Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках математики в старшей школе (10-11 класс)
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Шикина Наталья Петровна
Важнейшим компонентом, входящим в функциональную математическую грамотность выступает математическая деятельность, успешность овладения приемами которой определяется соблюдением следующих требований к организации образовательного процесса: практико-ориентированный характер конструирования учебной информации; деятельностью способов и формы ее освоения; обеспечение условий для развития творческих способностей учащихся. «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса математики должны отражать:
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам [2]:
Задание № 2: «Угадай фразу» Цель: развивать умение составлять план действий, последовательно выполнять математические операции. Возраст: 15-16 лет. Учебная дисциплина: алгебра и начала анализа. Форма выполнения задания: индивидуальная работа Описание задания: Закрепление и применение знаний и способов действий учащихся. Проводится в виде игры. Задания написаны на доске. Учащиеся выходят по очереди. Результат решения соответствует какой-либо букве. Буквы лежат на отдельном столе. Ученик находит полученную букву, на обратной стороне которой написан её порядковый номер в фразе. Фраза записывается на доске. Учитель называет оценку каждому вышедшему к доске. Ключ к расшифровке высказывания. Таблица 2 Величие человека – в его способности мыслить. Блез Паскаль (1623-1662) [4] Таблица 3
Личностные учебные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая его с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. Можно предложить задания типа:
- сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;
- сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
- владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
- владение стандартными приёмами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;
- сформированность представлений об основных понятиях, идеях и методах математического анализа;
- владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;
- сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;
- владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.
- сформированность представлений о необходимости доказательств при обосновании математических утверждений и роли аксиоматики в проведении дедуктивных рассуждений;
- сформированность понятийного аппарата по основным разделам курса математики; знаний основных теорем, формул и умения их применять; умения доказывать теоремы и находить нестандартные способы решения задач;
- сформированность умений моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат;
- сформированность представлений об основных понятиях математического анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение функций, использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей;
- владение умениями составления вероятностных моделей по условию задачи и вычисления вероятности наступления событий, в том числе с применением формул комбинаторики и основных теорем теории вероятностей; исследования случайных величин по их распределению [1].
- «Найти отличия»,
- «Поиск лишнего»,
- «Лабиринты»,
- «Цепочки»,
- Составления схем-опор,
- Работа с разными видами таблиц,
- Составления и распознавание диаграмм.
ПЕРИОДЫ ВРЕМЕНИ | ХАРАКТЕРИСТИКИ РОЖДАЕМОСТИ |
А) 1-й квартал года Б) 2-й квартал года В) 3-й квартал года Г) 4-й квартал года | 1) Рождаемость мальчиков в течение 2-го и 3-го месяцев периода была одинаковой. 2) Рождаемость девочек снижалась в течение всего периода. 3) В каждом месяце периода девочек рождалось больше, чем мальчиков. 4) В каждом месяце периода мальчиков рождалось больше, чем девочек. |
А | Б | В | Г |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | | 16 | | 17 | 18 | 19 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | | | |
- участие в проектах;
- подведение итогов урока;
- творческие задания, имеющие практическое применение;
- самооценка событий.