Учебно-ознакомительная практика. Отчет психолога
На главную Лекции и практикум по психологии Психолого-педагогическая практика Учебно-ознакомительная практика. Отчет психолога
Учебно-ознакомительная практика. Отчет психолога |
Лекции и практикум по психологии — Психолого-педагогическая практика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина» (ФГБОУ ВО «АГГПУ») Психолого-педагогический факультет Кафедра педагогики и психологии Учебно-ознакомительная практика ОТЧЕТ Место прохождения: МБОУ СОШ №12 с углубленным изучением отдельных предметов Сроки прохождения – 11.04.2016 г. по 7.05.2016 г. Бийск 2016 Содержание1.Социальный паспорт учреждения.2.Дневник прохождения практики. 3.Характеристика. 4.Отчет по учебно-ознакомительной практике. 5.Анализ деятельности психологической службы. 6.Анализ кабинета психолога (паспорт кабинета психолога, каталок учебно-методической литературы и пособий, диагностический инструментарий, программы) 7.Результаты диагностических исследований. Стимульный материал для проведения диагностических исследований. 7.1 Тест тревожности Филлипса. 7.2 Социометрический тест. 7.3 Методика САН. 7.4 Метод наблюдения. 7.5 Метод беседы. 8.Коррекционно-развивающая программа. Стимульный материал для проведения коррекционно-развивающих мероприятий. 9.Список используемой литературы и методических пособий. 1. Социальный паспорт учреждения
4. Отчет по учебно-ознакомительной практикеЦели, задачи, содержание практики1. Цели учебной практики: применение теоретических знаний, а также отработка практических умений и навыков в рамках изучения курсов: «Введение в профессию», «Основы общей психологии», «Психология развития и возрастная психология», «Педагогическая психология», «Методологические основы психологии». 2. Задачи учебной практики:
знать: — особенности применения эмпирических методов исследования в психологической практике; — требования к организации и проведению беседы и наблюдения; — правила оформления протоколов исследования; — структуру психолого-педагогической диагностики; — специфику психолого-педагогического интервью и наблюдения; — принципы и структуру психолого-педагогического исследования; уметь: — проводить исследование психических особенностей человека с помощью методов наблюдения, беседы, психодиагностических методик; — оформлять протоколы по итогам исследования; — составлять психолого-педагогические рекомендации по результатам исследования; владеть: — навыками анализа специфических условий работы психолога в различных учреждениях и составлять отчет по результатам наблюдения; — навыками оформления протоколов и заключения по результатам психодиагностики; — навыками составления рекомендаций по оптимизации психического развития индивида, группы с учетом возрастной, гендерной, этнической. Я, Косарева Милена Михайловна, студентка психолого-педагогического факультета, 2 курса, группы П-ППО 141 в период с 11 апреля по 8 мая проходила учебно-ознакомительную практику на базе МБОУ «СОШ №12 с углубленным изучением отдельных предметов» под руководством педагога-психолога Харловой Светланы Сергеевны. В первый день практики я ознакомилась с правами и обязанностями психолога в данном учреждении (анализ должностной инструкции, документами, регулирующими деятельность школьной психологической службы). В последующие дни первой недели было знакомство с кабинетом психолога и оборудованием и сенсорной комнатой, документацией психологической службы учреждения, составление плана практики и утверждение его с руководителем. Получив рекомендации и наставления, я приступила к работе. На следующей неделе, я принимала участие в подготовке стимульного материала для диагностики, а так же приняла участие в проведении диагностического мероприятия и в обработке диагностического материала. На протяжении последующей недели практики в школе проводились групповые занятия с элементами тренинга; принимала участие в проведении классного часа на тему «Как понимать друг друга?» с демонстрацией фильма «Детектор лжи. Жест»; подготовка плана, проведения беседы и наблюдения за детьми с синдромом дефицита внимания, оформление протокола наблюдения, обработка и интерпретация результатов. В последнюю неделю практики проводилось наблюдение за организацией урока с учетом индивидуальных особенностей детей, оформление протокола наблюдения. В последний день практики было заключительное собрание, обсуждение результативности работы во время практики. Диагностическая работа проводилась по следующим методикам: тест тревожности Филлипса, Социометрия, методика САН. При взаимодействии с детьми проблем не возникло. Практически все ребята с первых дней шли на контакт, активно взаимодействовали и участвовали в предложенных играх, обращались за помощью, адекватно реагировали на замечания. Конфликтных ситуаций не возникало. На проводимых мной занятиях ребята вели себя активно и с интересом участвовали. Отношение с педагогом-психологом сложились хорошие. В трудных ситуациях помогала и при необходимости давала методический материал. В заключение своего отчета хочу сказать, что при прохождении учебно – ознакомительной практики особых трудностей не возникало. Было очень интересно ознакомиться с работой психолога образования. Данная учебно — ознакомительная практика поможет мне в дальнейшей работе психологом, после прохождения практики мне стало легче находить общий язык с детьми среднего школьного возраста, благодаря школьному педагогу-психологу Харловой Светлане Сергеевне, которая показала правильный алгоритм работы с детьми. Я на практике увидела, как должен выглядеть кабинет психолога, какие зоны должны в нем присутствовать и как правильно разделить территорию кабинета. Ознакомилась с очень важными и интересными документами, циклограммой работы психолога образования, его этическими принципами. Думаю, что опыт, полученный на данной практике, несомненно, пригодиться мне в дальнейшем, при построении профессиональной деятельности. Подпись __________________
Задачи:
Паспорт кабинета психолога. 1. Ф.И.О. заведующей кабинетом: Харлова Светлана Сергеевна 2. Площадь кабинета 24 м2 _____________
Каталог учебно-методической литературы и пособий
|
Название методики, автор | Цель | Возрастные ограничения | Организация проведения (индивидуальная, фронтальная) | Стимульный материал |
«Кольцо Ландольта», Ладольт | Диагностика зрительной чувствительности, внимания | 4-7 ЛЕТ | индивидуальная, | бланки |
Методика «10 слов», А.Р.Лурия | Изучение слухоречевой механической памяти, устойчивости внимания | С 5 лет | Фронтальная | Слова для предъявления |
Диагностика детей в предшкольный период, А.Керн, Йирасек | Определение уровня развития вербального мышления, графических навыков, пространственной ориентировки | 6-7 лет | индивидуальная, | Бланки |
