Условия, источники и движущие силы психического развития. Проблема возраста и возрастная периодизация (практикум)
На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Условия, источники и движущие силы психического развития. Проблема возраста и возрастная периодизация (практикум)
Условия, источники и движущие силы психического развития. Проблема возраста и возрастная периодизация (практикум) |
Лекции и практикум по психологии — Возрастная психология | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2: Условия, источники и движущие силы психического развития. Проблема возраста и возрастная периодизация (6 часов) Вопросы для обсуждения:
Перечислите особенности возрастного кризиса: 1. Главные изменения при кризисе внутренние А. Гезелла. Найдите упоминания о схеме организации исследования и методах изучения детского развития, использованных А. Гезеллом. «Я хорошо помню доктора Гезелла. Впервые мы с ним встретились в Нью Хайвене, когда я был еще ребенком: меня, 10-месячного малыша, мама принесла тогда на очередной осмотр в его лабораторию. Доктор Гезелл всегда охотно разговаривал с мамой обо мне, много расспрашивал и одновременно записывал в свою тетрадку все, что она рассказывала ему. Как только мы появлялись в лаборатории, меня помещали под какой-то стеклянный купол и вокруг начиналась невообразимая суматоха. Мне не было видно, что все эти люди в белых халатах делали там, снаружи, зато они наблюдали все, что происходило под куполом, но об этом я тогда не догадывался. Мне разрешали играть в самые разные красивые игрушки, а когда я научился говорить, стали задавать мне массу вопросов. Я был одним из сотен малышей, которых изучали в Йельской детской поликлинике, организованной доктором Гезеллом в 1911 году. Теперь мне ясно, что те долгие беседы доктора Гезелла с мамой были построены по типу интервью: он задавал вопросы – сначала просто о моем самочувствии, а потом, когда я пошел в школу, о моем поведении и успехах, а мама подробно отвечала на них. Все мои игры записывались на кинопленку (кинокамера была прикреплена к металлическим частям стеклянного купола. Эти игры и вопросы представляли собой серии тестов, предназначенных для выяснения всех изменений, которые происходили со мной от посещения к посещению знаменитой поликлиники доктора Гезелла» (Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1992. С. 36-37). 3. Приведите примеры сензитивности на разных возрастных этапах: Возрастной период Пример сензитивности
1. Приведите поговорки, пословицы, притчи о стадиальности жизненного пути человека …………………………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………………………. 2. Прочитайте произведение Д.И. Фельдштейна «Психология развивающейся личности», опишите уровни развития личности в онтогенезе. …………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………. .………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………. 2. Заполните таблицу, характеризуя основные периодизации возрастного развития человека (отечественных и зарубежных психологов)
Тестовые задания для самопроверки 1. Принято выделять несколько типов периодизации, к какому из них относится периодизация Д.Б. Эльконина: а) периодизация по внешнему признаку б) периодизация по внутреннему признаку в) периодизация по нескольким существенным признакам 2. Построение периодизации развития на основе одного внешнего критерия: а) для периодизации В. Штерна б) для периодизации П.П. Блонского в) для периодизации Л.С. Выготского г) для периодизации Д.Б. Эльконина
б) дошкольный возраст в) младший школьный возраст 5. Построение периодизации развития на основе нескольких существенных внутренних критериев характерно: а) для периодизации З. Фрейда б) для периодизации В.Штерна в) для периодизации Д.Б. Эльконина г) для периодизации П.П. Блонского 6. Определите фамилию американского психолога, который в США в начале 20 века различал два вида наследственности в развитии человека – биологическую и социальную: а) У. Уотсон б) К. Роджерс в) А. Маслоу г) Г. Болдуин 7. Основой взглядов Л.С. Выготского является: а) теория поэтапного формирования б) теория умственных действий в) теория деятельности г) культурно-историческая теория д) генетическая теория 8. Назовите фамилию русского психолога (19 в.), который понимал развитие человека как диалектику внутренних (субъектных) и внешних (объектных) свойств а) А. Вессель б) Б. Лесгафт в) В. Пирогов г) Г. Ланге д) Д. Басов 9. Назовите фундаментальную работу Э. Эриксона, в которой изложена суть его эпигенетической концепции: а) «Детская психология» б) «Детство и общество» в) «Педагогическая антропология» 10. Кто из отечественных психологов сделал ряд важных заключений о психологии детского возраста, наблюдая за развитием двух своих сыновей-близнецов? а) А. Мухина б) Б. Холодная в) В. Лисина г) Г. Обухова 11. Сколько ступеней выделения субъективности человека выделяет В.И. Слободчиков? а) 2 б) 5 в) 8 г) 4 12. Сколько ступеней детского развития выделяет в своей теории К. Бюллер а) 3 б) 4 в) 6 г) 9 13. В каком веке появилась французская генетическая психология? а) 20 б) 19 в) 18 г) 17 14. В каком году в России А.П. Нечаевым была создана первая лаборатория по экспериментальному изучению психологии детей в условиях их обучения и воспитания? а) 1901 б) 1920 в) 1970 г) 1952 15. С конца каких годов 19 в. в России изучение психологических проблем детства стало систематическим? а) 70 б) 80 г) 60 д) 50 Темы для самостоятельной исследовательской работы
Движущие силы психического развития, наследственность, природная реальность, реальность социального пространства, среда, социальный фактор, природный фактор, онтогенез, филогенез, сензитивные периоды, ведущая деятельность, высшие психические функции, возраст, возрастная периодизация, социальная ситуация развития, зона актуального развития, зона ближайшего развития, возрастные новообразования развития, кризисный период развития, критерии периодизации. Источник: Возрастная психология : рабочая тетрадь / О.Б. Дарвиш, Г.Г. Эрнст. – Барнаул : АлтГПУ, 2015. – 100 с. Рецензент: Свиридов А.Н., кандидат педагогических наук, профессор Алтайского государственного педагогического университета |