Психологические особенности развития ребёнка в младшем школьном возрасте (Практикум)
На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Психологические особенности развития ребёнка в младшем школьном возрасте (Практикум)
Психологические особенности развития ребёнка в младшем школьном возрасте (Практикум) |
Лекции и практикум по психологии — Возрастная психология | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Психологические особенности развития ребёнка в младшем школьном возрасте (4 часа) Вопросы для обсуждения
1. Какова роль учителя в становлении самооценки и уровня притязаний младшего школьника? 2. Как происходит усвоение норм и форм поведения в младшем школьном возрасте? 3. Заполните таблицу
2. Серёжа был достаточно развитым мальчиком. К моменту поступления в школу он мог читать, считать, знал много стихов. Несмотря на то, что Серёжа пошёл в школу с большой радостью, с первых дней учёбы он стал нарушать школьную дисциплину: вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя. Мальчик стал получать плохие отметки. Проанализируйте данную ситуацию. Что послужило причиной неуспехов Серёжи в школе? 3. Родители решили подготовить Иру к школе. Иногда отец просил рассказать стихотворенье, решить несложные, на его взгляд, задачи. Ира неуверенно отвечала, ошибалась, а отец сердился на неё: «Как же ты будешь учиться в школе? Тебе будут ставить двойки!» С тревогой девочка ждала первого школьного дня. Ей не хотелось идти в школу. Результаты сказались быстро. Через неделю Ира отказалась идти в школу. Проанализируйте психическое состояние девочки и причины её неуспеха. …………………………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………….. ………………………………………………………………………………………………….. ………………………………………………………………………………………………….. ………………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………………. Тестовые задания для самопроверки 1. Доминирующей психической функцией в младшем школьном возрасте становится: а) мышление б) внимание в) память г) восприятие 2. Самооценка младшего школьника в основном определяется: а) отношением к нему учителя б) успехами в учении в) оценками, которые он получает г) все ответы верны 3. Ведущая деятельность по Д.Б. Эльконину в младшем школьном возрасте: а) учебная б) общественно-полезная в) интимно-личностные отношения г) все ответы правильны 4. В поведении младший школьник ориентируется чаще всего на моральные суждения и оценку действий: а) родителями б) учителем в) сверстниками 5. Эмоциональная стабильность младшего школьника определяется в первую очередь: а) игровой деятельностью б) деятельностью в сфере труда в) учением 6. Учитель является для ребенка носителем: а) хороших отметок б) общественного знания в) положительных эмоций г) норм и правил поведения в обществе 7. Новообразованием младшего школьника является: а) чувство взрослости б) открытие «Я» в) мотивы достижения успеха и самоконтроль 8. Благодаря любви и заботе, эмпатии близких людей и учителя у младшего школьника формируется: а) адекватная самооценка б) чувство незащищенности в) низкий уровень притязаний 9. Составными компонентами готовности к школе являются: а) интеллектуальная готовность б) личностная готовность в) социально-психологическая готовность г) все ответы верны 10. Кризис семи лет связан: а) с появлением нового системного образования-«внутренней позиции» б) с физическими изменениями в организме ребёнка в) с негативным отношением к учению 11. В начале обучения у младшего школьника преобладает внимание: а) произвольное б) непроизвольное в) послепроизвольное 12. В начале обучения у младшего школьника преобладает мышление: а) наглядно-действенное б) наглядно-образное в) логическое 13. Первоклассники воспринимают учебную отметку как: а) наглядно-действенное б) наглядно-образное в) логическое 14. Центральными для младшего школьника выступают отношения с: а) родителями б) одноклассниками в) учителем 15. Приведите в соответствие возрастной период развития и ведущую деятельность:
Готовность к школе, волевая готовность, интеллектуальная готовность, личностная готовность, психологическая готовность к школе, «школьная зрелость», внутренний план действий, детская непосредственность, мотивы учения, структура учебной деятельности, социальная ситуация развития, учебная деятельность, учебная задача, учебные операции, отметка, оценка, наглядно-образное мышление, интеллектуальная рефлексия, смысловая память, теоретический тип мышления, компенсаторная мотивация, мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудачи, самооценка, самосознание, уровень притязаний, чувство компетентности. Сформулируйте психологические рекомендации для родителей первоклассников Источник: Возрастная психология : рабочая тетрадь / О.Б. Дарвиш, Г.Г. Эрнст. – Барнаул : АлтГПУ, 2015. – 100 с. Рецензент: Свиридов А.Н., кандидат педагогических наук, профессор Алтайского государственного педагогического университета |