«Домик» Н.И.Гуткина | Изучение зрительного анализа, графомоторных функций | 6-7 лет | индивидуальная, | Бланки |
«Корректурная проба» Г.Бурдон. | Исследование динамики устойчивости внимания. | Младший школьный, подростковый возраст | Фронтальная | Бланки |
Таблица цифр Шульте. | Диагностика распределения и переключения внимания. | Школьный возраст | индивидуальная, | Бланки |
Тест словесно-логического мышления Л.И. Переслени. | Выявление осведомленности, сформированности понятий, обобщения | Младший школьный возраст | индивидуальная, | Бланки |
Тест возрастающей трудности Дж. Равен | Изучение наглядно-образного мышления, невербального интеллекта. | Младший школьный, подростковый возраст | индивидуальная, | Бланки |
Структуры интеллекта Р. Амтхауэр | Выявление уровня развития интеллекта | От 12 лет | Фронтальная | Бланки |
Цветовой тест Люшера М. Люшер | Диагностика эмоциональных состояний и внутриличностных конфликтов | Старший дошкольный, школьный возраст | индивидуальная, | Карточки |
Методика Филипс. Методика диагностики | Изучение уровня школьной тревожности. Методика диагностики | Младший и средний школьный возраст | Фронтальная | Бланки |
Методика диагностики агрессивности А. Басс и А. Дарки. | Изучение показателей и форм агрессивного поведения | Подростковый возраст | Фронтальная | Бланки |
Графическая методика «Несуществующее животное» Дж. Бук | Изучение личностных особенностей | Подростковый, юношеский возраст | индивидуальная, | Листы бумаги |
Экспресс- методика Айзенка, Г.Айзенк | Изучение характерологических особенностей личности | Подростковый возраст | Фронтальная | Бланки |
Методика определения локализации контроля С.Р.Пантелеев, В.В.Столин | Изучение уровня субъективного контроля в различных сферах поведения | Подростковый, юношеский возраст | Фронтальная | Бланки |
16 факторный опросник Кэттела. | Диагностика особенностей личности | Старший школьный возраст | Фронтальная | Бланки |
Методика КОС В.В.Синявский, Б.А.Федоришин | Изучение коммуникативных и организаторских склонностей | Подростковый, юношеский возраст | Фронтальная | Бланки |
Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО). Е.А.Климов | Изучение предпочтений школьников к разным видам профессий | Старший школьный возраст | Фронтальная | Бланки |
Опросник «Карта интересов» А.Е.Голомшток | Изучение направленности интересов | Подростковый, юношеский возраст | Фронтальная | Бланки |
«Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р.Бернс, С.Кауфман | Выявление взаимоотношений в семье | Дети с 5 лет | индивидуальная, Фронтально | Листы бумаги |
Методика определение свойств темперамента» (ОСТ) В.М.Русалов. | Изучение свойств темперамента | 12-17 лет | индивидуальная, Фронтально | Бланки |
«Социометрия» Дж.Морено. | Изучение социального статуса в группе | 9 –17 лет | Фронтально | Листы бумаги |
Тест АСВ «Анализ семейного воспитания» | Анализ семейного воспитания и его влияние на личность ребенка | Родители детей подросткового возраста | Фронтально | Бланки |
Опросник родительского отношения В.В.Столин, А.Я.Варга | Изучение отношения родителей к своему ребенку | Родители детей любого возраста | Фронтально | Бланки |
Проективная методика Рене Жиля. Р.Жиль | Исследование межличностных отношений | Младший школьный возраст, подростковый возраст | индивидуальная, Фронтально | Бланки |
MMPI. Адаптирован Ф.Б. Березиным, М.П. Мирошниковым | Изучение свойств личности | Старший школьный возраст | индивидуальная, Фронтально | Бланки |
№ п/п | Наименование программы (автор, составители) | Цель | Возраст |
1. | Программа психологического сопровождения (Кучеревская Е.Ю, Недобежкин А.А.) | Оказание комплексной психолого-медико-педагогической поддержки всем субъектам образовательного процесса на основе целей и приоритетных направлений деятельности учреждения; обеспечение комфортных психологических условий, способствующих всестороннему развитию каждого ребенка в соответствии с его потенциальными возможностями. | Разновозрастная |
2. | Программа психологических занятий по профилактике и коррекции дезадаптации первоклассников (Кучеревская Е.Ю.) | Создание психолого-педагогических условий позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться. | Младший школьный возраст (7-8 лет) |
3. | Программа психологических занятий направленных на снятие синдрома школьной дезадаптации (Кучеревская Е.Ю.) | Создание психолого-педагогических условий позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться | Младший подросток (12-13 лет) |
4. | Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 3-х классов. (Составитель: Тукачева С.И.) | Способствовать успешному интеллектуальному развитию и обучению | Младший школьный возраст (9-10 лет) |
5. | Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 2-х классов (Кучеревская Е.Ю.) | Способствовать успешному интеллектуальному развитию и обучению | Младший школьный возраст (8-9 лет) |
6. | Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 4-х классов. (Составитель: Тукачева С.И.) | Развитие компонентов теоретического мышления – теоретических действий анализа, планирования, рефлексии у детей младшего школьного возраста, коррекция внимания, памяти. | Младший школьный возраст (10-11 лет) |
7. | Психология 8 класс (Составитель: Р.М.Мухаметова) | Развитие социальной компетентности учащихся | Подростковый возраст |
8. | «Психология развития» (Кучеревская Е.Ю.) | Целенаправленное развитие мышления – его отдельных процессов и качеств (анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, гибкости), процессов внимание, внутреннего плана действий, пространственных представлений. | Подростковый возраст (7-ые классы) |
9. | Программа курса «Уроки психологии» 3-11классы | Приобщение школьников к психологической культуре, которая является необходимой частью общей культуры. | Учащиеся 3-11 классы |
10. | Программа семинаров с элементами тренинга для учителей начальной школы: «Формирование личности ребенка, через личность педагога» | Осознание своей индивидуальности в педагогической деятельности. Обращение своего сознания к собственным переживаниям и к чувствам учеников. Поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем. | Учителя начальной школы |
11. | Программа работы родительского клуба: «Родительская академия» | Вооружить родителей определенным минимумом психологических знаний, оказать помощь в организации психологического самообразования, в выработке умений и навыков по воспитанию детей. | |
Результаты диагностических исследований. Стимульный материал для проведения диагностических исследований.
