Психологические особенности развития ребёнка в младшем школьном возрасте (Практикум) | Обучение и развитие детей

Психологические особенности развития ребёнка в младшем школьном возрасте (Практикум)

На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Психологические особенности развития ребёнка в младшем школьном возрасте (Практикум)
Психологические особенности развития ребёнка в младшем школьном возрасте (Практикум)
Лекции и практикум по психологии — Возрастная психология
Психологические особенности развития ребёнка в младшем школьном возрасте (4 часа)

Вопросы для обсуждения

  1. Готовность к школьному обучению. Виды готовности.
  2. Диагностика уровня готовности ребёнка к школе.
  3. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте.
  4. Кризис семи лет.
  5. Адаптация ребёнка в школе.
  6. Развитие личности младшего школьника (эмоционально-потребностная сфера, мотивационная сфера, самосознание).
  7. Мотивация учебной деятельности младшего школьника: специфика, виды и развитие.
  8. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте.
  9. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте.
  10. Структура учебной деятельности.
Задания для самостоятельной работы

1.
Какова роль учителя в становлении самооценки и уровня притязаний младшего школьника?

2. Как происходит усвоение норм и форм поведения в младшем школьном возрасте?

3. Заполните таблицу



Познавательный процесс
Особенности развития в течение периода

Уровень развития к концу периода

Ощущение

 

 

Восприятие

 

 

Внимание

 

 

Память

 

 

Воображение

 

 

Мышление

 

 

Речь

 

 

Психолого-педагогические практические задачи 1. Учительница первого класса старалась активизировать учебную деятельность учащихся на уроке. Она стремилась, чтобы ее уроки проходили живо и эмоционально. Когда кто-то из учащихся тянул время с ответом, она нетерпеливо прерывала его и спрашивала других. Постепенно класс разделился на очень активных, быстрых учеников и пассивных, медлительных. Среди пассивных оказался Петя, который нередко заикался во время ответа. Учительница сразу делала выводы: «Садись, не выучил». Проанализируйте данную ситуацию. Дайте оценку взаимоотношений учителя и учеников.

2. Серёжа был достаточно развитым мальчиком. К моменту поступления в школу он мог читать, считать, знал много стихов. Несмотря на то, что Серёжа пошёл в школу с большой радостью, с первых дней учёбы он стал нарушать школьную дисциплину: вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя. Мальчик стал получать плохие отметки.

Проанализируйте данную ситуацию. Что послужило причиной неуспехов Серёжи в школе?

3. Родители решили подготовить Иру к школе. Иногда отец просил рассказать стихотворенье, решить несложные, на его взгляд, задачи. Ира неуверенно отвечала, ошибалась, а отец сердился на неё: «Как же ты будешь учиться в школе? Тебе будут ставить двойки!» С тревогой девочка ждала первого школьного дня. Ей не хотелось идти в школу. Результаты сказались быстро. Через

неделю Ира отказалась идти в школу.

Проанализируйте психическое состояние девочки и причины её

неуспеха.

………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………….

  1. Алёна училась в первом классе с большим удовольствием и когда приходила домой, то рассказывала почти всё то новое, что услышала от учительницы. Как-то Бабушка Алёны возразила ей, сказав, что учительница неправильно объяснила им на природоведении причину появления тумана. Алёна прокричала, что бабушка ничего не понимает и не знает, и заплакала. Бабушка пожаловалась родителям на невоспитанность девочки. Чем вызвана столь бурная реакция девочки и права ли бабушка? …………………………………………………………………………

    …………………………………………………………………………

    …………………………………………………………………………

    …………………………………………………………………………

    …………………………………………………………………………

    …………………………………………………………………………
  2. Учительница в первом классе не ставила детям отметки, а рисовала в тетрадках грустные или весёлые смайлики. Дети были довольны, но мама одного из учеников возмутилась и потребовала ставить её сыну в журнал бальные отметки. Она считала, что учитель балует детей и не даёт выделиться лучшим ученикам. Права ли мама ученика? Аргументируйте ответ.
…………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………….

