Ученическое самоуправление в классе. Продолжение | Обучение и развитие детей

Ученическое самоуправление в классе. Продолжение

На главную Работа с пед. коллективом психолога в школе Просвещение, консультации для педагогов Ученическое самоуправление в классе. Продолжение
Ученическое самоуправление в классе. Продолжение
Работа психолога с педагогическим коллективом — Просвещение, консультации для педагогов

Виды общественных поручений

Различают поручения коллективные и индивидуальные, постоянные и временные, эпизодические, сложные по содержанию и простые. Принципиально важны в настоящее время групповые поручения, дающие ощущения причастности к коллективному делу, побуждающие активность ребенка.

По степени общественной значимости можно разделить поручения на несколько групп:

Первая – поручения, связанные с заботой о школе, с делами детского общественного объединения.

Вторая – поручения, выполняемые вне школы, в т.ч. по месту жительства.

Третья – поручения, выполняемые в классе.

По степени и сложности организационного характера можно выделить:

  • поручения исполнительского характера;
  • поручения, требующие определенных способностей (рисовать, фотографировать и т.д.);
  • поручения творческого характера, которые предполагают способность придумать, разработать, сделать что-то нестандартно;
  • поручения, связанные с руководством группой (класс, группа младших школьников, совет дела и т.д.);
  • поручения инструктивного характера, когда надо учить других.
Выбор и распределение поручений определяются необходимостью конкретного коллектива учащихся, задачами воспитания личности ребенка, наличием различных видов деятельности.

По содержанию деятельности различаются следующие индивидуальные и коллективные поручения: общественно-политического характера, социально значимой и трудовой направленности, учетные, спортивно-игровые, организационные. (Приложение 1).

В развитии системы самоуправления в классе большое значение имеет выполнение принципов, предъявляемых к работе с активом, институтом уполномоченных.

Принципы демократичности и выборности: выдвижение актива для избрания в органы самоуправления на основе общественного мнения. Суть принципа выборности состоит не в том, чтобы проголосовать за выдвигаемую кандидатуру, а дать ей объективную характеристику, тем самым высказать доверие.

Принцип сменяемости: А.С.Макаренко указывал на три основных фактора его соблюдения: чтобы не было завышенной самооценки у актива, чтобы возложенные на учащегося обязанности не стали ему в тягость, чтобы дать возможность каждому пройти школу руководителя, организатора, исполнителя. Данный принцип предполагает не отстранение учащегося, а смену деятельности, перемещение с одной роли на другую, обеспечение новых функций в коллективе.

Принцип отчетности: правильно организованная отчетность способствует развитию личности, является средством самооценки моральных качеств. Отчетность необходимо рассматривать как систематический метод стимулирования социальной активности и не сводить ее к разовым формам.

Принцип гласности: способствует информированности коллектива о работе органов самоуправления, выполнении общественных поручений. Здесь важно анализировать работу всех членов актива и информировать о ней всех учащихся.

Чтобы ребенок чувствовал постоянную ответственность перед коллективом и знал свои права и обязанности, возможно вручение активистам наказов, памяток, советов в организации выполнения поручения.

Пути привлечения учащихся к самоуправленческой деятельности

Одна из тенденций развития ученического самоуправления – увеличение числа детей и подростков, принимающих участие в организации жизни класса. Это осуществляется разными путями:

  • постоянное расширение сферы деятельности коллектива класса;
  • расширение прав и обязанностей органов самоуправления;
  • постепенное расширение связей с другими коллективами (как в школе, так и за ее пределами);
  • изменение способов привлечения учащихся к выполнению организаторских функций;
  • изменение характера отношений в коллективе;
  • изменение позиции педагога в организации деятельности коллектива и др.
Подлинное самоуправление – это стиль жизни конкретного коллектива. Помогают создать этот стиль:

коллективное планирование;

организация в классе временных советов дел (бригад, штабов, групп), предназначенных для подготовки и проведения конкретных дел;

поочередное выполнение обязанностей дежурного командира, председателя и секретаря собрания;

коллективный анализ и оценка всех проведенных дел;

регулярные самоотчеты учащихся о выполнении поручений.