7.1 Тест тревожности ФиллипсаМои диагностические исследования начались с теста тревожности Филлипса с 5 «Б» классом, с изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей среднего школьного возраста.
Тест состоит из 58 вопросов, которые предлагались в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».
Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.
Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-», если не согласны».
Обработка и интерпретация результатов.
При обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом — это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:
1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.
2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Факторы | № вопросов |
1. Общая тревожность в школе | 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53. 54. 55, 56, 57, 58; сумма = 22 |
2. Переживание социального стресса | 5. 10, 15. 20, 24. 30, 33, 36. 39, 42, 44 сумма = 11 |
3. Фрустрация потребности в достижение успеха | 1. 3, 6. 11. 17. 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; сумма = 13 |
4. Страх самовыражения | 27, 31, 34, 37, 40, 45; сумма = 6 |
5. Страх ситуации проверки знаний | 2, 7, 12, 16, 21, 26; сумма = 6 |
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | 3,8,13,17.22; сумма = 5 |
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 9,14.18.23,28; сумма = 5 |
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями | 2,6,11,32.35.41.44.47; сумма = 8 |
1 — | 7- | 13- | 19- | 25 + | 31 — | 37- | 43 + | 49- | 55- |
2 _ | 8- | 14- | 20 + | 26- | 32- | 38 + | 44 + | 50- | 56- |
3- | 9- | 15- | 21 — | 27- | 33- | 39 + | 45- | 51 — | 57- |
4- | 10- | 16- | 22 + | 28- | 34- | 40- | 46- | 52- | 58- |
5- | 11 + | 17- | 23- | 29- | 35 + | 41 + | 47- | 53- | |
6- | 12- | 18- | 24 + | 30 + | 36 + | 42 — | 48- | 54- | |
- Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
- Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).
- Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
- Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
- Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.
- Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
- Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
- Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
- Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
- Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
- Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
- Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
- Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
- Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
- Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
- Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
- Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
- Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
- Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
- Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
- Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
- Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
- Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
- Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
- Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
- Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
- Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?
- Похож ли ты на своих одноклассников?
- Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
- Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
- Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
- Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
- Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
- Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
- Боишься ли ты временами вступать в спор?
- Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
- Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
- Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
- Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
- Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
- Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
- Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
- Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
- Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
- Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
- Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
- Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
- Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
- Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
- Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
- Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
- Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
- Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
- Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
- Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
- Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
- Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
- Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
- Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
- Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
- Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
- Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?
- Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
- Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
- Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
- Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
Ф.И. _____________________________________
Класс _________ Дата ______________
1 | 11 | 21 | 31 | 41 | 51 |
2 | 12 | 22 | 32 | 42 | 52 |
3 | 13 | 23 | 33 | 43 | 53 |
4 | 14 | 24 | 34 | 44 | 54 |
5 | 15 | 25 | 35 | 45 | 55 |
6 | 16 | 26 | 36 | 46 | 56 |
7 | 17 | 27 | 37 | 47 | 57 |
8 | 18 | 28 | 38 | 48 | 58 |
9 | 19 | 29 | 39 | 49 | |
10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Все учащиеся класса в зависимости от полученных выборов и отвержений распределились по статусным группам:
- высокостатусные — 50% испытуемых
- среднестатусные — 28% испытуемых
- низкостатусные (изолированные, отверженные, пренебрегаемые) — 22% испытуемых
Так же можно сказать о характере отношений, существующих в группе, т.е. разобщенности группы на отдельные группировки по половому признаку, причем в группе девочек наблюдается разобщенность на две группы во главе с лидерами (К.А. Н.М)
В основе мотива выбора у девочек или мальчиков детей своего пола находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с выбираемым ребенком. В данной группе положение, как девочек, так и мальчиков благоприятно в равной степени. Выявлен такой характер связи как взаимная симпатия. Мотивация выборов в большинстве случаев определяется
желанием детей общаться, иметь общее дело, другие причины выступают как
второстепенные.
