5

Отдыхаем и здоровеем всей семьей

1,5

6

Родительские радости

1,5

7

Родители и дети

1,5

8

Позитивное воспитание

1,5

9

Семья и личность

1,5

10

Родители как психотерапевты

1,5

11

Обучаемся дома всей семьей

1,5

12

Всей семьей учимся считать

1,5

13

Воспитываемся всей семьей

1,5

14

Вместе учимся говорить

1,5

15

Вместе учимся читать

1,5

16

Английский учим вместе

1,5

17

Вместе учимся писать

1,5

18

Вместе готовимся к школе

1,5



Предыдущая — Следующая >>