Отдельные пути и формы работы,

которые ставят ребенка в позицию активного участника самоорганизации деятельности

Коллективное планирование – один из путей привлечения всех учащихся к самоуправлению. Процесс планирования включает всю методику активизации индивидуальной активности учащихся и разнообразные формы:

  • конкурс на лучшее предложение в план;
  • обсуждение проектов плана, разработанных микрогруппами;
  • анкета по изучению мнений ребят;
  • коллективный творческий конкурс;
  • тематические задания по планированию микрогруппам;
  • публичная защита проектов и предложений;
  • час вопросов и ответов;
  • разведка полезных дел;
  • создание банка идей и предложений;
  • аукцион форм работы;
  • ОДИ «Поиск»;
  • Деловые игры «Импульс», «Дом, который построим мы» и др.
В процессе планирования ребята учатся анализировать, сравнивать, принимать решения, что является необходимым условием развития социальной активности школьников.

Разработка модели самоуправления

Включение ребят в процесс разработки модели самоуправления в классе, обсуждение путей совершенствования организации жизнедеятельности класса, повышения роли самоуправленческой деятельности учащихся. С этой целью можно использовать такие формы и методы, как анкетирование, работу тематического центра, конкурс сочинений «Самоуправление, в котором я хотел бы участвовать», сочинения «Я и наш класс», КТД «Самоуправление: конкурс проектов», трибунарий, дискуссионная трибуна «Самоуправление: миф или реальность», технология «Мастерская будущего» и другие.

Примерная анкета для учащихся

  • Как ты понимаешь слово «самоуправление»?
  • Каким, на твой взгляд, оно может быть в классе?
  • Какова роль, по твоему мнению, классного руководителя, учителя в ученическом самоуправлении?
  • Какие вопросы может решать совет класса?
  • Как ты думаешь, что могут организовать ребята класса самостоятельно?
  • Какое поручение в классе ты хотел бы выполнять?
  • Твои предложения в организации жизнедеятельности класса.
Технология «Мастерская будущего»

(по С.К.Кашлеву)

Цели: содействие развитию ценностных ориентаций, приобретению учащимися опыта творческой деятельности, осуществление моделирования путей совершенствования жизнедеятельности класса.

Необходимое оборудование:

  • листы ватмана и маркеры для каждой творческой группы;
  • листы бумаги любого формата (по два для каждого участника).
Порядок реализации технологии.

Вводная беседа. Педагог знакомит учащихся с целями и задачами, порядком и условиями проведения. Определяется проблема, которая будет составлять содержание реализуемой технологии, или проблему предлагает педагог. К примеру «Совершенствование жизнедеятельности класса». Возможно взять проблему организации конкретной деятельности, отношений в классе, развития ученического самоуправления.

Первый этап. Критика. Каждому из участников дается по 2 небольших листа бумаги, на которых предлагается в течение 5 минут зафиксировать положительные («+») и отрицательные («-«) аспекты обсуждаемой проблемы (на один лист записываются все «+», на другой – все «-«).

Затем каждый из участников называет результаты своей аналитической работы.

После выступления учащихся педагог закрепляет листки с «+» на одной части стены (или доски), а листки с «-» — на другой.

Этап критики заканчивается обобщающим комментарием педагога (возможно создание двух аналитических групп из участников для обобщения результатов).

Второй этап. Конструирование идеальной модели. Участникам предлагается создать несколько творческих групп численностью до 7 человек и разработать (сконструировать) идеальную модель обсуждаемой проблемы.

После того как проекты подготовлены и оформлены на листах бумаги большого формата, каждая из групп публично представляет и защищает свою модель. По ходу защиты или после нее можно организовать обсуждение моделей. Заканчивается этап комментарием педагога об идеальных моделях решения проблемы.

Для разработки моделей педагог может задать некий алгоритм или примерную структуру модели. Например, цели, принципы (возможно, правила, законы), направления и виды деятельности, формы работы, органы самоуправления для их реализации, общественные поручения, взаимодействие в школе и вне ее и т.п.