Среди популярных членов группы можно выделить: Артамонову, Голованову, Попову, Биккулову.
Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей (Карпенко, Головин, Игошкина, Белоногова, Хитрова). Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо учителю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.
- Методика САН (самочувствие, активность, настроение)
Описание методики САН. Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния.
Инструкция методики САН. Вам предлагается описать свое состояние в данный момент с помощью таблицы, состоящей из 30 пар полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени выраженности данной характеристики.
Обработка данных методики САН. При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары — в 7 баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные — низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.
Самочувствие — сумма баллов по шкалам: 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Активность — сумма баллов по шкалам: 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Настроение — сумма баллов по шкалам: 5, 6, И, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Типовая карта методики САН
Фамилия,инициалы_______________________________ Пол____ Возраст_____
Дата_________________________ Время____________
1 | Самочувствие хорошее | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Самочувствие плохое |
2 | Чувствую себя сильным | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Чувствую себя слабым |
3 | Пассивный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Активный |
4 | Малоподвижный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Подвижный |
5 | Веселый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Грустный |
6 | Хорошее настроение | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Плохое настроение |
7 | Работоспособный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Разбитый |
8 | Полный сил | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Обессиленный |
9 | Медлительный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Быстрый |
10 | Бездеятельный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Деятельный |
11 | Счастливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Несчастный |
12 | Жизнерадостный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Мрачный |
13 | Напряженный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Расслабленный |
14 | Здоровый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Больной |
15 | Безучастный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Увлеченный |
16 | Равнодушный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Взволнованный |
17 | Восторженный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Унылый |
18 | Радостный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Печальный |
19 | Отдохнувший | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Усталый |
20 | Свежий | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Изнуренный |
21 | Сонливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Возбужденный |
22 | Желание отдохнуть | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Желание работать |
23 | Спокойный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Озабоченный |
24 | Оптимистичный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Пессимистичный |
25 | Выносливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Утомленный |
26 | Бодрый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Вялый |
27 | Соображать трудно | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Соображать легко |
28 | Рассеянный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Внимательный |
29 | Полный надежд | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Разочарованный |
30 | Довольный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Недовольный |
№ п\п | ФИО учащегося | Начало урока САН | Конец урока САН |
1 | А. К. Э. | 34.41.48 | 39.48.51 |
2 | А.Н. В. | 40.46.58 | 47.47.60 |
3 | А. Е. Е. | 41.38.43 | 36.38.42 |
4 | Б. А. А. | 52.52.56 | 52.46.52 |
6 | Б. В. Г. | 50.45.50 | 51.54.56 |
7 | Б.Е.А. | 43.52.41 | 43.59.58 |
8 | В.А. Н. | 38.47.60 | 42.48.59 |
9 | В. Т. Р. | 44.56.59 | 47.49.62 |
10 | Д. В. А. | 57.41.60 | 64.45.64 |
11 | Е.С. В. | 54.39.57 | 56.48.65 |
12 | Н. М. С. | 39.45.50 | 43.49.58 |
13 | Н. К. А. | 38.42.42. | 32.35.38 |
14 | П.Е.И. | 46.49.58 | 53.58.63 |
15 | Р. А. А. | 66.22.60 | 52.42.56 |
16 | С. Е. И. | 44.51.42 | 52.46.57 |
17 | С.Д. Т. | 62.60.66 | 65.15.67 |
18 | С. В. Ю. | 57.45.38 | 54.54.48 |
19 | С. И.Е. | 42.43.50 | 46.38.48 |
20 | Ч. С.В. | 34.25.32 | 39.30.41. |
21 | Ч. Ю. С. | 38.47.37. | 39.47.36 |
Таблица 1
Результаты исследования функционального состояния школьников
6 «Г» класса
N = 12
Показатели функционального состояния | Высокий (5,6 – 7,0) | Средний (5,0 – 5,5) | Низкий (1,0 – 4,9) | |||
Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | |
Самочувствие | 5 | 24 | 12 | 57 | 4 | 19 |
Активность | 6 | 29 | 10 | 48 | 5 | 23 |
Настроение | 10 | 48 | 9 | 43 | 3 | 9 |
Дифференцированный показатель функционального состояния | 7 | 34 | 10 | 49 | 4 | 17 |
7.4 Метод наблюдения
По запросу педагога-психолога было подготовлено наблюдение за детьми с синдромом дефицита внимания в 5 «Б» классе.
Протокол наблюдения за ребенком с проявлениями синдрома дефицита внимания
Фамилия и имя, возраст ребенка | ||
№ | Критерии проявления синдрома | Количество раз |
1 | Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается | |
2 | Неумение спокойной сидеть на месте, когда это требуется | |
3 | Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы | |
4 | Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе | |
5 | Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца | |
6 | Сложность (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий | |
7 | С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр | |
8 | Частые переходы от одного незавершенного действия к другому | |
9 | Неумение играть тихо, спокойно | |
10 | Болтливость | |
11 | Мешает другим, пристает к окружающим | |
12 | Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь | |
13 | Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома | |
14 | Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет приключений или острых ощущений | |
Наличие у ребенка, по крайней мере, 8 из перечисленных 14 симптомов, которые постоянно наблюдаются, является основание для диагноза – синдром дефицита внимания. Все проявления данного симптома можно разделить на три группы:
- признаки гиперактивности (симптомы 1,2,9,10),
- невнимательности и отвлекаемости (симптомы 3,6-8, 12,13)
- импульсивность (симптомы 4,5,11,14).
