Успешность в обучении | Обучение и развитие детей

Успешность в обучении

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Чернова Надежда Васильевна
Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою творческую жизнь. Ключевые из них, на мой взгляд:
  • как обеспечить успешность в обучении каждого учащегося;
  • как сохранить и укрепить здоровье ребёнка при организации его учебной деятельности;
  • каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего, приобретение учеником социального опыта.
Разрешить поставленную задачу можно, только проектируя такие технологии обучения (в том числе и тьютерские) которые бы предусматривали дифференцированный подход, на индивидуальном (субъективном) уровне. Например, работая в 5 классе на уроке обществознания я использовала технологии «Мудрая Сова», «Торт решений», технология «Дебаты», которые предполагали активное включение ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованной на основе внутренней мотивации, таксономию Блума, которая позволяла классифицировать и систематизировать сложноорганизованные области действительности. Широко использую такие технологии как: кейс-технологию, технологию критического мышления, интерактивные методы (дети их любят, потому что именно здесь приемлема китайская пословица («Скажи мне, я забуду. покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это и это станет моим навсегда»), «час редактора», «Паучок», «Архивариус», «Шесть шляп мышления», «Чистая доска», «Энциклопедист» и др. Главная цель этих педагогических приемов – научить учащихся мыслить, анализировать, выражать и отстаивать свою тоску зрения, самостоятельно давать знания, владеть исследовательскими методами, делать осознанный выбор, представлять результаты своей работы. Великий сказал: «Нет лучшего метода сообщений уму знаний, чем метод преподнесения в возможно более разнообразных формах». Но учащиеся многих классов (в 5-х в том числе) быстро всем овладевают, им становиться скучновато. Талантливые ученики начинают топтаться на одном месте. Поэтому в 6-м классе я пошла по иному пути. Я выбрала актуальными проблемы индивидуализации обучения: содержание, объем материала, время усвоения материала. То есть, если я ставлю акцент на этих аспектах урока, то я добиваюсь, того что каждый ученик обучается индивидуально (в зависимости от уровня способности). То есть одни дети учатся с опережением, у них высвобождается время для углубленного изучения материала по обществознанию (знакомство с великими философами, теориями развития общества) либо дети используют время для других дел (подтягивают другие предметы, проводят время в библиотеке, работают с материалами интернета).

I. Уроки я строю следующим образом:

№ пп

Форма работы

Содержание

Затраты времени

1

Лекция

 

а) Психологический настрой на лекцию

б) Объяснение нового материала

в) Закрепление нового материала

г) Подведение итогов

Человек в социальном измерении. Параграф 1-5

 

   

а) в параграфах

б) в группах

в) индивидуально

 

а) Комментирование услышанного, рефлексия

 

 

2 минуты

 

15 минут



20 минут



3 минуты



II. Далее дается по теме домашнее задание разноуровневые. Дети готовиться и отвечают на «3», на «4» и «5».

III. Сдают на уроке учителю. Кто сдал первый, может приступать к новой теме. Если учитель не успевает принимать материал, то может привлечь, тех кто сдал на «отлично»

IV. а) У каждого ребенка есть свои ИОУП (Приложение1)

б) И у каждого есть оценочный лист

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Критерии оценки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полнота ответа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уверенность в себе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Достоверность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Качество речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование терминов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соблюдение регламента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. В течение I темы проводятся лабораторное занятие.



Этапы лабораторного занятия

Затраты времени (в минутах)

1

Психологический настрой на деятельность

2

2

Групповой контроль выполненных обязательных практических заданий

8

3

Групповое повторение ранее изученного материала

10

4

Сдача тем по индивидуально-ориентировочным учебным планам

25

5

Всего

45

VI. В конце триместра проводиться итоговое тестирование. 

VII. В журнал ставится следующие оценки:

1) Итоговая оценка за ИОУП (среднее арифметическое за все темы ИОУПа

2) Оценка за итоговое тестирование

3) Среднеарифметическое по оценочному листу учащегося класса.

Таким образом, за 9 параграфов учебника (тем ИОУПа) ученик получает три оценки.  

Итоги:

Только индивидуальное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для (продуктивного) продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Это решение – не дань моде, а жизнь, доказавшая, что люди всё-таки рождаться разными.

В чём причина отчуждения ученика от школы – становиться все более очевидным, это отчужденность – закономерное следствие того, что сама школа во многом отчуждена от ученика. Отчуждена тем, что не учитывает его индивидуально-психологических особенностей, почти совсем не считается с его актуальными способностями, с его потребностями и устремлениями. Работа по индивидуальным образовательным маршрутам ликвидирует эти отчуждения.