Третий этап. Реальные действия. Тем же творческим группам предлагается определить конкретные действия в решении обсуждаемой проблемы, которые уже можно сделать сегодня.

После того как действия согласованы, каждая из групп предлагает их на общее обсуждение. Заканчивается этап комментарием педагога.

Четвертый этап. Рефлексивный. В «рефлексивном кругу» каждому из участников дается возможность:

  • зафиксировать свое состояние постижения обсуждаемой проблемы;
  • определить причины данного состояния;
  • дать самооценку результативности состоявшегося педагогического взаимодействия для своего развития. Педагог завершает анализ и подводит итог реализации технологии.
Трибунарий «Самоуправление: миф или реальность?»

В данной форме может быть проведен один из классных часов или ученическое собрание класса.

Цель: формирование общественного мнения, определение направлений развития ученического самоуправления и коллектива класса.

Организатором трибунария может стать совет класса или специально созданный совет дела. Он разрабатывает порядок проведения игры, вопросы для обсуждения, атрибуты дела, распределяет задания творческим группам или отдельным учащимся.

Перед началом трибунария в классном уголке целесообразно поместить объявление о его проведении и предлагаемые вопросы. Накануне можно провести и специальное анкетирование (варианты: сочинения «Самоуправление, в котором я хотел бы участвовать», «Наш класс»; недописанный тезис «Самоуправление – это…», методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе).

Примерное объявление: «Совет класса приглашает принять участие в работе трибунария. На это время каждый учащихся класса становится свободным трибуном, который имеет право:

  • задавать любые вопросы классному руководителю, товарищам, ученическому активу, совету класса;
  • высказывать свое мнение о деятельности класса;
  • предлагать, как сделать жизнь класса интереснее, каким должно быть настоящее самоуправление школьников.
Примерные вопросы для обсуждения:

  • Самоуправление – это управление собой или самостоятельная организация жизнедеятельности классного коллектива?
  • В каких областях жизни класса ребята обладают реальными правами? Почему?
  • Какие вопросы ребята могут решать сами?
  • Какова роль педагога в детском самоуправлении? Почему такая?
  • Что мешает классу быть сплоченным коллективом?
  • Активная жизненная позиция: как ты это понимаешь, актуальна ли она сегодня?
  • Твое видение, представление о том, каким должно быть настоящее самоуправление.
Примерные формы проведения трибунария: народное вече, парламент, народное собрание в Древнем Риме, межгалактический митинг и т.п.

Выбранная форма определяет творческую заставку, распределение ролей и терминологию. В любом случае в классе устанавливается шесть трибун: критики, вопросов, предложений, совета класса, пресс-группы, ведущих.

Ход трибунария.

  • Творческая заставка.
  • Предложение ведущими вопросов (проблем) для обсуждения и правил ведения дискуссии.
  • Обсуждение вопросов (последовательно или всех вместе). Выступления учащихся – свободных трибунов – с мнением творческих групп или своим собственным.
В ходе выступлений работает пресс-группа, которая анализирует и обобщает мнения ребят, вырабатывает проект решения, по мере необходимости задает вопросы выступающим.

  • Завершение дела в соответствии с выбранной формой трибунария. Подведение итогов. Принятие решения.
Классное собрание

Собрание формирует общественное мнение, способствует выработке навыков и умений демократической культуры учащихся, представляет право каждому принять участие в обсуждении существующих проблем в своем коллективе. Собрание становится школой формирования демократической культуры при соблюдении определенных педагогических условий:

  • Тематика собрания должна соответствовать потребностям коллектива, быть интересной, расширять поле социальной активности каждого ребенка. Тематика не придумывается, она является результатом анализа жизнедеятельности коллектива.
  • Привлечение учащихся к подготовке собрания:
  • работа редколлегии (пресс-центра) класса по его информационному обеспечению;
  • изучение общественного мнения по вопросам, которые выносятся на собрание (анкетирование, экспресс-опросы, незаконченный тезис…);
  • подготовка выступлений ребят, органов самоуправления, творческих групп.
  • Активное участие ребят в собрании. Приемы включения учащихся в обсуждение темы собрания могут быть такими:
  • Совет класса, совет дела по подготовке собрания выдвигают одновременно несколько предложений, варианты предложений на выбор, среди которых могут быть и очень спорные.
  • Выдвинутые предложения на собрании надо защитить вслух, доказать их значимость и важность, показать пути решения.
  • Выборочное интервью в процессе обсуждения конкретного вопроса, одела, предложения. Ведущие собрания задают вопросы отдельным учащимся, органам самоуправления, классному руководителю.
  • На собрании действует специально подготовленная группа «скептиков», которая сомневается, задает проблемные вопросы, заставляет искать доказательства.
  • Во время собрания работают аналитическая группа и пресс-группа (пресс-центр, пресс-группа). Они собирают письменные вопросы, записывают мнения и конструктивные высказывания ребят, классифицируют предложения, задают встречные вопросы выступающим. Обобщенные мнения и предложения ребят оформляются и вывешиваются на всеобщее обозрение. По ходу собрания могут «появляться» лозунги, призывы, плакаты, дружеские шаржи, реклама, экспресс-газеты.
  • В соответствии с темой собрания в его проведение включается, например, выступление агитбригады, «Живой газеты», младших школьников; элементы таких групповых форм работы, как «Корзина грецких орехов», «Дискуссионные качели», «Проблемы и аргументы», «Конверт дружеских вопросов» (по Н.Е.Щурковой).
  • На собрании комплектуются творческие (проблемные, тематические, инициативные) группы, которым дается задание что-то придумать, внести предложения, распределить задания, подготовить решение собрания и т.п. Для этого можно сделать небольшой перерыв или провести творческий конкурс, игру.
  • В начале собрания объявляется конкурс на лучшее выступление, нестандартное предложение, важную, полезную идею. Итоги подводит специальная группа ребят (совет класса) или все вместе голосованием.
  • На собрание можно пригласить специальную группу «экспертов» (учителя, старшеклассники, родители, педагоги внешкольного учреждения). Они последними высказывают свои мнения, отвечают на вопросы ребят.
  • Коллективное обсуждение вопросов собрания в микроколлективах класса (до 8 чел.), где каждый высказывает свое мнение, предложение. Общее мнение группы представляет ее лидер (командир). Возможно распределение конкретных вопросов по микрогруппам.
  • Подготовка проекта решения. Желательно, чтобы он предусматривал возможность выбора решений, расширение предлагаемых предложений. Обсуждение проекта может пройти по микрогруппам, в форме творческого конкурса на оригинальное решение, аукциона предложений, банка идей и т.д. Полученные предложения обобщаются аналитической группой (или группой экспертов). В решении предусматривается конкретная деятельность, сроки исполнения и ответственные. Вывешивается решение в информационном уголке класса.
Совет дела

Это один из наиболее эффективных путей включения учащихся в самоорганизацию деятельности. Как правило, в одно из таких формирований должен входить каждый член коллектива независимо от его статуса и поручения. Таким образом, каждый учащийся получает право принять участие в разработке, проведении и анализе нескольких организационно-деятельностных проектов. Создаются они и по желанию, и на основе свободной выборности, и по назначению совета класса. Советы дел дают возможность занять активную позицию каждому в жизнедеятельности коллектива.

Деятельность советов дел строится по управленческой логике:

  • планирование и подготовка конкретного дела;
  • организация и проведение;
  • анализ и оценка;
  • принятие решений о дальнейшей деятельности.
При подготовке дела могут быть распределены поручения:

  • командир совета дела;
  • сценаристы – подготовка плана и сценария дела;
  • оформители – реклама, объявления, билеты-приглашения, оформление помещения;
  • снабженцы – обеспечение всем тем, что необходимо для проведения дела;
  • исполнители – участники театрализованного представления, агитбригады и т.п.;
  • музыканты – обеспечение музыкальной части, музыкального оформления;
  • игротехники – проведение игровых пауз, игровых программ;
  • дежурные – организация дежурства в фойе, зале; прием гостей;
  • управление – обеспечение связей между группами, другими коллективами, хода подготовки и проведения дела.
Дежурство по классу (школе)