К.А. 11 лет | ||
№ | Критерии проявления синдрома | Количество раз |
1 | Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается | 4 |
2 | Неумение спокойной сидеть на месте, когда это требуется | 2 |
3 | Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы | 3 |
4 | Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе | 5 |
5 | Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца | 1 |
6 | Сложность ( не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий | 1 |
7 | С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр | 3 |
8 | Частые переходы от одного незавершенного действия к другому | 4 |
9 | Неумение играть тихо, спокойно | 2 |
10 | Болтливость | 2 |
11 | Мешает другим, пристает к окружающим | 1 |
12 | Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь | 1 |
13 | Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома | 1 |
14 | Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет приключений или острых ощущений | 0 |
Протокол наблюдения за ребенком с проявлениями синдрома дефицита внимания №2
С.В. 11 лет | ||
№ | Критерии проявления синдрома | Количество раз |
1 | Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается | 2 |
2 | Неумение спокойной сидеть на месте, когда это требуется | 1 |
3 | Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы | 2 |
4 | Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе | 1 |
5 | Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца | 1 |
6 | Сложность ( не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий | 1 |
7 | С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр | 3 |
8 | Частые переходы от одного незавершенного действия к другому | 3 |
9 | Неумение играть тихо, спокойно | 2 |
10 | Болтливость | 4 |
11 | Мешает другим, пристает к окружающим | 2 |
12 | Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь | 1 |
13 | Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома | 0 |
14 | Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет приключений или острых ощущений | 0 |
Заключение: по результатам наблюдения у ребенка выявлены признаки гиперактивности (симптомы 1,2,9,10),
Причины тревожности:
1. Общие факторы среды:
— обусловленная способность к восприятию, переработке, классификации и хранению определенного объема информации, ее качественных характеристик, врожденные и приобретенные способности;
— импринты, паттерны (стереотипы) поведения, комплексы и управляющие программы, передаваемые трансгенетическим путем.
2. Социально-обусловленные причины:
— общее эмоциональное состояние детей, связанное с различными формами его включения в жизнь социума, в частности школы и классного коллектива;
— эмоциональное состояние детей, на фоне которого развиваются его социальные контакты (в первую очередь со сверстниками);
— несоответствие между требованиями родителей, завышенной мотивацией и возможностями ребенка к обучению (шкала «избегание неудачи»);
— страх за будущее, в том числе невозможности самореализации себя как личности (субшкала — магическая тревожность: «информация о катастрофах», «глобальные катастрофы» и т.д.).
3. Психологический фактор:
— низкая способность к рефлексии, анализу и практическому применению знаний, умений и навыков;
— неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижение высокого результата;
— негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих способностей, возможностей;
— установка «соответствовать стандартам», социальному статусу родителей;
— «тоннельное видение», линейное мышление, недостаточно развитая способность к обучению;
— ориентация на значимые объекты, находящиеся в окружении ребенка, подростка;
— оценка результатов труда, поступков и мыслей другими, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок;
— наличие внутренних комплексов, негативных установок и управляющих программ;
— низкий уровень рефлексии;
— негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки, особенно публичной, знаний, возможностей, достижений;
— низкие показатели перспективной идентичности (перспективы, намерения, мечты, относящиеся к различным сферам жизни);
— психо-соматические проблемы, испытываемые ребенком (болезни родителей, болезни, перенесенные в детстве ребенком);
— особенности психофизиологической организации, снижающая приспособляемость организма к стрессфакторам окружающей среды, деструктивное реагирование на тревожный фактор среды;
— общий неблагоприятный эмоциональный фон отношений со взрослыми, в том числе в школе, снижающий успешность обучения;
— неблагополучная обстановка в семье (развод супругов, неполная семья, ссоры и скандалы);
— негативные установки сверстников (соответствие определенным стандартам поведения);
— низкая самооценка в плане соответствия стандартам, предъявляемым в обществе;
— слабые знания (отсутствие знаний) о своих внутренних способностях и возможностях;
— соотношение социальной роли и индивидуальных характеристик личности(принадлежность к той или иной социальной группе);
— отсутствие деятельной идентичности (обозначение занятий, увлечений, а также самооценку способностей к деятельности, самооценку навыков, умений, знаний, достижений);
— слабое коммуникативное, физическое, деятельное, перспективное, рефлексивное «Я»;
— не сформированные, размытые, слабые границы личности;
— негативный опыт поведения в сложных, кризисных ситуациях;
— эмоциональное реагирование и формирование устойчивых поведенческих реакций, основанных на негативном опыте в личностных и межличностных отношениях.
4. Внутришкольный, межличностный факторы:
— отсутствие стимула, слабый стимул к учебной деятельности;
— низкий уровень личностной организованности у учащихся;
— завышенные требования некоторых учителей-предметников к учащимся, слабо усваивающим учебный материал, низкая оценка их работ (эмоциональная компонента, человеческий фактор);
— слабый контроль со стороны родителей (отсутствие контроля);
— недостаток организации работы с родителями по психологическому просвещению, профилактике и консультированию;
— завышенные ожидания родителей и учащихся по окончанию школы;
— недостаточная связь между учителями младшего звена школы, классными руководителями, учителями-предметниками среднего звена;
— учителя среднего звена не достаточно ознакомлены с учащимися 4 классов, их личностными особенностями и психологическими проблемами;
— низкая оценка предметов творчества;
— низкий уровень контроля, диагностики, мониторинга и рефлексии психологических процессов;
— психодиагностика и психокоррекция лиц, относящихся к группе риска, а также учащихся со специальными образовательными потребностями, индивидуальное психологическое сопровождение детей, нуждающихся в коррекции, не включена в общий план работы психологической службы школы;
— слабое обеспечение психологического сопровождения педагогического процесса.