 

Тестовые задания для самопроверки

1. Доминирующей психической функцией в младшем школьном возрасте становится:

а) мышление

б) внимание

в) память

г) восприятие

2. Самооценка младшего школьника в основном определяется:

а) отношением к нему учителя

б) успехами в учении

в) оценками, которые он получает

г) все ответы верны

3. Ведущая деятельность по Д.Б. Эльконину в младшем школьном возрасте:

а) учебная

б) общественно-полезная

в) интимно-личностные отношения

г) все ответы правильны

4. В поведении младший школьник ориентируется чаще всего на моральные суждения и оценку действий:

а) родителями

б) учителем

в) сверстниками

5. Эмоциональная стабильность младшего школьника определяется в первую очередь:

а) игровой деятельностью

б) деятельностью в сфере труда

в) учением

6. Учитель является для ребенка носителем:

а) хороших отметок

б) общественного знания

в) положительных эмоций

г) норм и правил поведения в обществе

7. Новообразованием младшего школьника является:

а) чувство взрослости

б) открытие «Я»

в) мотивы достижения успеха и самоконтроль

8. Благодаря любви и заботе, эмпатии близких людей и учителя

у младшего школьника формируется:

а) адекватная самооценка

б) чувство незащищенности

в) низкий уровень притязаний

9. Составными компонентами готовности к школе являются:

а) интеллектуальная готовность

б) личностная готовность

в) социально-психологическая готовность

г) все ответы верны

10. Кризис семи лет связан:

а) с появлением нового системного образования-«внутренней позиции»

б) с физическими изменениями в организме ребёнка

в) с негативным отношением к учению

11. В начале обучения у младшего школьника преобладает внимание:

а) произвольное

б) непроизвольное

в) послепроизвольное

12. В начале обучения у младшего школьника преобладает мышление:

а) наглядно-действенное

б) наглядно-образное

в) логическое

13. Первоклассники воспринимают учебную отметку как:

а) наглядно-действенное

б) наглядно-образное

в) логическое

14. Центральными для младшего школьника выступают отношения с:

а) родителями

б) одноклассниками

в) учителем

15. Приведите в соответствие возрастной период развития и ведущую деятельность:



1. Младенчество
а) Учебная деятельность

2. Ранний возраст

б) Эмоциональное общение со взрослыми

3. Дошкольный возраст

в) Учебно-профессиональная деятельность

4. Младший школьник

г) Эмоциональное общение со сверстниками

5. Подростковый возраст

д) Сюжетно-ролевая игра

6. Ранняя юность

е) Предметно-манипулятивная деятельность

Темы для самостоятельной исследовательской работы

  1. Индивидуальные особенности адаптации к школе.
  2. Психологические особенности шестилетних первоклассников.
  3. Психологические особенности дружбы в младшем школьном возрасте.
  4. Развитие нравственности в младшем школьном возрасте.
  5. Проблема работы с одарёнными детьми. Диагностика одарённости и индивидуальный подход.
Терминологический тезаурус

Готовность к школе, волевая готовность, интеллектуальная готовность, личностная готовность, психологическая готовность к школе, «школьная зрелость», внутренний план действий, детская непосредственность, мотивы учения, структура учебной деятельности, социальная ситуация развития, учебная деятельность, учебная задача, учебные операции, отметка, оценка, наглядно-образное мышление, интеллектуальная рефлексия, смысловая память, теоретический тип мышления, компенсаторная мотивация, мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудачи, самооценка, самосознание, уровень притязаний, чувство компетентности.

Сформулируйте психологические рекомендации для родителей

первоклассников

Источник: Возрастная психология : рабочая тетрадь / О.Б. Дарвиш, Г.Г. Эрнст. – Барнаул : АлтГПУ, 2015. – 100 с.

Рецензент: Свиридов А.Н., кандидат педагогических наук, профессор Алтайского государственного педагогического университета