Позволяет вовлечь всех учащихся в организацию жизни класса (школы). Это наиболее распространенный вид самоуправленческой деятельности, что объясняется сравнительной простотой его организации и потребностью в привлечении самих детей в формирование культуры поведения и организацию четкого распорядка жизни класса. Для того, чтобы дежурство проходило неформально, возможно совету класса разработать инструкцию или положение о дежурстве по классу. В ней определяется общий порядок организации дежурства. Обязанности и права дежурных, ритуал передачи дежурства, его оценка и поощрение.

Разработка документов, определяющих социально-правовые основы и нравственно-этические ценности коллектива: права и обязанности учащихся в организации самоуправления, права и обязанности органов ученического самоуправления и ребят, выполняющих конкретные общественные поручения, кодекс чести или кодекс ученика.

Возможно проведение конкурса между микрогруппами в классе на лучшее символическое обозначение своего коллектива (эмблема, девиз, правила, законы, заповеди).

Коллективный анализ жизнедеятельности класса

Может осуществляться как после проведения конкретного дела, так и за определенный период (четверть, год). Он способствует определению личностной значимости дела, своей деятельности, уровня развития и саморазвития, взаимодействия и отношений в коллективе.

Подведение итогов и анализ дела и деятельности может сначала осуществляться в микрогруппах, а потом на общем собрании коллектива.

Включению каждого ребенка в анализ дела способствует применение технологии рефлексии: «Рефлексивный круг», «Рефлексивная мишень», «Время на шум», «Заверши фразу», «Острова», «Цепочка пожеланий» и др.

При подведении итогов деятельности, уровня взаимодействия в коллективе могут быть использованы экспресс-опрос «Дела класса. Как я в них участвую», мини-сочинения, методы шкалирования и ранжирования, методики «Мишень активности», «Чудо-дерево», программа «Достижения» и др. (Приложение 3).

Награды и поощрения

Каждый коллектив может разработать свою систему поощрений за активное участие в жизнедеятельности коллектива, выполнение общественных поручений: грамоты, благодарности, самодельные медали, вымпелы и значки, присвоение званий и рангов, благодарственные письма родителям, фотографирование и т.д.

Например, значки могут быть по различным направлениям деятельности класса: юный турист, краевед, эколог, друг малышей; медали победителям в различных конкурсах и их организаторам, а также – «За помощь товарищам», «За выдумку и творчество», «За настойчивость в достижении цели», «За самые интересные идеи», могут быть присвоены активным ребятам звания (инструктор, организатор, исследователь, рационализатор) и ранги: испытатель, лидер, советник, мастер).

Может быть утвержден символический значок коллектива: улыбки, верности, доверия, милосердия, дружбы (по итогам рейтинга классных дел).

Педагогическая поддержка ученического

самоуправления в классе:

  • Помощь в разработке системы самоуправления в классе (какие поручения, их содержание и функции, формы и содержание классных собраний, диагностико-аналитическая работа) и внутриколлективных документов (памяток, положений, правил и т.п.).
  • Обучение организаторским навыкам и умениям в выполнении поручений.
  • Вовлечение ребят в самоуправленческую деятельность (через временные поручения, стимулирование активного участия в делах, коллективную творческую деятельность).
  • Объединение усилий всех работающих в классе педагогов, а также родителей на решение общих задач.
  • Индивидуальная работа с членами актива класса.
  • Помощь в анализе деятельности, принятии конкретных решений и их выполнении.
Показатели развития самоуправления в классе

  • Самостоятельность в принятии и реализации решений.
  • Равенство прав членов коллектива.
  • Инициативность и творчество.
  • Единство прав и обязанностей членов коллектива.
  • Единство слова и дела, действенность принимаемых решений.
  • Ответственность членов коллектива за его дела.
  • Взаимодействие коллектива и его органов самоуправления.
  • Критичность и самокритичность, самоконтроль и взаимоконтроль членов коллектива.
Начало

Приложения