Рекомендации родителям:
- проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
- избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку;
- повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
- выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
- для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
- уделяйте ребенку достаточно внимания;
- не допускайте ссор в присутствии ребенка.
- установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи, учите ребенка четкому планированию своей деятельности;
- чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
- снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
- оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
- избегайте по возможности больших скоплений людей; во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
- помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности, когда ребенок утомлен, не настаивайте на срочном выполнении дела, дайте ему возможность отдохнуть;
- придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;
- не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;
- чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;
- составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ; постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;
- не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
- помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
- не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;
- вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы, наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»: лишение удовольствия, лакомства, привилегий, запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры; прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель); холдинг, или простое удержание в «железных объятиях»; внеочередное дежурство по кухне и т.д.
- давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить
- поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение)
- давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе — длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
- старайтесь не давать ребенку дополнительных умственных нагрузок, в начальных классах не рекомендуется посещение художественной, музыкальной школ, различных кружков, рекомендуется, наоборот, посещение спортивных секций, особенно детям с СДВГ полезна гимнастика и плавание.
- поговорите с гиперактивным ребенком о его проблемах и научите с ними справляться.
Рекомендации учителям:
- ознакомьтесь с информацией о природе и проявлениях синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, обратите внимание на особенности этих проявлений во время пребывания ребенка в школе.
- старайтесь работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка — первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду.
- не забывайте включать в урок физкультминутки;
- разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса или выходить в коридор;
- предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения. Выполняя задание, гиперактивные дети часто не понимают, что и как они делают. Не ждите, пока деятельность ребенка станет хаотичной, вовремя помогите ему правильно организовать работу.
- направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т.д.
- спокойнее относитесь к движениям ребенка (он может теребить предметы, дергать или постукивать ногой и т.п.), не принуждайте его сидеть спокойно, с помощью двигательной активности он оптимизирует работу мозга. Наоборот, помогите ребенку найти такие формы двигательной активности, которые не мешали бы ему и другим.
- избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ;
- давайте задания в соответствии со способностями ребенка;
- большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них;
- не давайте сложных, многоуровневых инструкций, ребенок с СДВГ способен удержать в памяти и внимании только одно-два действия.
- для улучшения организации учебной деятельности ребенка используйте простые средства — планы занятий в виде пиктограмм, списки, графики, часы со звонком.
- создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний;
- научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;
- когда ребенок отвлекся на уроке, подойдите и, говоря задание, легко коснитесь его плеча или руки, при постоянном применении этого приема Вы можете выработать у ребенка рефлекс сосредоточения внимания.
- старайтесь игнорировать негативные поступки и поощрять позитивные;
- если Вы видите, что ребенок сильно устал и не воспринимает информацию – не призывайте его «проснуться», наоборот позвольте немного отдохнуть, а потом повторите ему задание индивидуально.
- старайтесь освободить ребенка от всякой второстепенной работы. Взрослые могут провести поля, отметить точкой место, откуда надо начинать писать и т.п. Бывает, ребенок старательно отсчитывает клеточки, которые надо отступить, и в этих поисках, многократно ошибаясь, так устает, что, найдя нужное место, работать уже не в состоянии.
- обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;
- регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.
- объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;
- объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.
- придерживайтесь позитивной модели поведения. Не стесняйтесь хвалить ребенка. Дети с СДВГ более других нуждаются в похвале.
- Методика беседы с учащимся
Целью беседы было установление контакта с учащимся, взаимоотношений с друзьями и климата в классе и в школе.
Протокол беседы
Фамилия, имя ________________________________
Возраст_________ класс______
Дата_________________
№ вопроса | Вопросы | Ответы учащегося |
1 | Как тебя зовут? | |
2 | Сколько тебе лет? | |
3 | Когда у тебя день рождения? | |
4 | Как зовут твою маму? | |
5 | Как зовут твоего папу? | |
6 | Из кого состоит ваша семья? | |
7 | Сколько в вашей семье человек? | |
8 | Где и кем работают твои мама и папа? | |
9 | Чем ты любишь заниматься (читать, играть, смотреть, передачи по телевидению и т.п.). | |
10 | В какие игры ты любишь играть? | |
11 | С кем ты любишь играть из ребят своего двора? | |
12 | Какие передачи ты любишь смотреть по телевиденью? | |
13 | Помогаешь ли ты дома по хозяйству? | |
14 | Что ты умеешь делать? | |
15 | Нравится ли тебе учиться в школе? | |
16 | У тебя появились любимые преподаватели, после того как ты перешел в 5 класс? | |
17 | Возникают ли трудности в общении с новыми преподавателями? | |
18 | Какие твои любимые предметы? | |
19 | У тебя есть друзья в школе? | |
20 | С кем ты из класса чаще всего играешь? | |
21 | Есть в классе ребята, с которыми ты не любишь играть вместе? | |
22 | Где в школе тебе нравится больше всего? | |
23 | Где ты играешь на переменах чаще всего? | |
24 | Где ты с друзьями любишь проводить досуг после школы? | |
25 | Ты занимаешься в каких-нибудь кружках или секциях? | |
26 | Тебе нравится в этих секциях? | |
Протокол беседы №1
Фамилия, имя __К.А______________________________
Возраст_____11____ класс___5 «А»___
Дата_______28.04.2016__________
№ вопроса | Вопросы | Ответы учащегося |
1 | Как тебя зовут? | Аня |
2 | Сколько тебе лет? | 11 |
3 | Когда у тебя день рождения? | 19 января |
4 | Как зовут твою маму? | Юля |
5 | Как зовут твоего папу? | Сергей |
6 | Из кого состоит ваша семья? | Я, мама, папа, сестра |
7 | Сколько в вашей семье человек? | 4 |
8 | Где и кем работают твои мама и папа? | Папа в охране, а мама домохозяйка |
9 | Чем ты любишь заниматься (читать, играть, смотреть, передачи по телевидению и т.п.). | Рисовать мелками и красками, танцевать и смотреть мультфильмы |
10 | В какие игры ты любишь играть? | В прятки, резиночку |
11 | С кем ты любишь играть из ребят своего двора? | С соседкой Ирой и Наташей |
12 | Какие передачи ты любишь смотреть по телевиденью? | Фиксики, Маша и медведь |
13 | Помогаешь ли ты дома по хозяйству? | Да |
14 | Что ты умеешь делать? | Посуду мою, протираю посуду и стол, поливаю цвета и ухаживаю за собакой, гуляю с ней и кормлю |
15 | Нравится ли тебе учиться в школе? | Очень |
16 | У тебя появились любимые преподаватели, после того как ты перешел в 5 класс? | Да, есть несколько учителей |
17 | Возникают ли трудности в общении с новыми преподавателями? | Нет, мне очень нравятся новые учителя |
18 | Какие твои любимые предметы? | Биология и русский язык |
19 | У тебя есть друзья в школе? | Да много |
20 | С кем ты из класса чаще всего играешь? | С Дашей, Катей, Машей, Толей и Димой |
21 | Есть в классе ребята, с которыми ты не любишь играть вместе? | Нет |
22 | Где в школе тебе нравится больше всего? | На улице играть |
23 | Где ты играешь на переменах чаще всего? | На стадионе |
24 | Где ты с друзьями любишь проводить досуг после школы? | На детской площадке, на качелях |
25 | Ты занимаешься в каких-нибудь кружках или секциях? | Занимаюсь танцами и рисованием |
26 | Тебе нравится в этих секциях? | Очень нравится |
Заключение:
В ходе беседы был установлен контакт с ребенком. На все вопросы он отвечал охотно, рассказывая о себе. К.А. проживает в полной семье, у нее есть сестра. Сведения о себе и своей семье знает хорошо Общее впечатление о ребенке: внешне приятна, одета аккуратно, физически развита хорошо. Легко идет на контакт, как с детьми, так и с взрослыми.. В отношении одноклассников, К.А. доброжелательна и общительна.. Отношения с друзьями в школе доверительные, проявление негативизма не выявлены. Ребенок активен, подвижен и любит весело проводить время. Есть увлечения и хобби, на которые она любит ходить.
Протокол беседы №2
Фамилия, имя ________М.Н________________________
Возраст___11______ класс__5 «А»____
Дата__________28.04.2016_______
№ вопроса | Вопросы | Ответы учащегося |
1 | Как тебя зовут? | Надя |
2 | Сколько тебе лет? | 11 |
3 | Когда у тебя день рождения? | 23 марта |
4 | Как зовут твою маму? | Лена |
5 | Как зовут твоего папу? | Толя |
6 | Из кого состоит ваша семья? | Я, мама, папа |
7 | Сколько в вашей семье человек? | 3 |
8 | Где и кем работают твои мама и папа? | Мама повар, папа директор |
9 | Чем ты любишь заниматься (читать, играть, смотреть, передачи по телевидению и т.п.). | Читать сказки вечером, играть в мячик и рисовать |
10 | В какие игры ты любишь играть? | В классики и на скакалке прыгать |
11 | С кем ты любишь играть из ребят своего двора? | С Олей |
12 | Какие передачи ты любишь смотреть по телевиденью? | Спокойной ночи малыши и мультики разные |
13 | Помогаешь ли ты дома по хозяйству? | Да |
14 | Что ты умеешь делать? | Посуду мою, пыль протираю, цветы поливаю |
15 | Нравится ли тебе учиться в школе? | Да |
16 | Какие твои любимые предметы? | Рисование |
17 | У тебя есть друзья в школе? | Да |
18 | С кем ты из класса чаще всего играешь? | С Лизой |
19 | Где в школе тебе нравится больше всего? | В библиотеке |
20 | Где ты играешь на переменах чаще всего? | На улице возле школы |
21 | Где ты с друзьями любишь проводить досуг после школы? | Возле подъезда играем на площадке |
22 | Ты занимаешься в каких-нибудь кружках или секциях? | Нет |
23 | Тебе нравится в этих секциях? | — |
Заключение:
В ходе беседы был установлен контакт с ребенком. На все вопросы он отвечал охотно, рассказывая о себе. М.Н. проживает в полной семье. Сведения о себе и своей семье знает хорошо Общее впечатление о ребенке: внешне приятна, одета аккуратно, физически развита хорошо. Легко идет на контакт, как с детьми, так и с взрослыми.. В отношении одноклассников, М.Н.. доброжелательна. Отношения с друзьями в школе доверительные, но близких друзей немного. Проявление негативизма не выявлены. Ребенок спокоен, тревожности не наблюдается.
- Коррекционно-развивающая программа. Стимульный материал для проведения коррекционно-развивающих мероприятий.
«Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. У Вас есть общие цели – обучение в этом техникуме, получение хорошего образования, отличного диплома! И для того, чтобы более эффективно добиваться этих целей, все Вы нуждаетесь в поддержке, и Вы можете ее получить именно в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!»
Задачи:
- формирование благоприятного психологического климата в группе;
- нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
- первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе;
- осознание каждым участником своей роли, функций в группе;
- развитие умения работать в команде;
- сплочение группы.
Время : 40 минут
В мою коррекционно-развивающую программу входят групповые занятия с элементами тренинга.
- Тренинг «Переправа»
- осуществить интеграцию группы за счет осознания необходимости постоянной включенности в совместную деятельность и чувства взаимной ответственности членов команды;
- обратить внимание участников группы друг на друга, объединить их для решения совместной задачи в условиях взаимопомощи и партнерства;
- способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.
Ресурсы: стулья для каждого участника.
В ре м я: от 10 мин до 40 мин.
Ход упражнения. Возьмите каждый по стулу и составьте их в плотный круг сиденьями внутрь. Садитесь и послушайте задание. Вы — группа путешественников, вышедших вместе на увлекательный, но опасный маршрут. Вы пройдете его успешно, если только будете помогать друг другу, заботиться о товарищах.
Входе переправы запрещено толкаться, проявлять эгоизм, не считаться с интересами группы. Давать товарищам руку помощи, уступать место, поддерживать советом и делом — все это не просто разрешено, но и желательно…
Вам придется подняться на стулья и начать движение (по часовой стрелке). Время от времени я буду убирать из круга стулья, что немало осложнит вашу задачу. Группа считается завершившей переход тогда, когда все участники разместятся по трое на стульях, оставшихся в кругу. Я подчеркиваю: по три человека на одном стуле! Когда все тройки будут готовы, я начну обратный счет с числа 10 и, дойдя до 0, буду рад поздравить вас с победой и успешным прохождением маршрута! Те же, кто в процессе перехода упал или коснулся ногой пола, считаются выбывшими из игры. Попытайтесь дойти до финиша в полном составе, без потерь.
А теперь поднимитесь на стулья! Переправа началась…
- Тренинг «Стаканчик»
- облегчить участникам вхождение в групповой тренинг через участие в игре;
- снять напряжение от встречи с незнакомыми людьми;
- поддержать открытое выражение положительных эмоций;
- способствовать развитию нестандартного, творческого мышления участников.
Ресурсы: стул для каждого из участников и несколько (чтобы была возможность заменить испорченный или загрязнившийся в ходе игры стакан) разовых пластиковых стаканчиков.
Время: до 10 мин.
Ход упражнения. Участники садятся в круг. Тренер дает первому игроку пластиковый стаканчик. Задание: передать стаканчик по кругу таким образом, чтобы способ передачи его от игрока к игроку ни разу не повторился. Для тех, кто никак не может придумать оригинальный, еще не использованный в игре способ передачи стаканчика, команда придумывает смешные штрафные санкции. Все штрафы отрабатываются в конце игры.
Игра завершается, когда пройден полный круг, либо продолжается до тех пор, пока существуют новые оригинальные идеи.
Завершение: обсуждение упражнения и выступления «штрафников».
Упражнение «Поиск сходства»
Цель: Сплочение группы через нахождение сходств у ее участников.Время: 20 минут.
Ресурсы: карточки с изображением животных, листы бумаги.
Ход упражнения: Каждая команда должна написать на листе черты сходства ( первая команда) и черты различия ( вторая команда) в своей группе.
Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество.
Психологический смысл упражнения: Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.
Обсуждение: Постараться подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.
Упражнение «Построимся»
Цель: обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам.Время: 10 минут.
Ход упражнения: «Теперь мы посмотрим, насколько Ваши общие черты проявляются у каждого из вас в отдельности!». Задача участников – построиться в одну линию по росту. При этом нельзя разговаривать. Затем задание усложняется – им нужно построиться по дате и месяцу рождения, по длине волос, по отдаленности места проживания от колледжа, по цветам радуги в их одежде.
Психологический смысл упражнения: Участники лучше узнают друг друга, обучаются эффективному взаимодействию в команде.
Обсуждение: Трудно ли Вам было выполнять это упражнение? Почему? Какую роль Вы избрали для себя? Какая стратегия выполнения была наиболее эффективна?
- Список использованной литературы и методических пособий
- Асеев, В. Г. Возрастная психология / В. Г. Асеев; Иркут.гос. пед. ин-т. — Иркутск: ИГПИ, 1989. — 194 с.
- Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович; под ред. Фельдштейна. — М.: Ин-т практической психол.; Воронеж: МОДЭК, 1995. — 352 с.
- Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии [Текст] / Л.Ф. Бурлачук. — СПб.: Питер, 2007. — 352с.
- Глуханюк, Н.С. Психодиагностика: практикум [Текст]: учебное пособие для вузов / Н.С. Глуханюк, Д.Е. Белова. — М.: Академический Проект; Екатеринбург Деловая книга, 2005. — 272с.
- Ежова, Н.Н. Рабочая книга практического психолога [Текст] / Н.Н. Ежова. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 315с.
- Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М., 2000
- Практическая психодиагностика: методики и тесты [Текст] : учебное пособие / Сост. Д.Я. Райгородский. — Самара : БАХРАХ-М, 2009. — 672с.
- Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2002 – 128 с.
- Шапарь, В.Б. Практическая психология: проективные методики [Текст] / В.Б. Шапарь, О.В. Шапарь. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 478с.
- Панфилова А. П. Тренинг педагогического общения: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2006. — 336 с.